СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов
для проведения итоговой контрольной работы по математике
в 4 классе
Подходы к отбору содержания контрольно-измерительных материалов
Основной целью контрольной работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применить полученные знания и умения для решения средствами математики разнообразных заданий учебного и практического характера.
Содержание работы соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и составлено на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится» освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Математика».
Основная цель работы, проверяемые умения, содержание и типы заданий определялись с учётом целей изучения математики, сформулированных ФГОС НОО 2021 года: математическое развитие младшего школьника, освоение начальных математических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Цель работы определила её структуру, уровень сложности и типы заданий. В соответствии с этой целью по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы: достигших уровня базовой и повышенной математической подготовки по курсу начальной школы; достигли только уровня базовой подготовки; не достигли ни базового, ни повышенного уровня. Таким образом, предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объёму усвоения учебного материала. В работе 6 заданий, распределенные на две группы. Первая группа включает 5 заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Вторая группа включает 1 дополнительное задание, требующее умения рассуждать, находить разные решения поставленной задачи. Все задания соответствуют требованиям к результатам изучения курса математики в начальной школе, представленным ФГОС НОО 2021 года.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Выполнение работы в целом определяется суммарным баллом, полученным по результатам выполнения всех заданий работы. Очень важно провести дифференцированную оценку выполнения заданий базового уровня и заданий повышенного уровня. При этом если максимальный балл за выполнения задания базового уровня равен 2 баллам, то оно считается выполненным, если учащийся получил за это задание 1 балл. Таким образом, если учащийся справился с 65% базовых заданий, можно сделать вывод о том, что он имеет достаточную предметную подготовку по математике для продолжения обучения в основной школе. Выполнение задания повышенного уровня свидетельствует о высоком уровне подготовки по математике, а так же о том, что изучение математики в начальной школе повлияло на математическое развитие учащегося и на его общее развитие.
Верное выполнение заданий базового уровня оценивается 1-4 баллами, неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. Ответ задания повышенного уровня оцениваются от 0 до 3 баллов максимально: полный верный ответ — 3 балла, частично верный ответ – 1-2 балла, неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. Максимальное количество баллов 15.
Условия проведения работы
Работа проводится в 4-ом классе в конце учебного года.
На выполнение работы отводится 1 урок - 40 минут.
Критерии оценивания
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
.№ 1. Реши задачу | |
Правильное рациональное решение | 3 |
Нерациональный прием решения или задача решена верно, но есть ошибки в пояснениях | 2 |
Ход решения верный, но есть вычислительная ошибка | 1 |
Задача не решена | 0 |
№ 2. Найди значение выражений | |
Правильно найдено значение выражения | 2 |
Порядок выполнения действий верный, но есть 1 вычислительная ошибка | 1 |
Порядок выполнения действий неверный или если 2 и более вычислительных ошибок | 0 |
№ 3. Сравни величины | |
Верное выполнение задания | 3 |
Знаки сравнения поставлены правильно, но есть ошибка в переводе в одинаковые наименования | 2 |
Знаки сравнения поставлены правильно в двух выражениях | 1 |
Знак сравнения поставлен правильно в одном выражении | 0 |
№ 4. Реши уравнение | |
Уравнение решено верно | 2 |
Ход решения верный, но есть вычислительная ошибка | 1 |
Уравнение не решено | 0 |
5. Геометрическая задача | |
Задача решена верно | 2 |
Ход решения верный, но есть вычислительная ошибка | 1 |
Задача не решена | 0 |
№ 6*. Задание повышенного уровня | |
Задача решена верно | 3 |
Задача решена верно, но есть ошибки в пояснениях | 2 |
Ход решения верный, но есть вычислительная ошибка | 1 |
Задача не решена | 0 |
Максимальный балл | 15 |
Шкала оценивания работ
Баллы | Отметка | Уровень |
14 - 15 | 5 | Высокий |
10 - 13 | 4 | Повышенный |
6 - 9 | 3 | Базовый |
0 - 5 | 2 | Пониженный |
Промежуточная аттестация.
Итоговая контрольная работа по математике в 4 классе
1. Реши задачу
Из двух городов, расстояние между которыми 918 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость одного поезда 65 км/ч. Найди скорость другого поезда, если поезда встретились через 6 часов.
2. Вычисли значение выражения
815 • 204 – (8 963 + 68 077) : 36
3. Сравни величины
5 400кг ⃝ 54ц
970см ⃝ 97м
4ч 20мин ⃝ 420мин
4. Реши уравнение
х – 8 700 = 1700
5. Геометрическая задача
Площадь прямоугольника 28 квадратных сантиметров, а длина одной из его сторон 7 см. Вычисли периметр этого прямоугольника.
№ 6*. Задание повышенного уровня
Оля и Алёша познакомились 7 лет назад. Сколько лет тогда было Оле, если через 5 лет Алёше будет 17 лет, и он старше Оли на 2 года?