12
МБОУ «Ябоганская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
«В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

ВЫПОЛНИЛ 4 «А» КЛАСС
Тип проекта: групповой
РУКОВОДИТЕЛЬ: ТОЕТОВА О.А.
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность | 3 |
Паспорт проектной работы | 4 |
Планируемое время на реализацию проекта по этапам | 5 |
Этапы работы над проектом | 5-6 |
Описание деятельности учащихся по решению задач | 7-8 |
Заключение | 9 |
Список литературных и других источников | 10 |
Приложения | |
Актуальность
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П. Чехов).
«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер).
Эти мудрые мысли, сказанные разными людьми в разное время, дают возможность задуматься о нашей жизни и месте, которое мы в ней занимаем. Окружающий нас мир меняется очень быстро и предъявляет все более высокие требования к личности каждого. Чтобы стать успешным в современной жизни, человек должен быть активным и ответственным, гибким и мобильным, толерантным, владеть знаниями, которые он может применить в быстро меняющихся обстоятельствах.
Во многом успех зависит от правильно выбранной профессии. А многие современные выпускники совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Задача данного проекта – расширить кругозор четвероклассников, развивать интерес к какой-либо профессии, воспитывать уважение к людям труда.
Паспорт проектной работы:
Тип проекта:
Вид проекта:
Информационный, частично-поисковый, творческий.
Цель:
Задачи:
Найти информацию о профессиях
Найти пословицы, поговорки, загадки о профессиях
Провести классный час на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»
Выполнить творческие работы: рисунки «Кем я хочу быть».
Создать альбом «Словарь профессий».
Вопросы проекта:
Предполагаемый продукт:
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап | Содержание деятельности | Кол-во часов |
Погружение в проект | Определение темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта. | 1час |
Аналитический | Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование. | 1час |
Практический | Выполнение запланированных действий по реализации проекта. | Месяц |
Презентационный | Подготовка и проведение презентации. | |
Контрольный | Анализ результатов. Оценка качества проекта. | |
Этапы работы над проектом
Этапы работы | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погру-жение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности Задачи: определение проблемы, темы и целей, создание групп учащихся для работы над проектом. | Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: проблему проекта; цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. | Обсуждают тему проекта с учителем. Определяют свои потребности. Принимают решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. | Помогают в формулировке проблемы, цели и задач проекта Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель: разработка проекта Задачи: определение источников информации, способов сбора информации, презентации результатов проекта, сроков презентации | При необходимости помогает организовать группы; организует процесс контроля разработанного плана деятельности | Осуществляют: поиск, сбор иформации | Консультируют в процессе поиска информации. |
3. Работа над проектом | Цель – разработка проекта. Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным задачам проекта. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно. При необходимости консультируются с учителем. | Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов |
4. Оформление результатов | Цель – извлечение выводов из полученной информации Задачи: формулирование выводов. | Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт Делают выводы. | Помогают в обеспечении проекта. |
5. Презентация результатов | Цель: представление результатов. Задачи: презентация проекта. | Взаимодействие с родителями, оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат | Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей, задают вопросы и высказывают своё мнение (при презентации других учащихся) | Оказывают помощь в подготовке к защите проекта |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта | Оценивает усилия учащихся, качество отчета, мотивирует учащихся. . | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения | Консультируют в оформлении отчета |
Описание деятельности учащихся
На уроке литературного чтения, работая над стихотворением «Можно всему – всему научиться», отвечали на вопрос: «Для чего нужно учиться?». После интересной дискуссии пришли к выводу, что учиться нужно для того, чтобы быть успешным в жизни, чтобы стать хорошим специалистом в какой-то области. Разговаривая о профессиях, выяснили, что существует много профессий, о которых мы не знаем. Решили больше узнать о профессиях, о значении каждой профессии в жизни людей.
Формы и способы деятельности:
в урочной деятельности:
- учебная дискуссия,
- рассказы детей и учителя
во внеурочной деятельности:
- мини-исследования
- индивидуальная работа
- мини-доклады,
- ролевые игры,
- опрос
Мы пришли к выводу, что каждый индивидуально будет искать информацию о профессии, которая его заинтересует, и будет ее презентовать.
При помощи детской загадки про профессии в интересной и простой форме дети познают о том, чем отличается повар от врача, учитель от продавца. Узнают о том, что такое орудие труда и чем оно отличается у людей разных профессий. Процесс разгадывания загадок вовлекает в участие все психические функции ребенка. Включая воображение, ребенок старается представить, себе о какой профессии идет речь, логическое и образное мышление рисует образ отгадки, а память старается запомнить загадку про профессию, чтобы потом можно было загадать её кому-нибудь еще. Ребенок с малых лет будет знать, чем отличается одна профессия от другой, что поможет самому ему в будущем выбрать правильную специальность.
Кроме работы в группах каждый индивидуально проводил мини-исследование. Каждый ребёнок с родителями, которые помогали найти информацию и выделить главное, давал описание своей профессии, рисовали рисунок (Приложение 2). Дети создали «Словарь профессий» (Приложение 1). По мере готовности дети рассказывали одноклассникам, что они узнали о своей профессии, какое значение данная профессия имеет для людей (Приложение 5, фото). Некоторые ребята нашли стихи о профессии (Приложение 3), загадки и пословицы (Приложение 4).
Также были проведены классный час на тему: «Редкие профессии», «Все профессии важны, все профессии нужны» (Приложение 6 – сценарий классного часа). Итоговый классный час показал, что работа над проектом ребятам очень понравилась, они много узнали нового о профессиях.
Заключение
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект позволяет развить следующие умения и навыки: умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; уверенно держать себя во время выступления, артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы; навыки устного опроса, навыки монологической речи.
В результате работы над проектом «В мире профессий» ученики не только нашли, но и запомнили пословицы и поговорки, загадки и частушки; рисовали рисунки «Кем я хочу быть». Узнали, какие бывают профессии, создали альбом «Словарь профессий» (Приложение), рассуждали, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным, учились представлять свой проект.
ЛИТЕРАТУРА
http://detkam.e-papa.ru/zagadki/3/21/ (загадки о профессиях)
http://gorkischool.belip.ru/2011-05-05-09-23-11/98-2011-05-05-09-17-54.html (Особенности работы над проектом в начальной школе)
http://luntiki.ru/blog/chtenie/821.html (стихи о профессиях)
http://pogovorki.net/cat14/p3.html (пословицы и поговорки)
http://skyclipart.ru/detsad/demo_mat/73724-professii-obuchayuschie-kartochki.html (обучающие карточки)
http://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&hl=ru&newwindow=1&client=opera&hs=HId&rls=ru&channel=suggest&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=CS63T7KXIsfXsgbdltDNBw&ved=0CIABELAE&biw=1280&bih=863 (картинки)
http://www.liveinternet.ru/users/3629609/post138835907 (раскраски)
http://www.prozagadki.ru/554-zagadki-dogovorki-o-professijakh-dlja-detejj.html
http://www.zanimatika.narod.ru/Azbuki.htm (стихи)
http://www.zanimatika.narod.ru/Azbuki2.htm#Чистоговорки
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14_2.htm (загадки)
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14_2.htm#Викторина на знание пословиц о труде
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14_3.htm (викторина о профессиях)
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14_chastushki.htm (частушки)
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14_zagadki1.htm