Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Золотая рыбка»
Психологический тренинг на сплочение педагогического коллектива
«Коллектив – это МЫ»
Подготовил: педагог-психолог
Гордиенко В.И.
г. Керчь, 2021 г.
Собраться вместе - это начало.
Остаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех.
Генри Форд
Психологический тренинг для педагогов
«Дружный коллектив это психологическое здоровье».
Цель: Сплочение коллектива и создание позитивного настроения для эффективного рабочего процесса.
Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, релаксационная музыка.
Рабочий материал: фломастеры (маркеры), бейджики разных цветов, шкатулка с зеркалом, бланк с инструкцией для каждого, клей, заготовленные бланки в виде сердечек, разных фигурок, плакат «Душа коллектива», плакат «Сердце группы».
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Форма проведения: тренинг.
Регламент работы: 1час
Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из13 человек.
Правила проведения тренинга:
- отключить мобильные телефоны;
- активное участие в предлагаемых занятиях и упражнениях;
- четко выполнять инструкции;
- уважать друг друга выступать по одному;
- быть терпимым и доброжелательным;
- конфиденциальность.
Ожидаемые результаты:
-улучшится психологический климат в коллективе.
-улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.
-сформируется умение работать в команде.
-развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.
Ход тренингового занятия: Звучит музыка.
Приветствие:
Добрый день, дорогие участники тренинга!
Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречаются на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они работают в одном коллективе.
В последнем случае необходима толерантность, поиск компромиссов, умение создать доброжелательную рабочую атмосферу. Всем ясно, что каждому человеку важна комфортная психологическая обстановка на рабочем месте, а руководителю - эффективность работы подчиненных.
Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо создать в коллективе позитивный психологический настрой.
Так чем же мы сегодня займемся! Выполняя различные задания у нас появиться возможность самопознания.
-Развивая способности понимания своего состояния и состояния других людей, улучшится психологический климат в коллективе.
-Улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.
-Сформируется умение работать в команде.
1.Упражнение «Знакомство» 10 мин.
Цель: активизация личностной динамики, усиление рефлексии, обеспечение большей вовлеченности в работу.
Психолог: разносит в коробочке листочки для бейджиков. Участники самостоятельно выбирают форму и цвет бейджика. Ведущий просит участников придумать и написать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.
Затем участники прикалываю себе бейджики к груди.
Примеры, если есть затруднения
А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.
Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.
В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.
Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.
Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.
Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.
Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.
3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.
И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.
К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.
Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.
М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.
Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.
О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.
П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.
Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.
С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.
Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.
У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.
Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.
X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.
Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.
Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.
Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.
Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.
Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.
Ю — юморист, юный, юркий, юла.
Я — язвительный, яркий, яростный.
Психолог: а теперь вам предоставляется такая возможность как понять какое у вас в данный момент настроение. Кто, какой цвет выбрал - посмотрите значение на экране.
«Значение радужного цвета»
Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Оранжевый - внутренняя энергия, оптимизм, добродушие, коммуникабельность
Жёлтый - активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Зелёный - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Голубой - доверия, впечатлительность, привязанность к людям, успех.
Синий - спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.
2. Упражнение «Друг к дружке» Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Психолог: Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.
Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.
Результаты диагностической работы по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе».
Предлагаю ознакомиться с результатами проведенной диагностической работы. (Изучение психологического климата в группе карта-схема А.Н.Лутошкина)
Какие выводы вы для себя сделали?
3.Упражнение «Узнай рисунок» (хорошо ли вы знаете друг друга)
Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы.
Психолог: Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? Вот сейчас это и проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за 3 минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо».
После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка.
4.Упражнение «Подчинение инструкциям»
Цель: вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.
Психолог: Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. Шепотом назовите номер, который вы написали.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».
5.Упражнение «Поезд»
Цель: образование единого командного духа.
Психолог: у нас есть голова поезда, ваша задача образовать целый состав и пройти не отцепляясь все преграды на пути вашего состава. Если состав расцепится, начинаем сначала. Преграды: туннель (на корточках пройти), поворот на право, на лево, ускориться, притормозить, посигналить три раза.
6.Упражнение «Карета»
Цель: умение действовать организованно.
Психолог: Вам необходимо построить «карету» из присутствующих
людей. Посторонние предметы не могут быть использованы. Во время
выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением
участников: кто организовывает работу, кто какие «роли» в карете себе
выбирает, к кому прислушиваются люди. Каждая выбранная «роль»
говорит об определенных качествах человека, даже если это для вас окажется неожиданностью то все равно вы должны знать что этими качествами вы обладаете. И это показало наше упражнение. После того как «карета» готова, все садятся в круг и обсуждают, а затем
Психолог объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой
Если кто-то выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет
сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не
умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так
называемые «серые кардиналы»).
7.Упражнение «Комплимент»
Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Психолог: уважаемые коллеги прослушайте клип песни « Давайте восклицать, друг другом восхищаться «Б. Окуджавы
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Тома, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Света, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Итог: обратите внимание, как легко это вам удалось. Значит ли это что вы хорошо знаете друг друга (пауза) Вам легко создавать хорошее настроение друг другу, а это и есть психологический комфорт в коллективе легко вам давались комплименты?
8.Упражнение«Зеркало»
Цель: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности.
Психолог : Уважаемые коллеги встаньте в круг, закройте глаза. Я поднесу к вам шкатулку «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. и только тогда, когда я попрошу Вас открыть глаза Вы их откроете.
После того как все участники закрыли глаза, психолог подносит к каждому по кругу шкатулку со словами: «Откройте глаза и посмотрите вовнутрь шкатулки!». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)
Психолог: и так, каждый из вас нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. И конечно-же является ценностью для коллектива.
9. Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).
Цель: сплочение коллектива.
Психолог : Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.
10.Упражнение «Сердце коллектива»
Цель: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог: у каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю вам создать сердце нашего коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце, возьмите сердечко и запишите на нем позитивное пожелания коллегам, а теперь приклейте маленькое сердечко к контуру большого сердца. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок
11.Упражнение «Атомы и молекулы» Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы. Психолог : давайте представим, что наш детский сад это вселенная в котором есть молекула ДНК, а как известно, молекула ДНК самая красивая, плотная молекула в структуру которой входят отдельные частицы(атомы). Попробуем и мы превратиться в свободные частицы которые будут двигаться под музыку, а как только музыка прекратит звучать, мы объединяемся в прекрасную, красивую, сплоченную молекулу ДНК, которая находится в нашем прекрасном садике-вселенной. Готовы. Начинаем.
12.Анкета «Обратная связь»
Цель: дописать неоконченные предложения.
Я научилась………
Мне понравилось,…….
Я узнала, что…..
Я была удивлена тем, что
Я была разочарована тем, что…..
Самым важным для меня было….
Рефлексия:
Психолог: спасибо вам, что пришли на тренинг. Надеюсь, что вы узнали сегодня что - то новое и интересное о себе и о своих коллегах. Вы молодцы, я попрошу Вас улыбнуться участнику, который находится слева от вас, подмигнуть участнику справа.
Мы все заслуживаем радостных и дружных аплодисментов!
Спасибо всем за активное участие. До встреч.