СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по Литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для 1 класса по Литературному чтению по программе Школа России

Просмотр содержимого документа
«Программа по Литературному чтению»



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Примерная программа по литературному чтению в 1 – 4 классах.

  • Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373

  • Авторская программа по литературному чтению 1 – 4 классы, авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.

  • Устав ОУ

  • Положение о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

  • Учебный план МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа» для учащихся 1 – 4 классов, обучающихся по ФГОС

на 2018 – 2019 учебный год.



Рабочая программа по литературному чтению 1 класса ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. 2 (+CD) /

Литературное чтение. 1 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. . Рабочая тетрадь. 1 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение

Цели: - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и

приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям,

  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

  • развивать поэтический слух,

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

  • обогащать чувственный опыт ребёнка,

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения речевые умения.

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 часа (4 ч в неделю, 33 учебных недели), из них 92 часа (23 учебные недели) – на обучение чтению и 40 часов (10 учебных недель) на изучение литературного чтения т.к. курс «Литературное чтение» вводиться после завершения обучения грамоте.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс Личностные

Обучающиеся научатся:

    • с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);  отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;

    • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;  проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

    • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

    • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

    • читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;

    • принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

    • понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);

    • планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

    • оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

    • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

    • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

    • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

    • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;

    • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

    • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

    • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

    • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

    • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

    • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

    • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

    • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

    • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

    • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

    • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

    • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

    • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

    • осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

    • сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;

    • сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);

    • определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;

    • отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

    • отличать произведения устного народного творчества от других произведений;

    • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

    • понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;  отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

    • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

    • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

    • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

    • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

    • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

    • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

    • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

    • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);

понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

    • отвечать на вопросы учителя по теме урока;

    • создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;

    • слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

    • под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

    • оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

    • понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;

    • соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

    • оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

    • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

    • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;

    • находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;

    • готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

    • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

    • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

    • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

    • не конфликтовать, использовать вежливые слова;

выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

    • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

    • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

    • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

    • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

    • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

    • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

    • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

    • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

    • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

    • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

    • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;  различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

    • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

    • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

    • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

    • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

    • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

    • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

    • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;

    • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

    • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;  пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя. Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

    • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

    • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;  составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

    • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

    • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);  отличать прозаический текст от поэтического;

    • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;  называть героев произведения, давать характеристику.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

    • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

    • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

Содержание учебного предмета

Название раздела, темы. Основное содержание по темам

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

обучающихся

Добукварный период

О речи(устной и письменной). Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемоймоделью, отражающей его звуко-слоговую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии читаемыми) словами и предъявленными звукослоговыми схемами-моделями. Знакомство с буквами пяти

15 ч.

Знать гласные и согласные звуки.

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку ( по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м, р – л, с – ш, и др.).

Подбирать слова с заданным звуком.

Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком.

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки»).

Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами.

Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.


гласных звуков а, о, у, и, ы, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.


Букварный (основной) период

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твёрдости и мягкости согласных. Чтение слогов - «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений, небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, места ударения в нём. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как произносятся, т. е. орфоэпически

Развитие устной речи: звуковая культура речи. Развития у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко-слоговой культуре, в соответствии с нормами

53 ч.

Знать звуки гласные, согласные, слог, согласные звуки мягкие, твердые, звонкие, глухие.

Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного).

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Подбирать слова с заданным количеством слогов.

Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев и т. п. Читать по ролям:


орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее смешиваемых детьми: л-р, с-з, щ-ж, п-б, с-ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучению пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речи. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопрос учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.


выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли. Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание).

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ).

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

Обосновывать собственное мнение.


Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок текста, определённого количества предложений, объединённых общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединённых ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текстов. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.



Послебукварный период

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения грамоте. Чтение небольших произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д.

24 ч

Знать произведения русских и советских писателей. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.


Совершенствование навыка чтения


Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение.

Литературное чтение

Введение

Знакомство с книгой.

1.Жили-были буквы

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Чёрным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным, высказывания из старинных книг.

2.Сказки, загадки, небылицы

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки. небылицы и сказки. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

3.Апрель, апрель! Звенит капель…

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой,

Т.Белозёровой, Е. Трутневой, В. Берестова, Л.Ульяницкой,

Л.Яхнина

  1. И в шутку и всерьёз

Произведения Н. Артюховой, Я. Тайца, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой, О.Григорьева, М.Пляцковского.

  1. Я и мои друзья

40 ч

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. Понимать общее содержание произведения: описывать особенности поведения и характера героев. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев и т. п. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли. Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание).Создавать (устно) текст (небольшой рассказ Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон,

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

6. О братьях наших меньших

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, Д. Хармса, К. Ушинского.

На внеклассное чтение в 1 классе отводится 20 минут один раз в неделю


темп, тембр, интонацию Создавать серии картин, картины графически

речи, мимику, жесты воспроизводить словесные

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте ( чтение)

№ п.п

Дата проведения

Дата фактического проведения

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Добукварный период

15

1

«Азбука» – первая учебная книга (с.2-3).

1

2

Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение. (с.4-5).

1

3

Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение. (с.4-5).

1

4

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово. (с.6-7).

1

5

Люби все живое. Слово и слог (с. 8-9).

1

6

Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение (с.1011)

1

7

Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи (с.12-13).

1

8

Край родной, навек любимый.

Гласные и согласные звуки (с.14-16)

1

9

Век живи, век учись. Как образуется слог? (с.16-17)

1

10

Повторение-мать учения (с.18-20)

1

11

Азбука - к мудрости ступенька.

Звук [а]. Буквы А, а; их функция (с.20-23).

1


12

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Звук [о]. Буквы О, о; их функция в слоге- слиянии (с.24-27)

1

13

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Звук [и]. Буквы И, и; их функция в слоге- слиянии (с.28-31)

1

14

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Звук [ы]. Буква ы; ее функция в слоге- слиянии (с.32-35)

1

15

Ученье- путь к уменью. (с.36-39)

Гласный звук [у]. Буквы У,у; их функция в слоге- слиянии

1

Букварный (основной) период

53

16/1

Труд кормит, а лень портит.

Звуки [н,] [н']. Буквы Н, н.(с.40-43)

1

17/2

Старый друг лучше новых двух.

Звуки [с] [с']. Буквы С,с (с. 44-47)

1

18/3

Каков мастер, такова и работа.

Звуки [к,] [к']. Буквы К, к.(с.48-51)

1

19/4

А. С. Пушкин «Сказки».

Звуки [т,] [т']. Буквы Т, т.(с.52-54)

1

20/5

Согласные звуки [т,] [т']. Буквы Т, т.(с.55-57)

1

21/6

К. И. Чуковский «Сказки».

Звуки [л,] [л']. Буквы Л, л.(с.58-63)

1

22/7

А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» Согласные звуки [р,] [р']. Буквы Р, р.(64-67)

1

23/8

Век живи, век учись.

Звуки [в,] [в']. Буквы В, в.(с. 68-71)

1

24/9

Русская народная сказка.

Звуки [й'э,] [э]. Буквы Е, е. (с.72-77)

1

25/10

Красуйся, град Петров!

Звуки [п,] [п']. Буквы П, п.(с.78-83)

1


26/11

Москва - столица России.

Звуки [м,] [м']. Буквы М, м.(с.84-89)

1

27/12

Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках (88-89).

1

28/13

Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках (88-89).

1

29/14

О братьях наших меньших. Звуки [з,] [з']. Буквы З, з.(с.90-93).

1

30/15

Закрепление умения чтения предложений с буквами З,з.(9295)

1

31/16

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Звуки [б,] [б']. Буквы Б, б.(с.96-98).

1

32//17

Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П (с.98-100)

1

33/18

Чередование согласных

1

34/19

Терпение и труд все перетрут.

Звуки [д,] [д']. Буквы Д, д.(с.104-106).

1

35/20

Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв Д-Т в слогах и словах. (108-109).

1

36/21

Россия – Родина моя. Звуки [й'а] , [а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я,Я. (с.110-112)

1

37/22

Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я.(с.113115).

1

38/23

Чтение текстов с изученными буквами (с.112,116-117).

1

39/24

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [ г,] [г']. Буквы Г, г (с.118-120).

1

40/25

Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении (с.121-123)

1

41/26

Делу время, а потехе час. Звук [ч']. Буква Ч. Правописание сочетаний ча -чу (4-5,7).

1

42/27

Буква Ч (закрепление) (с.6-9)

1


43/28

Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь как показатель мягкости согласных звуков (с. 10-13)

1

44/29

ь как показатель мягкости согласных звуков (с. 13-15).

1

45/30

Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш ]. Буквы Ш, ш. (с. 16-19)

1

46/31

Буква Ш (закрепление) (с.20-23)

1

47/32

Буква Ш (закрепление) (с.20-23)

1

48/33

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж ]. Буквы Ж, ж. (с. 24-27)

1

49/34

Буквы Ж, ж, сочетания жи-ши (закрепление) (с. 27-29)

1

50/35

Люби все живое. Звуки [й'о], [о]. Буквы Е, е. (с.30-32)

1

51/36

Буква Е (закрепление) (30-33)

1

52/37

Жить – Родине служить. Звук [й']. Буквы й.(с. 34-37)

1

53/38

Без труда хлеб не родится никогда.

Звуки [ х,] [х']. Буквы Х, х (с.38-39,42).

1

54/39

Чтение текстов о животных. Закрепление знаний о буквах Х, х. (. 40, 43-44).

1

55/40

Обобщающий урок. Чтение текстов морально-этического характера.

Звуки [ х,] [х']. Буквы Х, х (с. 40-41,43,45).

1

56/41

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й'у], [у]. Буквы Ю, ю (с. 46-47)

1

57/42

Буквы Ю,ю (закрепление) (с.48-49)

1

58/43

Делу время, потехе час.

Звук [ц]. Буквы Ц,ц.(с. 50-52)

1


59/44

Звук [ц]. Буквы Ц,ц (закрепление) (с.53-55)

1

60/45

Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы Э,э ( с. 56-58)

1

61/46

Гласный звук [э]. Буквы Э,э (закрепление) (с.60-61)

1

62/47

Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ'].

Буквы Щ,щ. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу (с.62-63)

1

63/48

Звук [щ']. Буквы Щ,щ (закрепление) (с.65-69)

1

64/49

«Играют волны, ветер свищет…»

Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф (с. 70-73)

Российский флаг. Чтение слов с Ф. (с. 70-73)

1

65/50

Играют волны, ветер свищет…»

Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф (с. 70-73)

Российский флаг. Чтение слов с Ф. (с. 70-73)

1

66/51

Бог не в силе, а в правде. Буквы ь и ъ (с.74-78 )

1

67/52

Русский алфавит (с. 78-84)

1

68/53

Доброе дело-великое счастье. Отработка техники чтения

1

Послебукварный период

24

69/1

В. Берестов «Читалочка». Как хорошо уметь читать. Е.

Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить».

1

70/2

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский «Наше отечество. Пословицы и поговорки о Родине.

1


71/3

История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Крупин «Первоучители славянские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.

1

72/4

В. Крупин «Первый букварь».

Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.

Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.

1

73/5

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

1

74/6

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

1

75/7

Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка.

1

76/8

Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка.

1

77/9

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей.

1

78/10

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей.

1

79/11

К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница» Инсценирование стихотворения.

1

80/12

К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница» Инсценирование стихотворения.

1

81/13

В.В. Бианки «Первая охота»

1

82/14

В.В. Бианки «Первая охота»

1

83/15

С.Я. Маршак «Угомон» «Дважды два

1

84/16

С.Я. Маршак «Угомон» «Дважды два

1

85/17

М.М. Пришвин «Предмайское утро» «Глоток молока»

1

86/18

М.М. Пришвин «Предмайское утро» «Глоток молока»

1

87/19

А.Л. Барто «Помощница» «Зайка» «Игра в словах»

1

88/20

С.В. Михалков «Котята» Б.В. Заходер «Два и три»

1

89/21

В.Д. Берестов «Пёсья песня» «Прощание с другом».

1

90/22

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

91/23

Праздник «Прощай, «Азбука»

1

92/24

Резерв.

1

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения

№ п.п

Дата проведения

Дата фактического проведения

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

1

Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием.

1

2

В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах.

1

3

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана.

1

4

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений.

1

5

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений.

1

6

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму».

1

7

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности.

1


8

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой.

Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги.

1

9

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

10

Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей.

1

11

РНС «Рукавичка». Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану.

1

12

Загадки, песенки. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок.

1

13

Русские народные потешки.

1

14

Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров.

1

15

Обобщение по разделу «Узнай сказку».

1

16

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

17

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение.

1

18

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

1

19

И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

1

20

Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель».

1

21

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1


22

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г.

Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам.

1

23

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г.

Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам.

1

24

Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа.

1

25

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев.

1

26

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник». Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев.

1

27

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

1

28

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

29

«Подарок». Анализ и оценка поступков героев. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев.

1

30

Подарок». Анализ и оценка поступков героев. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев.

1

31

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев.

1

32

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день».

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и

1




лягушки», «Находка». Анализ и оценка поступков героев.


33

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

34

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

35

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения.

Составление вопросов.

1

36

В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану.

1

37

И. Токмакова «Купите собаку». Анализ и оценка поступков героев.

1

38

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений.

1

39

Обобщающий урок «О братьях наших меньших».

1

40

Резервные уроки

1