СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Они с рождения имеют диффузные нарушения подкорковых отделов головного мозга, что сказывается на их быстрой податливости к адекватным проявлениям личности со стороны социума. Поэтому я считаю, что в коррекционных школах нужно обязательно проводить разъяснительную работу о вреде курения и табака. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны уметь противостоять натискам социума.
Проект «Сигарете – нет!» направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени – проблемы курения. Подавляющее большинство детей с нарушением интеллекта начинают курить в школьном возрасте. Они приобщаются к этой вредной привычке с друзьями, с братьями и сестрами, а также, бывает, и с родителями. В деревнях на каникулах заняться нечем, тем более, если родители пьют. Они бесцельно бродят по улицам и, чтобы казаться «взрослее», начинают потихоньку курить. Я думаю, что эффективные меры по профилактике курения, принятые вовремя в школе, могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости. Я хочу, чтобы все дети моей группы понимали: никогда не брать сигарету в рот и уметь сказать «НЕТ» в создавшейся ситуации.
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Проект
«Сигарете – нет!»
Выполнила
воспитатель
Югина Светлана Анатольевна
КАЛИНИНО
2014
Содержание
Тема, актуальность проекта………………………………………………………….3
Цель проекта…………………….…………………………………………………….4
Объект исследования.…….…………………………………………………………..4
Предмет исследования……………………...………………………………………..4
Задачи исследования………………………..………………………………………..4
Сроки реализации проекта……………………………………………….................5
Ресурсное обеспечение проекта………………………….………………………….5
Механизм реализации проекта……………………………………………………...6
Результаты, полученные в ходе реализации проекта……………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………..14
Приложение 1…………………………………………………………….………….15
Приложение 2………………………………………………………………………..19
Приложение 3……………………………………………………………….……….21
Приложение 4……………………………………………………………….……….30
Актуальность проекта.
Курение является одним из самых распространенных вредных привычек, приводящая к очень тяжелым нарушениям здоровья. Негативное влияние курения на здоровье человека сложно переоценить. Заболеваемость раком легких в стране за последние 10 лет выросла на 63%, а в ряде городов России превысила самые высокие показатели, когда-либо зарегистрированные в мире.
Сегодня возраст начала приобщения к одурманивающим веществам постоянно снижается. Есть дети, уже в 6-7 лет попробовавшие вместе с приятелями тайком покурить. Чем раньше ребенок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникает пристрастие к курению.
В младшем школьном возрасте ребенок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребенка. Теперь он школьник. У него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т.д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребенка.
Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определенного отношения к курению. Ребенок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя «взрослые вещества». Причем если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то впоследствии для подростка это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных, в том числе и со школой.
Потребность в курении, конечно же, не является врожденной. Каждый курильщик вырабатывает ее сам. Социализация человека, то есть усвоение основных норм, принятых в обществе, идет через освоение социальных ролей и функций. Растущий человек жадно присматривается и усваивает «взрослые» нормы поведения. А поскольку курение распространено очень широко, и курят даже всеми уважаемые люди, то у подростков невольно возникает вопрос: «Почему нельзя курить нам?» Здесь мы сталкиваемся с феноменом «запретного плода». Главное состоит в том, что курение безусловно ассоциируется с взрослостью. Стремление почувствовать себя взрослым ведет к тому, что подросток знакомится с курением. Чаще всего это происходит в компании сверстников. Через курение подросток в своей микрогруппе не только осваивает взрослые нормы поведения, но и в своей группе пытается как-то утвердиться, выделиться.
Подросток, подражая взрослым, пробует курить. Каков же первый эффект? От легкого головокружения – до рвоты. Тяжелые расстройства при первом курении бывают редко. Подросток пробует осторожно и обнаруживает, что страшные последствия, о которых его предупреждали взрослые, не наступили. Во всяком случае, он их не видит. Получается, что почувствовать себя взрослым безопасно. Даже в том случае, когда после первого курения наступает рвота, подросток не останавливается. Он стремится быть сильным, смелым. Он хочет всем доказать, что он не слабак, снова пробует курить.
Что же происходит дальше, если подростка не остановить? После повторных проб курения явления интоксикации уменьшаются. Теперь подростку надо, чтобы кто-то видел, выразил свое отношение. Образуется кружок курящих подростков. Так самоутверждение принятыми в данной сфере формами ведет к формированию постоянного курения. Позднее появится привычка, а дальше и зависимость от никотина.
Научными исследованиями показано, что курение сигарет является первичным фактором риска для нескольких тяжелых хронических заболеваний. Включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит. Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит 6 минут жизни. Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении ядовитые вещества - смолы, никотин, угарный газ. Угарный газ является ядовитым веществом, который снижает способность крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода. Большинство существующих способов лечения от курения эффективны лишь приблизительно в 50% случаев. В течение 6 месяцев после окончания лечения приблизительно половина лечившихся начинает снова курить. Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к употреблению других наркотиков.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и Федеральным законом Российской Федерации от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»» ограничена реклама табачных изделий, запрещены продажа и курение в общественных местах, организациях здравоохранения и образования и т.п.
Каждая школа должна иметь свои локальные программы по профилактике табакокурения. В работе по профилактике асоциальных явлений в школьной среде необходим системный подход.
В школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Они с рождения имеют диффузные нарушения подкорковых отделов головного мозга, что сказывается на их быстрой податливости к адекватным проявлениям личности со стороны социума. Поэтому я считаю, что в коррекционных школах нужно обязательно проводить разъяснительную работу о вреде курения и табака. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны уметь противостоять натискам социума.
Проект «Сигарете – нет!» направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени – проблемы курения. Подавляющее большинство детей с нарушением интеллекта начинают курить в школьном возрасте. Они приобщаются к этой вредной привычке с друзьями, с братьями и сестрами, а также, бывает, и с родителями. В деревнях на каникулах заняться нечем, тем более, если родители пьют. Они бесцельно бродят по улицам и, чтобы казаться «взрослее», начинают потихоньку курить. Я думаю, что эффективные меры по профилактике курения, принятые вовремя в школе, могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости. Я хочу, чтобы все дети моей группы понимали: никогда не брать сигарету в рот и уметь сказать «НЕТ» в создавшейся ситуации.
Исходя из вышеперечисленного я определила
Цель проекта: расширение знаний учащихся о вреде курения, формирование мотивации здорового образа жизни в школьной среде.
Объект исследования: учебно-воспитательная деятельность школьников 14-16 лет с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: процесс оптимизации коррекционно-развивающих мероприятий, способствующих профилактике и предотвращению курения у детей с умственными отклонениями.
Задачи проекта:
1. Расширить знания участников проекта о физиологических и социальных последствиях употребления сигарет;
2. Формирование у школьников навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от табакокурения;
3. Умение противостоять давлению общества, призывающего к употреблению сигарет;
4. Создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру;
5. Побудить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми.
Сроки реализации проекта: проект предусматривает проведение мероприятий в период с сентября 2014 г. по ноябрь 2014 г.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Кадровые ресурсы | Материальные ресурсы | Информационные ресурсы |
1. Директор КС(К)ОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Шоколева А.Е.
2. Воспитатель КС(К)ОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Югина С.А.
| 1. Книги, буклеты, плакаты о вреде курения; 2.Технические средства обучения: проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр. 3.Реквизит: театрализованные костюмы. 4.Канцелярские принадлежности: цветные карандаши, фломастеры, тетради для рисования, акварельные краски.
|
|
Механизм реализации цели проекта
Реализация цели включает 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя разработку проекта по формированию мотивации здорового образа жизни в школьной среде и профилактике табакокурения – сентябрь 2014 год.
Основной этап включает в себя: проведение мероприятий, направленных на расширение знаний участников проекта о физиологических и социальных последствиях употребления сигарет; формирование у школьников навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от табакокурения; умение противостоять давлению общества, призывающего к употреблению сигарет; создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру; побуждение участников задуматься о необходимости быть здоровыми – сентябрь 2014 год – ноябрь 2014 год.
Заключительный этап включает в себя: подведение итогов реализации данного проекта; обсуждение результатов на методическом объединении, педагогическом совете КС(К)ОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» – ноябрь 2014 год.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I – подготовительный этап | ||||
Направления деятельности | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Результаты |
Создание условий для реализации проекта. | Подбор, изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования. | Сентябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А.
| Анализ научной литературы по проблеме. Повышение теоретических знаний, совершенствование практических умений. |
Разработка комплекса мероприятий по борьбе с курением и предупреждению табакокурения, профилактике табакокурения. | Сентябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А.
| Определение направлений комплексной коррекционно-педагогической работы педагога и родителей. | |
Составление перспективного плана по борьбе с курением и предупреждению табакокурения, профилактике табакокурения. | Сентябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А. | Определение основных методов, приемов работы с детьми, систематизация этапов реализации проекта. | |
II этап – основной
| ||||
Мероприятия, направленные на формирование мотивации здорового образа жизни в школьной среде и профилактика табакокурения | Анкетирование школьников по вопросу курения.
| Сентябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А. | Определение у учащихся степени зависимости от табака. |
Беседа «Курение – вред». | Октябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А.
| Знакомство учащихся с вредным влиянием на организм человека курения табака и мерами профилактики. | |
Инсценирование сказки Сергея Михалкова « Как Медведь трубку нашёл». | Октябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А. | Формирование у школьников навыков сознательного отказа от табакокурения. | |
Викторина «В объятиях табачного дыма». | Октябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А. | Формирование у детей и подростков негативного отношения к курению. | |
| Беседа на тему: «Курить – здоровью вредить!». Использование средств ИКТ. | Ноябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А. | Формирование у школьников навыков сознательного отказа от табакокурения. |
Родительское собрание «Не курить – это модно и престижно». | Ноябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А. | Повысить уровень информированности родителей и учащихся о вреде курения. | |
Анкетирование учащихся по проблеме курения. | Ноябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А. | Достижение положительного результата: уменьшение процента табакокурения среди учащихся. | |
III этап - заключительный | ||||
Подведение итогов реализации данного проекта | Обработка и оформление документации и материалов проекта | Ноябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А. | Систематизация полученных результатов |
Обсуждение результатов на методическом объединении, педагогическом совете КС(К)ОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» | Ноябрь 2014г. | Воспитатель Югина С.А. | Распространение результатов проекта среди воспитателей КС(К)ОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
|
Результаты, полученные в ходе реализации проекта
«Сигарете - нет!»
1. Позитивная динамика в знаниях о вреде курения у детей с нарушением интеллекта.
2. Сформированность у школьников навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от табакокурения.
3. Выработка умения противостоять давлению общества, призывающего к употреблению сигарет.
Итоговое диагностическое обследование детей с нарушением интеллекта по проведению индивидуальных тестовых заданий по профилактике табакокурения.
(Анкетировано 45 воспитанников 8-9 классов).
Тест.
«Твое отношение к курению»
В этой анкете есть вопросы и варианты ответов. Выбери свои ответы, обведи их номера кружком. Можно дописывать иные ответы. Свою фамилию указывать не обязательно.
1. Как ты считаешь: курить - это вредно?
1. Конечно, вредно.
2. Не очень вредно.
3. Не вредно.
4. Затрудняюсь ответить.
2. А в вашей семье курят?
1. Да, курят.
2. Нет, никто не курит.
3. Затрудняюсь ответить.
3. А ты пробовал(а) курить?
1. Курю регулярно.
2. Не курю, но, возможно, буду.
3. Не курю и не собираюсь.
4. Один или несколько раз.
4.Когда ты впервые закурил?
1. Мне еще не было 10 лет.
2. В 10-13 лет.
3. В 14-16 лет.
4. В 16-18 лет.
5. Не курил.
5. При каких обстоятельствах впервые закурил? (Напиши.)
_____________________________________________________________________________
6.Когда впервые закурил, что при этом испытывал?
1. Тошноту.
2. Головную боль.
3. Головокружение.
4.Удушье.
5. Не помню.
6. Никогда не курил.
7. Затрудняюсь ответить.
7. Почему начал курить? (Возможно несколько ответов.)
1. Чтобы не отличаться от других.
2. Ради удовольствия.
3. Успокаивает нервы.
4. Из любопытства.
5. Чтобы поднять тонус, улучшить настроение.
6. Чтобы чем-то себя занять.
7. Под влиянием окружающих.
8. Потому что курили в семье.
9. Под влиянием кино.
10. Под влиянием рекламы.
11. Это казалось эффектно.
12.Другие причины:_________________________________________________________
8. Часто ли ты куришь?
1. Редко, только в компании.
2.Не более 5 сигарет в день.
3. 5-10 сигарет в день
4 10-20 сигарет в день
5.Больше пачки ежедневно.
6.Не курю.
9.Ухудшается ли твоё самочувствие от курения?
1.Да, ухудшается.
2.Нет, не ухудшается.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Не курю.
10. Знают ли родители, что ты куришь?
1. Да, знают.
2. Нет, не знают.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Не курю.
11. Откуда берешь деньги на сигареты? (Напиши.)
______________________________________________________________________
12.Хочешь ли ты бросить курить?
1.Да, хочу.
2.Нет, не хочу.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Не курю.
13.Пытался ли ты бросить курить?
1.Да.
2. Нет.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Не курю.
14. В чем, на твой взгляд, наибольший вред от курения?
1. Это одна из причин рака.
2. Более вероятен инфаркт.
3. Табачный дым вреден при беременности.
4. Дети, родившиеся у курящих, могут отставать в развитии.
5. Курение приводит к гипертонии.
6. Табак ведет к неврозам, плохому сну.
7. Курящие раньше стареют.
8. Кто курит – живет меньше.
9. Возможно нарушение половых функций.
10. Ухудшается память.
11. Трудно заниматься спортом.
12. Снижается интеллект.
13. Вредно для окружающих.
14. Значительные расходы.
15. Что еще?_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
15. В каком классе ты учишься?_______________________
Итоги данного анкетирования представлены в виде диаграммы.
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма №4
Заключение.
Анализ показывает, что в период с сентября по ноябрь 2014г. уровень знаний о вреде курения среди детей с нарушением интеллекта повысился. Расширились знания воспитанников о физиологических и социальных последствиях употребления сигарет. Сформировались навыки ответственного поведения, навыки сознательного отказа от табакокурения; умение противостоять давлению общества, призывающего к употреблению сигарет. Созданы условия для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру. Учащиеся начали задумываться о необходимости быть здоровыми.
Таким образом, доказано, что систематическая планомерная работа по профилактике вреда курения снижает количество детей, приобщающихся к вредной привычке.
Приложение 1.
Беседа
«Курение - вред»
Цель: формирование отрицательного отношения к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.
Задачи. 1.Знакомство учащихся с вредным влиянием на организм человека курения табака.
2. Меры профилактики.
План. 1. Вступительное слово воспитателя.
2. Анкетирование воспитанников.
3. Обобщение темы.
Форма проведения: сообщение воспитателя, дискуссия.
Ход беседы.
I. Вступительное слово воспитателя.
О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: . Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив! Утешали себя: табачный деготь остается на фильтре. А как врачи? Разве они не боролись против курения?
Впервые европейцы познакомились с табаком во время путешествия Колумба. Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению. На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой. Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать.
Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучил от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов заживо замуровал в стену.
В Россию табак попал в конце ХVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. Но постепенно запрет на курение отменялся в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужество. Обязательной принадлежностью теле- и киногероев стала сигарета.
Врачи также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 60-х годов XX века, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных от 20 до 39 сигарет - на 6,2 года.
Установили, что люди начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз -язвой желудка и в 30 раз раком легких.
Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух - трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.
Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.
Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.
Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость десен, язвочки во рту, часто воспаляется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения происходит сужение голосовой щели, появляется осиплость голоса.
В последние годы ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь, относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то у животного образуется раковая опухоль. Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их ведь насчитали почти 1200! Оказалось также, что на организм девочки табак действует гораздо сильнее: "вянет" кожа, быстрее сипнет голос.
За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Не курящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступает в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что не курящие "курят". Появился даже специальный термин - «пассивное курение».
Даже в США при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией к новому веку.
Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.
В нашей стране нельзя курить во дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, и на транспорте.
Почему же все-таки продают сигареты в киосках?
Да потому что категорическим запретом не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякою рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще не возможно, а вот убедить бросить курить можно.
Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного курения. Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, А.М. Горький, композитор С. В. Рахманинов и даже ученый-терапевт С.П. Боткин - курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов? Хочу привести здесь некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Писатель А. Дюма - младший: «...я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь. Л. Н. Толстой, бросив курить, сказал так: стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, стоял туман в голове ... Великий врач С.П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57лет), он сказал «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет». Сколько бы еще он сделал для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя.
При первом курение першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связаны с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.
Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают её всерьез. Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести с палочку смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака — от 1 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2—3 капли.
Именно такая доза поступает ежедневно в кровь. После выкуривания 20—25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6—8 мг никотина, из которых 3—4 мг попадают в кровь).
Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. К тому же часть никотина нейтрализует формальдегид — другой яд, содержащийся в табаке. Систематическое поглощение небольших, несмертельных, доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.
Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в различных странах. Нашим крупным ученым-фармакологом Н. Кравковым была описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто выкурит больше?» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
Курение подростков в первую очередь сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12—15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще сто лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройства пищеварения.
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванного курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам, стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам — балеринами, певицами и др.).
Курение и школьник несовместимы. Школьные годы — это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные.
Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно. Оказывается:
Если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) На 4,6 года по сравнению с некурящими; от 10 до 19 сигарет — на 5,5 года; от 20 до 30 сигарет — на 6,2 года.
Установили, что люди, начавшие курить до 15- летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25-лет.
Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз — инфарктом миокарда, в 10 раз—язвой желудка и в 30 раз раком легких.
Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
Ученые выяснили, что курение в два раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого.
Анкетирование учащихся
Вопросы анкеты
Курят ли ваши родители?
Говорят ли с вами родители о вреде курения?
Пробовали ли вы курить и что вас побудило к этому?
Какие меры по борьбе с курением в нашей школе вы бы предложили?
III. Заключительное слово воспитателя.
Подумайте о том, что вы сейчас услышали. Если вы считаете, что вред, наносимый курением вашему здоровью, маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует вас, —вы ошибаетесь. Посмотрите внимательно на курящих людей, на цвет их лица, кожу, пальцы, зубы, обратите внимание на их голос.Вы можете заметить внешние признаки табачной интоксикации. Подумайте обо всем этом! Будьте разумны и воздержитесь от сигареты!
Приложение 2.
Викторина «В объятиях табачного дыма»
Родина табака:
- Южная Америка,
- Южная Африка,
- Южный полюс.
2. Кого называют «пассивными» курильщиками?
- тех, кто не курит,
- тех, кто находится в обществе курящих,
- тех, кого заставляют курить принудительно.
3. 2-3 капли этого вещества являются смертельными для человека:
- аспирин,
- панангин,
- никотин.
4. Какой газ входит в состав сигареты?
- кислород,
- азот,
- угарный газ.
5. В 1934 году в французском городке Ницца компания молодежи устроила соревнования: кто выкурит больше сигарет. Двое «победители» не смогли получить приз т.к. скончались. Выкурив по…
- 40 сигарет,
- 60 сигарет,
- 80 сигарет.
6.Если курильщик несколько раз наберет в рот дым от сигареты и выдохнет его на чистую салфетку. То на белой ткани образуется коричневое пятно это…
- угарный газ,
-сероводород,
- табачный деготь.
7.Почему курильщику труднее чем некурящему, выучить стихотворение?
- у курильщика ухудшается память,
- у курильщика отличная память.
- курение влияет на память.
8.Что происходит с зубами человека под воздействием клейких смол. образующихся при курении?
- становятся белоснежными,
- желтеют,
- ничего не происходит.
9.При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом:
- азот,
- сероводород,
- угарный газ.
10.Сколько литров дыма содержится в одной сигарете?
- 5 литров,
- 2 литра,
- 1 литр.
Приложение 3.
Беседа
«Курить – здоровью вредить».
Цель мероприятия: ознакомить учащихся с вредным влиянием курения табака на организм человека и мерами профилактики.
Задачи: 1. Сформировать представление об отрицательном влиянии курения на организм.
2. Показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.
3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: Компьютер, экран, проектор, презентация, плакаты о вреде курения, костюмы зверей.
План.
Введение.
Инсценировка сказки С.Михалкова «Как медведь трубку нашел».
Сообщение о вреде курения:
а) история возникновения табакокурения;
б) презентация слайдов.
4. Обобщение.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Песня на мелодию революционной песни «Варшавянка»
Вихри враждебные веют над нами,
Злые пороки планету гнетут.
Их победить мы хотим вместе с вами,
Пусть сигареты, сигары умрут!
Мы поднимаем гордо и смело
Знамя борьбы за правое дело –
Знамя великой борьбы за свободу,
За лучший мир, за здоровье народов.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на тему нашего мероприятия, и скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Учащиеся. О вреде курения.
Воспитатель. Правильно. Вначале давайте посмотрим сказку С.Михалкова «Как медведь трубку нашел»
Воспитанники показывают инсценированную костюмированную сказку С. Михалкова: «Как медведь трубку нашёл».
Как медведь трубку нашел.
Автор. Решил лесник бросить курить – и закинул в лесу за куст свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С этого все и началось! Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что, когда лесников табак в кисете весь вышел, решил Медведь в лесу сухой лист собирать и вместо табака трубку им набивать.Раньше, бывало, Медведь с солнышком проснется, в траве покувыркается, на реку бежит: купаться да рыбку ловить, а потом в малинку – за малиной или по дуплам лазать – мед искать, а теперь чуть свет глаза продерет, сухим листиком трубку набьет, сунет ее в пасть, чиркнет зажигалкой и лежит под кустом, кольца дыма пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется.
И все бы ничего, да стал Миша прихварывать. Шел как-то опушкой, встретил Лису. Увидела Лиса Медведя, так и ахнула.
Л и с а (удивленным голосом)
Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы все лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?
М е д в е д ь (нездоровым голосом)
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Л и с а
Что ж ты к Дятлу не пойдешь?
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему!
М е д в е д ь
Вот недельку обожду,
Станет хуже, так пойду!
Автор. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидал Волк Медведя, так и присел на задние лапы.
В о л к (удивленным голосом)
Слушай, Мишка-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалилися бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
М е д в е д ь (грустным голосом)
Да. Хвораю.
В о л к
Что с тобою?
М е д в е д ь (нездоровым голосом)
Сам не знаю…
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам:
Сердце колет, в лапах дрожь…
Пропадаю!
В о л к
Пропадешь,
Если к Дятлу не пойдешь!
Надо к Дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберется, даст совет.
Да так да! А нет так нет!
М е д в е д ь
Завтра я к нему пойду!
В о л к
А найдешь его?
М е д в е д ь
Найду!
Автор. Разыскал Медведь Дятла в лесу. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел Медведь к сосне, голову кверху задрал.
М е д в е д ь (жалобным голосом)
Дятел! Дятел! Старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Д я т е л
Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
М е д в е д ь (нездоровым голосом)
Видно, нет!
Нездоровиться мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Страшный кашель по утрам,
Дурнота по вечерам:
Сердце колет, в лапах дрожь…
Д я т е л
Верно, куришь, коль не пьешь?
М е д в е д ь
Да, курю. Откуда знаешь?
Д я т е л (строгим голосом)
Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук!..
Дай-ка спину!.. Тук-тук-тук!..
Да-с! Выстукивать не просто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть:
Ты – Больной, хоть и Медведь!
Ну-с… Мне все как будто ясно…
М е д в е д ь (испуганным голосом)
Не смертельно? Не опасно?
Д я т е л (строгим голосом)
Накопилась в легких копоть –
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
М е д в е д ь (жалким голосом)
Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!..
Д я т е л (строгим голосом)
Выполняй-ка Мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Автор. Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему на прощание Дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.
День не курит. Два не курит. На третий не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал – насилу нашел. Нашел, о шкуру вытер, сухим листом набил, сунул в пасть, чиркнул зажигалкой – закурил. Только начал дым кольцами пускать, вдруг слышит: за оврагом Дятел сосну выстукивает: "Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!" Тут опять вспомнил Медведь, что ему Дятел на прощанье сказал, вынул трубку из пасти и забросил в овраг дальше прежнего.
День не курит. Два не курит. Три не курит. На четвертый день не вытерпел, полез в овраг за трубкой, искал ее, искал, искал – насилу нашел. Вылез из оврага весь в колючках и репьях, сел на пенек, вытер трубку о шкуру, сухим листом ее набил – закурил. Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где Дятла поблизости?
Все лето, всю осень, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить, да так и не бросил.
Наступила зима. Поехал как-то лесник в лес за дровами и собачонку с собою взял. Едет лесник по дороге, а его Заливай по лесу бегает: заячьи следы разбирает. Вдруг слышит лесник, Заливай голос подает: "Тяв-тяв! Тяв-тяв!". Не иначе нашел кого-то! Остановил лесник лошадь, вылез из саней, встал на лыжи и пошел прямо на Заливайкин лай. Продрался сквозь чашу, выбрался на поляну, видит: лежит большая ель, бурей поваленная, из земли с корневищами вывороченная, а у самого корневища снежный бугор – медвежья берлога. А Заливай на него лает-заливается "Тяв-тяв! Тяв-тяв!".
Удивился лесник: из медвежьей берлоги дым валит!
Поднял лесник Медведя в берлоге, а Медведь от курения так ослаб, что его и вязать не надо, -голыми руками бери! Стоит бедняга против лесника, на своих четырех лапах качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочками, а в зубах трубка!
Узнал лесник свою трубку, вынул ее у Медведя из пасти, заглянул в берлогу – еще кисет с зажигалкой нашел! Вот уж не ждал, не гадал!
Спрятал лесник находку в карман тулупа. Медведя на сани взвалил и поехал домой. Увидала лесничиха, что муж из леса приехал, выбежала на крыльцо.
Л е с н и ч и х а (с любопытством)
Что привез из леса, Федя?
Л е с н и к
Посмотри! Привез медведя!
Л е с н и ч и х а (смотрит)
Настоящий?!
Л е с н и к
Настоящий!
Да к тому ж еще курящий!
Л е с н и ч и х а (испуганно)
Что ж теперь нам делать с ним?
Л е с н и к (спокойно)
Как что делать? продадим!
Автор. И отвез лесник Медведя в город.
В нашем цирке есть Медведь
Приходите посмотреть.
Если кто проходит мимо
С папиросою во рту
Или с трубкой – запах дыма
Мишка чует за версту
И, топчась на задних лапах,
Начинает вдруг реветь,
Потому что этот запах
Не выносит наш Медведь!
Введение в тему.
После инсценировки сказки, начинается беседа о причинах, побуждающих людей к курению.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, ребята, к чему пристрастился медведь, после того, как нашёл трубку лесника?
Учащиеся. К курению.
Воспитатель. А как изменилось здоровье медведя после того, как он начал курить?
Учащиеся. Кашлять стал, похудел, пропал аппетит.
Воспитатель. Правильно. Значит, мы можем сказать, как называется эта привычка медведя: хорошая или вредная.
Учащиеся. Вредная.
Воспитатель. Правильно. Вредная привычка – что это за привычка?
Учащиеся. Вредная привычка плохо влияет на организм человека.
Воспитатель демонстрирует презентацию о вреде курения, ведётся активная беседа, обсуждение слайдов.
Воспитатель. К самой распространённой привычке относится курение. Каждый год армию курильщиков пополняют миллионы людей (слайд №2). И самое страшное, что 5,6,7-классники уже начинают курить. А как курение получило своё распространение, об этом нам расскажет ваш товарищ.
Сообщение темы.
Далее, ученик рассказывает об открытии табака (из истории).
Ученик. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что дикари традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «тобакко» и несколько курильщиков (слайд №3, слайд №4).
Потом рассказ продолжает учитель.
Воспитатель. Постепенно курение стало путешествовать по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило. Пока у табака не появился могучий союзник. Молодой Пётр I очаровался диковинной заморской затеей, и вместе с обязанностью брить бороды, носить иностранные камзолы и парика российским подданным были навязаны и курительные трубки. Пример царя закон для подданных. При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Тогда ещё не знали, насколько опасна эта привычка (слайд №5).
Воспитатель. Но теперь везде говорят о вреде табака, но почему же школьники начинают курить?
Учащиеся. Чтобы быть взрослыми, независимыми.
Воспитатель. В настоящее время в Россия занимает I место по числу курящих. В нашей стране курят свыше 40%населения (44 миллиона человек), 80% являются пассивными курильщиками. Каждый год курение уносит жизни 220 тысяч человек (слайд №6). Каждые 10 секунд из-за проблем, связанных с курением, умирает 1 человек, 6 человек в минуту, 5.000.000. человек в год (слайд №7)
Воспитатель. Скажите, ребята, а вам известны вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, сигаретах?
Учащиеся. Никотин.
Воспитатель. Да, но никотин не единственное вредное вещество. Горящая сигарета – это маленький химический завод, выпускающий более 4000 разных химических веществ, 43 из которых являются канцерогенами (то есть вызывающими рак) и более 400 других токсичных веществ, включая никотин (слайд №8). В одной сигарете содержится два литра дыма (слайд №9), а так же угарный газ, синильная кислота, фенол, сажа, мышьяк, ацетилен, радиоактивный полоний (слайд №10). Он может накапливаться в любых органах и приводит к образованию рака. Но наиболее ядовит никотин. Именно никотин вызывает у человека пристрастие к табаку. Если курильщик наберёт в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный дёготь. В нём особенно много веществ, вызывающий рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дёгтем, то у животного образуется раковая опухоль. Кролик погибает от одной четвёртой части капли никотина. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Собака погибает от половины капли никотина. Для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли никотина. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь человека после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщики не погибают лишь потому, что доза вводится постепенно, не в один приём. Во Франции, в городе Ницца, проводился конкурс «Кто больше выкурит?». Победителей ждал специальный приз. Но два победителя выкурив по 60 сигарет, умерли, так и не получив приза. Остальные же участники попали в больницу с тяжелыми отравлениями. В Англии зарегистрирован случай, когда 40-летний мужчина во время тяжелой ночной смены на работе выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему стало дурно и, несмотря на скорую медицинскую помощь, мужчина скончался от передозировки никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Скажите, а какие ещё заболевания могут возникнуть у курильщиков?
Учащиеся. Сердце будет болеть, лёгкие и т.д.
Работа по теме.
В организме человека нет ни одной системы органов, которая бы не страдала от курения. При вдыхании дыма никотин поступает глубоко в легкие, где он быстро проникает в кровь и достигает мозга и сердца (слайд №11).
Особый вред табак наносит молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов. Вдыхание дыма в лёгкие, создаёт опасность пневмонии, повышается вероятность раковых заболеваний. Вначале появляется раздражение слизистых оболочек гортани, трахеи, бронхов, затем это переходит в воспаление и в дальнейшем у 80% курильщиков развивается бронхит, называемый бронхитом курильщика. Сопровождается мучительным, приступообразным кашлем, который беспокоит человека не только днём, но и ночью. Лёгкие теряют свою эластичность и не полностью выполняют главную задачу - обеспечение организма кислородом. Это, в свою очередь, нарушает функции других систем организма человека. По данным ВОЗ смертность от рака лёгкого у курильщика в 10-12 раз выше, чем у некурящего (слайд №12).
Табачный дым крайне отрицательно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Такие заболевания как, ишемическая болезнь сердца, инфаркт, инсульт, у курящих бывают во много раз чаще, чем у некурящих. Ишемическую болезнь сердца называют эпидемией 20 века. Среди причин смертности эта болезнь стоит на первом месте. Слово «ишемия» обозначает недостаток кислорода. Мышца сердца при своей постоянной работе нуждается в крови, насыщенной кислородом. А в крови курильщика кислорода растворено меньше, чем необходимо, и, следовательно, возникает кислородное голодание. Это приводит к сбоям в работе сердца (слайд №13).
Не только мышца и сосуды сердца поражаются при курении, но и сосуды головного мозга чрезвычайно чувствительны к веществам, содержащимся в табачном дыме. Токсические и канцерогенные вещества, находящиеся в табачном дыме, попадая в ротовую полость, начинают свою разрушительную деятельность, а в некоторых случаях способствуют развитию злокачественных образований слайд №14). Курение вызывает рак пищевода, желудка, язву желудка (слайд №15).
Смертельная доза никотина составляет 1 мг на 1 кг массы тела. От одной сигареты в организм поступает 3 мг. 100 выкуренных сигарет равняются году работы с токсичными веществами, способными вызвать рак (слайд №16).
Курящий наносит вред не только себе, но и здоровью окружающих. «Один курит – весь дом болеет» - гласит пословица. При курении одна четвёртая часть табачных ядов сгорает, одна четвёртая часть поглощается курильщиком, а половина попадает в воздух, которым дышат окружающие. Находясь в прокуренном помещении 1-2 часа, пассивный курильщик получает столько табачных ядов, сколько их содержится в одной сигарете (слайд №17).
Наиболее опасен табачный дым для детей. У курящих школьников замедляется рост, ухудшается память, плохо развиваются грудная клетка и мускулатура, рано появляются морщины. У них низкая успеваемость. Такие дети обладают повышенной раздражительностью и ослаблением концентрации зрительного восприятия.
1 ученик. Ежедневно во всем мире от последствий курения погибают более 10 тысяч человек.
2 ученик. Жители нашей страны занимают здесь одно из первых мест.
3 ученик. Установлено, что средняя продолжительность жизни курильщиков на 10-15 лет меньше, чем у некурящих.
4 ученик. 40% курильщиков умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, 30% - от заболеваний легких, 10% - от рака и инсульта.
Итог.
Воспитатель. Ребята, подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.
-О чём вы сегодня узнали во время нашей беседы?
Обратить внимание на плакаты, на буклеты о вреде курения.
-Почему курение называют вредной привычкой?
- Какие вредные вещества для организма человека содержатся в табачном дыме?
- Как влияет курение на здоровье и успеваемость школьника в учёбе?
- Как влияет курение человека на тех людей, которые находятся в той же комнате что и курящий человек?
- Почему среди курящих людей мало чемпионов и мастеров спорта?
- Почему курящим людям труднодоступны профессии лётчика, космонавта, подводника?
- На что можно потратить время, которое курящие люди тратят на курение?
Воспитатель. Ребята, к какому главному выводу мы с вами пришли?
Правильно: “Курить - здоровью вредить!”
Приложение 4.
Родительское собрание «Не курить – это модно и престижно»
Цели:
Познакомить с историей табакокурения; историческими сведениями о мерах борьбы с табакокурением.
Провести тренинг в группах родителей и учащихся.
Повысить уровень информированности родителей и учащихся о вреде курения.
Ход собрания:
1. Вступление, анкетирование.
2. Цифры и факты.
3. История табакокурения.
4. Тренинг.
Вступление.
Здоровье человека – это важнейшая жизненная ценность не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед обществом, является курение. Курение табака является самым распространенным видом наркомании во всем мире. Табачная зависимость – это хроническое заболевание, которое внесено в «Международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти». Вред от курения табака настолько значителен, что в последние годы во многих странах введены меры, направленные против курения: запрет рекламы табачных изделий и продажа табачных изделий детям, запрет на курение в общественных местах и транспорте.
Значительная часть современной молодежи подвержена табакокурению: по данным ВОЗ, примерно 30% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет курит. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Этот факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин. К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.
И мы решили провести родительское собрание на тему: «Не курить – это модно и престижно». Сегодня мы познакомимся с историей табакокурения. Сейчас познакомимся с цифрами и фактами.
2. Цифры и факты
В мире проживает 1,1 миллиарда курильщиков;
В России курят 58 % мужчин и 12 % женщин;
Живут курильщики в среднем на 10-12 лет меньше своих сверстников;
Ежедневно 700 россиян умирает от болезней, вызванных курением, причем половина курильщиков умирает в трудоспособном возрасте;
Расходы на «курево» занимают 15-20 % семейного бюджета;
Средний возраст начинающих курильщиков в России – 11 лет;
После проникновения сигаретного дыма в легкие никотин попадает в мозг уже через 7 секунд и повышает временно их активность. Одновременно расширяются сосуды, возникает чувство притока сил, чувство успокоения, затем происходит резкое сужение сосудов и понижение активности мозга. Чтобы вновь почувствовать состояние прилива энергии, курильщик тянется за другой сигаретой. Так возникает привычка.
За 1 год через легкие курильщика проходит и откладывается до 1 кг угля;
В Чувашии почти половина граждан – активные курильщики. Причем каждый из них вовлекает в процесс «пассивного» курения своих детей, окружающих;
Каждый год отмечаются 2 даты, посвященные проблеме курения табака - 31 мая - Международный день борьбы с курением (День без табака) и третий четверг ноября - День отказа от курения, с целью привлечь внимание общественности к медицинским последствиям курения табака;
В октябре 2004 г. Президент Чувашии Н.В. Федоров подписал Указ о профилактике курения табака.
3. История табака.
Табак как представитель дикой флоры известен был еще в древности в Европе, Азии и Африке. Листья его сжигались на костре, и их дым оказывал одурманивающее действие. Курение было частью религиозных ритуалов. Распространение табака среди народов мира связывают с именем Колумба, который вместе со своей командой впервые увидел индийца, «пьющего дым». Очень скоро табак распространился из Испании по всей Европе. В Россию табак начал поступать в начале XVII века. Первоначально табаку приписывались лечебные свойства, считали, что он отгоняет злых духов. Французский посол Жан Нико подарил французской королеве табачный порошок, ей очень понравилось новое «лекарство». Ювелиры изготавливали красивые табакерки, украшали их драгоценными камнями. В Англии дело даже доходило до того, что детей отправляли в школу с табаком и атрибутами для его курения. Но врачи уже тогда стали бить тревогу и назвали ее подарком дьявола, считали, что табачный дым осложняет многие заболевания. Уже в 1604 году вышел первый труд о вреде табака, принадлежащий королю Англии Якову I Стюарту. Во многих странах издавались законы по борьбе с курением. В России в царствовании Михаила Федоровича уличенных в курении первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, после второго раза отрезали нос и уши.
В 1634 году в Москве был пожар, горела половина города, причиной было курение. Поэтому курить было запрещено под страхом смерти. В 1649 году в законе было указано: «Велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, бить кнутом, пока не признается, откуда зелье получено». Но из этой борьбы табак выходил всегда победителем, побеждали купцы, фабриканты, получавшие от торговли папиросами баснословные прибыли. В России торговля табаком и курение были разрешены в царствовании Петра I, который сам после посещения Голландии стал заядлым курильщиком. С тех пор «трава Нико», или «подарок дьявола» прочно вошла в жизнь людей.
В трубках и сигаретах курильщиков мира каждую минуту сгорают 190 тонн табачных листьев.
Воспитатель. А какие же меры принимали с целью борьбы с табакокурением в различных странах?
Англия: курильщикам отрубали головы и выставляли для всеобщего обозрения на площади;
Испания: монахов, замеченных в курении табака, заживо замуровывали в монастырской стене;
Турция: курильщикам вырывали ноздри, сажали на кол;
Россия: в 1649 году царь Михаил Романов издает указ: "Запрещаю ввозить табак, а пойманных торговцев повелеваю ссылать в дальние города, также портить им ноздри и резать носы. Всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить кнутом, пока не сознается, откуда получил".
Воспитатель. Все мы знаем о вреде курения табака. А почему же его все «любят»?
Почему сигарета приобрела такой привлекательный вид?
В обществе сложился стереотип взрослого мужчины – курильщика. Если вокруг ребенка курит много взрослых, ему тоже хочется скорее стать взрослым (если в семье курят, то вероятность того, что ребенок будет курить увеличивается на 50-60 %);
Запрограммированность курения: курит крокодил Гена, Волк из «Ну, погоди!», курят большинство актеров и актрис. В ребенке, его сознании, закладывается программа, сознание искажено ложными представлениями и сведениями о табаке;
Влияние сверстников. Когда курят друзья, старшеклассники – у многих возникает желание попробовать. Срабатывает механизм социальной зависимости. Особенно часто это случается у девушек и женщин;
Многие начинают курить во время стресса, попадая в тяжелую жизненную ситуацию, причем такое случается даже в возрасте 40-50 лет. В трудный момент кто- то протягивает сигарету: покури – станет легче. Это действительно дает временное облегчение, на несколько минут, пока горит сигарета, проблема отодвигается в сторону;
Многие курение считают привычкой, полагая, что бросить курить легко, стоит только приложить усилия. Но курение – это определенная форма наркотической зависимости, с которой расстаться довольно трудно.
4. Тренинг.
1. Пассивное курение.
- Кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящими. Расскажите, что вы ощущали? (Выслушиваются наблюдения 2-3 человек).
- Почему вы чувствовали себя плохо? (варианты ответов: потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате, и его вдыхают все находящиеся в помещении).
- Почему наши дети становятся пассивными курильщиками? (потому что некоторые родители в присутствии своих детей не могут расстаться с сигаретой)
2. А что наши дети знают о табаке и курении? (дети берут карточку и отвечают)
Закончи предложения:
1. Если я зашел в лифт, а кто-то там курит, я ….
2. Если бы старший брат моего друга предложил мне попробовать закурить я бы…
3.У курильщика изо рта …………пахнет.
4. От курения зубы …
5. От курения язык …
6. Курение приносит вред легким, так как …..
7.Курение приносит вред сердцу, так как ……….
8.Курение………………. кровеносные сосуды.
9.Когда человек курит его органы не получают достаточно……………………..
3. Задание родителям
Сколько стоит 1 пачка сигарет среднего качества?
Что можно купить на деньги, потраченные на табак?
5. «ГОРЯЧИЙ СТУЛ»
На родительском собрании присутствуют курящие родители.
В круг учащихся ставится дополнительный стул для участника – «курильщика». Это – «горячий стул», на который и садится один из родителей. Он имеет право на ответ и право на молчание.
Ребятам разрешается задавать любые интересующие их вопросы на тему курения. Например:
когда вы впервые закурили?
при каких обстоятельствах это произошло?
ваше первое впечатление от закуренной сигареты?
делали ли вы попытку бросить курить?
сколько сигарет в день вы выкуриваете?
как курение отражается на состоянии вашего здоровья?
имеете ли вы какие-либо хронические заболевания?
как ваша супруга относится к вашей привычке?
хотите ли вы, чтобы ваши дети курили?
не испытывают ли ваши коллеги дискомфорт от запаха табака, исходящего от вас?
бывали ли в вашей жизни случаи, когда у вас не было возможности закурить и что вы при этом чувствовали?
считаете ли вы себя зависимым от табака?
почему вы не хотите бросить курить?
какая сумма денег вам нужна в месяц для приобретения сигарет?
нужно ли лечиться от сигаретной зависимости?
После этого начинается обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
какие факты из жизни курильщика вас поразили более всего?
Почему люди начинают курить?
Что вы будете делать, если парень, которого вы полюбите, курит?
Как вы отнесётесь к девушке, узнав, что она курит?
В вашей семье курит кто-нибудь? Как это влияет на вас?
И, наконец, желающим предлагается занять место на «горячем стуле» и ответить на вопросы, адресованные лично им. Это могут быть вопросы не только на тему курения, но и на любую интересующую сверстников тему.
6. Мозговой штурм «Хорошо или плохо»
Задание 1. Записать преимущества некурящего человека (хорошее самочувствие, меньше болеет, не чувствует усталости, свежее лицо, здоровая кожа, белые зубы, уверен в себе). Кто больше?
Задание 2. Записать самые неприятные (какие только придут в голову!) слова по поводу курения.)
7. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КУРЕНИЯ
«+» курения | «-» курения |
1. это модно, круто, клёво | 1. курение ведет к раку, инсульту и т.п. |
2. помогает сосредоточиться | 2. снижается продолжительность жизни |
3. помогает отвлечься при стрессах | 3. внезапная или скоротечная смерть |
4. согревает в холод | 4. страдают члены семьи (пассивные курильщики) |
5. повышает социальный статус: я уже взрослый! | 5. плохое самочувствие (беспричинный страх, головокружение, тошнота, боли в желудке и т.п.) |
6. способ самоутверждения: я могу! | 6. осложнения при беременности |
7. любопытство | 7. больное потомство |
и т.д. | 8. табакозависимость |
| 9. невыгодно для бюджета семьи |
| 10. плохой внешний вид: серая кожа, желтые зубы, сухие и ломкие волосы, одежда пахнет табаком |
| и т.д. |
Воспитатель. В сентябре месяце в классе было проведено анкетирование по курению. По итогам этой анкеты выяснилось, что в классе два курящих воспитанника. Узнать об этом было мне не очень приятно.
Отдельно хочу обратиться к девочкам. Хотя многие девочки считают, что курить – это красиво и модно, что это нравится мальчикам. Но мальчики к курению девочек относятся отрицательно, из многочисленных опросов следует: нет ни одного, кто бы хотел иметь курящую жену. Имейте в виду это, девочки.
А теперь проведем анкетирование среди родителей.
8. Анкета для родителей
В Вашей семье есть курильщики?
А. Да Б. Нет.
2. Замечали Вы за своим ребенком, что от него пахнет табаком или что он «покуривает»?
А. Да Б. Нет
3. Если ребенок был замечен в употреблении табака, что Вы предприняли при этом?
А. Выяснил, откуда такой запах Б. Отругал и пригрозил
В. Другое ____________________________________________________________
4. Как часто Вы говорите со своим ребенком о вреде пагубных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков)
А. Еще не было разговоров об этом Б. Постоянно говорю
В. Свое _____________________________
Во время анкетирования родителей учащиеся выполняют задание «Пожелание ЗОЖ»
9. Упражнение «ПОЖЕЛАНИЕ ЗОЖ»
Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, связанное со здоровым образом жизни, спортом, активным отдыхом и т.п., сворачивает листок и кладет его в коробку, стоящую в центре помещения. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются множеством пожеланий в центре. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.
10. Заключительное слово воспитателя:
«Поднимите руку, ребята, те, кто мечтает получить в будущем интересную и хорошо оплачиваемую работу. Чтобы этого добиться, надо выдержать большую конкуренцию. В расчет будут приниматься не только способности, но и здоровье работника: должна быть умная голова, твердая рука, зоркие глаза, высокая работоспособность, собранность, дисциплинированность. Каждый из вас должен думать о том, какое место он займёт во взрослой жизни, насколько успешным будет его жизненный путь. К этому нужно готовиться и совершенствовать себя как личность. Научитесь быть неуязвимым к пагубным привычкам, быть сильнее сомнительных соблазнов. Здоровье – самая большая ценность. От него будут зависеть результаты вашей работы, в том числе материальные, а в конечном итоге – благополучие и счастье в жизни».
41