Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Золотовская средняя общеобразовательная школа »
Программа по профориентации обучающихся
«Профессиональное самоопределение»
Составитель
Коробёнкова Т.С., социальный педагог
г. Воскресенск
2019 год
Пояснительная записка
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказывается на образовании молодежи и ее готовности к профессиональному самоопределению. Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь не охотно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. При сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует молодым людям возможность состояться в профессиональном отношении. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.
Цель программы: способствовать формированию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению в соответствии с интересами, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи программы:
1. Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
2.Обеспечитьвозможность профпросвещения, профдиагностику, профконсультации обучающихся.
3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о типах профессий, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования для получения профессиональной подготовки.
4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения школьников.
Виды деятельности:
• Профпросвещение через учебную и внеурочную деятельность;
• Диагностика и консультирование;
• Профессиональные пробы.
Формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями)
• Тематические классные часы;
• Беседы;
• Встречи;
• Проектная деятельность;
• Экскурсии
• Сюжетно-ролевые игры;
• Встречи с бывшими выпускниками школы.
Направления реализации программы:
• Информационно-аналитическая деятельность;
• Организационно-методическая работа;
• Работа с педагогическими кадрами;
• Работа с родителями;
• Работа с учащимися.
Ожидаемые результаты
• Повышение уровня готовности выпускников к профессиональному самоопределению;
• Повышение мотивации обучающихся к труду;
• Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
5 - 7 классы
Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.
Формируется нравственная основа общения.
Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.
Это возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН.Тематические классные часы:
1. Мир профессий (5 класс).
2. Всякий труд надо уважать
(6класс).
3. Я и моя будущая профессия (7 класс)
Встречи с интересными людьми (профессионалами)
Экскурсии
Ролевые игры
Творческие конкурсы
8 - 9 классы
Период развития профессионального самоопределения
Формирование личностного смысла выбора профессии.
Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.Тематические классные часы:
1. Дороги, которые мы выбираем. (9 класс)
2. Формула успеха - труд по призванию. (8 класс)
3. Проблемы профессионального самоопределения учащихся. (9 класс)
Информация о профессиях народного хозяйства, перспекти-вами профессионального роста и мастерства.
Знакомство с правилами выбора профессии.
Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией.
Мероприятия по реализации программы.
I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 классов (сентябрь ,Социальный педагог)
2. Проведение социологического опроса выпускников школы с целью выявления профессиональных намерений и их реализации (2 раза в год,
сентябрь, март, в течение учебного года, педагог- психолог, социальный педагог)
3. Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии( В течение уч. года Кл. руководители)
4. Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями ( март-апрель)
II. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Подготовка плана работы по профориентации на учебный год
2. Подготовка планов совместной работы школ с заинтересованными организациями
(внешкольными учреждениями, профессиональными учебными заведениями) май Социальный педагог, педагог – психолог)
3. Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами( В течение года классные руководители)
II. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
1. Рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмена опытом на МО классных руководителей.( сентябрь, Кл. руководителей)
2. Семинар для педагогов «Организация профориентационной работы с учащимися — важнейшее условие успешной социализации ученика» (октябрь )
3. Проведение круглых столов «Состояние профориентационной работы с учащимися и распределение их по профилям обучения».
III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Проведение родительских собраний по профориентационной тематике. (1 раз в год, Классные руководители)
2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации (Постоянно Кл. руководители)
3. Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии (1 раз в четверть, Классные руководители)
4. Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий) Постоянно Классные руководители
5. Организация для родителей встреч со специалистами (представителями профессиональных учебных заведений) 1 раз в год Администрация ОУ
V. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1. Проведение групповых информационно-справочных консультаций по профориентационной тематике (В течение года социальный педагог, классные руководители)
2. Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь из «группы риска» (Постоянно Педагог-психолог, социальный педагог)
3. Организация посещения учащимися профессиональных учебных заведений, предприятий района.( В течение года ,Классные руководители)
4. Проведение серий классных часов (по возрастам) (В течение года Классные руководители)
5. Привлечение учащихся к занятиям по интересам в кружках и спортивных секциях в школе и учреждениях дополнительного образования (октябрь, Классные руководители)
6. Проведение опроса по выявлению проблем, учащихся в области профессиональной ориентации( март ,Педагог психолог, классные руководители)
7. Трудоустройство учащихся. Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым детям и детям «группы риска».( летний период ,Социальный педагог, педагог психолог)
Литература
1. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. – М., «Мир». 1999;
2. Александрова А. Нацелены ли вы на карьеру?// Обучение и карьера. 2007, № 1;
3. Возрастная психология. Практикум для студентов высших учебных заведений. /Трофимова Н. М. и др. – СПб.: «Питер». 2005;
4. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., «Просвещение». 2011;
5. Грецов А. Б. Выбираем профессию. – СПб., 2005;
6. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой/ М. 2014;
7. Игры для интенсивного обучения. /Под ред. Петрусинского. – М., «Прометей». 2011;
8. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. – М., «Новая школа». 2006;
9. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, АРД Лтд. 2009;
10. Куда идешь? / А. Белухин /М., 2012;
11. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой / М. 2007г. из-во «Просвещение». 2014;
12. На пути к выбору профессии. / Смирнова Е. Е. / СПб.: КАРО, 2013.
13. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. – М., «Новая школа». 2003;
14. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии. / Шеховцова Л. Ф. / СПб., 2010;
15. Психология для старшеклассников - в двух частях. / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова / М. Изд. центр ВЛАДОС, 2011;
16. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. /Г. В. Резапкина / М., ГЕНЕЗИС, 2011;
17. Путь к успеху (методические рекомендации для тех, кто хочет реализовать свои способности.) /Руководитель проекта: генеральный директор КГОУДЦ «Созвездие» А. Е. Волостникова. / Хабаровск, 2005;
18. Резапкина Г. В. Уроки выбора профессии. / Школьный психодог. 2006, № 14;
19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., «Мир». 2009;
20. Родичев Н. Ф. Профессии, которые мы выбираем. / Абитуриент. – 2012, № 7;
21. Самоукина И. В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2003;
22. Типы темперамента в практической психологии. /Овчинников Б. В. и др. – СПб., 2003;
23. Ты и твоя профессия. /М. А. Бенджков, И. Л. Соломин, Д. С. Черненко/ СПб., 2010;
24. Чистякова С. Н., Лернер П. С. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. / Школьные технологии. – 2012, № 1;
25. Чистякова С. Н., Родичева Н. Ф., Черкашев Е. О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / Учебное пособие. – М., 2013;