СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа естественнонаучной направленности "Логика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе отражена тенденция развития персонифицированного обучения в области математики, удовлетворяющая социальный заказ. Программа занятий по Логике составлена «крупноблочно», предоставляя известную свободу при отборе соответствующего содержания. Материал занятий акцентируется на ознакомлении с новыми методами решения задач. В качестве основных трех форм проведения занятий предложены комбинированное тематическое занятие, соревнования, олимпиада.

Просмотр содержимого документа
«Программа естественнонаучной направленности "Логика"»

16


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа город Шарья




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Логика»



Для учащихся 5-6 классов


Срок реализации 1 год


Программу разработала Богомолова Ольга Михайловна,

учитель математики МБОУ СОШ № 6




Пояснительная записка

Программа разработана в рамках естественнонаучной направленности.

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012; Концепциией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р); соответствует Письму Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (возможность реализации образовательных программ в сетевой форме). Программа составлена в соответствии с приказами Министерства просвещения РФ № 196, 2018г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», приказом министерства образования и науки № 816 от 23.08.17г., пункт 10 (о порядке использования дистанционных образовательных технологий дистанционного обучения); направлена на создание информационной образовательной среды с использованием онлайн-обучения. В программе отражена тенденция развития персонифицированного обучения в области математики, удовлетворяющая социальный заказ.


Актуальность

В конце XX века многие традиционные формы работы со способными учащимися по математике: факультативы, кружки, олимпиады, школы при вузах и т. п. во многих регионах России деградировали. Популярность математики стала резко снижаться. Проведенное в 1995 году международное тестирование учащихся по математике показало, что знания, умения и навыки учащихся из России в области математики находятся на низком уровне. В то время как в конце девяностых годов мы входили в пятерку лучших стран мира. Свои высокие позиции мы пока удерживаем благодаря высокой математической подготовке, которая обеспечивается благодаря сохранению традиций дополнительного образования по математике. Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грамотность, повсеместное распространение которой – одна из первоочередных задач образования сегодня. Математические знания, представления о роли математики в современном мире, стали необходимыми компонентами общей культуры. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных, а также трудового обучения. Необходимо отметить, что математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в учебные заведения по широкому спектру специальностей.




Отличительные особенности программы (новизна).

Данная программа является авторской.

Содержание программы систематизировано и структурировано на основе материала, разработанного в ходе собственной практической деятельности. Авторские разработки (разработки занятий, отдельных тем) составляют основу программного методического и дидактического обеспечения программы.

Цель программы: развитие интереса к математике обучающихся, их творческих способностей, любознательности и смекалки на основе решения творческих математических задач.

Задачи программы:

  • Расширение и углубление знаний обучающихся по программному материалу; представлений обучающихся о практическом значении математики в технике, экономике, о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих – математиков в развитии мировой науки.

  • Развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям



Внеурочная деятельность по математике направлена на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, применение математики в разных сферах повседневной жизни, оптимальность применения математических знаний в повседневной жизни.


Особенность организации образовательного процесса.

Беседы, наблюдения, измерения, работа с научно-популярной и справочной литературой, создание проектов, с цифровыми образовательными ресурсами.

Программа занятий по математике составлена «крупноблочно», предоставляя известную свободу при отборе соответствующего содержания. Материал занятий акцентируется на ознакомлении с новыми методами решения задач. В качестве основных трех форм проведения занятий предложены комбинированное тематическое занятие, соревнования, олимпиада.


Адресат программы: учащиеся 5-6-х классов


Форма обучения: очная с элементами дистанционного обучения.


Общее количество часов 34 часа


Срок реализации 1 год


Планируемые результаты

У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.


Метапредметные:

1) регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять план и последовательность действий;

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.


2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).


3) коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.









Содержание программы

Учебно-тематический план (УТП)


п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Основные понятия логики

4

2

2

Итоговый зачет

2

Дележи в затруднительных ситуациях

10

1

4

Итоговый зачет

3

Математические игры

10

2

5

Итоговый зачет

4

Занимательные задачи

10

1

2

Итоговый зачет


Содержание курса


Основные понятия логики (4 часов)

Теория: Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание.

Практика: Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений. Решение логических задач с помощью таблиц. Задачи, решаемые с конца. Задачи на маневрирование. Переправы и разъезды.

Форма контроля: Зачет


Дележи в затруднительных ситуациях (10 часов)

Теория: Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на деление между двумя. Задачи на деление между тремя. Нахождение чисел по их сумме. Нахождение числа по их разности.

Практика: Решение логических задач

Форма контроля: Зачет


Математические игры (10 часов)

Теория: Морской бой. Фокусы, пасьянсы. Шахматные задачи. Ребусы. Криптограммы, лабиринты.

Практика: Решение логических и традиционных головоломок

Форма контроля: Зачет


Занимательные задачи (10 часов)

Теория: Идеи и методы решения нестандартных задач.

Практика: Решение задач на поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания; часы и математика; календарь и математика. Решение арифметических и геометрических задач со спичками.

Форма контроля: Зачет


Календарный учебный график


п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведе-ния

Форма контроля

1

сентябрь

Лекции, практика, зачеты

4

Основные понятия логики

МБОУ СОШ № 6

Зачет

2

октябрь ноябрь,

Лекции, практика, зачеты

10

Дележи в затруднительных ситуациях

МБОУ СОШ № 6

Зачет

3

декабрь январь

Лекции, практика, зачеты

10

Математические игры

МБОУ СОШ № 6

Зачет

4

февраль-май

Лекции, практика, зачеты

10

Занимательные задачи

МБОУ СОШ № 6

Зачет


Условия реализации программы.

Программа реализуется в условиях очного образовательного процесса с элементами дистанционного обучения.


Оценочные материалы

Текущий контроль складывается из следующих компонентов:

  • в начале каждого занятия проводятся небольшие самостоятельные работы, включающие по 2 – 3 задачи, аналогичные рассмотренным ранее

  • в конце каждого полугодия проводятся зачеты, при этом задачи для зачета предлагать учащимся заранее.


Подведение итогов реализации программы

Основной итоговой формой аттестации в очно-лекционном обучении является индивидуальный зачет на основании системы тематических тестов.


Результаты педагогического мониторинга образовательных результатов заносятся в «Лист результатов диагностики». В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса.

Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В). Этот показатель, сведения о проведении и результатах промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах и сдаются администрации.


Форма фиксации результатов начальной диагностики


Метод диагностики – наблюдение, собеседование


Ф.И.О

Критерии

Познавательная активность

Сформированность

самостоятельности

Сформированность специальных

ЗУНов

Коммуникативные умения

















Познавательная активность

Низкий уровень: к выполнению ребѐнок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы;

Средний уровень: ребѐнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей;

Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей.


Сформированность самостоятельности

Низкий уровень самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.

Средний уровень самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.

Высокий уровень: Самостоятельный ребѐнок сам берется за выполнение любого задания.


Сформированность специальных ЗУНов

Уровень двигательной активности

Уровень выносливости, быстроты и ловкости

Умение работать в группе (команде)

Уровень психологической устойчивости (воля к победе, умение идти до конца)


Коммуникативные умения

Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.

Средний уровень: свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.

Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.


Форма фиксации результатов итогового контроля


Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе


Показатели (оцениваемые параметры)

ФИО






1. Теоретическая подготовка ребенка.

    1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)






1.2. Владение специальной терминологией






ВЫВОД:






2. Практическая подготовка ребенка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)






2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением






2.3. Творческие навыки






ВЫВОД:






3. Общеучебные умения и навыки ребенка.

3.1. Учебно-коммуникативные умения:






3.1.1. Умение слушать и слышать педагога

3.1.2. Умение выступать перед аудиторией






3.1.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии






3.2. Учебно-организационные умения и навыки:






3.2.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место






3.2.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности






3.2.3. Умение аккуратно выполнять работу






ВЫВОД:







Рекомендации по мониторингу результатов обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе


Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка.

    1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным

требованиям

Низкий уровень: ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой;

Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более 1/2;

Высокий уровень: ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

1



5


10

1.2. Владение специальной

терминологией

Осмысленность и

правильность

использования

специальной

терминологии

Низкий уровень: ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины;

Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой;

Высокий уровень: специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием.

1



5


10

ВЫВОД:


Уровень

теоретической

подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2-6

7-14

15-20

2. Практическая подготовка ребенка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные

программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие

практических умений и навыков программным

требованиям


Низкий уровень: ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков;

Средний уровень: объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2;

Высокий уровень: ребенок овладел практически всеми умениями и

навыками, предусмотренными программой за конкретный период.

1



5


10

2.2. Владение специальным

оборудованием и

оснащением


Отсутствие затруднений в

использовании

специального

оборудования и

оснащения

Низкий уровень: ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

Средний уровень: работает с оборудованием с помощью педагога;

Высокий уровень: работает с оборудованием самостоятельно, не

испытывает особых трудностей

1



5


10

2.3. Творческие навыки

Креативность в

выполнении

практических заданий


Низкий уровень: (начальный) ребенок в

состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

Средний уровень: (репродуктивный) выполняет в основном задания на основе образца;

Высокий уровень: (творческий) выполняет практические задания с элементами творчества.

1



5



10

ВЫВОД:


Уровень

практической

подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3-10

11-22

23-30

3. Общеучебные умения и навыки ребенка.

3.1. Учебно-коммуникативные умения:


3.1.1. Умение слушать и

слышать педагога



3.1.2. Умение выступать перед аудиторией



3.1.3. Умение вести

полемику, участвовать в

дискуссии






Адекватность

восприятия информации, идущей

от педагога

Свобода владения и

подачи обучающимися подготовленной

информации

Самостоятельность в

построении

дискуссионного

выступления. Логика в построении

доказательств

Низкий уровень: обучающийся испытывает серьезные затруднения

Средний уровень: работает с помощью педагога или родителей

Высокий уровень: работает самостоятельно, не испытывает любых

трудностей


Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.



Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.


1


5


10




1

5

10


1

5

10

3.2. Учебно-организационные умения и навыки:


3.2.1. Умение организовать

свое рабочее (учебное) место


3.2.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности

правил безопасности



3.2.3. Умение аккуратно

выполнять работу






Способность

самостоятельно

готовить свое рабочее

место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения

правил безопасности

программным

требованиям

Аккуратность и

ответственность в

работе

Низкий уровень: ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков, предусмотренных программой;

Средний уровень: объем усвоенных навыков составляет более 1/2;

Высокий уровень: ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период.

Уровни — по аналогии

с п. 3.2.1.



Уровни — по аналогии

с п. 3.2.1.


1



5


10




1

5

10


1

5

10


ВЫВОД:


Уровень обще-учебные умений и навыков


Низкий

Средний

Высокий

9-30

31-62

63-90

Заключение


Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Низкий

Средний

Высокий

до 46

47-98

99-140


Форма фиксации результатов итогового контроля


Показатели (оцениваемые параметры)

ФИО





1. Организационно-волевые качества.

1.1. Терпение





1.2. Воля





1.3. Самоконтроль





ВЫВОД:





II. Ориентационные качества

2.1. Самооценка





2.2. Интерес к занятиям в детском объединении





ВЫВОД:





III. Поведенческие качества

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия)





3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского

объединения)





ВЫВОД:





ЗАКЛЮЧЕНИЕ






Рекомендации по мониторингу личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы


Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

баллы

1. Организационно-волевые качества.

1.1. Терпение


Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Терпения хватает менее чем на 1/2 занятия.

Терпения хватает более чем на 1/2 занятия.

Терпения хватает на все занятие.

1


5


10

1.2. Воля


Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Волевые усилия ребенка побуждаются извне.

Иногда — самим ребенком.

Всегда – самим ребенком.

1


5

10

1.3. Самоконтроль


Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).


Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне.

Периодически контролирует себя сам.

Постоянно контролирует себя сам.

1


5

10

ВЫВОД:


Уровень сформированности

организационно-волевых качеств


Низкий

Средний

Высокий

До 3

4-15

16-30

II. Ориентационные качества

2.1. Самооценка


Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Завышенная

Заниженная

Нормальная

1

5

10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении


Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.


Интерес к занятиям продиктован ребенку извне.

Интерес периодически поддерживается самим ребенком.

Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно.

1


5


10

ВЫВОД:


Уровень сформированности

ориентационных качеств


Низкий

Средний

Высокий

До 2 3- 10

11-20

III. Поведенческие качества

3.1. Конфликтность

(отношение ребенка к столкновению интересов (спорту) процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.


Периодически провоцирует конфликты.

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1


5


10

3.2. Тип сотрудничества

(отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные.


Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Инициативен в общих делах.


1

5

10

ВЫВОД:


Уровень сформированности

поведенческих качеств


Низкий

Средний

Высокий

До 2 3-10 11-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Результат личностного развития ребенкав процессе освоения им дополнительной

образовательной программы

Низкий

Средний

Высокий

0-7

8-37 38-70



ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итоговой аттестации учащихся

20____/20____ учебный год

Название объединения____________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога__________________________

Дата проведения_________________________________________


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа город Шарья Костромской области


Форма проведения_______________________________________

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)


Результаты итоговой аттестации

ФИ учащегося

Год обучения

Итоговая оценка

Примечание












Всего аттестовано_______________


Из них по результатам аттестации:

Высокий уровень___________

Средний уровень___________

Низкий уровень____________


Подпись педагога: ____________



Список литературы

Генкин, С.А. Ленинградские математические кружки. / С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин - Киров, Аса, 1994. - 272 с.

Савельев В.. Статистика и котики. – М.: АСТ, 2018. – 192 с.

Сборник задач по математике с практическим содержанием. — М.: Высшая школа, 1968. — 109с.