СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для обучающихся на дому

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа для обучающихся на дому»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4


ПРИНЯТО

педагогическим советом

141 от 30.08.2019




Утверждаю

Директор МОУ СОШ №4

________ В.Г. Бондарев




Программа психологической помощи школьникам, обучающимся на дому «РЕЛАКСАЦИЯ-КОРРЕКЦИЯ-РАЗВИТИЕ» Срок реализации программы- 8 лет







Педагог-психолог:

Стародедова Ю.А.



Пояснительная записка

К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоение образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитие слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Выделяют два комплекса причин, обусловливающих возникновение отклонений в развитии, которые являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде. Приобретенные детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития.

Причины возникающих у ребенка проблем могут быть связаны как с особенностями его психофизического развития, так и с педагогической, социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к школьному обучению.

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.

В последние годы в психологии и коррекционной педагогике выделена самостоятельная типологическая группа «дети с трудностями в обучении, обусловленным задержкой психического развития». Для определения этой типологической группы специалистами используются различные понятия: дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, У.В. Ульенкова), нервно-ослабленные дети (А.И. Захаров), дети группы риска (Г.Ф. Кумарина).

В нормативно-методической документации, по определению Г.Ф. Кумариной (1998)-это дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации.

В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.  Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
 По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1.  Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2.  Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3.  Дети с нарушением речи (логопаты);

4.  Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5.  Дети с умственной отсталостью;

6.  Дети с задержкой психического развития;

7.  Дети с нарушением поведения и общения;

8.  Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).  

 В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Таким образом, программа коррекционной работы создается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы (при наличии специалистов).

Это явление вызвало к жизни много актуальных проблем, которые требуют неотложного решения. Особое значение приобретает отсутствие экономических условий, неразработанность методологических подходов и организации дифференцированной диагностической и коррекционной помощи детям с трудностями обучения, недостаточное количество научно-методических разработок, которые могли бы оказать помощь учителям, воспитателям, психологам.

Система индивидуального обучения - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

Коррекционная работа с детьми - это сложный вид деятельности взрослых в общеобразовательных учреждениях. Залог ее успеха - в их профессиональном взаимодействии. Все программы коррекции включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.

Психологическая помощь - явление многоплановое и включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др.

Основные принципы психологической коррекции:

единство коррекции и развития;

единство возрастного и индивидуального развития;

единство диагностики и коррекции;

подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.

Идеи практической реализации принципов психологической коррекционной помощи проблемным детям:

создание положительного эмоционального фона в процессе деятельности психолога и ребенка;

индивидуализация коррекционных приемов и методов;

создание развивающей сферы как фактора психического развития ребенка;

необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;

ориентация на зону ближайшего развития;

воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка.

Представленная модель психологической помощи детям с трудностями в обучении позволяет утверждать, что только целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая деятельность психологической службы может помочь детям, имеющим слабо выраженные отклонения в развитии.

Программа "Р-К-Р" рассчитана на восемь лет занятий с детьми со 2-го по 9-ый класс индивидуального обучения.

Объем программы составляет 648 часов в год. Занятия проводятся в классных комнатах и в кабинете релаксации.

Занятия рассчитаны на 1 час в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Цель программы: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей классов коррекционно-­развивающего обучения.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

активация познавательной деятельности учащихся;

повышения уровня их умственного развития;

нормализация учебной деятельности;

коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

социально-трудовая адаптация.

Анализ проблем возникновения преодоления школьной неуспеваемости с учетом психических особенностей неуспевающих школьников подтверждает необходимость создания модели психологической помощи детям с отклонениями в развитии.

Для определения содержания обучения детей с отклонениями в развитии необходимо понимание тех причин, которые лежат в основе неуспеваемости. Компенсация нарушений в познавательной и эмоционально- волевой сферах возможна при дифференцированном подходе к изучению, обучению и воспитанию детей.

Программа называется «РЕЛАКСАЦИЯ-КОРРЕКЦИЯ-РАЗВИТИЕ» - это три основных составляющих, без которых невозможно работать с детьми, обучающимися на дому.

В первую очередь РЕЛАКСАЦИЯ – снятие напряжения, расслабление ребёнка. Только после этого КОРРЕКЦИЯ – исправление, поправка тех особенностей психического развития, которые не соответствуют норме. Только после снятия напряжения ребёнок может поддаваться более полной, глубокой, продуктивной коррекции. И через релаксацию и коррекцию - РАЗВИТИЕ ребёнка – движение вперёд, к цели.

Необходимым условием организационно-методических подходов в работе школьного психолога по оказанию помощи детям с трудностями в обучении служит принцип единства диагностики и коррекции с опорой на психолого-педагогические и возрастные требования.

Реализация потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, от внимания окружающих взрослых, а с другой - от организации педагогически целесообразного воздействия. Основой успешности применения разработанной модели психологической помощи детям с проблемами в обучении является психологическая дифференциация детей на группы по соотношению уровней развития познавательной и регуляторной сфере в структуре дефекта.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка, испытывающего проблемы уже на начальной ступени обучения, является важной задачей.

Поскольку программа «Р-К-Р» рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, умений и навыков, предполагается и обширная материально-техническая база.

Для эффективной деятельности по программе необходимы:

кабинет релаксации (помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям), мебель.

аппаратура: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, проектор с набором слайдов, фотоаппарат, аудиокассеты, видеокассеты.

инструменты: ножницы, линейки, карандаш и т.п.

различные материалы: белая и цветная бумага, пластилин, глина, клей, фломастеры, краски и т.п.

Начальная школа

Основной целью программы начальной школы индивидуального обучения является оказание помощи детям в адаптации к школе. Данная цель требует решения ряда задач:

развитие эмоциональной регуляции поведения детей;

предупреждение и снижение тревожности и страхов;

повышение уверенности в себе

К концу обучения в начальной школе подразумевается сформированность определенного уровня:

знаний и представлений об окружающем мире;

умственных операций, действий и навыков;

речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказываниям и элементами монологической речи;

познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;

регуляции поведения.









Тематический план программы «Р-К-Р» для 2-го класса (первый год обучения)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

 

Раздел 1. Диагностика.

 


1-2

Диагностика познавательной сферы

2


3-4

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

Раздел 2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки

 


5-6

Такие разные настроения.

2


7-8

Как справиться с плохим настроением?

2


9-10

Как стать уверенным в себе.

2


11

Как делать выбор.

1


12-13

Как добиваться успеха.

2


14

Трудное слово «нет»

1


15

Чем мы отличаемся друг от друга.

1


16

Учимся говорить себе «стоп»

1


17

Как победить свой страх.

1


18

Подведение итогов

1


 

Раздел 3. Релаксационные занятия.

 


19-20

Релаксация с помощью музыки.

2


21-22

Релаксация с помощью лепки.

2


23-24

Рисуночная релаксация.

2


25-26

Релаксационные игры.

2


27-28

Релаксация с помощью ароматов.

2


29-30

Способы саморегуляции.

2


 

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

 


31-32

Диагностика познавательной сферы

2


33-34

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

ИТОГО

34














Тематический план программы «Р-К-Р» для 3-го класса (второй год обучения)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

 

Раздел 1. Диагностика.

 


1-2

Диагностика познавательной сферы

2


3-4

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

Раздел 2. Развитие познавательной сферы учащихся

 


5

Диагностико-мотивирущие упражнения на внимание и игры и упражнения на развитие объема внимания.

1


6

Игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания.

1


7

Игры и упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание и произвольности внимания.

1


8

Диагностико-мотивирущие упражнения на память и игры и упражнения на развитие точности запоминания.

1


9

Игры и упражнения на использование приёмов запоминания.

1


10

Развитие логической и механической памяти.

1


11

Игры-загадки. Развитие операций анализа, синтеза, сравнения

1


12

Игры и упражнения на развитие обобщения.

1


13

Игры и упражнения на развитие умения устанавливать следственные связи.

1


14

Игры и упражнения на нахождение сходства и различия

1


15

Игры и упражнения, придуманные детьми

1


16

Развитие фантазии. Сочинение сказок.

1


17

Рисунки сказочных домов. Проект «Школа моей мечты»

1


18

Соединяем соединимое.

1


 

Раздел 3. Релаксационные занятия.

 


19-20

Релаксация с помощью музыки.

2


21-22

Релаксация с помощью лепки.

2


23-24

Рисуночная релаксация.

2


25-26

Релаксационные игры.

2


27-28

Релаксация с помощью ароматов.

2


29-30

Способы саморегуляции.

2


 

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

 


31-32

Диагностика познавательной сферы

2


33-34

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

ИТОГО

34










Тематический план программы «Р-К-Р» для 4-го класса (третий год обучения)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

 

Раздел 1. Диагностика.

 


1-2

Диагностика познавательной сферы

2


3-4

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

Раздел 2. Обучение навыкам культуры поведения

 


5-6

Зачем нужен этикет.

2


7-8

Приветствия

2


9-10

Умение вести беседу

2


11-12

Телефонный - разговор

2


13-14

В театре

2


15-16

Принимаем гостей

2


17-18

Чаепитие

2


 

Раздел 3. Релаксационные занятия.

 


19-20

Релаксация с помощью музыки.

2


21-22

Релаксация с помощью лепки.

2


23-24

Рисуночная релаксация.

2


25-26

Релаксационные игры.

3


27-28

Релаксация с помощью ароматов.

2


29-30

Способы саморегуляции.

2


 

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

 


31-32

Диагностика познавательной сферы

2


33-34

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

ИТОГО

34




















5, 6, 7 классы индивидуального обучения

Цель работы психолога с учащимися 5, 6, 7 классов - личностное развитие и межличностные отношения ребят.

Задачи:

Развитие эмоционально-личностной сферы детей;

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

К концу обучения в 7 классе у учащихся подразумевается сформированность определенного уровня:

Умение конструктивным способом выходить из конфликтных ситуаций;

Умение слушать других людей;

Владение приемлемыми способами разрядки гнева и агрессивности;

Владение способами внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

Сформированность позитивной моральной позиции.



























план программы «Р-К-Р» для 5-го класса (четвертый год обучения)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

 

Раздел 1. Диагностика.

 


1-2

Диагностика познавательной сферы

2


3-4

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

Раздел 2. Развитие самопознания и рефлексии

 


5-6

Общение в жизни человека

2


7-8

Зачем нужно знать себя.

2


9-10

Я глазами других

2


11-12

Самооценка

2


13-14

Мои внутренние и мои внутренние враги

2


15-16

«Ярмарка» достоинств

2


17-18

Ищу друга

2


 

Раздел 3. Релаксационные занятия.

 


19-20

Релаксация с помощью музыки.

2


21-22

Релаксация с помощью лепки.

2


23-24

Рисуночная релаксация.

2


25-26

Релаксационные игры.

2


27-28

Релаксация с помощью ароматов.

2


29-30

Способы саморегуляции.

2


 

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

 


31-32

Диагностика познавательной сферы

2


33-34

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

ИТОГО

34




















Тематический план программы «Р-К-Р» для 6-го класса (пятый год обучения)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

 

Раздел 1. Диагностика.

 


1-2

Диагностика познавательной сферы

2


3-4

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

Раздел 2. Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов

 


5-6

Почему люди ссорятся?

2


7-8

Барьеры общения

2


9-10

Предотвращение конфликта

2


11-12

Учимся слушать друг друга

2


13-14

Уверенное и неуверенное поведение

2


15-16

Нужна ли агрессия

2


17-18

Пойми меня

2


 

Раздел 3. Релаксационные занятия.

 


19-20

Релаксация с помощью музыки.

2


21-22

Релаксация с помощью лепки.

2


23-24

Рисуночная релаксация.

2


25-26

Релаксационные игры.

2


27-28

Релаксация с помощью ароматов.

2


29-30

Способы саморегуляции.

2


 

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

 


31-32

Диагностика познавательной сферы

2


33-34

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

ИТОГО

34


















Тематический план программы «Р-К-Р» для 7-го класса (шестой год обучения)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

 

Раздел 1. Диагностика.

 


1-2

Диагностика познавательной сферы

2


3-4

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

Раздел 2. Обучение навыкам конструктивного общения

 


5-6

Мои проблемы

2


7-8

Обиды

2


9-10

Критика

2


11-12

Комплименты или лесть

2


13-14

Груз привычек

2


15-16

Азбука перемен

2


17-18

Вежливость

2


 

Раздел 3. Релаксационные занятия.

 


19-20

Релаксация с помощью музыки.

2


21-22

Релаксация с помощью лепки.

2


23-24

Рисуночная релаксация.

2


25-26

Релаксационные игры.

2


27-28

Релаксация с помощью ароматов.

2


29-30

Способы саморегуляции.

2


 

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

 


31-32

Диагностика познавательной сферы

2


33-34

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

ИТОГО

34


















8 и 9 классы индивидуального обучения

Цель работы психолога с учащимися 8 и 9 классов - активация самопознания подростков и размышлений о собственных возможностях.

Задачи:

Воспитание чувства ответственности за качественное выполнение работы или определенного задания;

Формирование умений решать технические, технологические, экономические, экологические задачи, способствующие развитию техникотехнологического и экономического мышления, творческих способностей, осознанному выбору профессиональной деятельности;

Побуждение к сознательному выбору профессии.

К концу обучения в 9 классе ребята должны понимать, что каждый человек в праве рассчитывать на построение своей уникальной жизни, которая не ущемляет права других и позволяет «быть самим собой в обществе равных».

Тематический план программы «Р-К-Р» для 8-го класса (седьмой год обучения)

№ занятий

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

 

Раздел 1. Диагностика.

 


1-2

Диагностика познавательной сферы

2


3-4

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

Раздел 2. Игровые психологические тренинги

 


5

Представь, что ты это можешь.

1


6

Мир чувств.

1


7

Сочинение историй с помощью игральных карт

1


8-9

Совершенствование коммуникативных возможностей

2


10

До и после

1


11

Страшные сны.

1


12

Человек-чулок.

1


13-14

Гадалка.

2


15

Групповое строительство

1


16

Ранние воспоминания в рисунке.

1


17

Книжка моего детства.

1


18

Психотерапевт внутри

1


 

Раздел 3. Релаксационные занятия.

 


19-20

Релаксация с помощью музыки.

2


21-22

Релаксация с помощью лепки.

2


23-24

Рисуночная релаксация.

2


25-26

Релаксационные игры.

2


27-28

Релаксация с помощью ароматов.

2


29-30

Способы саморегуляции.

2


 

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

 


31-32

Диагностика познавательной сферы

2


33-34

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

ИТОГО

34


Тематический план программы «Р-К-Р» для 9-го класса (восьмой год обучения)

№ зан

Тема занятия

Кол час

Дата

 

Раздел 1. Диагностика.

 


1-2

Диагностика познавательной сферы

2


3-4

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

Раздел 2. Помощь подросткам в проф. самоопределении

 


5

Кем быть

1


6

Мир профессий.

1


7

Профессия и специальность.

1


8

Анализ профессий.

1


9

Цепочка профессий.

1


10

Интересы и способности

1


11

Тест интересов

1


12

Мои предпочтения

1


13

Мои способности.

1


14

Особенности внимания.

1


15

Память и ее значение.

1


16

Мышление и его особенности.

1


17

Профессия и творчество

1


18

Темперамент и профессия

1


19

Характер и эмоции

1


20

Что спрятано за новым названием

1


21

Карьера.

1


22-23

Будь готов!

2


24-25

Перекресток

2


26

Звездный час

1


27

Взгляд в будущее

1


28

Итоговая игра «Перспектива»

1


 

Раздел 3. Релаксационные занятия.

 


29-30

Релаксация с помощью музыки.

2


 

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

 


31-32

Диагностика познавательной сферы

2


33-34

Диагностика эмоционально-личностной сферы

2


 

ИТОГО

34


Рабочий план на восемь лет

по программе «Психологическая помощь школьникам классов КРО»

п\п

Разделы

Количество часов по классам

2кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1

Диагностика познавательной сферы.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Диагностика эмоционально-личностной сферы.

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

14

0

0

0

0

0

0

0

4

Развитие познавательной сферы.

0

14

0

0

0

0

0

0

5

Обучение навыкам культуры поведения.

0

0

14

0

0

0

0

0

6

Развитие самопознания и рефлексии.

0

0

0

14

0

0

0

0

7

Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов.

0

0

0

0

14

0

0

0

8

Обучение навыкам конструктивного общения.

0

0

0

0

0

14

0

0

9

Игровые психологические тренинги.

0

0

0

0

0

0

14

0

10

Помощь подросткам в профессиональном самоопределении.

0

0

0

0

0

0

0

24

11

Релаксационные занятия.

12

12

12

12

12

12

12

2

12

Проверка эффективности по программе психологической помощи.

4

4

4

4

4

4

4

4

 

Всего:

34

34

34

34

34

34

34

34





















Список использованной литературы:

1.Актуальные проблемы задержки психического развития детей. (Под ред. К.С. Лебединской. М., Педагогика, 1982).

2.Бедер Е. Комплексное изучение детей с временными задержками психического развития их изучения. // Дефектология. М.,Педагогика, 1975 .M 4, С. 37-41.

3.Белопольская Н.Л. Проблемы психологического консультирвания детей с отклонениями в развитии.. (Практикум. Под ред. Б.И. Зейгарник, В.В. Николаева, В.В. Лебединского. М., 1987, С.167-178).

4.Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М., 1998 5.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.

6.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000.

7.Витцлак Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике. М., 1986.

8.Власова ТА. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. М., 1981.

9.Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школников. М., 1993.

10. Дробнинская А.О., Фишман М.П. Дети с трудностями в обучении./ Дефектология N5, 1996.

11. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Учебное пособие для студентов. М., 1999.

12. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1995.

13.Иванова М.В. Эмоциональная регуляция процесса решения мыслительных задач в младшем школьном возрасте. Дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1998 14.Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994.

15.Климов Е.А. Kак выбирать профессию. М., 1990.

16.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.

17.Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся. Киев, 1994.

18.Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. Учебно-методическое пособие, М.,1999.

19.Пряжников Н.С.Будь готов! Активизирующая профориентационная методика, М., 1999.

20. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Воронеж, 1997.

21. Пряжникова Е. Перекресток. Активизирующая методика. М., 1998 22.Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.В.Н.И.К. М., 1995, с.112.

23. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр коррек. М., 1993.