Программа психологической помощи школьникам, обучающимся на дому «РЕЛАКСАЦИЯ-КОРРЕКЦИЯ-РАЗВИТИЕ» Срок реализации программы- 8 лет Педагог-психолог: Стародедова Ю.А. Пояснительная записка К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоение образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитие слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Выделяют два комплекса причин, обусловливающих возникновение отклонений в развитии, которые являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде. Приобретенные детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития. Причины возникающих у ребенка проблем могут быть связаны как с особенностями его психофизического развития, так и с педагогической, социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к школьному обучению. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира. В последние годы в психологии и коррекционной педагогике выделена самостоятельная типологическая группа «дети с трудностями в обучении, обусловленным задержкой психического развития». Для определения этой типологической группы специалистами используются различные понятия: дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, У.В. Ульенкова), нервно-ослабленные дети (А.И. Захаров), дети группы риска (Г.Ф. Кумарина). В нормативно-методической документации, по определению Г.Ф. Кумариной (1998)-это дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации. В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Таким образом, программа коррекционной работы создается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы (при наличии специалистов). Это явление вызвало к жизни много актуальных проблем, которые требуют неотложного решения. Особое значение приобретает отсутствие экономических условий, неразработанность методологических подходов и организации дифференцированной диагностической и коррекционной помощи детям с трудностями обучения, недостаточное количество научно-методических разработок, которые могли бы оказать помощь учителям, воспитателям, психологам. Система индивидуального обучения - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Коррекционная работа с детьми - это сложный вид деятельности взрослых в общеобразовательных учреждениях. Залог ее успеха - в их профессиональном взаимодействии. Все программы коррекции включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Психологическая помощь - явление многоплановое и включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. Основные принципы психологической коррекции: единство коррекции и развития; единство возрастного и индивидуального развития; единство диагностики и коррекции; подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Идеи практической реализации принципов психологической коррекционной помощи проблемным детям: создание положительного эмоционального фона в процессе деятельности психолога и ребенка; индивидуализация коррекционных приемов и методов; создание развивающей сферы как фактора психического развития ребенка; необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям; ориентация на зону ближайшего развития; воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка. Представленная модель психологической помощи детям с трудностями в обучении позволяет утверждать, что только целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая деятельность психологической службы может помочь детям, имеющим слабо выраженные отклонения в развитии. Программа "Р-К-Р" рассчитана на восемь лет занятий с детьми со 2-го по 9-ый класс индивидуального обучения. Объем программы составляет 648 часов в год. Занятия проводятся в классных комнатах и в кабинете релаксации. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Цель программы: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей классов коррекционно-развивающего обучения. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: активация познавательной деятельности учащихся; повышения уровня их умственного развития; нормализация учебной деятельности; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; социально-трудовая адаптация. Анализ проблем возникновения преодоления школьной неуспеваемости с учетом психических особенностей неуспевающих школьников подтверждает необходимость создания модели психологической помощи детям с отклонениями в развитии. Для определения содержания обучения детей с отклонениями в развитии необходимо понимание тех причин, которые лежат в основе неуспеваемости. Компенсация нарушений в познавательной и эмоционально- волевой сферах возможна при дифференцированном подходе к изучению, обучению и воспитанию детей. Программа называется «РЕЛАКСАЦИЯ-КОРРЕКЦИЯ-РАЗВИТИЕ» - это три основных составляющих, без которых невозможно работать с детьми, обучающимися на дому. В первую очередь РЕЛАКСАЦИЯ – снятие напряжения, расслабление ребёнка. Только после этого КОРРЕКЦИЯ – исправление, поправка тех особенностей психического развития, которые не соответствуют норме. Только после снятия напряжения ребёнок может поддаваться более полной, глубокой, продуктивной коррекции. И через релаксацию и коррекцию - РАЗВИТИЕ ребёнка – движение вперёд, к цели. Необходимым условием организационно-методических подходов в работе школьного психолога по оказанию помощи детям с трудностями в обучении служит принцип единства диагностики и коррекции с опорой на психолого-педагогические и возрастные требования. Реализация потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, от внимания окружающих взрослых, а с другой - от организации педагогически целесообразного воздействия. Основой успешности применения разработанной модели психологической помощи детям с проблемами в обучении является психологическая дифференциация детей на группы по соотношению уровней развития познавательной и регуляторной сфере в структуре дефекта. Развитие эмоциональной сферы ребёнка, испытывающего проблемы уже на начальной ступени обучения, является важной задачей. Поскольку программа «Р-К-Р» рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, умений и навыков, предполагается и обширная материально-техническая база. Для эффективной деятельности по программе необходимы: кабинет релаксации (помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям), мебель. аппаратура: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, проектор с набором слайдов, фотоаппарат, аудиокассеты, видеокассеты. инструменты: ножницы, линейки, карандаш и т.п. различные материалы: белая и цветная бумага, пластилин, глина, клей, фломастеры, краски и т.п. Начальная школа Основной целью программы начальной школы индивидуального обучения является оказание помощи детям в адаптации к школе. Данная цель требует решения ряда задач: развитие эмоциональной регуляции поведения детей; предупреждение и снижение тревожности и страхов; повышение уверенности в себе К концу обучения в начальной школе подразумевается сформированность определенного уровня: знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказываниям и элементами монологической речи; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; регуляции поведения. Тематический план программы «Р-К-Р» для 2-го класса (первый год обучения) № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | | Раздел 1. Диагностика. | | | 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | Раздел 2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки | | | 5-6 | Такие разные настроения. | 2 | | 7-8 | Как справиться с плохим настроением? | 2 | | 9-10 | Как стать уверенным в себе. | 2 | | 11 | Как делать выбор. | 1 | | 12-13 | Как добиваться успеха. | 2 | | 14 | Трудное слово «нет» | 1 | | 15 | Чем мы отличаемся друг от друга. | 1 | | 16 | Учимся говорить себе «стоп» | 1 | | 17 | Как победить свой страх. | 1 | | 18 | Подведение итогов | 1 | | | Раздел 3. Релаксационные занятия. | | | 19-20 | Релаксация с помощью музыки. | 2 | | 21-22 | Релаксация с помощью лепки. | 2 | | 23-24 | Рисуночная релаксация. | 2 | | 25-26 | Релаксационные игры. | 2 | | 27-28 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 | | 29-30 | Способы саморегуляции. | 2 | | | Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. | | | 31-32 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 33-34 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | ИТОГО | 34 | | Тематический план программы «Р-К-Р» для 3-го класса (второй год обучения) № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | | Раздел 1. Диагностика. | | | 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | Раздел 2. Развитие познавательной сферы учащихся | | | 5 | Диагностико-мотивирущие упражнения на внимание и игры и упражнения на развитие объема внимания. | 1 | | 6 | Игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания. | 1 | | 7 | Игры и упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание и произвольности внимания. | 1 | | 8 | Диагностико-мотивирущие упражнения на память и игры и упражнения на развитие точности запоминания. | 1 | | 9 | Игры и упражнения на использование приёмов запоминания. | 1 | | 10 | Развитие логической и механической памяти. | 1 | | 11 | Игры-загадки. Развитие операций анализа, синтеза, сравнения | 1 | | 12 | Игры и упражнения на развитие обобщения. | 1 | | 13 | Игры и упражнения на развитие умения устанавливать следственные связи. | 1 | | 14 | Игры и упражнения на нахождение сходства и различия | 1 | | 15 | Игры и упражнения, придуманные детьми | 1 | | 16 | Развитие фантазии. Сочинение сказок. | 1 | | 17 | Рисунки сказочных домов. Проект «Школа моей мечты» | 1 | | 18 | Соединяем соединимое. | 1 | | | Раздел 3. Релаксационные занятия. | | | 19-20 | Релаксация с помощью музыки. | 2 | | 21-22 | Релаксация с помощью лепки. | 2 | | 23-24 | Рисуночная релаксация. | 2 | | 25-26 | Релаксационные игры. | 2 | | 27-28 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 | | 29-30 | Способы саморегуляции. | 2 | | | Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. | | | 31-32 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 33-34 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | ИТОГО | 34 | | Тематический план программы «Р-К-Р» для 4-го класса (третий год обучения) № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | | Раздел 1. Диагностика. | | | 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | Раздел 2. Обучение навыкам культуры поведения | | | 5-6 | Зачем нужен этикет. | 2 | | 7-8 | Приветствия | 2 | | 9-10 | Умение вести беседу | 2 | | 11-12 | Телефонный - разговор | 2 | | 13-14 | В театре | 2 | | 15-16 | Принимаем гостей | 2 | | 17-18 | Чаепитие | 2 | | | Раздел 3. Релаксационные занятия. | | | 19-20 | Релаксация с помощью музыки. | 2 | | 21-22 | Релаксация с помощью лепки. | 2 | | 23-24 | Рисуночная релаксация. | 2 | | 25-26 | Релаксационные игры. | 3 | | 27-28 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 | | 29-30 | Способы саморегуляции. | 2 | | | Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. | | | 31-32 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 33-34 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | ИТОГО | 34 | | 5, 6, 7 классы индивидуального обучения Цель работы психолога с учащимися 5, 6, 7 классов - личностное развитие и межличностные отношения ребят. Задачи: Развитие эмоционально-личностной сферы детей; Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. К концу обучения в 7 классе у учащихся подразумевается сформированность определенного уровня: Умение конструктивным способом выходить из конфликтных ситуаций; Умение слушать других людей; Владение приемлемыми способами разрядки гнева и агрессивности; Владение способами внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; Сформированность позитивной моральной позиции. план программы «Р-К-Р» для 5-го класса (четвертый год обучения) № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | | Раздел 1. Диагностика. | | | 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | Раздел 2. Развитие самопознания и рефлексии | | | 5-6 | Общение в жизни человека | 2 | | 7-8 | Зачем нужно знать себя. | 2 | | 9-10 | Я глазами других | 2 | | 11-12 | Самооценка | 2 | | 13-14 | Мои внутренние и мои внутренние враги | 2 | | 15-16 | «Ярмарка» достоинств | 2 | | 17-18 | Ищу друга | 2 | | | Раздел 3. Релаксационные занятия. | | | 19-20 | Релаксация с помощью музыки. | 2 | | 21-22 | Релаксация с помощью лепки. | 2 | | 23-24 | Рисуночная релаксация. | 2 | | 25-26 | Релаксационные игры. | 2 | | 27-28 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 | | 29-30 | Способы саморегуляции. | 2 | | | Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. | | | 31-32 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 33-34 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | ИТОГО | 34 | | Тематический план программы «Р-К-Р» для 6-го класса (пятый год обучения) № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | | Раздел 1. Диагностика. | | | 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | Раздел 2. Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов | | | 5-6 | Почему люди ссорятся? | 2 | | 7-8 | Барьеры общения | 2 | | 9-10 | Предотвращение конфликта | 2 | | 11-12 | Учимся слушать друг друга | 2 | | 13-14 | Уверенное и неуверенное поведение | 2 | | 15-16 | Нужна ли агрессия | 2 | | 17-18 | Пойми меня | 2 | | | Раздел 3. Релаксационные занятия. | | | 19-20 | Релаксация с помощью музыки. | 2 | | 21-22 | Релаксация с помощью лепки. | 2 | | 23-24 | Рисуночная релаксация. | 2 | | 25-26 | Релаксационные игры. | 2 | | 27-28 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 | | 29-30 | Способы саморегуляции. | 2 | | | Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. | | | 31-32 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 33-34 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | ИТОГО | 34 | | Тематический план программы «Р-К-Р» для 7-го класса (шестой год обучения) № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | | Раздел 1. Диагностика. | | | 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | Раздел 2. Обучение навыкам конструктивного общения | | | 5-6 | Мои проблемы | 2 | | 7-8 | Обиды | 2 | | 9-10 | Критика | 2 | | 11-12 | Комплименты или лесть | 2 | | 13-14 | Груз привычек | 2 | | 15-16 | Азбука перемен | 2 | | 17-18 | Вежливость | 2 | | | Раздел 3. Релаксационные занятия. | | | 19-20 | Релаксация с помощью музыки. | 2 | | 21-22 | Релаксация с помощью лепки. | 2 | | 23-24 | Рисуночная релаксация. | 2 | | 25-26 | Релаксационные игры. | 2 | | 27-28 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 | | 29-30 | Способы саморегуляции. | 2 | | | Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. | | | 31-32 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 33-34 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | ИТОГО | 34 | | 8 и 9 классы индивидуального обучения Цель работы психолога с учащимися 8 и 9 классов - активация самопознания подростков и размышлений о собственных возможностях. Задачи: Воспитание чувства ответственности за качественное выполнение работы или определенного задания; Формирование умений решать технические, технологические, экономические, экологические задачи, способствующие развитию техникотехнологического и экономического мышления, творческих способностей, осознанному выбору профессиональной деятельности; Побуждение к сознательному выбору профессии. К концу обучения в 9 классе ребята должны понимать, что каждый человек в праве рассчитывать на построение своей уникальной жизни, которая не ущемляет права других и позволяет «быть самим собой в обществе равных». Тематический план программы «Р-К-Р» для 8-го класса (седьмой год обучения) № занятий | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | | Раздел 1. Диагностика. | | | 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | Раздел 2. Игровые психологические тренинги | | | 5 | Представь, что ты это можешь. | 1 | | 6 | Мир чувств. | 1 | | 7 | Сочинение историй с помощью игральных карт | 1 | | 8-9 | Совершенствование коммуникативных возможностей | 2 | | 10 | До и после | 1 | | 11 | Страшные сны. | 1 | | 12 | Человек-чулок. | 1 | | 13-14 | Гадалка. | 2 | | 15 | Групповое строительство | 1 | | 16 | Ранние воспоминания в рисунке. | 1 | | 17 | Книжка моего детства. | 1 | | 18 | Психотерапевт внутри | 1 | | | Раздел 3. Релаксационные занятия. | | | 19-20 | Релаксация с помощью музыки. | 2 | | 21-22 | Релаксация с помощью лепки. | 2 | | 23-24 | Рисуночная релаксация. | 2 | | 25-26 | Релаксационные игры. | 2 | | 27-28 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 | | 29-30 | Способы саморегуляции. | 2 | | | Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. | | | 31-32 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 33-34 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | ИТОГО | 34 | | Тематический план программы «Р-К-Р» для 9-го класса (восьмой год обучения) № зан | Тема занятия | Кол час | Дата | | Раздел 1. Диагностика. | | | 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | Раздел 2. Помощь подросткам в проф. самоопределении | | | 5 | Кем быть | 1 | | 6 | Мир профессий. | 1 | | 7 | Профессия и специальность. | 1 | | 8 | Анализ профессий. | 1 | | 9 | Цепочка профессий. | 1 | | 10 | Интересы и способности | 1 | | 11 | Тест интересов | 1 | | 12 | Мои предпочтения | 1 | | 13 | Мои способности. | 1 | | 14 | Особенности внимания. | 1 | | 15 | Память и ее значение. | 1 | | 16 | Мышление и его особенности. | 1 | | 17 | Профессия и творчество | 1 | | 18 | Темперамент и профессия | 1 | | 19 | Характер и эмоции | 1 | | 20 | Что спрятано за новым названием | 1 | | 21 | Карьера. | 1 | | 22-23 | Будь готов! | 2 | | 24-25 | Перекресток | 2 | | 26 | Звездный час | 1 | | 27 | Взгляд в будущее | 1 | | 28 | Итоговая игра «Перспектива» | 1 | | | Раздел 3. Релаксационные занятия. | | | 29-30 | Релаксация с помощью музыки. | 2 | | | Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. | | | 31-32 | Диагностика познавательной сферы | 2 | | 33-34 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | | | ИТОГО | 34 | | Рабочий план на восемь лет по программе «Психологическая помощь школьникам классов КРО» № п\п | Разделы | Количество часов по классам | 2кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 1 | Диагностика познавательной сферы. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Диагностика эмоционально-личностной сферы. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки. | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | Развитие познавательной сферы. | 0 | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | Обучение навыкам культуры поведения. | 0 | 0 | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | Развитие самопознания и рефлексии. | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов. | 0 | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 | 0 | 0 | 8 | Обучение навыкам конструктивного общения. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 | 0 | 9 | Игровые психологические тренинги. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 | 10 | Помощь подросткам в профессиональном самоопределении. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 24 | 11 | Релаксационные занятия. | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 2 | 12 | Проверка эффективности по программе психологической помощи. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | | Всего: | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | | | | | | | | | | | | | Список использованной литературы: 1.Актуальные проблемы задержки психического развития детей. (Под ред. К.С. Лебединской. М., Педагогика, 1982). 2.Бедер Е. Комплексное изучение детей с временными задержками психического развития их изучения. // Дефектология. М.,Педагогика, 1975 .M 4, С. 37-41. 3.Белопольская Н.Л. Проблемы психологического консультирвания детей с отклонениями в развитии.. (Практикум. Под ред. Б.И. Зейгарник, В.В. Николаева, В.В. Лебединского. М., 1987, С.167-178). 4.Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М., 1998 5.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998. 6.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000. 7.Витцлак Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике. М., 1986. 8.Власова ТА. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. М., 1981. 9.Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школников. М., 1993. 10. Дробнинская А.О., Фишман М.П. Дети с трудностями в обучении./ Дефектология N5, 1996. 11. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Учебное пособие для студентов. М., 1999. 12. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1995. 13.Иванова М.В. Эмоциональная регуляция процесса решения мыслительных задач в младшем школьном возрасте. Дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1998 14.Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994. 15.Климов Е.А. Kак выбирать профессию. М., 1990. 16.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997. 17.Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся. Киев, 1994. 18.Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. Учебно-методическое пособие, М.,1999. 19.Пряжников Н.С.Будь готов! Активизирующая профориентационная методика, М., 1999. 20. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Воронеж, 1997. 21. Пряжникова Е. Перекресток. Активизирующая методика. М., 1998 22.Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.В.Н.И.К. М., 1995, с.112. 23. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр коррек. М., 1993. |