Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1ст. Кардоникской»
Утверждаю директор школы Богатырёв С.А _______________ | Согласовано Зам.директора по УВР Ильинова Н.Д. ________________ | Рассмотрено на заседании МО руководитель Рудева О.Г ________________ |
ПРОГРАММА
воспитательной деятельности
классного руководителя Белогудовой Светланы Владимировны
«Воспитание гражданина – патриота посредством встреч
с интересными людьми своей Республики»
Паспорт программы
Разделы паспорта программы | Содержание разделов программы |
1. Название программы | «Воспитание гражданина- патриота посредством встреч с интересными людьми своей Республики» |
2. Сроки реализации | 2015-2019гг I этап: проектный II этап: практический III этап: аналитический |
Основание для разработки программы | -Конвенция о правах ребенка; -Декларация прав ребенка; -Конституция РФ; -Закон РФ «Об образовании»; -Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; -Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 – 2019 г»; |
Государственный заказчик –координатор программы | МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской» |
Социальный заказчик | Родители класса |
Основные разработчики программы | Классный руководитель |
Исполнители программы | Классный руководитель Обучающиеся 7 «а» класса Родители |
Возраст обучающихся | 12-15 лет |
Цель программы | Создание системы патриотического воспитания обучающихся, для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. |
Задачи программы | Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Воспитывать правосознание способность к осознанию своих прав и прав другого человека. Формировать культуру проявления гражданской позиции. Изучать историю родного края. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин своей Республики» Формировать экологическое поведение. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Повышать педагогическую и психологическую компетенции родителей. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать: -духовный и культурный подъем обучающихся, высокая гражданская позиция, -патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России: -в познавательной сфере – развитие интеллектуального потенциала, творческих сил; -в историко–краеведческой – осознание ответственности за судьбу своей страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; -в социальной – способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере – осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. |
Система контроля над исполнением программы | Контроль над реализацией программы осуществляется: - зам. директора по ВР МКОУ «СОШ №1 ст.Кардоникской» -методическим объединением классных руководителей МКОУ «СОШ №1 ст.Кардоникской» |
Пояснительная записка
Программа гражданско-патриотического воспитания «Воспитание гражданина-патриота посредством встреч с интересными детьми своей республики» разработана в соответствии с:
Конвенцией о правах ребенка,
Декларацией прав ребенка,
Конституцией РФ,
Законом РФ «Об образовании»,
Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2014 - 2019г.».
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданского и военно-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
Настоящая программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных организаций, клубов по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, городу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, города, школы.
Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина и патриота Родины, города, школы и способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности педагогического коллектива школы, общественных объединений, патриотических клубов.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край ,способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося:
наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе и интересах Отечества, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы: проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся. Утверждение в сознании чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважение к культуре и историческому прошлому России, к её традициям.
На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;
- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному краю, людям, живущим в нем;
- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования .
На III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.
Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.
Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите её интересов.
Принципы:
- системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;
- адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;
- подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
- универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества
- учета региональных условий в пропаганде нравственных, патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к стране, улице, школе.
Механизм реализации программы
срок реализации программы 2014-2019гг.
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитания.
Задачи:
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- расширять и укреплять связи и отношения учреждений
- принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы;
Задачи:
- обобщить результаты работы учреждения;
- провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- спланировать работу на следующий период.
Педагогические технологии:
Проектно – исследовательская деятельность
Коллективно - творческое дело
Деятельностный подход в воспитании
Педагогика сотрудничества
Технология проблемного обучения.
ИТК
Совершенствование процесса гражданско-патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:
- продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;
- определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;
- совершенствование содержания патриотического воспитания;
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;
- воспитание гордости за Российское государство, родной край;
- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Воспитание гражданина – патриота посредством встреч с интересными людьми своей Республики» включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, день Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин своей Республики».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Оценка эффективности реализации программы .
Прогнозирующий результат. Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно нравственные параметры:
сохранение и развитие чувства гордости за своё Отечество и истории родного края;
формирование позиций гражданина-патриота России;
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
готовности к защите Отечества;
гуманистическое отношение к окружающему миру.
Поэтапное содержание реализации программы
Деятельность по созданию системы патриотического воспитания | Участники деятельности | Сроки |
I этап (проектный) |
1. Создание и программирование работы творческой группы | администрация, педагоги, учащиеся | январь 2015 г. |
2. Изучение научно-методической литературы | администрация, кл.руководитель | Август сентябрь 2015г. |
3. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса | администрация | сентябрь 2015 г. |
4. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы» | администрация, классные руководители | Октябрь, ноябрь 2015 г. |
II этап (практический) | | |
1. Создание мониторинга развития личности | Классный руководитель | 2015–2019 г. |
2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника | Классный руководитель | 2016–2019 г. |
3.Проведение праздников, выставок, конкурсов, фестивалей | Классный руководитель | 2016-2019 г. |
4. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников | администрация, руководитель МО классный руководитель | Май 2019г. |
5Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках школы , бойцах «горячих точек» | Классный руководитель обучающиеся | 2016-2018г |
6. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел: - экскурсии по городам России; -конкурс гражданско-патриотической песни; - выставки рисунков « «Есть такая профессия Родину защищать», «Армия и профессия военного глазами детей»; «Война глазами детей» и др. - праздники «День знаний», «27 января –День полного снятия Блокады с Ленинграда», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок» | администрация, классные руководитель | 2016–2019 г. |
III этап (аналитический) | | |
1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников. | администрация, учителя | 2017 г. |
2. Обобщение опыта эффективных форм в рамках патриотического воспитания | администрация, классный руководитель | 2011–2015 г. |
3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы | Классный руководитель | 2018-2019г. |
Результативность реализации
Программа измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско – патриотического долга во всём многообразии его проявления, и их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
Характеристика основных ресурсов реализации программы
Интеллектуальные:
Классный руководитель – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
Классный руководитель организует встречи с интересными людьми:
- ветераны Великой Отечественной войны и труда;
- родители обучающихся.
Технические:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:
- учебные кабинеты,
- компьютерные классы,
- библиотека,
- спортивный зал,
- спортивная площадка,
- компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;
- Интернет;
- электронная почта.
Информационно-аналитические:
- организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;
- оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;
- организация информационных стендов.
Диагностика эффективности содержания деятельности
анкетирование учащихся;
определение уровня воспитанности и диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;
анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;
сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, с уже достигнутыми показателями.
наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
Оценка эффективности реализации программы.
В результате осуществления Программы ожидается:
обогащение содержания патриотического воспитания;
вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров;
внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
повышение эффективности патриотической работы;
повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
формирование гражданской грамотности учащихся;
обеспечение духовно-нравственного единства в школе;
развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего народа;
формирование у учащихся школы идеала жизни и идеала человека.
Перечень информационно-методического обеспечения
Методическое обеспечение:
1.Государственная программа Патриотическое воспитание граждан
2.Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2012 год.
3.Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.
4.Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2015 год.
5. Интернет ресурсы
18