СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (общеинтеллектуальное направление) составлена на основе: Основной образовательной  программы   начального общего образования,  утверждённой приказом директора

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Зидьянская средняя общеобразовательная школа имени Курбанова Сеида Джамаловича"

«Рассмотрено» Руководитель МО

_____/ /

Протокол № _____

от «___» ______ 2019 г


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______/ Амирова С.Д /

от« ___ »_________ 2019

«Утверждаю»

Директор МБОУ

_____/ Абдуллаев Г.М / «___»____________2019 г.







Программа

внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

4 класс





Количество часов в неделю: 0,5

Всего за год : 17

Учитель начальных классов : Мамедова Теране Абитдиновна

Учебный год: 2019/2020





с. Зидьян, 2019г



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (общеинтеллектуальное направление) составлена на основе: Основной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом директора

Учебного плана МКОУ с Бильгади «ООШ » на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» состоит из следующих разделов:

  1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;

  2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

  3. тематическое планирование.


Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные:

Обучающийся научится:

  • осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

  • выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • выражать собственное мнение и обосновывать его;

  • владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);

  • строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

  • применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

  • сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

  • составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;

  • выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);

  • пользоваться специальной, и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом




Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .


Тема 2 . Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»


Тема 3. Чудесные превращения слов.(1 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.


Тема 4 В гостях у слов родственников. (1ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.


Тема 5 Добрые слова (1ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.


Тема 6 Новые слова в русском языке.(1ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».


Тема 7. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».


Тема 8 Синонимы в русском языке (1ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.


Тема 9 Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.


Тема10 Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».


Тема 11. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».


Тема 12. В королевстве ошибок. (1ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 13. В стране Сочинителей.(1ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 14. Искусство красноречия. ( 1ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.


Тема 15. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».


Тема 16. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.


Тема 17 Анаграммы и метаграммы. (1ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Формы организации занятий:

  • индивидуально- групповые;

  • индивидуальные;

  • работа в парах;

  • фронтальная работа.


Виды деятельности:

  • диалог;

  • круглый стол;

  • беседа;

  • игра.


Тематическое планирование (17 часа-0,5 час в неделю)


п/п

Разделы программы

Количество

часов

1.

Царство слов

5

2.

Новые слова

5

3.

В королевстве ошибок

7

Итого

17



Календарно-тематическое планирование «Занимательный русский язык»


п/п

Тема

Количество часов

Деятельность обучающихся

Дата проведения

по плану

по факту

1

Сказочное царство слов.

1

Рассказывают произведения устного народного творчества; Выделяют особенности народной речи; Называют пословицы и поговорки о языке



2

Путешествие в страну Слов.

1


Составляют тематический словарь; Работают с рассказом



3

Чудесные превращения слов.

1

Превращают слова. Находят «сбежавшие» из слов буквы.




4

В гостях у слов- родственников.

1


Подбирают родственные слова с заданным корнем.

Вспоминают отличительные признаки слов родственников



5

Добрые слова.

1

Рассказывают о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Составляют правила вежливого поведения




6

Новые слова в русском языке.

1

Объясняют , откуда берутся новые слова; Находят данные слова в текстах




7

Встреча с зарубежными друзьями.

1

Понимают , откуда берутся заимствованные слова; Определяют признаки данных слов




8

Синонимы в русском языке.

1


Понимают значение слов-синонимов: находят синонимы в тексте



9

Слова- антонимы.

1

Находят данные слова в текстах, подбирают антонимы



10

Слова- омонимы.

1

Находят признаки данных слов; находят данные слова в текстах; правила подбора омонимов



11

Крылатые слова.

1

Наблюдают над значением «крылатых выражений»;

Подбирают «крылатые выражения» в названиях текста




12

В королевстве ошибок.

1

Рассуждают, как искать и исправлять ошибки; как правильно произносить слова



13

В стране Сочинителей.

1

Сочиняют стихи-загадки по заданной рифме; сочиняют сказки



14

Искусство красноречия.

1

Понимают смысл понятия «красноречие»; как создавать свои речи



15

Праздник творчества и игры.

1

Используют в игре свои знания



16

Трудные слова.

1

Рассказывают, где и как можно найти значение трудных слов; как распознать «опасные» места в словах;



17

Анаграммы и метаграммы.

2


Знакомятся с историей изобретения анаграмм и метаграмм; понимают смысл этих понятий; Работают с данными заданиями