| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
| | ПРОВЕРИЛ ________/_________/ «___»_________20___г. |
Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ
Выполнила:
cтудентка Ш-41 группы
Прохорова Диана
Ейск, 2023г.
Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ
«Если что, я с тобой!»
Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
1. Совершенствовать умение родителей согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
2. Способствовать снижению эмоционального напряжения между родителями и детьми;
3. Овладение родителями приемами взаимодействия с собственным ребенком.
Длительность тренинга: 25-30 минут.
Материалы и оборудование: магнитная доска, карандаши, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4 части), лента, детские сказки.
Ход тренинга:
-Добрый вечер уважаемые родители! Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг под названием «Если что, я с тобой!».
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов? Именно об этом мы сегодня и поговорим.
Предлагаю Вам, поучаствовать в играх, где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка. Я надеюсь, что вы еще лучше станете понимать своих детей, еще более трепетно начнете относиться к его переживаниям, научитесь еще больше понимать интересы и желания друг друга.
-Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, а в нашем случае к собственному ребенку по имени.
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».
Родителям раздаются карандаши и бумажные лепестки.
Предлагаю каждому родителю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества (2-3).
-Приклейте, пожалуйста, свои лепестки на сердцевину ромашки.
-Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка!
- Было трудно?
- Какие ощущения и эмоции вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Предлагаю Вам объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию.
Родителям предлагаются карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движение своего напарника - «ребенка».
Условия прохождения: один участник проходит от начала кабинета до конца, а другой в это время сопровождает его движение словами:
Сначала он произносит первую группу слов: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю»;
Затем вторую: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься»;
И последнюю: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
-Выполняя упражнение, кто-то из вас был в роли ребенка или в роли родителя. Как вы себя чувствовали при выполнении задания? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал? Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли?
-Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.
Трем родителям предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй - лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает сказку эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
Что Вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза?
Также происходит и при общении с нашими детьми.
Для следующего упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.
Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите свои мысли одной фразой».
Для этого участники разбиваются на 4 группы и записывают свои ответы на розданных им частях сердцах.
Затем педагог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делать общий вывод, используя фразу «Чего на самом деле хотят дети», которую следует продолжить, перечисляя слова, написанные в сердце – это много любви, тепла и ласки».
-Вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он, уважаемые родители, помог вам в воспитании ваших детей, в понимании друг друга, помог в содействии всестороннего развития вашего ребенка. Я очень надеюсь, что сегодня вы многое узнали и многое открылось для вас с дугой стороны. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой- радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами.
«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю»;
«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься»;
«Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:
– Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.
И когда выгрузили, шофер сказал:
– Теперь надо эту елку заактировать, – и ушел.
А мы остались возле елки.
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.