СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический тренинг на сплочение педагогического коллектива «Коллектив – это МЫ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива

Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг на сплочение педагогического коллектива «Коллектив – это МЫ»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Керчи Республики Крым

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Золотая рыбка»













Психологический тренинг на сплочение педагогического коллектива

«Коллектив – это МЫ»














Подготовил: педагог-психолог

Гордиенко В.И.









г. Керчь, 2021 г.



Собраться вместе - это начало.
Остаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех.

Генри Форд


Психологический тренинг для педагогов

«Дружный коллектив это психологическое здоровье».

Цель: Сплочение коллектива и создание позитивного настроения для эффективного рабочего процесса.


Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, релаксационная музыка.

Рабочий материал: фломастеры (маркеры), бейджики разных цветов,  шкатулка с зеркалом, бланк с инструкцией для каждого, клей, заготовленные бланки в виде сердечек, разных фигурок, плакат «Душа коллектива», плакат «Сердце группы».

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Форма проведения: тренинг.

Регламент работы: 1час

Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из13 человек.

Правила проведения тренинга:

- отключить мобильные телефоны;

- активное участие в предлагаемых занятиях и упражнениях;

- четко выполнять инструкции;

- уважать друг друга выступать по одному;

- быть терпимым и доброжелательным;

- конфиденциальность.

Ожидаемые результаты:

-улучшится психологический климат в коллективе.

-улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.

-сформируется умение работать в команде.

-развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.


Ход тренингового занятия: Звучит музыка.



Приветствие:

Добрый день, дорогие участники тренинга!

Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречаются на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они работают в одном коллективе.

В последнем случае необходима толерантность, поиск компромиссов, умение создать доброжелательную рабочую атмосферу. Всем ясно, что каждому человеку важна комфортная психологическая обстановка на рабочем месте,  а руководителю - эффективность работы подчиненных.

Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо создать в коллективе позитивный психологический настрой.

Так чем же мы сегодня займемся! Выполняя различные задания у нас появиться возможность самопознания.

-Развивая способности понимания своего состояния и состояния других людей, улучшится психологический климат в коллективе.

-Улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.

-Сформируется умение работать в команде.


1.Упражнение «Знакомство» 10 мин.

Цель: активизация личностной динамики, усиление рефлексии, обеспечение большей вовлеченности в работу.

Психолог: разносит в коробочке листочки для бейджиков. Участники самостоятельно выбирают форму и цвет бейджика. Ведущий просит участников придумать и написать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.

Затем участники прикалываю себе бейджики к груди.

Примеры, если есть затруднения

А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.

Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.

В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.

Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.

Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.

Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.

Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.

3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.

И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.

К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.

Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.

М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.

Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.

О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.

П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.

Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.

С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.

Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.

У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.

Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.

X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.

Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.

Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.

Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.

Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.

Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.

Ю — юморист, юный, юркий, юла.

Я — язвительный, яркий, яростный.


Психолог: а теперь вам предоставляется такая возможность как понять какое у вас в данный момент настроение. Кто, какой цвет выбрал - посмотрите значение на экране.


«Значение радужного цвета»

Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Оранжевый - внутренняя энергия, оптимизм, добродушие, коммуникабельность

Жёлтый - активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Зелёный - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Голубой - доверия, впечатлительность, привязанность к людям, успех.

Синий - спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.

2. Упражнение «Друг к дружке» Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Психолог: Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.


Результаты диагностической работы по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе».

Предлагаю ознакомиться с результатами проведенной диагностической работы. (Изучение психологического климата в группе карта-схема А.Н.Лутошкина)

Какие выводы вы для себя сделали?

3.Упражнение «Узнай рисунок» (хорошо ли вы знаете друг друга)

Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы.

Психолог: Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?  Вот сейчас это и проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за 3 минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо».

 

После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка.


4.Упражнение «Подчинение инструкциям»

Цель: вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.

Психолог: Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.


1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.

3. Обведите ваше имя.

4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5. В каждом квадрате поставьте крестик.

6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.

7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

8. Шепотом назовите номер, который вы написали.

9. Обведите этот номер.

10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11. Обведите этот знак треугольником.

12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.

14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».


5.Упражнение «Поезд»

Цель: образование единого командного духа.

Психолог: у нас есть голова поезда, ваша задача образовать целый состав и пройти не отцепляясь все преграды на пути вашего состава. Если состав расцепится, начинаем сначала. Преграды: туннель (на корточках пройти), поворот на право, на лево, ускориться, притормозить, посигналить три раза.


6.Упражнение «Карета»

Цель: умение действовать организованно.

Психолог: Вам необходимо построить «карету» из присутствующих

людей. Посторонние предметы не могут быть использованы. Во время

выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением

участников: кто организовывает работу, кто какие «роли» в карете себе

выбирает, к кому прислушиваются люди. Каждая выбранная «роль»

говорит об определенных качествах человека, даже если это для вас окажется неожиданностью то все равно вы должны знать что этими качествами вы обладаете. И это показало наше упражнение. После того как «карета» готова, все садятся в круг и обсуждают, а затем

Психолог объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.

крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие комму­никативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолю­бивые и ответственные;

лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой


Если кто-то выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет

сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не

умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так

называемые «серые кардиналы»).


7.Упражнение «Комплимент»

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Психолог: уважаемые коллеги прослушайте клип песни « Давайте восклицать, друг другом восхищаться «Б. Окуджавы

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Тома, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.


Итог: обратите внимание, как легко это вам удалось. Значит ли это что вы хорошо знаете друг друга (пауза) Вам легко создавать хорошее настроение друг другу, а это и есть психологический комфорт в коллективе легко вам давались комплименты?


8.Упражнение«Зеркало»

Цель: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности.

Психолог : Уважаемые коллеги встаньте в круг, закройте глаза. Я поднесу к вам шкатулку «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. и только тогда, когда я попрошу Вас открыть глаза Вы их откроете.

   После того как все участники закрыли глаза, психолог подносит к каждому по кругу шкатулку со словами: «Откройте глаза и посмотрите вовнутрь шкатулки!». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)

Психолог:  и так, каждый из вас нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. И конечно-же является ценностью для коллектива.



9. Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

Цель: сплочение коллектива.

Психолог : Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.


10.Упражнение «Сердце коллектива»

Цель: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Психологу каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю вам создать сердце нашего коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце, возьмите сердечко и запишите на нем позитивное пожелания коллегам, а теперь приклейте маленькое сердечко к контуру большого сердца. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок

11.Упражнение «Атомы и молекулы» Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы. Психолог : давайте представим, что наш детский сад это вселенная в котором есть молекула ДНК, а как известно, молекула ДНК самая красивая, плотная молекула в структуру которой входят отдельные частицы(атомы). Попробуем и мы превратиться в свободные частицы которые будут двигаться под музыку, а как только музыка прекратит звучать, мы объединяемся в прекрасную, красивую, сплоченную молекулу ДНК, которая находится в нашем прекрасном садике-вселенной. Готовы. Начинаем.



12.Анкета «Обратная связь»

Цель: дописать неоконченные предложения.

  • Я научилась………

  • Мне понравилось,…….

  • Я узнала, что…..

  • Я была удивлена тем, что

  • Я была разочарована тем, что…..

  • Самым важным для меня было….

Рефлексия:

Психолог: спасибо вам, что пришли на тренинг. Надеюсь, что вы узнали сегодня что - то новое и интересное о себе и о своих коллегах. Вы молодцы, я попрошу Вас улыбнуться участнику, который находится слева от вас, подмигнуть участнику справа.

Мы все заслуживаем радостных и дружных аплодисментов!

Спасибо всем за активное участие. До встреч.