Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Я работаю по программе воспитательной работы «Росток», реализуемую в начальной школе, которая поможет мне, как учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
1 класс успешная адаптация к школьной жизни; эмоциональная устойчивость обучающихся; создание предпосылок для формирования классного коллектива; активное участие родителей в жизни класса, школы. | 2 класс устойчивые положительные результаты обучения; активное участие детей в жизни класса, школы; негативное отношение к вредным привычкам; создание органов классного самоуправления. |
3 класс проявление интеллектуальных способностей; знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города; умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; ощущение ответственности за совершаемые поступки. | 4 класс овладение методами самовоспитания, самоконтроля; проявление самостоятельной творческой активности; умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы; мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность. |
Система мероприятий и сроки реализации
1 класс "Мой дом - моя крепость"
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
Основные задачи:
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
"Спорт и здоровье" | - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение кружков и секций. | "Азбука Здоровья" "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" "Панорама развивающих курсов" "Зимние забавы" | конкурс рисунков беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный праздник на природе |
"Труд и порядок" | - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | "Любимая школа - чистая школа" "Содержи в порядке книжки и тетрадки" "Как трудится моя семья" | экскурсия беседа выставка рисунков |
"Наука и образование" | - формировать любознательность, интерес к знаниям. | "Мои любимые уроки" "Мы уже писать умеем" "Кто лучше считает?" "Клуб Почемучек" «Азбука профессий» «Азбука улиц» | викторина - игра игра математический ринг поисковая деятельность профориентационная игра игра по ПДД |
"Досуг" | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | "День рожденья только раз в году!" День именинника «Овощное ассорти» «Новогодние Приключения» «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» «Наши Защитники» «Вот и стали мы на год взрослей» | праздник рождения класса развлекательный марафон игра-путешествие игра концерт для мам и бабушек конкурс праздник |
"Мир прекрасного" | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | "Птицам нужна помощь" "Моя минута славы" "Игрушечный мир" | изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" час творчества творческая мастерская |
2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
"Спорт и здоровье" | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | "Полезные привычки" "Осенний кросс" "Весёлые старты" "Береги здоровье смолоду" | викторина соревнование спортивный праздник конкурс семейных плакатов |
"Труд и порядок" | - приобщать к общественно - полезной деятельности | "Книжкина больница" "Данила - мастер" Операция "Чистюлька" | операция выставка - конкурс трудовой десант |
"Наука и образование" | - расширять кругозор; - воспитывать культуру умственного труда. | Праздник первой отметки Лингвистический кросс Математический кросс "Что? Где? Когда?" | утренник интеллектуальный конкурс интеллектуальный конкурс викторина |
"Досуг" | - создавать условия для проявления творческой индивидуальности; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | "На все руки мастера" "А, ну-ка, мальчики" «Девчата, вперед» "В стране Мультфильмии" "О бабушках и дедушках" | конкурс- викторина игра - соревнование на открытом воздухе развлекательная игра игра - путешествие устный журнал |
"Мир прекрасного" | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | "Ярмарка чудес" "Тропинка школьная моя" "Пестрый глобус" | творческий конкурс создание классного альбома стендовый доклад |
3 класс "Мир человеческих чувств"
проявление интеллектуальных способностей;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
"Спорт и здоровье" | - формировать способности управлять своим здоровьем. | "Я выбираю ЗОЖ" "Мое здоровье в моих руках" | агитбригада круглый стол |
"Труд и порядок" | - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | "Кто работы не боится, у того она и спорится" «Я – лидер» "Мои поручения в классе и дома" | субботник конкурс отчёт |
"Наука и образование" | - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | Олимпиада по русскому языку Математическая регата «Мудрые страницы» «Знакомые незнакомцы» | интеллектуальный конкурс интеллектуальный конкурс литературная викторина экологическая тропа |
"Досуг" | - формировать желание проявлять творческую инициативу. | "Сотвори солнце в себе" "Рыцарский турнир" Операция "Новый год" «Самая прекрасная на свете» | акция добра праздник мастерская по изготовлению игрушек праздник |
"Мир прекрасного" | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности. | "Прекрасное в моей жизни" "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" | конкурс стихов коллаж практическая игра тренинг акция |
4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
"Спорт и здоровье" | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | устный журнал игра - путешествие семейная спартакиада |
"Труд и порядок" | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде - порядок в знаниях" "Секреты чистоты" | рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома трудовая акция |
"Наука и образование" | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Интеллектуально - творческий марафон Фестиваль Знаний и творчества | интеллектуальный конкурс смотр достижений выпускников начальной школы |
"Досуг" | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" "Я умею, я могу, я хочу" | беседа творческий отчет выпускника |
"Мир прекрасного" | - формировать желание активно преобразовывать действительность | "Школьные годы чудесные" "Гармония в природе" | поисковая работа выпуск журнала экологический плакат |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого - педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские встречи, обмен опытом |
индивидуальные и тематические консультации |
тренинги |
конференции |
родительские собрания |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса |
родительское общественное патрулирование |
шефская помощь |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
1 класс |
сентябрь | Знакомство с родителями учеников-первоклассников. | учитель |
октябрь | Трудности адаптации первоклассника к школе. | учитель, психолог, логопед |
декабрь | Режим дня школьника, его роль. | учитель |
февраль | Эмоции положительные и отрицательные. | учитель, психолог |
апрель | Итоги адаптации первоклассников. | учитель, психолог |
май | Итоги прошедшего учебного года «Перелистывая страницы...» | учитель |
2 класс |
I четверть | Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. | учитель |
II четверть | Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии. | учитель |
III четверть | Наказание и поощрение в семье. | учитель, психолог |
IV четверть | Итоги прошедшего учебного года. | учитель, родительский актив |
3 класс |
I четверть | Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. | учитель |
II четверть | Трудовое участие ребенка в жизни семьи. | учитель, психолог |
III четверть | Как организовать внешкольное время ребенка. Роль игры в его жизни. | учитель |
IV четверть | Итоги прошедшего года «Вот и стали мы на год взрослей». | учитель |
4 класс |
I четверть | Воспитание нравственных привычек у детей. | учитель |
II четверть | Речевые навыки и их значение в обучении. Развитие речи. | учитель, логопед |
III четверть | Телевизор в жизни семьи и ребенка. | учитель |
IV четверть | Итоги обучения в начальной школе. | учитель |
Организация управления и контроля
за ходом реализации программы воспитательной деятельности «Росток»
Модель выпускника начальной школы
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Личностные качества (черты характера):
Отношение к окружающим:
уважение, гуманность
забота о других; милосердие
интерес к людям, общительность;
доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
толерантность, уступчивость;
Интеллектуальное развитие
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
добросовестность
старательность
осознанность
Человек - творец самого себя:
Культура поведения:
Здоровый образ жизни:
отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
любовь и интерес к спорту
отсутствие вредных привычек
знание способов поддержания здоровья;
Эстетическая культура
Отношение к природе:
Оценка эффективности и перспектива развития
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса:
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
развитость креативных способностей учащихся;
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальное развитие | 1. Освоенность образовательной программы 2. Развитость познавательных процессов 3. Способность к проведению научного поиска | 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости 2. Уровень учебной мотивации (методика Лускановой Н. Г.) |
2. Нравственное развитие | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность учащихся | 1. Оценка уровня воспитанности (методика Капустина И. И.) 2. Педагогическое наблюдение |
3. Коммуникативное развитие | 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | 1. «Я в глазах других» (анализ «Индивидуальной карты развития ребенка) 2. Педагогическое наблюдение |
4. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению 2. Стремление к творчеству | 1. Анкета для родителей «Способности вашего ребенка» 2. Педагогическое наблюдение |
5.Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе | 1. Социометрия |
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | 1. Тест «Хорошо ли ребенку в школе?» 2. Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А. А.) |
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.
Литература
Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Приложения

Приложение 1
ЛИСТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА
П/П | Критерии | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Полуго- дие | Конец года |
1 | Классная работа выполня- лась: всегда | | | | | |
регулярно | | | | | |
примерно в половине случаев | | | | | |
редко | | | | | |
почти никогда | | | | | |
2 | Домашние задания выполня- лись: всегда | | | | | |
регулярно | | | | | |
примерно в половине случаев | | | | | |
редко | | | | | |
почти никогда | | | | | |
3 | Отношение к учебе в целом: положительное | | | | | |
безразличное | | | | | |
негативное | | | | | |
4 | Участие в работе класса на уроках: постоянное | | | | | |
инициативное | | | | | |
регулярное | | | | | |
частое | | | | | |
редкое | | | | | |
5 | Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто | | | | | |
редко | | | | | |
почти никогда | | | | | |
6 | Ответственность и самостоя- тельность в учебной дея- тельности: всегда самостоятелен | | | | | |
нуждается в помощи и сопровождении | | | | | |
самостоятельность проявляется редко | | | | | |
уклоняется от ответственности | | | | | |
7 | Внимание: отличное | | | | | |
среднее | | | | | |
легко отвлекается | | | | | |
8 | Память: отличная | | | | | |
средняя | | | | | |
долговременная | | | | | |
кратковременная | | | | | |
9 | Глубина усвоения материа- ла: воспроизводит с элементами собственного творчества | | | | | |
воспроизводит знания полностью | | | | | |
воспроизводит знания не полностью | | | | | |
10 | Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно | | | | | |
готов к уроку с напоминанием | | | | | |
не готов к уроку | | | | | |
11 | Оформление работ: по всем требованиям | | | | | |
частично нарушены требования | | | | | |
без выполнения требований | | | | | |
красиво | | | | | |
аккуратно | | | | | |
грязно | | | | | |
12 | Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством работы | | | | | |
опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы | | | | | |
соответствует темпу урока | | | | | |
отстаёт от темпа урока | | | | | |
13 | Понимание смысла учебной деятельности: сам формирует цель учебной работы | | | | | |
формирует цель с помощью учителя | | | | | |
не умеет формулировать цель учебной работы | | | | | |
14 | Умение организовать и контролировать свою работу на уроке: всегда | | | | | |
иногда | | | | | |
никогда | | | | | |
15 | Взаимоотношения и взаимо- действие с товарищами: положительное | | | | | |
безразличное | | | | | |
негативное | | | | | |
16 | Соблюдение норм и правил поведения учащихся: отличное | | | | | |
хорошее | | | | | |
удовлетворительное | | | | | |
плохое | | | | | |
17 | Общеучебные навыки освоены: отлично | | | | | |
хорошо | | | | | |
удовлетворительно | | | | | |
плохо | | | | | |
| Подпись учащегося | | | | | |
| Подпись педагога | | | | | |
| Подпись родителей | | | | | |