СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования ЮИД

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения» направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования ЮИД»








































































Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской





РАССМОТРЕНО:

« » августа 2021г.

Заместитель директора по ВР

Т.А. Гичкина _______

СОГЛАСОВАНО: руководитель МС Кувшинкина И.В.

« » августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказ от « » августа 2021г. №73













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юные инспектора движения»






Вид программы: Модифицированная (адаптированная)
Направленность: Социально – гуманитарная.
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: I- II ступень обучения (7-15 лет)
Составила: Коростелева Елена Игоревна
педагог дополнительного образования
МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской
срок реализации программы 2 года













р.п. Рамонь, 2021 г.


Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения» направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Программа разработана с учетом законодательных нормативно-правовых документов:

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ,

- Закон Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 года № 390-ФЗ.

- «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» 2020г

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012г.

- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей».

- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.

- Письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 № 80-12/260 «О направлении методических рекомендаций по организации дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования».

- Письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.08.2020 № 0812/6906 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

- Локальные акты МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

Направленность программы: социально-гуманитарная: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность программы Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожнотранспортных происшествий. Практически с порога дома школьник становится участником дорожного движения, так, как и дворы стали, объектами дорожного движения. Главным задачей всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков и создание условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.

Отличительными особенностями данной дополнительной общеобразовательной программы являются конкурсы, викторины, проведение районных и областных акций, агитация дорожно-транспортной безопасности, что даёт возможность детям проявить свои творческие способности. Программа нацелена на создание условий для личностного развития, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни подростков средствами обучения правилам дорожного движения, рассчитана на 2 года обучения. Количество обучающихся в группе - 1 года обучения 1 группа - 10 - 15 человек, 2 группа - 10-15 человек, 2 года обучения – 1 группа 10-15 человек, 2 группа 10-15 человек.

Реализация теоретической части этой программы позволит обучающимся получить представление об опасностях на дорогах, приобрести навыки безопасного поведения человека на дорогах, а также изучить «дорожную азбуку» района проживания. Практическая часть программы направлена на формирование навыков пропаганды знаний правил дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся.

Новизна программы «Юные Инспектора Движения» заключается в возможности учащихся общаться с сотрудниками ГИБДД, принимать участие в районных конкурсах, проводить акции, беседовать и играть на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, поделок и .д.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;

  • Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

Развивающие:

  • Повысить интерес школьников к велоспорту;

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

Сроки и условия реализации программы:

Программа рассчитана на обучающихся 7 -15 лет и предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий: тематические занятия; акции, экскурсии; конкурсы, соревнования, викторины; изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; выпуск стенгазет; встреча с работниками ГИБДД; просмотр видеофильмов. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики обучающихся в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Запись в отряд осуществляется без специальных отборочных мероприятий. Отряд «ЮИД» состоит из двух возрастных групп по 10-15 человек в каждой:
младшая группа 7-8 лет, средняя группа 11-15 лет.

Группа №1 – 1 раз в неделю по 2 часа = 2 часа х 34 нед. = 68 часов

Группа№2 - 1 раз в неделю по 2 часа = 2 часа х 34 нед. = 68 часов

Общее количество часов, отведенное на реализацию программы: 136 часов

Занятия носят индивидуальный и коллективный характер. Каждая возрастная категория существует автономно, имеет свой учебный план, рассчитанный на два года обучения. Таким образом, программа имеет возможность широкого возрастного охвата детей с начала своей реализации, при выполнении её одним педагогом.  Принимаются дети в детское объединение, без учета специальных навыков.
Форма и режим занятий. Форма проведения занятий – групповые занятия. Количество обучающихся в группах до 15 человек.
Режим занятий: Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

Во время занятий предусмотрены 10 минутные перерывы. Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в своих классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, акций, конкурсов, соревнований в школе.

Планируемые результаты программы «Юный инспектор движения»: личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД: обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательная УУД: обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов; научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; научаться проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД: обучающиеся научаться: работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль.

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения; овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. Выполнение задач, стоящих перед программой позволит: сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся; повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения; расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения; повысить дорожную грамотность обучающихся; сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой; повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.

Способы определения результативности усвоения программы обучающимися:

Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися правил дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников, результатами учебного тестирования.



2. Учебно-тематический план. Учебный план занятий первого года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения (4ч)

1

Введение: юные инспектора дорожного движения. История движения ЮИД. Основные направления работы отряда ЮИД. Структура и организация работы отряда ЮИД. Обязанности и права юного инспектора движения. Юный инспектор движения

4

2

2

Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности (4ч)

2

Причины транспортных аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении, при аварийной ситуации. Основные требования к пешеходам

4

2

2

Раздел 3: Организация дорожного движения (40 ч)

3

Законы дорожного движения (история и современность)

2

1

1

4

Светофор. Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров.

2

1

1

5

Дорожные знаки. Современные дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки.

10

2

2

6

Перекресток. Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка пешеходов.

4

2

2

7

Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия). Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожнотранспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП.

20

2

2

8

Культура поведения пешехода, пассажира, водителя

2

1

1

Раздел 4: Основы медицинских знаний (10 ч)

9

Основы медицинских знаний. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой помощи. Виды кровотечения и оказание первой помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

10

5

5

Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле, электросамокате. Фигурное вождение велосипеда.

10

История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды велосипедов. Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров.

10

5

5


3. Содержание программы

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения (4 ч)

Теория: Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. История движения ЮИД. Основные направления работы отряда ЮИД. Структура и организация работы отряда ЮИД. Обязанности и права юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения: значок, одежда; отрядная символика. убеждение детей в необходимости знать законы улиц и дорог, обеспечивая этим свою безопасность. Вводный инструктаж перед проведением занятий.

Практика. Оформление стенда по безопасности ДД. Изготовление плана-карты безопасного маршрута из дома в школу и обратно. Просмотр фото - и видеоматериалов.

Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности (4 ч)

Теория: Современный транспорт- зона повышенной опасности. Причины транспортных аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении, при аварийной ситуации. Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения, дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности. Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. Правила поведения при аварийной ситуации.

Раздел 3: Организация дорожного движения (40 ч)

Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность) (6 ч)

Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Работа по макету, анализ дорожных ситуация вблизи территории школы.

Тема 2: Светофор (2 ч) Теория: Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора

Тема 3: Знаки регулировщика (6 ч)

Теория: Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования дорожного движения. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.

Практика: Работа с макетом дорожных ситуаций.

Тема 4: Дорожные знаки (8ч)

Теория: Первые дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Современные дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки.

Теория: История появления первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые, специальные, легковые автомобили. Общественный транспорт. Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районах проживания обучающихся. Служба ГИБДД. Дисциплина участников ДД. Пропаганда знаний ПДД. Оказание первой медицинской помощи. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств. Запрещающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Места установки дорожных знаков.

Практика: Изготовление макетов дорожных знаков.

Тема 5: Дорожная разметка (6 ч)

Теория: Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение. Пользование разметкой, ориентирование в движении. Расположение транспортных средств на проезжей части. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.

Тема 5: Перекресток (8 ч)

Теория: Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Практика: Решение ситуационных задач. Работа с макетом дорожных ситуаций. Дорожные знаки по пути в школу.

Тема 6: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия) (4 ч)

Теория: Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожнотранспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП. Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. Движение обучающихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.

Практика: Решение ситуационных задач по теме.

Тема 7: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя (2 ч)

Теория: Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Транспортная культура. Федеральный закон о «Безопасности дорожного движения». Профилактика ДТП. Традиционно-массовые мероприятия. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторин по ПДД. Выпуск тематических газет. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах. Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану). Подготовка и проведение игр по ПДД в классах. Выступление в классах по пропаганде ПДД. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо». Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов)

Раздел 4: Основы медицинских знаний (10 ч)

Теория: Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой помощи. Виды кровотечения и оказание первой помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Использование подручных материалов для изготовления носилок. Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Фигурное вождение велосипеда. (10 ч) водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров.

Теория: История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды велосипедов. Обязанности велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за допущенные нарушения. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение групп велосипедистов. Практика. Составление памятки: «Юному велосипедисту». Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Преодоление на велосипеде естественных препятствий Препятствия (прохождение трассы): - змейка; - восьмерка; - качели; - перестановка предмета - слалом; - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - скачок; - коридор из коротких досок.

Итоговые занятия (1 ч) Выпуск газеты. Подведение итогов работы отряда ЮИД. В рабочую программу внесены изменения в количестве часов практики и теории в связи с тем, что часть практических работ целесообразно провести в соответствии с погодными условиями местности (практические занятия на велосипеде).


4.Материально техническое обеспечение

1.Форма ЮИД  (брюки и юбка - форма ЮИД представляет собой одежду, предназначенную для подросткового возраста, из хлопчатобумажной ткани синего цвета с аксельбантами и нашивками (в соответствии с Всероссийскими требованиями к форме)


2. Световозвращающая кепка (мягкий головной убор желтого цвета с козырьком и тремя световозвращающими полосками)


3. Световозвращающий жилет на молнии (жилет представляет собой одежду без рукавов желтого цвета на молнии с четырьмя световозвращающими полосками)


4. Ветровка с капюшоном с логотипом ЮИД (в соответствии с Всероссийскими требованиями к форме)


5.Кепка снепбек с логотипом ЮИД (в соответствии с Всероссийскими требованиями к форме)


6. Комплект световозвращающих наклеек (световозвращающие наклейки представляют собой плоские фигурки в форме круга с рисунком в виде улыбки и световозвращающим покрытием желтого цвета, которые можно клеить на одежду, сумки и другие предметы. Наклейки размещены на листе формата А5. – 6 шт.


7. Комплект стоек с дорожными знаками (стойка-10 шт., дорожный знак -10 шт., утяжеленное основание -10 шт.)



8.Двухстороння магнитно-маркерная доска “Азбука дорожного движения” на разборной стойке (комплект: двухсторонняя магнитно-маркерная доска, разборная стойка, набор цветных маркеров, очищающая жидкость для маркерных досок.


9.Модель светофора на стойке и основании


10. Комплект тематических магнитов “Дорожные знаки” (Комплект магнитов в виде основных (наиболее часто используемых) дорожных знаков) - 65 шт.

11. Обучающий игровой комплекс “БУКВАРЬ ПЕШЕХОДА” (комплект из макетов технических средств организации дорожного движения: макет дорожного знака -22 шт.,макет светофора с держателем -2 шт., жезл, свисток, методические рекомендации




 









5.Литература

  1. Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина // Досуг в школе. – 2009г.

  2. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.

  3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.

  4. «Добрая дорога детства» 2003-2005 гг

  5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.

  6. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.

  7.  В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

  8. Н.В. Ковалева: Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников: Феникс,2008г.

  9.  Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

  10. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.

  11. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.   Введены в действие с 1.07.2003 года.

  12. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы

  13. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.

  14. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.

  15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2013 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251-ОЗ».

  16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)