МБОУ «Гимназия № 32» города Иваново
Рекомендовано на заседании методического совета от ____________20__ г председатель МО: М.Ю.Савостьянова | Утверждено: Директор МБОУ «Гимназия №32» ________________ С.С.Рябков Приказ № от «_____» _____________20___г. |
Рабочая программа
по дополнительной платной образовательной услуге
«Развитие речи. Работа с текстом»
2 класс
Составитель: Беляева Екатерина Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 32»,
первая квалификационная категория.
2021 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Формировать интерес к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УДД:
Возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.
Познавательные УДД:
осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание | Формы и виды деятельности |
Введение Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Знакомство с тетрадью. Ориентироваться в учебном пособии. Находить произведение в содержании учебного пособия. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. | Формы организации: - беседа. Виды деятельности: - использование художественной и научно - познавательной литературы; - ориентирование в учебном пособии; - поиски произведения в содержании учебного пособия. |
Работа с текстом Работа с текстом: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий, различение абзацев, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту; работа со словом и словосочетанием, деление на слоги, ударение. | Формы организации: - учебная дискуссия; - чтение - обсуждение; - вопросы и ответы; - коллективное чтение. Виды деятельности: - использование различных видов чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; - восприятие на слух прочитанное, вычленение нужных фактов в тексте. |
Работа по восстановлению деформированного текста Работа с деформированным текстом: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. | Формы организации: - урок актуализации знаний; - исследовательская работа в группах. Виды деятельности: - осмысление содержания прочитанного текста; - сравнение между собой объектов, описанных в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; - осознание смысла текста; - определение темы и главной мысли текста; - вычленение содержащегося в тексте основного события и установление его последовательности. |
Комплексный анализ текста Работа по подготовке к комплексному анализу текста: лингвистическому. фонетическому, стилистическому, словообразовательному. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Подведение итогов работы за год. | Формы организации: - практикум; - самостоятельная работа. Виды деятельности: - анализ ошибок, исправление их; - соотношение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую; - формулировка несложных выводов, основываясь на текст; - нахождение аргументов, подтверждающих выводы; - самопроверка и самооценивание. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Работа с текстом | 18 |
3. | Работа по восстановлению деформированного текста | 4 |
4. | Комплексный анализ текста | 3 |
| Итого: | 26 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема и содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение - 1 час |
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Использование различных видов чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. | 1 | |
Работа с текстом - 18 часов |
2 | Работа над текстом И.Соколова – Микитова «В лесу». Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа с иллюстрацией. | 1 | |
3 | Работа над текстом В. Осеевой «Плохо». Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы. | 1 | |
4 | Работа над текстом Л.Толстого «Два товарища». Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять последовательность событий. | 1 | |
5 | Работа над текстом В. Бурлакова «На рассвете». Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями. | 1 | |
6 | Работа над текстом А.Тихонова «Где вода, там жизнь». Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией. | 1 | |
7 | Работа над текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки». Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения. | 1 | |
8 | Работа по тексту: И. Пузанова «На рыбалке». Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией. | 1 | |
9 | Работа над текстом В. Бахревского «Мишка под деревом». Подбирать синонимы, заголовок к тексту. Восстанавливать последовательность событий. | 1 | |
10 | Работа над текстом И.Соколова Микитова «На лесной дороге». Восстанавливать деформированные предложения. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту. | 1 | |
11 | Работа с текстом Л.Яхнина «Силачи». Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова. | 1 | |
12 | Работа над текстом А.Тихонова «Сороки». Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания. | 1 | |
13 | Работа с текстом из детской энциклопедии. Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения. | 1 | |
14 | Работа по тексту: К.Ушинского «Играющие собаки». Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с кроссвордом. | 1 | |
15 | Работа с текстом И. Соколова – Микитова «Утром в лесу». Применять прием сравнения. Восстанавливать предложения. | 1 | |
16 | Работа над текстом Е.Пермяка «Первая рыбка». Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать с иллюстрацией. | 1 | |
17 | Работа с текстом И.Сокола – Микитова «Белка». Определять тип текста. Списывать текст. | 1 | |
18 | Работа над текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности ». Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному. | 1 | |
19 | Работа над текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок». Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя. | 1 | |
Работа по восстановлению деформированного текста - 4 часа |
20 | Работа с текстом В.Кологрива «Жизнь кузнечика». Работать с таблицей. Ставить ударение в словах. | 1 | |
21 | Работа с текстом С.Аксакова «Щенок». Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. | 1 | |
22 | Работа с текстом Ш.Перро «Золушка» . Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом. | 1 | |
23 | Работа с текстом Н. Юрцевича «Красавица русских лесов». Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. | 1 | |
Комплексный анализ текста - 3 часа |
24 | Работа над текстом С.Юцзунь «Светлячок и Муравей». Работать с пословицами. Составлять диалог. | 1 | |
25 | Работа над текстом В.Танасийчук «Лосось». Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы предложения. | 1 | |
26 | Работа с текстом В. Коржикова «Прогулка по лесу». Восстанавливать предложения. Работать с иллюстрацией. | 1 | |