Проект «Радуга».
Задачи:
- способствовать созданию спокойной, доверительной обстановки в группе;
- обеспечить развитие социальной уверенности школьников (повышение самооценки, их уверенность в себе);
- развитие умения чувствовать и понимать другого;
- развитие любознательности и наблюдательности;
- умение работать в группах.
Для поднятия духа группы создан девиз: «Мы как радуги цвета-неразлучны никогда!». Группа разделена на сектора, по типу семи цветов радуги:
1.(Красный/ креативные) Досуговый сектор
2.(Оранжевый/ обаятельные) Информационный сектор
3.(Желтый/ жизнерадостные) Учебный сектор
4. (Зеленый/замечательные) Эстетический сектор
5. (Голубой/ гениальные) Музейный сектор
6. (Синий/ смелые) Спортивный сектор
7. (Фиолетовый/ фантазёры) Хозяйственный сектор.
Расположение парт- согласно мини группам-секторам. Главная задача- справляться с представленным заданием не одному, а целой группой. Исключить слово «Я», запомнить и применять слово «МЫ».
Этапы проекта:
1 этап- беседа, устный опрос, разделение детей по интересам-образование мини групп, секторов.
2 этап- знакомство с обязанностями сектора, правилами группы в целом, вводное занятие-тренинг.
3 этап-работа с мини проектами.
4 этап- защита проектов, оценка результатов.
В ходе работы на настоящий момент ребята успели сделать такие проекты как:
- моя родина;
- моя семья;
- мой класс;
- «Зелёная школа»;
-«Живая азбука»
- на настоящий момент в ходе проект «Моя самооценка».
Для начала работы проведен инструктаж по технике безопасности, беседа о поведении обучающихся в школе, даны первичные данные для работы. Далее ребята производили самостоятельные опыты, беседы с пока еще незнакомыми им людьми, запись данных в таблицы. В ходе работы шел контроль за психологическим состоянием групп в непростых ситуациях, наблюдалось общение, сплочение группы, оказание помощи друг другу. По истечению 8 месяцев работы программы «Радуга»-наблюдается сознательная самооценка у учеников (вывод из данных стенда в кабинете «Самооценка»), снижение агрессии друг к другу, сплочение коллектива. На конец семестра было проведено занятие «В гостях у радуги».
Цель: Создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой: расширить представление детей о цветах спектра (радуги) и белого через погружение в цвет, активизировать ассоциативное мышление, формировать эмоциональный отклик на музыку и цвет.
Оборудование: записи звуков природы, тканевые накидки 7 цветов радуги , мелкие игрушки, лак цветной, ёмкость с водой.
Ход занятия:
Психолог: Если бы всё на свете
Было одинакового цвета?
Как жилось бы людям,
В одноцветном мире? (Ответы детей)
Психолог: Правильно, ребята, жить в одноцветном мире не интересно, безрадостно.
- Видеть мир привыкли люди
белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
удивительным и разным!
- Ребята, отгадайте загадку: «Разноцветное коромысло, на небе повисло» (Радуга). Ребята, а давайте отправимся в гости к Радуге, в её разноцветную волшебную страну?
Психогимнастика. (Проводится под звучание звуковых эффектов «Звуки природы»)
- Разноцветный полукруг из семи волшебных дуг.
Красный конь копытом бьёт, радость, праздник всем несёт.
(Дети изображают лошадку)
На оранжевой дуге клоун прыгает в мешке.
(Прыгают на двух ногах)
Солнце жёлтое встаёт и по небу в лес плывёт.
(Поднимают плавно руки вверх)
Мы войдём в зелёный лес, там деревья до небес.
(Изображают деревья)
Ручей волшебный голубой. (Показывают, как бежит ручей)
К морю синему ведёт.
В море ждёт нас пароход, (Изображают пароход)
На волнах качается. (Показываем волны)
Путешествие начинается.
А фиолетовый вечер сон набросит нам на плечи. (Руки под щёчку)
Игра«Автобус»
Эта игра рекомендуется, если в группе остались лица, испытывающие некоторые трудности во взаимоотношениях с группой в целом.Его можно применять и раньше.
Инструкция. Игровая задача заключается в необходимости выйти из автобуса. Но выход и вход находятся в разных местах. Вся группа создает подобие автобуса в час «пик» — для этого имеющиеся в комнате стулья сдвигаем спинками к центру, организуя с их помощью небольшое ограниченное пространство. Образовавшаяся площадка должна вместить всю группу. Водитель объявляет остановки, называет имя участника-пассажира, которому надо успеть протиснуться сквозь весь автобус (то есть через всю группу) и выбраться из давки. Водитель называет имя того, кто находится дальше всех от выхода. Тот, кто не успел выйти из автобуса за короткие мгновения остановки, занимает место водителя, а водитель возвращается в автобус.
Игра«Подарки»
Инструкция. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были ничем не ограничены. Для этого я вам раздам листочки. Сначала все дарят подарки Сереже. Все пишут названия, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно ему. Листочки не подписываются. Затем подарки дарят следующему игроку и т.д.
Ведущий собирает «подарки», затем раздает их.
Некоторое время участники изучают содержание записок.
Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. При этом неплохо поинтересоваться, есть ли у кого-нибудь несколько совпавших по содержанию записок, то есть одинаковых подарков. Есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом или, наоборот, приятно удивившие. Сколько кому подарено вещей, имеющих практическое бытовое значение, а сколько подарков романтического характера.
Релаксационное упражнение «Радуга»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения; создание позитивного фона работы в группе; оптимизация готовности к общению.
Инструкция. Конечно же, вы все не один раз видели радугу. И помните, как пахнет воздух в то время, когда вы наблюдаете на небе радугу
Сейчас вы представите радугу, увидите ее цвета. Сядьте на край стула или устройтесь удобно на коврике. Поставьте плотно ступни ног на пол. Руки опустите вдоль тела или положите на колени. Закройте глаза. Сосредоточьте внимание на дыхании. Дышите глубоко и спокойно…
И теперь, когда вы расслабились, представьте, что весь зал наполнен красным воздухом. Внутренним зрением посмотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий вас, вдохните его свежесть. Если хотите, можете дотронуться до этого красного сияния или почувствовать его удивительный аромат.
Представьте себе, что весь зал наполнился оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него. Оранжевый воздух пахнет апельсином. Почувствуйте этот запах.
Смотрите, воздух вокруг вас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние. Прикоснитесь к нему…
Цвет окружающего воздуха снова изменился. Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет первых весенних листьев. Вы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат…
Чудеса продолжаются. Воздух вокруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Представьте, что ваши руки – крылья. Медленно парите в голубом пространстве.
Но вот воздух постепенно сгущается, и его голубой цвет плавно переходит в синий. Это цвет моря! От него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным. Мысленно попробуйте раздвинуть его руками, как воду.
И, наконец, воздух в нашем зале окрашивается в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте глубину. Вдохните цвет вечерней прохлады…
А теперь мысленно представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет этот зал.
Внутренним зрением медленно осмотрите зал, почувствуйте стул, на котором сидите, коврик, на котором лежите. Мысленно стряхните остатки всех цветов и откройте глаза.
Нарисуйте свои чувства и ощущения, используя различные цвета.
Рефлексия: Поделитесь своими чувствами. Как менялись ваши чувства во время визуализации; после рисования? Какой цвет был самым приятным? Ощущали вы запахи? Возникло ли ощущение полета, парения?
Арттерапевтический сеанс
Участники рисуют общий рисунок большом листе без кисточек, с помощью ладоней. По инструкции они должны делать это молча. Иногда ведущий может не заметить редкие реплики детей, но в основном должен требовать тишину.
Так по радужным дорожкам прогуляемся немножко.
- А сейчас, ребята, Радуга проведёт нас в свой волшебный мир цвета, а мы вместе с ней будем участвовать в этом волшебстве.
Дети садятся на ковёр.
(На столе стоит тарелочка белого цвета с водой. В воду по очереди вводится по капле лака всех семи цветов радуги. На воде образуется радужная плёнка. Спецэффект) .
Психолог: Какое чудо сотворила нам Радуга! Вам понравилось? Настроение хорошее? Давай те поблагодарим Радугу за волшебство и радость, которые она нам подарила.
Дети: Спасибо!
Психолог: Радуга – это символ мира. Пусть всегда будут солнце, мир, здоровье, счастье на нашей планете! Пускай всегда у всех будет хорошее разноцветное настроение и сбываются самые прекрасные мечты!
Основная цель занятия состояла в создании устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных. Этому способствует атмосфера, которая царит на занятиях тренинга, и ребята дорожат этой особой атмосферой. Центровыми на занятии стали упражнении «Подарки», «Радуга». В завершении занятия увлеченно рисуют те, кто еще 2 часа назад говорил, что рисовать умеет, но не любит. На общих рисунках появляются дерево семьи, ангелы дружбы, цветы удачи, радуга счастья, облака нежности, птицы добра, трава защиты. Иногда не надо слов, чтобы сказать самое сокровенное…
Приложение. 