"Процесс подготовки и принятия управленческих решений"
Цель: уяснить сущность современных управленческих решений и требования к ним, получить навыки разработки, принятия и оценки решений.
Управленческое -решение – это результат анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Стадия I. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ Признание проблемы Формулирование проблемы Определение критериев решения проблемы
Стадия II. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ Разработка альтернатив Оценка альтернатив Выбор альтернативы
Стадия III. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ
Организация выполнения решения Анализ и контроль выполнения решения Обратная связь и корректировка
Важная задача практического менеджмента всех уровней – наиболее оптимальным образом решать возникающие проблемы, достигать поставленных целей. Решение данной задачи в значительной мере определяется качеством и эффективностью управленческих решений, закладывается в процессе подготовки и принятия решений.
Перечислите недостатки, которые, по вашему мнению, допускаются и могут допускаться при подготовке и принятии управленческих решений.
Управленческие решения, в процессе подготовки и принятия которых допущены такие недостатки, некоторые авторы характеризуют как "плохие" решения. .
Наиболее характерными недостатками, допускаемыми в процессе подготовки и принятия управленческих решений, являются следующие:
отсутствие прогнозирования или ошибочное прогнозирование тенденций развития внешней среды;
принятие решений на безальтернативной основе;
к процессу подготовки решений, к решению проблем не привлекаются работники разных уровней управления, рядовые сотрудники и рабочие;
не производятся расчеты затрат на реализацию решений;
отсутствуют сроки выполнения и ответственные за выполнение решений;
принимаемые решения недостаточно конкретны;
ошибочное прогнозирование или отсутствие прогнозирования тенденций развития внутриорганизационной среды;
не определены возможные негативные последствия (результаты) каждого варианта решения;
не определены возможности положительного исхода для каждого варианта решения;
не выработаны критерии для оценки каждого варианта решения;
отсутствуют или ошибочно выбранны цели;
ошибочно выбраны критерии, на основе которых принимается решение;
недостаточно привлекается достоверной информации при подготовке и принятии решений;
не рассчитывается эффективность реализации принимаемых решений;
игнорируются или слабо учитываются факторы внешней среды;
игнорируются или слабо учитываются факторы внутриорганизационной среды;
не отработана процедура подготовки и принятия управленческих решений;
не отработана и не закладывается в решения процедура реализации принятых решений.
Сравните свои характеристики "плохих" решений и приведенные нами недостатки, допускаемые при подготовке и принятии управленческих решений. Сделайте выводы.
Для того, чтобы в будущем реже принимать "плохие" решения, предлагается провести небольшой анализ:
приведите пример "плохого" решения из опыта вашей работы или когда-либо наблюдаемого вами решения;
укажите, какие характеристики "плохих" управленческих решений проявились в этом решении в полной мере?
Перечислите все элементы процесса подготовки и принятия управленческого решения в современном коммерческом предприятии.
Укажите, какую работу следует осуществить после принятия управленческого решения, т. е. по его реализации.
Для обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений необходимо, в частности, разрабатывать 2–3 или более вариантов проектов решений.
Далее следует осуществлять оценку и сравнение этих вариантов решений. Для этого выделять критерии оценки альтернативных решений.
Важнейшими критериями, на основе которых следует производить оценку рассматриваемых альтернативных вариантов решений, могут быть следующие:
необходимые финансовые ресурсы;
ожидаемый эффект от реализации проекта;
риск и неопределенность;
степень конкретизации решения;
время (осуществления проекта или вложения инвестиций);
качество объекта;
масштаб (объем) производства объекта;
освоенность объекта в производстве;
условия применения (эксплуатации) объекта;
надежность объекта;
технические характеристики объекта;
фирма-производитель (насколько известна и уважаема);
другие.
Дополните приведенный нами перечень критериев.
Для осуществления сравнения альтернативных вариантов управленческих решений они должны приводиться в сопоставимый вид по приведенным выше критериям.
Следует иметь в виду, что в каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения могут отличаться по тем или иным критериям. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретной ситуации с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству критериев. Чем больше учтенных критериев, тем выше точность прогноза эффективности решения.
Каждому из нас на работе и вне ее постоянно приходится сравнивать различные альтернативы, принимая те или иные решения.
Предположим, вам нужно купить автомобиль. Укажите основные критерии, на основании которых вы будете принимать решение и покупке автомобиля:
1)
5)
Укажите, на основании каких критериев вы будете оценивать альтернативные решения, направленные на повышение качества вырабатываемых вашим предприятием швейных изделий:
1)
4) :
5)
Важной составляющей процесса выработки управленческих решений является управление рисками. Невозможно выбрать лучшую альтернативу готовящегося управленческого решения, не учитывая возможные риски, связанные с его реализацией. Управление рисками предполагает:
Классификацию рисков (финансовые, производственные, инфляционные, кадровые и др.);
Сбор и анализ информации с учетом выявленных рисков;
Выбор того или иного метода управления рисками (на основе результатов анализа собранной информации):
избегание риска;
передача риска (к примеру, страховой компании);
Оценка альтернативных вариантов решения и выбор наилучшего из них предполагают учет всех возможных рисков и изучение доступной информации по каждому из них. Выбранное решение не всегда характеризуется минимальным риском, так как альтернативные решения сравниваются и по другим критериям.
Ознакомьтесь с приведенными ниже ситуациями. Напишите, какие риски могут вам угрожать в каждой из приведенных ситуаций и какая информация потребуется для того, чтобы выбрать правильный метод управления выявленными рисками, укажите методы управления рисками.
При поступлении на договорной основе на второй факультет университета
Риски | Информация, необходимая для управления рисками | Методы управления рисками |
| | |
| | |
| | |
| | |
При покупке автомобиля
Риски | Информация, необходимая для управления рисками | Методы управления рисками |
| | |
| | |
| | |
| | |
При переходе на более высокооплачиваемую работу
Риски | Информация, необходимая для управления рисками | Методы управления рисками |
| | |
| | |
| | |
| | |
Деловая игра "Разработка и принятие управленческого решения"
Цель: приобретение студентами практических навыков выработки и принятия эффективных управленческих решений
Задачи:
Получить навыки аналитического мышления, связанного с выбором решения.
Определить уровень развития группы, перед которой ставится задача.
Усвоить вопрос об эффективности индивидуальной и групповой деятельности применительно к комплексным решениям.
Выработать некоторые навыки группового взаимодействия, достижения взаимопонимания.
Размер группы: от шести до двенадцати участников, несколько групп могут выполнять упражнение одновременно. Необходимое время: около 2 ч. Материалы для участников упражнения:
Карандаши или ручки.
Листы для индивидуальной работы.
Листы для групповой работы – один для каждой группы.
Листы с ответами и обоснованием решений.
Контрольные листы для подсчета баллов.
Линейки.
Размещение участников: целесообразно сидеть (каждой группе) за квадратным или круглым столом. В случае прямо-угольного стола люди, сидящие на концах, занимают контролирующие позиции.
Данная ситуация основана на большом количестве реальных случаев, когда люди выживали или умирали в зависимости от того, какие решения они принимали, ваше "выживание" или ваш "конец" будет зависеть о способности членов вашей группы считаться с вашими мнениями в области относительно малознакомой таким образом, чтобы группа могла принять решения, обеспечивающие ваше выживание.
Характеристика проблемной ситуации, сформулированной при участии специалистов и офицеров службы спасения эскадрона 413 транспортной и спасательной базы военных сил Канады, следующая.
Сегодня 5 октября. Сейчас около 14.30. Ваш гидроплан только что потерпел аварию недалеко от восточного берега озера Лора в арктической части северной границы Квебек-Ньюфаундленд. В результате аварии погиб пилот, но все пассажиры невредимы. Все промокли до пояса. Вскоре после аварии гидроплан унесло на глубину и он затонул. Тело пилота застряло в кабине.
Пилот не смог до происшествия оставить указания кому-либо из пассажиров. Однако приборы показывали местонахождение: 48 км к югу от предусмотренного маршрута и приблизительно 35 км по прямой на восток от Шеффервиля, который был целью путешествия и ближайшим жилым пунктом. Шахтные разработки "Лак Холлингер" заброшены уже давно, после того, как пожар разрушил здания. Шеффер-виль (5000 жителей) – это шахтерский городок (железные рудники), расположенный приблизительно в 485 км по прямой от Сэн-Лоран, в 725 км восточнее от заливов Джеймса и Гудзона, в 1300 км на юг от Полярного круга и в 480 км на запад от побережья Атлантики.
До города можно добраться только самолетом или поездом, все проезжие дороги заканчиваются в нескольких километрах от него. Предполагалось, что ваша группа вернется с Лабрадора самое позднее 19 октября, передано по рации сообщение о полете Отделу транспорта.
Ближайшая территория покрыта невысоким кустарником с листьями до 10 см в диаметре. Невдалеке можно увидеть несколько возвышенностей со скалистыми верхушками. Тундра (арктические болота) занимает все пространство до возвышенностей и кое-где имеются заросли кустарника. В этом районе приблизительно четверть поверхности занята длинными узкими озерами, простирающимися с северо-запада на юго-восток. Бесчисленное количество ручьев и речушек соединяет эти озера между собой.
Температура в октябре колеблется от -3,9 до 2,2°С, крайние пределы от 10 до -17,7°С. Три четверти дня небо покрыто низкими облаками. Ясным бывает в среднем один день из десяти. Слой снега от 15 до 20 см, но толщина снежного покрова значительно меняется из-за ветра, который сдувает снег с открытых участков и наметает сугробы 1–1,5 м глубиной в некоторых местах. Скорость ветра приблизительно 20-25 км/ч, ветер чаще всего с северо-запада.
На вас теплое нижнее белье, носки, плотная шерстяная фуфайка, брюки, вязаные перчатки, цигейковая куртка, вязаная шапка и прочные охотничьи сапоги. У всех вместе 153 долл. в бумажных купюрах, 2 пятидесятипенсовика и несколько монет мелочи, карманный нож, имеющий 2 лезвия, огрызок карандаша и воздушная карта района.
Метеоданные в зоне аварии следующие (°С):
| Средняя | Средняя | Средняя | Предполагаемая |
Месяц | дневная | температура | температура | минимальная |
| температура | макс, дневная | мин. дневная | температура |
Октябрь | -1 | 2 | -4 | -18 |
Ноябрь | -9 | -5 | -13 | -36 |
Декабрь | -18 | -14 | -22 | -41 |
Январь | -23 | -19 | -28 | -47 |
Снегопады:
октябрь – в среднем, 11 дней, 20 см снега
ноябрь – в среднем, 16 дней, 37 см снега
Восход солнца: 6.15 Закат солнца: 17.45
Открытые участи кожи обмораживаются при следующих параметрах скорости ветра и температуры:
скорость ветра, км/ч | температура, °С | скорость ветра, км/ч | температура, °С |
69 | -6,6 | 11 | -23,3 |
42 | -9,4 | 10 | -26 |
29 | -12,2 | 8 | -28,9 |
22,5 | -15 | 6 | -31,6 |
21 | -17,7 | 5 | -34,4 |
14,5 | -20,5 | 3 | -40 |
До того, как самолет затонул, ваша группа смогла спасти 15 предметов, а именно:
магнитный компас;
металлический бидон с 4,1 л кленового сиропа;
спальный мешок, специально для Севера;
упаковка таблеток для очистки воды;
прочная клеенка бхб м;
13 спичек в непромокаемой упаковке;
7,5 м плетеной нейлоновой веревки, способной выдержать 25 кг;
карманный фонарь с 4 батарейками;
3 пары снегоступов;
1 бутылка рома 70 град.;
бритва и зеркало в одном футляре;
механический будильник;
топорик;
дырявая камера диаметром 50 см;
книга "Плавание под Северной звездой".
Ход деловой игры
1 этап. Индивидуальное выполнение задания. Время – 15 мин.
Каждому из вас необходимо ранжировать указанные предметы в соответствии с их значимостью для вашего выживания. Поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2– у второго по значимости и т. д., 15 – у наименее важного.
Список предметов раздается испытуемым.
Вы должны исходить из того, что:
Количество спасаемых то же, что и число членов группы.
Эта история действительно произошла с вами.
Вы решили бороться все вместе.
Все спасенные предметы – сухие и в хорошем состоянии.
Не начинайте обсуждение проблемы или ситуации до того, как все закончат классификацию предметов.
Далее создается наблюдательный совет из 2-3 человек. Члены его по каждой группе заполняют таблицу 1.8.
Таблица 1.8 – Оценка участия членов группы в обсуждениях и выработке решений
Имя | Слушает | Задает вопросы | Высказывает мнение | Дает идеи, информацию | Выражает несогласие, критикует |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Общее количество | | | | |
При этом наблюдатели оценивают деятельность команд, а именно:
1. Сравнивают индивидуальные результаты ранжирования с групповым, анализируют индивидуальные способности испытуемых (таблица 1.8).
Отвечают мысленно на следующие вопросы:
Что мешало достижению согласию в группе?
Какие признаки лидерства выявлены?
Кто доминировал? Какова атмосфера в группе?
Какие действия предпринимали испытуемые для проведения своих идей?
По данным каждого испытуемого составляют заключение о степени его склонности к достижению согласия.
2 этап. Групповое решение проблемы. Время – 30 мин.
Студенческая группа подразделяется на подгруппы по 6-10 человек.
Каждая подгруппа выполняет задание, ранжируя предметы в соответствии с их значимостью.
Инструкция по выполнению задания.
Ваша группа должна принять решение методом консенсуса. Это означает, что со степенью предполагаемой важности каждого из 15 предметов, необходимых для выживания, должны согласиться все члены группы перед тем, как это станет частью группового решения. Консенсуса достичь нелегко. Следовательно, не любой вариант ранжирования вызовет всеобщее одобрение. Постарайтесь, работая как единая группа, определять и принимать каждый номер лишь при условии, что все члены группы хотя бы частично с ним согласны.
Чего не следует делать:
При принятии коллективного решения не применяйте голосования. Голосование разделит группу на тех, кто выиграл и кто проиграл, и создаст условия для возникновения альтернативного пути. Голосование может возбудить споры, а не рациональное обсуждение и обеднит процесс группового решения.
Не заключайте преждевременных соглашений, быстрых и легких, или компромиссов. Они часто основаны на ошибочных предположениях, все их нужно обсуждать.
Не допускайте внутреннего соревнования. В ситуации, в которую вы попали, выиграют либо все, либо никто.
Не допускайте споров, в которых стараетесь доказать правоту собственных суждений. Подходите к задаче с позиций логики.
Не допускайте изменения своего мнения только для того, чтобы прийти к соглашению и не допустить конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. Избегайте таких конфликтов методом разрешения спортивных вопросов, как-то: голосование, усреднение или торг при принятии коллективного решения.
Что следует делать для достижения консенсуса:
Принимайте разницу в мнениях как нечто полезное, а не как помеху для принятия решения.
Слушайте внимательно других. Это основная черта тех групп, которые побеждают.
Постарайтесь выяснить все внутренние аспекты положений, которые достойны обсуждения.
Привлекайте к обсуждению всех, особенно молчунов. Помните, что ваша группа нуждается в любой информации, которую можно получить.
Когда вы достигнете такого положения, когда каждый сможет сказать: "Даже, если я так не думаю, по крайней мере, я могу мириться с этим решением и выполнять его", – группа достигнет согласия. Это не значит, что все полностью согласны, но означает, что каждый принимает данное решение.
Так как каждый может блокировать решение, данный метод является более полным, чем другие поиски решения. Во всяком случае он также более эффективен, так как заставляет рассмотреть больше аспектов проблемы и все возможные решения. Рассматривайте различные мнения как способ:
собрать дополнительную информацию;
прояснить возможные пути решения проблемы;
3) побудить группу к поискам лучших вариантов решения.
При этом участникам:
А) не разрешается менять что-либо в листах индивидуальной работы в результате группового решения;
Б) необходимо записать результаты группового решения, принятого методом консенсуса, в свой лист.
3 этап. Экспертное заключение.
Далее оглашается экспертное заключение. Мнение экспертов таково: предметы следует располагать по степени значимости для выживания, начиная с № 1 (самое важное), до №15 (наименее важное):
1. 13 спичек в металлическом флаконе с завинчивающейся крышкой.
Они рассматриваются экспертами как самая нужная вещь. Ключевые вопросы – защита от холода и возможность развести огонь. Хотя существуют другие способы развести огонь, они малодейственны в неопытных руках. Ночью огонь может быть сигналом, его могут заметить с самолета, летящего или возвращающегося из Шеффервиля.
2. Топорик.
Чтобы поддерживать огонь, необходим постоянный запас дров. Это будет, возможно, самый необходимый предмет в лагере. Он полезен для того, чтобы расчистить заросшую лесом площадку, очистить ствол от веток, построить основу для укрытия от холода, разрубить мясо в том случае, если удастся убить какую-то дичь.
3. Плотная клеенка размером 6x6 м.
Преобладание ветров скоростью 20~25 км/ч делает защиту весьма необходимой. Клеенка может также служить для защиты от дождя, снега, измороси. Натянутая на основу и закрепленная веревками, она будет надежной палаткой или послужит основой для места сна. Ориентированная против ветра, она поможет сохранить тепло. Ее квадратная форма легко различима сверху при аэропоиске.
4. Индивидуальные спальные мешки (специально для Севера).
Так как, возможно, вам придется провести в арктической зоне 2 недели (14 дней), спальный мешок, выдерживающий температуру до -20°С, будет необходимым элементом для выживания. Нужно принять меры предосторожности, чтобы сохранить спальные мешки сухими при любой погоде.
5. Металлический бидон (4,1 л) кленового сиропа.
Сироп полезен со следующих позиций для выживания. Кленовый сироп является важным продуктом питания и высокоэффективным. Даже сам бидон, используемый для приготовления пищи или хранения воды, может принести значительную пользу. Так как пища представляет собой важную проблему и мешает перемещениям, нужно использовать любой источник питания. В северных регионах съедобно большинство растений, поэтому бидон может оказаться полезен. Варить можно почти все наскальные растения и лишайники, а также большинство ягод. Проблемой северных областей является также потеря организмом воды. Нельзя есть снег – он вызовет дегидратацию вместо утоления жажды. Можно растапливать снег.
6. 7,5 м плетеного нейлонового шнура, выдерживающего до 25 кг.
Нейлоновая веревка необходима, чтобы связать деревянные детали при установлении палатки или натянуть как основу между деревьями и также использовать для организации укрытия при помощи клеенки. Отдельные нити могут быть применены как леска для рыбной ловли. Можно изготовить капканы. Можно сделать из нее лук или использовать для подвешивания мяса, чтобы его не съели хищники (медведи или волки). Можно также сплести сеть для рыбной ловли.
7. Три пары снегоступов.
Реки и озера являются лучшими путями передвижения на Севере летом и зимой, но не весной и осенью. В это время года они, напротив, представляют собой естественные препятствия. Чтобы иметь возможность передвигаться, нужно дождаться пока они замерзнут (приблизительно 1 декабря).
До этого времени снегоступы могут быть использованы для вылазок из лагеря с целью охоты. Их не хватит на всю группу при необходимости перемещения, но можно изготовить вручную похожие из кусков кожи, веревки, ветки. Лучше ходить по насту, чем по свежему снегу: меньше усталости.
8. Камера диаметром 50 см, дырявая.
Любой может сделать из нее катапульту. В зимний период на Севере много птиц, к ним легко приблизиться и убить крупными камнями или при помощи катапульты. Сжигая на огне куски резины, получают густой дым, который служит хорошим сигналом при поисках. Можно также сделать из нее прокладки для капкана или соединения.
9. Бритва и зеркало в упаковке.
Зеркало – самый надежный источник сигналов, если есть солнце. Обыкновенное зеркало может давать вспышки яркостью 5~7 млн люкс. Лезвия бритвы могут быть использованы как режущий инструмент.
10.Карманный фонарь с 4 батарейками.
Учитывая длительное время, которое придется провести в этих условиях, фонарь может служить освещением только в том случае, если понадобится дополнительное освещение. Его нужно оставить в резерве на случай, когда необходимо подавать ночные сигналы.
11. Бутылка рома 70 град.
Ром может быть использован в медицинских целях как анестезирующее средство или антисептик. При его помощи можно также зажигать огонь. Бутылка может служить для хранения воды. Наконец, он поднимает настроение в группе.
12.Механический будильник.
У него может быть множество применений, но они неравнозначны. Если использовать его как часы, он может служить навигационным прибором, по стрелкам можно определить, где находится Север (в 14: 50 установить маленькую стрелку на Солнце. Север находится между отметками 7 и 8 в Северном полушарии). Стеклом можно подавать сигналы. По будильнику можно регулировать распорядок дня в лагере, следить за огнем. Если его разобрать, отдельные части механизма можно использовать как крючки или грузила.
13. Магнитный компас.
Буссоль малоприменима в этих условиях. Близость магнитного полюса влечет за собой ошибки. Железные рудники также вызывают отклонения. Специалист, знакомый с условиями региона, считает, что невозможно пройти 100 м и вернуться по компасу в то же место.
14.Книга "Навигация по Полярной звезде".
Можно использовать как топливо для разжигания огня или как гигиеническую бумагу. Но руководствоваться ее советами можно только ночью, к тому же она является опасным советчиком, так как в полярной зоне нельзя полностью доверяться Полярной звезде: она находится слишком высоко.
15. Упаковка таблеток для очистки воды.
В этом регионе вода практически не нуждается в очистке. Бутылочка может оказаться полезной. В основном вода озер лучше, чем вода рек.
4 этап. Расчеты.
Прежде всего следует подсчитать абсолютную разницу в баллах между своими ответами и правильными ответами.
Далее необходимо просуммировать все разницы в индивидуальном задании.
Вычислите средний балл, для чего сложите все индивидуальные баллы и разделите на число человек в группе.
Подсчитайте абсолютную разницу в баллах между групповыми ответами и правильными ответами.
Просуммируйте все разницы в групповом задании.
При этом следует учитывать, что чем меньше указанные суммы, тем лучше результаты.
Результаты расчетов можно свести в таблицы 1.9 и 1.10.
5 этап. Оценка деятельности участников и групп.
Сначала оцениваются результаты индивидуальной работы. Указываются лучшие и худшие индивидуальные результаты, выявляются победители.
Таблица 1.9 – Результаты ранжирования и принятия решений
Предметы | Индивидуальное решение | Решение коллективное (группы) | Отклонение индивидуального решения от коллективного | Экспертное заключение | Отклонения индивидуального решения от экспертного | Отклонение коллективного решения от экспертного |
Магнитный компас | | | | | | |
Металлический бидон с 4,1 л кленового сиропа | | | | | | |
Спальные мешки (спец. для Севера) | | | | | | |
Упаковка таблеток для очистки воды | | | | | | |
Прочная клеенка 6x6 м | | | | | | |
13 спичек в непромокаемой упаковке | | | | | | |
7,5 м плетеной нейлоновой веревки | | | | | | |
Карманный фонарь с 4 батарейками | | | | | | |
3 пары снегоступов | | | | | | |
1 бутылка рома (70°) | | | | | | |
Бритва и зеркало в одном футляре | | | | | | |
Механический будильник | | | | | | |
Топорик | | | | | | |
Камера диаметром 50 см, дырявая | | | | | | |
Книга "Навигация по Полярной звезде" | | | | | | |
Ваш балл Балл группы
Всего Сумма (сумма) (сумма)
Данные результаты можно оценить по рейтингу:
0-20 баллов – отлично;
21–30 баллов – хорошо;
31-40 баллов – посредственно;
41-50 баллов – удовлетворительно;
51 и более баллов – плохо.
Таблица 1.10 – Расчет результатов индивидуальной и групповой работы
Результат | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
Количество баллов, полученных в результате решения, принятого методом консенсуса | | | |
Средний балл (среднее арифметическое индивидуальных баллов) | | | |
Размах индивидуальных баллов (максимальный и минимальный) | | | |
Далее сравниваются индивидуальные (по среднему арифметическому) и групповые результаты. При этом если величина отклонения усредненного индивидуального мнения от экспертного больше, чем величина отклонения мнения группы от мнения экспертов, то, следовательно, обсуждение прошло эффективно. При этом группе удалось выработать решение, которое лучше, чем отдельные индивидуальные решения. Можно сказать, что члены данной группы успешно "спаслись".
Если результат обратный, т. е. величина отклонения индивидуального мнения (усредненного) от экспертного меньше величины отклонения от него группового мнения, то, следовательно, группе не удалось прийти к необходимому компромиссному решению, удовлетворяющему всех членов группы и идущему на благо группы. Совещание прошло неэффективно. Данной группе "спастись" не удалось.
Кроме того, сравниваются результаты работы групп, выявляются победители.
6 этап. Подведение итогов.
Каждая подгруппа анализирует ход обсуждения проблемы, отвечая на следующие вопросы:
Что мешало достижению согласия?
Какие выявились признаки лидерства?
Кто проявлял активность, а кто был пассивен?
Как это повлияло на принятое решение?
Кто доминировал?
Какова была атмосфера в группе?
Какие действия предпринимали испытуемые для проведения своих идей?
Каждая группа делает выводы о сильных и слабых сторонах коллективного принятия решений.
Члены наблюдательного совета докладывают свои впечатления о работе участников групп. При этом пытаются объяснить, почему некоторые из наиболее правильных индивидуальных ответов не были учтены в групповых ответах (если это имело место).
По данным каждого испытуемого составляется заключение о степени его склонности к достижению согласия. В этих целях может быть использована шкала оценки участника групповой работы (таблица 1.11).
Таблица 1.11 – Шкала оценки участников групповой работы
Умение убеждать | 987654321 | Неумение убеждать |
Способность к сотрудничеству | 987654321 | Неспособность к сотрудничеству |
Адаптация в новой ситуации | 987654321 | Неспособность к адаптации в новой ситуации |
Самоконтроль | 987654321 | Несдержанность |
Умение владеть речью | 987654321 | Неумение владеть речью |
Словарный запас | 987654321 | Недостаточный словарный запас |
Умение слушать собеседника | 987654321 | Неумение слушать собеседника |
Способность к творческому решению | 987654321 | Отсутствие творческого решения |
Умение аргументировать свои доводы | 987654321 | Неумение аргумелтировать свои доводы |
Этичность поведения | 987654321 | Неэтичность поведения |
Ведущий организует дискуссию по вопросу о знании и путях нахождения в ходе переговоров консенсуса, способного обеспечить при принятии решения учет наиболее убедительной аргументации со стороны членов группы. Подведите итоги.
Тест "Принимаете вы решения рационально или интуитивно?'4
Руководителям часто приходится принимать решения в условиях дефицита времени. Это вынуждает их действовать на основе интуиции.
Интуитивное решение выглядит как озарение, однако это озарение возможно лишь в случае, если человек владеет всей полнотой информации по данному вопросу. Люди, склонные к принятию решений на основе интуиции, очень восприимчивы к новой информации, которая дает основную пищу для их интуиции.
Укажите, насколько характерны для вас образцы поведения, которые приведены в данном тесте. Для этого обведите соответствующую цифру на шкале:
5 – данное поведение очень характерно для меня;
4 – довольно характерно;
3 – затрудняюсь сказать, характерно или нет;
2 – не очень характерно;
1 – такое поведение совершенно мне не свойственно.
Характерно ли для вас данное поведение? | Оценка | |
1. Покупая новый прибор или бытовую технику, я не тороплюсь читать инструкцию, а стараюсь разобраться с ними сам. Инструкцию можно прочитать, если возникнут какие-либо затруднения | 54321 | |
2. Посторонние считают, что у меня на столе беспорядок, но я всегда знаю, где что лежит | 54321 | |
3. В отношениях с людьми я больше полагаюсь на ощущения, которые у меня возникают в процессе общения, чем на слова, которые сказаны | 54321 |
4. Для меня более привычно работать, не определяя четкого плана работы на день | 54321 |
5. Если я расхожусь с другими людьми относительно путей решения возникающих проблем, то, принимая решение, больше полагаюсь не на чужое, а на собственное мнение | 54321 |
6. Если я не знаю, как добраться до нужного места в незнакомом городе, меня это никогда не смущает | 54321 |
7. Я люблю трудные ситуации, которые позволяют мне испытать свои интеллектуальные способности | 54321 |
8. Однообразная и монотонная работа для меня является самым тяжелым испытанием | 54321 |
9. Мне всегда интересно узнать мнение специалиста по тому или иному вопросу, но, принимая решение, я не всегда следую ему | 54321 |
10. Я считаю, что люди будут реже попадать в неприятные ситуации, если станут больше доверять своим предчувствиям | 54321 |
11. Я верю в удачу и, принимая решение, часто полагаюсь на волю случая | 54321 |
12. Меня трудно обвинить в излишней дотошности или педантичности | 54321 |
Подсчитайте набранные вами баллы.
Ответ
Сумма 60~48 баллов свидетельствует о высокой склонности к принятию интуитивных решений.
Сумма 47–25 баллов говорит о среднем уровне развития интуиции. Это компенсируется стремлением к рациональной оценке в тех случаях, когда вы сталкиваетесь с определенными трудностями и преградами при подготовке и реализации решений.
Сумма менее 25 баллов констатирует склонность к рациональному поведению, к тому, чтобы действовать наверняка, не полагаясь на интуицию.
Тест "Решительны ли вы при приятии решений?"3
Оценкой правильности принятого руководителем решения являются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы, коллективизма.
Данный тест поможет оценить, насколько вы решительный человек и какого типа должны быть люди в вашей команде.
Из предложенных вариантов ответов (А, Б, В, Г, Д, Е) выберите один.
1. Что, по-вашему, движет человеком в жизни прежде всего?
А – любопытство;
Б – желания;
В – необходимость.
2. Как вы думаете, почему люди переходят с одной работы на другую?
Г – их увольняют;
Д – уходят из-за большей зарплаты;
Е – другая работа им больше по душе.
3. Когда у вас происходят неприятности:
А– вы откладываете их решение до последнего?
Б – у вас есть потребность проанализировать, насколько виноваты вы сами?
В – вы не хотите даже и думать о том, что случилось?
4. Вы не успели вовремя сделать какую-то работу и:
Е – заявляете о своей неудаче еще до того, как это станет известно; Г – с боязнью ждете, когда вас спросят о результатах; Д – основательно подготавливаетесь к объяснению.
5. Когда вы достигаете какой-то поставленной цели, то встречаете известие об этом:
В – с чувством облегчения?
Б – с бурными положительными эмоциями?
А – по-разному в зависимости от цели, но не так бурно?
6. Что бы вы рекомендовали очень стеснительному человеку:
Г – избегать ситуаций, требующих риска?
Е – избавиться от этого, обратившись к помощи психолога?
Д – познакомиться с людьми другого склада, не страдающими застенчивостью?
7. Как вы поступите в конфликтной ситуации:
Б – поговорю с тем, с кем вступил в конфликт?
А– напишу ему письмо?
В – попробую разрешить конфликт через посредника?
8. Какого рода страх возникает у вас, когда вы ошибаетесь:
Д – страх того, что ошибка может изменить тот порядок, к которому вы привыкли?
Г – боязнь наказания?
Е – боязнь потерять престиж?
9. Когда вы с кем-то разговариваете, то:
А– время от времени отводите взгляд?
Б – смотрите прямо в глаза собеседнику?
Г – отводите взгляд, даже когда к вам обращаются?
10. Когда вы ведете важный разговор, то:
Е – тон разговора обычно остается спокойным?
Д – вы то и дело вставляете ничего не значащие слова?
Г – вы повторяетесь, волнуетесь, голос начинает вас подводить?
Ключ к тесту
Если почти все ваши ответы состоят из вариантов А и Д, то вы не особенно решительный (в принятии решений) человек. Но вас нельзя назвать и нерешительным: вы действуете не всегда достаточно активно и быстро, но только потому, что считаете – дело того не стоит. Вам нравятся отважные люди. Но часто вы оправдываете и нерешительных, считая, что их действия – результат не страха, а осмотрительности и осторожности.
Если вы выбрали главным образом варианты Б, Е, то вы, безусловно, решительный (в принятии решений) человек. Вы слишком часто пренебрегаете вещами, которые считаете мелкими, незначительными. Но несмотря на это вас ценят как самостоятельную и интересную личность. Если у вас есть еще чувство ответственности, то вам часто поручают сложные задания, но в этом случае в вашей группе должны быть люди другого типа, которые бы уравновешивали вашу слишком большую активность. Не нужно ли вам все же лучше продумывать решения, которые вы принимаете?
Если же ваши ответы относятся к вариантам В, Г, то вы боитесь не только принимать решения, но даже обдумывать их, страшась приближающихся событий. Ваше психологическое состояние нельзя назвать стабильным, благополучным. Часто вы скорее ожидаете критики ваших действий, чем похвалы.
Управленческие задания
1. При принятии решений компанией что первично – деньги или люди?
РЕШЕНИЕ
Очевидно, что ни то и ни другое. Каждое решение – это синтез трех основных факторов: работы, людей и ресурсов.
При принятии решения возможны противоречия между ними, а именно:
затронуто несколько видов ресурсов организации;
имеется противоречие между разными сферами деятельности компании;
♦ краткосрочные преимущества, которые дает один вариант решения, нужно соотнести с долгосрочной перспективой.
Менеджерам следует примирять эти противоречия, не забывая о достижении поставленной цели при высокой эффективности работы.
2. Как правило, я быстро принимаю решения по мелким вопросам. Однако когда сталкиваюсь с крупными проблемами работы отдела, прихожу в смятение от всех "за" и "против". Как знать, что принимаю правильное решение?
РЕШЕНИЕ
Это знать невозможно. Не бывает решений "верных" или "неверных", есть решения хорошие, плохие, эффективные, компромиссные, адекватные, противоречивые и прочие.
Вашей целью должно быть получение полной и достаточно достоверной информации для принятия по крайней мере реально выполнимого решения.
С мелкими вопросами вы можете поступать по своему усмотрению, поскольку они не способны оказывать серьезное воздействие на состояние дел компании и во многом являются делом вкуса. Тем не менее важно отметить, что выбор есть и в самых простых решениях. Взвешивать все "за" и "против", что так вас смущает, – единственный способ овладеть искусством принятия решений.
Для этого сделайте следующее:
Определите свою цель (цели).
Установите приоритеты, если их несколько.
Удостоверьтесь, что вы знаете все факты, а если нет, то знаете, где их узнать.
Узнайте, по возможности, о наличии опыта решения аналогичных проблем.
Обратитесь за советом в соответствующий институт или торговую ассоциацию, если вы надеетесь, что это поможет.
Составьте наиболее полный перечень вариантов.
7) Вновь спросите себя, какой вы ожидаете результат, и определите два варианта действий. Если вы начнете анализировать большее количество вариантов, то неизбежно запутаетесь.
8) Выберите один из вариантов и действуйте согласно ему. Далее защищайте свой выбор. Принятое решение можно
изменить, если появятся новые, заслуживающие внимания предложения.
3. Я подвергаюсь критике за интуитивно принимаемые решения. Но время вновь и вновь подтверждает мою правоту. Нужно ли полагаться только на интуицию?
РЕШЕНИЕ
Нет. Интуиция далеко не надежна. Ваши неясные эмоциональные предчувствия, возможно, и "подтверждались", но зачем пренебрегать объективностью?
Лучший способ принятия решений – взвесить все факты и проанализировать все варианты.
При принятии решения редко бывает единственно лучший вариант. Из нескольких вариантов нужно выбрать лучший. Один вариант будет безопасным, другой – сверхосторожным, третий – смелым, четвертый – безрассудным, пятый – великолепным, но рискованным, шестой – разрушительным.
Перечислите все варианты, сопоставьте действия и их ожидаемые последствия.
4. Насколько важно принять решение в кризисный момент, даже если оно неверное?
РЕШЕНИЕ Это очень важно. В противном случае кризис будет нарастать, а вы и ваши коллеги будете дрожать и нервничать. Принять то или иное решение лучше, даже если далее возникнут проблемы. Сначала убедитесь, что вы – именно тот человек, который должен принять это решение. Жизненно важно, чтобы вы отдавали себе отчет о границах своих обязанностей.
Если заметите сбой на производственной линии и решите немедленно остановить процесс, вы тем самым сократите потери денег своей компании. Но если вы примете решение, превышающее ваши полномочия, то будьте готовы к тому, что можете получить выговор, даже если принятое решение верно.
5. Всегда отношусь с подозрением к людям, отвечающим, что все будет сделано. Стремлюсь проверить, сделали ли они так, как я хотел. Может я излишне придираюсь?
РЕШЕНИЕ Нет. Решения, которые не воплощаются в жизнь, остаются лишь мыслями или идеями. Многие путают намерения с действиями. И вы правы, что хотите быть уверенным, что ваши желания воплощаются. Менеджер вправе требовать выполнения своих решений. Когда выбрано направление действий, делегируйте полномочия по их выполнению:
выберите человека, способного стать во главе;
сообщите всем сотрудникам, которые должны принять участие в работах;
составьте план выполняемых работ с указанием сроков и ответственных;
Вопросы для самопроверки по теме
С чем было связано возникновение практики управления?
Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?
Чье учение было основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?
Какое государство является родиной менеджмента?
Представители какой научной школы в качестве основного объекта исследования имели эффективное использование человеческих ресурсов?
Представители какой научной школы впервые описали принцип управления – единоначалие?
Где прежде всего следует использовать понятие "менеджмент"?
Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?
9. На чем основываются экономические методы управления?
10.Что такое принципы управления?
11.Что такое управление?
12.Каковы общие методы управления?
13.Что такое процесс управления?
14.Что такое функция управления?
15.Каковы основные содержательные теории мотивации?
16. Какова роль координации в процессе управления?
17.Какую информацию называют невербальной?
18. Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?
Ответы на вопросы для самопроверки приведены в приложении 1.