СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Краеведение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Програма кружка "Краеведение". История и культура Мордовского края на основе краеведческого материала родного села и района.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Краеведение"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Пермеевская основная общеобразовательная школа»



Утверждаю

Директор МОБУ «Пермеевская ООШ»

______________/Родионова В.В./

Приказ № __________

от «___»_______________2018 г.







ПРОГРАММА КРУЖКА

«Краеведение»

(история и культура мордовского края)

(программа рассчитана для детей 11-15лет)

Срок реализации: 1 год








Составитель : педагог дополнительного

образования МОБУ «Пермеевская ООШ»

Мишина Т.П.

















С. Пермеево 2018 г.

1. Пояснительная записка.

1.1 Данная программа является программой дополнительного образования информационно-просветительской, общекультурной программой патриотической направленности.

Программа краеведческого кружка является модифицированной программой, созданной на основе « Примерной рабочей программы учебного предмета «ИКМК» для ОО, реализующих программы основного общего образования» (составители : учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №30г.о. Саранск Дригина Т.А., учитель истории и обществознания МОУ «Гимназии №19, г.о. Саранск Дригин А.В..) а также результатов личной работы по обучению учащихся основной школы основам краеведения, с учетом регионально-национального компонента Республики Мордовия .

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа кружка по краеведению способствует процессу познания в области культуры исторического прошлого родного края, знакомит учащихся с историческими и памятными местами, населением. Направлена на воспитание патриотизма у подростков, приобщение их к социальному опыту и нравственным ценностям своей малой родины, позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

АДРЕСНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на школьный возраст от 11 до 15 лет (5-9 кл.)

1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с изучения родного края, города, улицы, на которой вырос. Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках научно-исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. В ходе исследовательской работы воспитывается чувство гордости за своих земляков, что , несомненно, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к предкам и живущим рядом землякам.

Школьное краеведение в историческом образовании занимает важное место и поэтому этой теме посвящены многие методические разработки, создано немало и программ дополнительного образования по краеведению. Программа данного кружка является необходимой и значимой, так как научно-исследовательская деятельность по истории и культуре родного края является важнейшим средством воспитания. Программа нацелена на воспитание национального самосознания, патриотизма, гражданственности, способствует укреплению дружбы между народами мордовского края, формированию гражданской идентичности (ощущения своей принадлежности к России, патриотизм, гордость за своё Отечество, веры в Россию, интерес к её истории, чувства ответственности за настоящее и будущее страны , уважение к согражданам, социальная солидарность), что немаловажно в Республике Мордовии, где проживает 119 национальностей и в России, где 197 национальностей.

1.3 ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – групповая, состав группы – 16 человек, при наборе группы соблюдается принцип добровольности. Состав группы – постоянный.

1.4 МЕСТО ПРОГРАММЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОБУ «Пнрмеевская ООШ»

Соответствует программе «Развитие творческого потенциала детей через систему дополнительного образования» и выполняет одну из главнейших задач в ее реализации.

1.5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

В программе кружка «Краеведение » реализуется идея В. Сухомлинского «формирование патриотического сознания подростка через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности». Методологическую основу курса составляет личностно -деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности подростка, в воспитании гражданина и патриота.

1.6. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как

Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.

Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.

Интегративности: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

Уникальности: наш край по – своему уникален: природный ландшафт и памятные исторические места.

Экологизации: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

1.7 ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА «Краеведение» - формирование целостного представления об истории и культуре родного края, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, самопознанию и самореализации при помощи научно-исследовательской деятельности по краеведению.

1.8 Достижение поставленной цели происходит через реализацию следующих задач:

  • Расширение знаний учащихся о личностях и фактах, особо значимых в культурной и общественной жизни своего края, района, села.

  • Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  • Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

  • Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • воспитание любви к родному краю, своей земле, родному дому;

  • воспитание стремления к сохранению и приумножению культурного наследия в условиях диалога культур, их взаимовлияния.


1.9 ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, гуманное отношение к личности ребенка, опора на положительные качества личности

1.10 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При условии успешной реализации данной программы воспитанники должны знать:

  • сущность и значение краеведения;

  • экспозиции отделов школьного краеведческого уголка и краеведческого музея ДК

  • правила оформления научно-исследовательских работ;

  • историю возникновения села, версии о происхождении названий села;

  • иметь представление об исторических событиях на территории района, села, понимать их связь и последовательность;

  • имена выдающихся земляков;

  • памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;

  • пользоваться картой, ориентироваться на территории республики, района;

Воспитанники должны уметь:

  • проводить краеведческие исследования своей местности;

  • составлять план изучения истории своего края;

  • составлять краеведческую библиографию;

  • работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;

  • грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу;

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;








2. Содержание программы


Тема 1: Введение

Задачи кружка. Правила ТБ.

Прошлое и настоящее. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • Цели и задачи краеведения

  • Основные виды источников краеведческих знаний

  • Правила ТБ на занятиях, правила культуры поведения в музее

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться правилами ТБ

  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения


Тема 2: Теория и практика научно-исследовательской деятельности по краеведению

Изучение источников получения краеведческого материала.

Основы музейно-краеведческой деятельности. Понятие о музейном предмете. Вещь - исторический источник. Основные виды исторических источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, кинофильмы, звука - видеозаписи и др.) .

Знакомство с экспозициями школьного краеведческого уголка.

Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.

Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).

Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.
Научная статья (описание работы) должна содержать:

  1. Оглавление

  2. Введение

  3. Основную часть

  4. Заключение

  5. Список использованных источников и литературы.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • Основные источники получения краеведческих знаний;

  • структуру исследовательской работы;

  • требования к оформлению исследовательской работы;

Учащиеся должны уметь:

  • проводить краеведческие исследования своей местности;

  • составлять план изучения истории своего края;

  • составлять краеведческую библиографию;

  • работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;

  • грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу


Тема 3: “Мой край на карте Родины”.

Территория и географическое положение республики . Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий»

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • место расположения РМ, Ичалковского р-на, с. Пермеево;

  • карту района, границы, историю образования;

  • историю происхождения названия села

Учащиеся должны уметь:

  • работать с картой

  • работать со справочной литературой, историческими источниками


Тема 4: История с. Пермеево


История и истоки происхождения названия и возникновения с. Пермеево. Работа с экспозицией, посвященной истории возникновения села.

Практическое занятие (работа с источниками, обновление экспозиции в школьном музейном уголке)

Занятия населения в прошлом; верования и религия населения; обряды, обычаи и традиции; фольклор.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения села, версии о происхождении названий села

Учащиеся должны уметь:

  • работать со справочной литературой, историческими источниками;

  • составлять тематическую экскурсию по теме «История с. Пермеево»; создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно.


Тема 5: “Наш край богат талантами”

Земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Подборка материалов, выпуск буклета.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Составление тематической экскурсии по теме «Наш край богат талантами» (работа с лекторской группой).

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • литературное, художественное, музыкальное творчество земляков

  • особенностей культуры своего населенного пункта;

  • имена выдающихся земляков;

  • памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности

Учащиеся должны уметь:

  • работать со справочной литературой, историческими источниками;

  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации

Тема 6: Геральдика

История происхождения государственных Символов России.

Символы РМ.

Герб Ичалковского района.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • геральдика;

  • историю возникновения гос. символов России, Мордовии, нашего района;

  • составные части герба и флага, их смысли идея

Учащиеся должны уметь:

  • работать со справочной литературой, историческими источниками;

  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации


Тема 7: Мой район сегодня

Исторические объекты, мемориальные доски. Сбор информации. Экскурсия. Описание. Фотосъемка. Достопримечательности нашего района. Организация фотовыставки ученических работ «Мой район глазами детей ».Предприятия нашего района .«Человек славится трудом» Написание сочинения- рассуждения Почетные граждане р-на.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • достопримечательности р-на

  • знаменитые люди р-на


Учащиеся должны уметь:


  • ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;




Тема 8: История моей школы

Моя школа: традиции, история. Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Учителя фронтовики.

Ветераны педагогического труда.

Юность , опаленная войной… (о наших выпускниках участниках Афганской войны и локальных боевых действий на Северном Кавказе.)

Создание презентации о школе и составление тематической экскурсии по теме «История моей школы»

Учащиеся должны знать:

  • Историю, традиции школы;

Учащиеся должны уметь:


  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно


Тема 9: Моя семья

Генеалогия? Что это за наука? Составление генеалогического древа моей семьи (создание презентаций, выставки работ).

Практическое занятие (рефераты, исследовательские работы, сочинения по истории своей семьи) «Судьба моей семьи в судьбе моего района, села».

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • генеалогия; генеалогическое древо (древо жизни)

  • имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков;

  • свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов, нисходящую, смешанную восходящую


Учащиеся должны уметь:

  • заполнять таблицу прямого родословия;

  • заполнять таблицы поколенных росписей


Тема 10: «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Периодизация ВОВ. Основные события ВОВ.

Видеоурок, беседа «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Наши земляки - Герои ВОВ. (Подготовка лекторской группы) «Этот подвиг будет жить в веках» (сбор материала и оформление исследовательской работы о подвиге земляков).

На Курской огненной дуге.

Они дошли до Берлина

«Они ковали победу» (о тружениках тыла)

«Отечественная война в письмах и воспоминаниях» (посещение музея, встреча с ветераном)

Составление тематической экскурсии по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (работа с лекторской группой).

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • периодизацию ВОВ и основные ее события;

  • вклад жителей республики, района, села в победу над фашистами.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Тема 11: Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.)

Трудности перехода к мирной жизни, трудовой героизм.

Развитие промышленности нашего края во время IV восстановительной пятилетки.

Послевоенная деревня. Пути преодоления трудностей.

Культура Мордовии в послевоенный период.


Тема 12: Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1990-е годы

Хозяйственная реформа второй половины 1960-х гг.: замыслы и результаты.

Мордовия в период перестройки и сегодня.


Тема 13: Творческий отчет по итогам проделанной работы.

Презентация работ по научно – исследовательской деятельности «Звонкая капель» (Отчет руководителя кружка, защита исследовательских работ, буклетов, выставка творческих работ учащихся)

Посещение музея.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • сущность и значение краеведения;

  • экспозиции отделов школьного краеведческого уголка и краеведческого музея ДК

  • правила оформления научно-исследовательских работ;

  • историю возникновения села, версии о происхождении названий села;

  • иметь представление об исторических событиях на территории РМ, района, села, понимать их связь и последовательность;

  • имена выдающихся земляков;

  • памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;

  • пользоваться картой, ориентироваться на территории РМ и района;

  • учащиеся должны уметь:

  • проводить краеведческие исследования своей местности;

  • работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;

  • грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу;

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.


Учебно-тематическое планирование занятий кружка «Краеведение»


п/п


Наименование разделов, тем

Общее к-во часов

Количество часов


теория

практика

I

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

II.

Теория и практика научно-исследовательской деятельности по краеведению

1



1


III

Мой край на карте Родины”.

2

1

1

IV

История с. Пермеево


1

0,5

0,5

V

Наш край богат талантами”

2


2

VI

Геральдика

1

0,5

0,5

VII

Мой район сегодня

1


1

VIII

История моей школы

2

1

1

IX

Моя семья

1

0,5

0,5

X


«Наш край в годы Великой Отечественной войны»

2

1

1

XI


Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.)

1

1


XII


Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1990-е годы

1

1


XIII

Творческий отчет по итогам проделанной работы.

1


1


Итого:

17

8

9



Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Краеведение»

Количество часов -17 ч.

Темы

занятия


Содержание и виды работы

Наименование разделов, глав и тем

Общее к-во часов

Количество часов

Дата


теория

практика

план

факт

I 1

Вводное занятие.

1

0,5

0,5



II.2

Теория и практика научно-исследовательской деятельности по краеведению

Изучение источников получения краеведческого материала.

Основы музейно-краеведческой деятельности.

Знакомство с экспозициями школьного краеведческого уголка (работа с лекторской группой).

Знакомство с правилами построения научно-исследовательской работы и ее оформлением.

1


1








III

Мой край на карте Родины”.

2

1

1



3

Территория и географическое положение РМ.


1




4


Местная топонимики.

Творческая работа «Загадочный мир названий»




1



IV

История с.Пермеево


1

0,5

0,5



5

История и истоки происхождения названия с. Пермеево. Работа с экспозицией, посвященной истории возникновения села


0,5





Практическое занятие: работа с источниками, обновление экспозиции в школьном музейном уголке.

Занятия населения в прошлом; верования и религия населения; обряды, обычаи и традиции; фольклор.



0,5



V.

Наш край богат талантами”

2

1

1



6-7



Земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.



2



VI

Геральдика

1

0,5

0,5



8

История происхождения государственных Символов России.


0,5





Символы РМ. Герб Ичалковского района.



0,5



VII

Мой район сегодня

1


1



9

Сбор информации. Экскурсия. Описание. Фотосъемка. Достопримечательности нашего района Предприятия нашего района. Почетные граждане р-на. Сочинение «Человек славится трудом.»



1



VIII

История моей школы

2

1

1



10

Моя школа: традициями, история. Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа. Учителя фронтовики. Ветераны педагогического труда. Юность, опаленная войной… (о наших выпускниках участниках Афганской войны и локальных боевых действий на Северном Кавказе).

1





11

Создание презентации о школе и составление тематической экскурсии по теме «История моей школы»



1



IX

Моя семья

1

0,5

0,5



12

Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства.

Составление генеалогического древа моей семьи (создание презентаций, выставки работ).


0,5






Практическое занятие (рефераты, исследовательские работы, сочинения по истории своей семьи) «Судьба моей семьи в судьбе моего района, села».

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»





0,5



X



«Наш край в годы Великой Отечественной войны»

2

1

1



13

Периодизация ВОВ.

Основные события ВОВ.

Видеоурок, беседа «Наш край в годы Великой Отечественной войны»


1




14

Наши земляки - Герои ВОВ. «Этот подвиг будет жить в веках» (сбор материала и оформление исследовательской работы о подвиге земляков).

«Они ковали победу» (о тружениках тыла)

«Отечественная война в письмах и воспоминаниях»



1



XI


Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.)

1

1




15

Трудности перехода к мирной жизни, трудовой героизм.


1




Развитие промышленности нашего края во время IV восстановительной пятилетки.

Послевоенная деревня. Пути преодоления трудностей.

Культура Мордовии в послевоенный период.

Общественно-политическая жизнь края.


XII


Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1990-е годы

1

1




16

Хозяйственная реформа второй половины 1960-х гг.: замыслы и результаты.

Мордовия в период перестройки и сегодня.


1




XIII

Творческий отчет по итогам проделанной работы.

1


1



17

Презентация работ

Посещение музея.



1




Итого:

17ч.

8

9










3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Знания по краеведению воспитанники получают в ходе изложения педагогом учебного материала (лекции, беседы), работы с различными видами исторических источников в рамках поисковой, научно-исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий.

В течение года обучения воспитанники кружка учатся основам исследовательской деятельности: работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете, грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу. Готовятся к участию в различных конкурсах научно-исследовательских работ учащихся, конференциях по краеведческой деятельности.

Программа кружка «Краеведение» предусматривает практико-ориентированный подход к ее выполнению. В ней предусмотрены практические занятия, экскурсии, посещение музеев, библиотек, работа учащихся в архивах, где они получают возможность исследовать первоисточники, материалы по своему усмотрению.

3.2 ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационная форма работы – групповая, так как она способствует процессу социализации детей, позволяет обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Продолжительность освоения программы -1 год.

Год обучения рассчитан на 17 часа, с нагрузкой 0,5 часа в неделю,1 занятия в неделю по 1 учебному часу (по 45 минут) начиная со 2-го полугодия.

Режим занятий: 

Понедельник-























3.3 МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


п/п

Оборудование

К-во

шт.

Наглядные и дидактические материалы


1.


2.


3.






















ПК


Мультимедийный проектор


Экран

1


1


1

Образовательные диски:

1.«ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙСТАГА». Издательство «Кирилл и Мефодий (Познавательная коллекция)


Исторические карты:

  1. Республика Мордовия

  2. Карта РФ


Дидактический раздаточный материал:

      1. Памятки с алгоритмом работы с документами (на каждого уч-ся)


      1. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы (тренировочной, обучающей, проверочной) по всем основным темам.






















4 . Список литературы.


  1. Багрова,Т.С. Близкий сердцу край. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003 .

  2. Голубчик, М.М., Нарежный, В.П. География моей республики. –Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.

  3. Зимин, Г.В. Истребители/ Г.В. Зимин Г.В. – М.: Военные мемуары,1988.

  4. Котов, А.Г. Хрусталинка. Несколько эпизодов из жизни. Мемуары / А.Г. Котов // Советская Мордовия. -1993.-№7-10

  5. Костин, Н.М. Ветераны Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002 г.

  6. Офицеров, И.И. В облаках мы летали одних. / И. Офицеров //Голос Примокшанья.-2001.-№5(12360)

  7. Сухарев, А.И. Мордовия. Энциклопедия. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003.

  8. Шмырев, Н.П. Скульптор Феокритова. -Саранск: Мордовское книжное издательство,1974.

9. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

10. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.
































Список членов кружка «Краеведение»


Руководитель :Мишина Татьяна Павловна

Режим работы: Понедельник __________________________________


п/п

Ф.И. члена кружка


Класс

1

Агейчева Анна

6


2

Архипов Данила

8


3

Гладилина Алина

6


4

Горяева Анастасия

5


5

Горяева Анна

7


6

Додонова Александра

5


7

Зыкова Татьяна

7


8

Ивойлов Станислав

8


9

Курков Александр

9


10

Мишин Даниил

5


11

Мишин Игорь

9


12

Морозкин Олег

8


13

Чернобровкин Владислав

9


14

Шатров Станислав

7


15

Шичкин Виктор

9


16

Шичкина Анна

8



20