СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа "Росток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе есть все важные направления воспитательной деятельности:  воспитание эстетической деятельности, экологическое воспитание, изучение интересов и склонностей учащихся,воспитание общечеловеческих и нравственных качеств, спортивно-оздоровительная работа, задачи воспитательной работы на перспективу и на год, система мероприятийв 1 - 4 классах и сроки её реализации.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа "Росток"»

Пояснительная записка


Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

В.Г. Белинский


Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Я работаю по программе воспитательной работы «Росток», реализуемую в начальной школе, которая поможет мне, как учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.


Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.


Задачи:

  • Развивать умение общаться и сотрудничать.

  • Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

  • Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

  • Развивать эмоциональную и волевую сферы.


1 класс

  • успешная адаптация к школьной жизни;

  • эмоциональная устойчивость обучающихся;

  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс

  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • активное участие детей в жизни класса, школы;

  • негативное отношение к вредным привычкам;

  • создание органов классного самоуправления.

3 класс

  • проявление интеллектуальных способностей;

  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;

  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.


4 класс

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.


Система мероприятий и сроки реализации


1 класс "Мой дом - моя крепость"

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

Основные задачи:

  • успешная адаптация к школьной жизни;

  • эмоциональная устойчивость обучающихся;

  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;

активное участие родителей в жизни класса, школы.


НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ

ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать понимание значимости здорового образа жизни;

- мотивировать на посещение кружков и секций.

"Азбука Здоровья"


"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"


"Панорама развивающих курсов"




"Зимние забавы"

конкурс рисунков


беседа о режиме дня







знакомство со спортивными секциями и кружками в школе



спортивный праздник на природе

"Труд и порядок"

- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

"Любимая школа - чистая школа"


"Содержи в порядке книжки и тетрадки"


"Как трудится моя семья"

экскурсия



беседа



выставка рисунков

"Наука и образование"

- формировать любознательность, интерес к знаниям.

"Мои любимые уроки"

"Мы уже писать умеем"


"Кто лучше считает?"


"Клуб Почемучек"



«Азбука профессий»


«Азбука улиц»

викторина - игра


игра



математический ринг


поисковая деятельность


профориентационная игра


игра по ПДД

"Досуг"

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

"День рожденья только раз в году!"


День именинника



«Овощное ассорти»


«Новогодние Приключения»


«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»


«Наши Защитники»


«Вот и стали мы на год взрослей»


праздник рождения класса


развлекательный марафон


игра-путешествие


игра



концерт для мам и бабушек



конкурс


праздник

"Мир прекрасного"

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

"Птицам нужна помощь"




"Моя минута славы"



"Игрушечный мир"

изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"



час творчества




творческая мастерская



2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"

  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • активное участие детей в жизни класса, школы;

  • негативное отношение к вредным привычкам;

  • создание органов классного самоуправления.


НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

"Полезные привычки"


"Осенний кросс"


"Весёлые старты"


"Береги здоровье смолоду"

викторина



соревнование


спортивный праздник


конкурс семейных плакатов

"Труд и порядок"

- приобщать к общественно - полезной деятельности

"Книжкина больница"


"Данила - мастер"


Операция "Чистюлька"

операция



выставка - конкурс


трудовой десант

"Наука и образование"

- расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.

Праздник первой отметки


Лингвистический кросс


Математический кросс


"Что? Где? Когда?"

утренник



интеллектуальный конкурс


интеллектуальный конкурс


викторина

"Досуг"

- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

"На все руки мастера"


"А, ну-ка, мальчики"



«Девчата, вперед»


"В стране Мультфильмии"


"О бабушках и дедушках"

конкурс- викторина


игра - соревнование на открытом воздухе


развлекательная игра


игра - путешествие


устный журнал

"Мир прекрасного"

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

"Ярмарка чудес"



"Тропинка школьная моя"


"Пестрый глобус"

творческий конкурс


создание классного альбома


стендовый доклад



3 класс "Мир человеческих чувств"

  • проявление интеллектуальных способностей;

  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;

  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.


НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать способности управлять своим здоровьем.

"Я выбираю ЗОЖ"

"Мое здоровье в моих руках"

агитбригада



круглый стол

"Труд и порядок"

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

"Кто работы не боится, у того она и спорится"


«Я – лидер»


"Мои поручения в классе и дома"

субботник




конкурс


отчёт

"Наука и образование"

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку


Математическая регата


«Мудрые страницы»


«Знакомые незнакомцы»

интеллектуальный конкурс


интеллектуальный конкурс


литературная викторина


экологическая тропа

"Досуг"

- формировать желание проявлять творческую инициативу.

"Сотвори солнце в себе"


"Рыцарский турнир"


Операция "Новый год"



«Самая прекрасная на свете»

акция добра



праздник



мастерская по изготовлению игрушек


праздник

"Мир прекрасного"

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

"Прекрасное в моей жизни"


"Правила хорошего тона"


"Учимся правильно жить и дружить"


"Сделай мир добрее"

конкурс стихов

коллаж


практическая игра



тренинг




акция



4 класс "Жизнь дана на добрые дела"

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.


НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"


"Экологическая тропа"


"Всей семьёй - на старт!"

устный журнал




игра - путешествие


семейная спартакиада

"Труд и порядок"

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

"Порядок в труде - порядок в знаниях"


"Секреты чистоты"

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома


трудовая акция

"Наука и образование"

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Интеллектуально - творческий марафон


Фестиваль Знаний и творчества

интеллектуальный конкурс



смотр достижений выпускников начальной школы

"Досуг"

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

"Мои интересы, мои возможности"


"Я умею, я могу, я хочу"



беседа




творческий отчет выпускника

"Мир прекрасного"

- формировать желание активно преобразовывать действительность

"Школьные годы чудесные"


"Гармония в природе"

поисковая работа

выпуск журнала


экологический плакат



Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого - педагогическое просвещение родителей;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

основные направления

формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

родительские встречи, обмен опытом

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

родительское общественное патрулирование

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета

Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

1 класс

сентябрь

Знакомство с родителями учеников-первоклассников.

учитель

октябрь

Трудности адаптации первоклассника к школе.

учитель, психолог, логопед

декабрь

Режим дня школьника, его роль.

учитель

февраль

Эмоции положительные и отрицательные.

учитель, психолог

апрель

Итоги адаптации первоклассников.

учитель, психолог

май

Итоги прошедшего учебного года «Перелистывая страницы...»

учитель

2 класс

I четверть

Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

учитель

II четверть

Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

учитель

III четверть

Наказание и поощрение в семье.

учитель, психолог

IV четверть

Итоги прошедшего учебного года.

учитель, родительский актив

3 класс

I четверть

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

учитель

II четверть

Трудовое участие ребенка в жизни семьи.

учитель, психолог

III четверть

Как организовать внешкольное время ребенка. Роль игры в его жизни.

учитель

IV четверть

Итоги прошедшего года «Вот и стали мы на год взрослей».

учитель

4 класс

I четверть

Воспитание нравственных привычек у детей.

учитель

II четверть

Речевые навыки и их значение в обучении. Развитие речи.

учитель, логопед

III четверть

Телевизор в жизни семьи и ребенка.

учитель

IV четверть

Итоги обучения в начальной школе.

учитель



Организация управления и контроля

за ходом реализации программы воспитательной деятельности «Росток»



Модель выпускника начальной школы

Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Личностные качества (черты характера):

  • сознательная дисциплинированность;

  • умение дружить;

  • порядочность

  • честность, правдивость

Отношение к окружающим:

  • уважение, гуманность

  • забота о других; милосердие

  • интерес к людям, общительность;

  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству;

  • толерантность, уступчивость;

Интеллектуальное развитие

  • информационный кругозор

  • потребность применять знания на практике

Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

  • добросовестность

  • старательность

  • осознанность

Человек - творец самого себя:

  • "любящий себя" - значит уважающий себя и других;

  • стремление к саморазвитию.

Культура поведения:

  • умение жить вместе с другими;

  • культура речи.

Здоровый образ жизни:

  • отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;

  • любовь и интерес к спорту

  • отсутствие вредных привычек

  • знание способов поддержания здоровья;

Эстетическая культура

  • умение видеть прекрасное в природе и жизни.

Отношение к природе:

  • готовность охранять и защищать природу;

  • бережное отношение к окружающей среде;



Оценка эффективности и перспектива развития

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

  • развитость креативных способностей учащихся;

  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

  • сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальное развитие

1. Освоенность образовательной программы

2. Развитость познавательных процессов

3. Способность к проведению научного поиска


1. Анализ текущей и итоговой успеваемости

2. Уровень учебной мотивации (методика Лускановой Н. Г.)


2. Нравственное развитие

1. Сформированность основных нравственных качеств личности

2. Социальная активность учащихся

1. Оценка уровня воспитанности (методика Капустина И. И.)

2. Педагогическое наблюдение


3. Коммуникативное развитие

1. Коммуникабельность

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

1. «Я в глазах других» (анализ «Индивидуальной карты развития ребенка)

2. Педагогическое наблюдение


4. Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению

2. Стремление к творчеству

1. Анкета для родителей «Способности вашего ребенка»

2. Педагогическое наблюдение


5.Сформированность классного коллектива


1. Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе


1. Социометрия

6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей


1. Тест «Хорошо ли ребенку в школе?»

2. Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А. А.)

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.



Литература

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.

  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.

  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.

  7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

  8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. - М.: ВАКО, 2005.











Приложения





















Приложение 1

ЛИСТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА


П/П

Критерии

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Полуго-

дие

Конец

года

1

Классная работа выполня-

лась:

всегда






регулярно






примерно в

половине случаев






редко






почти никогда






2

Домашние задания выполня-

лись:

всегда





регулярно






примерно в половине

случаев






редко






почти никогда






3

Отношение к учебе в целом:

положительное






безразличное






негативное






4

Участие в работе класса на уроках:

постоянное






инициативное






регулярное






частое






редкое






5


Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто






редко






почти никогда






6

Ответственность и самостоя-

тельность в учебной дея-

тельности:

всегда самостоятелен






нуждается в помощи

и сопровождении






самостоятельность

проявляется редко






уклоняется

от ответственности






7

Внимание:

отличное






среднее






легко отвлекается






8

Память:

отличная






средняя






долговременная






кратковременная






9

Глубина усвоения материа-

ла:

воспроизводит с элементами

собственного творчества






воспроизводит знания

полностью






воспроизводит знания не

полностью






10

Организация учебной

деятельности:

готов к уроку самостоятельно






готов к уроку с напоминанием






не готов к уроку






11

Оформление работ:

по всем требованиям






частично нарушены

требования






без выполнения требований






красиво






аккуратно






грязно






12

Темп работы:

опережает темп работы

класса с высоким качеством

работы






опережает темп работы

класса с недостаточным

качеством работы






соответствует темпу урока






отстаёт от темпа урока






13

Понимание смысла

учебной деятельности:

сам формирует цель

учебной работы






формирует цель с помощью

учителя






не умеет формулировать

цель учебной работы






14

Умение организовать и

контролировать свою работу

на уроке:

всегда






иногда






никогда






15

Взаимоотношения и взаимо-

действие с товарищами:

положительное






безразличное






негативное






16

Соблюдение норм и правил

поведения учащихся:

отличное






хорошее






удовлетворительное






плохое






17

Общеучебные навыки освоены:

отлично






хорошо






удовлетворительно






плохо







Подпись учащегося







Подпись педагога







Подпись родителей