Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.
* Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке;
Подросткам с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений.
* Замедленная включаемость в работу;
Подростки с ЗПР могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие — повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны.
* Незрелость эмоциональной сферы и мотивации; неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;
Таких детей характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а вследствие этого у детей с ЗПР может не возникает тревожности. Наблюдается беспечность в отношениях. Подростки могут легко давать обещания и легко забывать о них. У них отсутствуют переживания при неудачах в учебе. Мальчики часто склонны к раздражительности, девочки - к слезам. И те, и другие склонны ко лжи. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время.
* Несформированность произвольного поведения, расторможенность влечений.
Склонность руководствоваться в поступках эмоцией удовольствия , неспособность к волевому усилию, систематической трудовой деятельности, стойким привязанностям, проявление слабости и неустойчивости морально - нравственных установок.
Такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине.
* Неадекватность выхода из конфликтных ситуаций.
Эмоциональная неустойчивость легко приводит к конфликтным ситуациям. Подросткам недостает самоконтроля и самоанализа.
* Неумение подчиняться правилам дисциплины;
Познавательные процессы:
* Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; нарушение скорости переключения внимания, объем внимания снижен;
Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
* Недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;
* Незрелость мышления, преобладание внеучебных интересов;
* Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной;
* Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
* Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
* Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
* Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
* Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. * Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время. * В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
* Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
* Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
* Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично.
* Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
* Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
* Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
* Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
* Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
* Обучать навыкам эмоционального самоконтроля.
* Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
* Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком. Желательны одинаковые требования со стороны всех педагогов.
* Стараться разнообразить работу на уроке, избегать монотонности. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
* Необходимо избегать состязаний, соревнований и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
* Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
* Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
* Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
* На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
* Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
* Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.