1
УТВЕРЖДАЮ
Начальник
ФГКОУ ГСВУ МВД России
имени Героя Российской Федерации
А. А. Кадырова
подполковник внутренней службы
«____» ________________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Информатика» для обучающихся I курса
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
Программа обсуждена и принята на заседании
цикла гуманитарных и математических дисциплин
«___ »____________2021 г. (протокол № )
Начальник цикла – преподаватель цикла
гуманитарных и математических дисциплин
ФГКОУ ГСВУ МВД России
Имени Героя Российской Федерации А. А. Кадырова
старший лейтенант внутренней службы
«___ »____________2021 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель начальника
ФГКОУ ГСВУ МВД России
имени Героя Российской Федерации А. А. Кадырова
(по учебной работе) – начальник отдела (учебный отдел)
подполковник внутренней службы
«___ »____________2021 г.
Грозный, 2021 г.
Информатика: Рабочая программа для обучающихся 1 курса Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Грозненское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации имени Героя Российской Федерации А. А. Кадырова», 2021 г.
Рабочая программа подготовлена (разработана): учителем цикла гуманитарных и математических дисциплин Умаровой М.З.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на педагогическом совете ФГКОУ ГСВУ МВД России имени Героя Российской Федерации
А. А. Кадырова « » 20 г. (протокол № ).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты…………………………………..……................5
2. Содержание учебного предмета, курса………………………………...….9
3. Календарно-тематическое планирование………………………………....11
4. Учебно-методические материалы………….. …………………………….13
5. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся (Приложение).
Рабочая программа по предмету «Информатика» для 1 курса разработана в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Уставом федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Грозненское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации», утверждённым приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 390;
Примерной ООП ООО (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию)
ООП ООО Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Грозненское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
примерной рабочей программой под редакцией Т. А. Бурмистровой «Информатика». Сборник примерных рабочих программ. 7-9 классы». М.: Просвещение, 2020
I. Планируемые результаты
№ | Разделы/главы | Планируемые результаты |
| Глава 1. Управление и алгоритмы | Предметные | Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). |
Метапредметные | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Познавательные: Формирование умения читать и слушать, извлекая нужную информацию. Понимать информацию представленную изобразительно, схематично, знаково-символьно. Регулятивные: Формирование владения навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно. Умение использовать внешний план для решения поставленной задачи и вносить необходимые коррективы. |
Личностные | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики Умение осуществлять совместную учебную деятельность. |
| Глава 2. Введение программирование | Предметные | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. |
Метапредметные | Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Познавательные: Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: Формирование владения навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно. Умение использовать внешний план для решения поставленной задачи и вносить необходимые коррективы. |
Личностные | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной, творческой деятельности |
| Глава 3. Информационные технологии и общество | Предметные | Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества и основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. |
Метапредметные | Коммуникативные: Обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; самостоятельно планировать необходимые действия, операции. Познавательные: Анализировать условия и требования задачи; проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рационализации и экономичности. |
Личностные | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Умение осуществлять совместную учебную деятельность. |
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Управление и алгоритмы
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и построения алгоритма. Понятие программирования.
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
(на уровне универсальных учебных действий)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Глава 2. Введение в программирование
Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы. Возникновение и назначение языка Паскаль. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером. Программирование циклов. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Одна задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Сортировка массива.
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
(на уровне универсальных учебных действий)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Глава 3. Информационные технологии и общество
Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность.
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
(на уровне универсальных учебных действий)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества и основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № недели | Наименование разделов и тем | Количество часов | Примечание |
| | Управление и алгоритмы | 8 | |
1 | 1 | Техника безопасности в компьютерном классе | 1 | |
2 | 2 | Управление и кибернетика. Управление с обратной связью | 1 | |
3 | 3 | Определение и свойства алгоритма | 1 | |
4 | 4 | Графический учебный исполнитель | 1 | |
5 | 5 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | 1 | |
6 | 6 | Ветвление и построения алгоритма | 1 | |
7 | 7 | Циклические алгоритмы | 1 | |
8 | 8 | Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы» | 1 | |
| | Введение в программирование | 16 | |
9 | 9 | Алгоритмы работы с величинами | 1 | |
10 | 10 | Понятие программирования | 1 | |
11 | 11 | Линейные вычислительные алгоритмы | 1 | |
12 | 12 | Возникновение и назначение языка Паскаль | 1 | |
13 | 13 | Алгоритмы с ветвящейся структурой | 1 | |
14 | 14 | Программирование ветвлений на Паскале | 1 | |
15 | 15 | Программирование диалога с компьютером | 1 | |
16 | 16 | Промежуточная аттестация | 1 | |
17 | 17 | Программирование циклов | 1 | |
18 | 18 | Алгоритм Евклида | 1 | |
19 | 19 | Таблицы и массивы | 1 | |
20 | 20 | Массивы в Паскале | 1 | |
21 | 21 | Одна задача обработки массива | 1 | |
22 | 22 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | 1 | |
23 | 23 | Сортировка массива | 1 | |
24 | 24 | Контрольная работа по теме «Введение в программирование» | 1 | |
| | Информационные технологии и общество | 10 | |
25 | 25 | Предыстория информатики | 1 | |
26 | 26 | История ЭВМ | 1 | |
27 | 27 | История ЭВМ | 1 | |
28 | 28 | История программного обеспечения и ИКТ | 1 | |
29 | 29 | История программного обеспечения и ИКТ | 1 | |
30 | 30 | Информационные ресурсы современного общества | 1 | |
31 | 31 | Проблемы формирования информационного общества | 1 | |
32 | 33 | Информационная безопасность | 1 | |
33 | 34 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
34 | 35 | Обобщающий урок | 1 | |
Учебно-методические материалы
Основная и дополнительная литература
Основной учебник:
Информатика. 9 класс. Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С .В., Шестакова Л. В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019.
Дополнительная литература
1. Задачник практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://school collection.edu.ru/).
4. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru/authors/ informatika/2/)
Материально-техническое обеспечение
2. Технические средства обучения.
Компьютер
Принтер
Интерактивная доска
Локальная вычислительная сеть.
3. Программные средства.
Операционная система Windows 7
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007\2010.
Мультимедиа проигрыватель.
Перечень ЭОР. Интернет-ресурсы
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://www.fcior.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru/
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru/
http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика
http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп
Информационно-консультационный портал ФЦПРО (http://fgos74.ru/),
Центр методической и технической поддержки внедрения ИКТ в деятельность ОУ и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам (http://ikt.ipk74.ru/),
Виртуальный методический кабинет (http://ipk74.ru/virtualcab) официального сайта ГБОУ ДПО ЧИППКРО (http://ipk74.ru/).
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru – «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества
http://www.researcher.ru – Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников».
http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей.
http://mat.1september.ru/ - издательство «Первое сентября. Математика».
http://festival.1september.ru/mathematics/ – педагогический форум: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://zaba.ru – сайт «Математические олимпиады и олимпиадные задачи».
http://etudes.ru – сайт «Математические этюды».
http://uztest.ru и http://mathtest.ru – сайты в помощь учителю (содержат базу тестов).
Основные сведения, изменения и рекомендации, касающиеся государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов, можно найти на сайтах: http://www.fipi.ru. http://www.math.ru, http://www.ege.edu.ru.