СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профориентации обучающихся «Профессиональное самоопределение»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для работы социального педагога с 5-9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентации обучающихся «Профессиональное самоопределение»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Золотовская средняя общеобразовательная школа »

















Программа по профориентации обучающихся

«Профессиональное самоопределение»











Составитель

Коробёнкова Т.С., социальный педагог














г. Воскресенск

2019 год





Пояснительная записка

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказывается на образовании молодежи и ее готовности к профессиональному самоопределению. Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь не охотно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. При сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует молодым людям возможность состояться в профессиональном отношении. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.

Цель программы: способствовать формированию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению в соответствии с интересами, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Задачи программы:

1. Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

2.Обеспечитьвозможность профпросвещения, профдиагностику, профконсультации обучающихся.

3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о типах профессий, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования для получения профессиональной подготовки.

4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения школьников.

Виды деятельности:

• Профпросвещение через учебную и внеурочную деятельность;

• Диагностика и консультирование;

• Профессиональные пробы.

Формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями) 

• Тематические классные часы;

• Беседы;

• Встречи;

• Проектная деятельность;

• Экскурсии

• Сюжетно-ролевые игры;

• Встречи с бывшими выпускниками школы.

Направления реализации программы:

• Информационно-аналитическая деятельность;

• Организационно-методическая работа;

• Работа с педагогическими кадрами;

• Работа с родителями;

• Работа с учащимися.

Ожидаемые результаты

• Повышение уровня готовности выпускников к профессиональному самоопределению;

• Повышение мотивации обучающихся к труду;

• Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

5 - 7 классы

  • Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

  • Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН.Тематические классные часы:

1. Мир профессий (5 класс).

2. Всякий труд надо уважать

(6класс).

3. Я и моя будущая профессия (7 класс)

Встречи с интересными людьми (профессионалами)

Экскурсии

Ролевые игры

Творческие конкурсы

8 - 9 классы

Период развития профессионального самоопределения

Формирование личностного смысла выбора профессии.

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.Тематические классные часы:

1. Дороги, которые мы выбираем. (9 класс)

2. Формула успеха - труд по призванию. (8 класс)

3. Проблемы профессионального самоопределения учащихся. (9 класс)

Информация о профессиях народного хозяйства, перспекти-вами профессионального роста и мастерства.

Знакомство с правилами выбора профессии.

Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией.

Мероприятия по реализации программы.

I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 классов (сентябрь ,Социальный педагог)

2. Проведение социологического опроса выпускников школы с целью выявления профессиональных намерений и их реализации (2 раза в год,

сентябрь, март, в течение учебного года, педагог- психолог, социальный педагог)

3. Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии( В течение уч. года Кл. руководители)

4. Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями ( март-апрель)

II. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Подготовка плана работы по профориентации на учебный год

2. Подготовка планов совместной работы школ с заинтересованными организациями

(внешкольными учреждениями, профессиональными учебными заведениями) май Социальный педагог, педагог – психолог)

3. Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами( В течение года классные руководители)


II. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

1. Рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмена опытом на МО классных руководителей.( сентябрь, Кл. руководителей)

2. Семинар для педагогов «Организация профориентационной работы с учащимися — важнейшее условие успешной социализации ученика» (октябрь )

3. Проведение круглых столов «Состояние профориентационной работы с учащимися и распределение их по профилям обучения».

III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Проведение родительских собраний по профориентационной тематике. (1 раз в год, Классные руководители)

2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации (Постоянно Кл. руководители)

3. Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии (1 раз в четверть, Классные руководители)

4. Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий) Постоянно Классные руководители

5. Организация для родителей встреч со специалистами (представителями профессиональных учебных заведений) 1 раз в год Администрация ОУ

V. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1. Проведение групповых информационно-справочных консультаций по профориентационной тематике (В течение года социальный педагог, классные руководители)

2. Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь из «группы риска» (Постоянно Педагог-психолог, социальный педагог)

3. Организация посещения учащимися профессиональных учебных заведений, предприятий района.( В течение года ,Классные руководители)

4. Проведение серий классных часов (по возрастам) (В течение года Классные руководители)

5. Привлечение учащихся к занятиям по интересам в кружках и спортивных секциях в школе и учреждениях дополнительного образования (октябрь, Классные руководители)

6. Проведение опроса по выявлению проблем, учащихся в области профессиональной ориентации( март ,Педагог психолог, классные руководители)

7. Трудоустройство учащихся. Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым детям и детям «группы риска».( летний период ,Социальный педагог, педагог психолог)

Литература

1. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. – М., «Мир». 1999;

2. Александрова А. Нацелены ли вы на карьеру?// Обучение и карьера. 2007, № 1;

3. Возрастная психология. Практикум для студентов высших учебных заведений. /Трофимова Н. М. и др. – СПб.: «Питер». 2005;

4. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., «Просвещение». 2011;

5. Грецов А. Б. Выбираем профессию. – СПб., 2005;

6. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой/ М. 2014;

7. Игры для интенсивного обучения. /Под ред. Петрусинского. – М., «Прометей». 2011;

8. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. – М., «Новая школа». 2006;

9. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, АРД Лтд. 2009;

10. Куда идешь? / А. Белухин /М., 2012;

11. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой / М. 2007г. из-во «Просвещение». 2014;

12. На пути к выбору профессии. / Смирнова Е. Е. / СПб.: КАРО, 2013.

13. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. – М., «Новая школа». 2003;

14. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии. / Шеховцова Л. Ф. / СПб., 2010;

15. Психология для старшеклассников - в двух частях. / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова / М. Изд. центр ВЛАДОС, 2011;

16. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. /Г. В. Резапкина / М., ГЕНЕЗИС, 2011;

17. Путь к успеху (методические рекомендации для тех, кто хочет реализовать свои способности.) /Руководитель проекта: генеральный директор КГОУДЦ «Созвездие» А. Е. Волостникова. / Хабаровск, 2005;

18. Резапкина Г. В. Уроки выбора профессии. / Школьный психодог. 2006, № 14;

19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., «Мир». 2009;

20. Родичев Н. Ф. Профессии, которые мы выбираем. / Абитуриент. – 2012, № 7;

21. Самоукина И. В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2003;

22. Типы темперамента в практической психологии. /Овчинников Б. В. и др. – СПб., 2003;

23. Ты и твоя профессия. /М. А. Бенджков, И. Л. Соломин, Д. С. Черненко/ СПб., 2010;

24. Чистякова С. Н., Лернер П. С. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. / Школьные технологии. – 2012, № 1;

25. Чистякова С. Н., Родичева Н. Ф., Черкашев Е. О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / Учебное пособие. – М., 2013;