СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие по карте" Африка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через форму работу "Путешествие по карте" Коротковой Н.А.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по карте" Африка»

Конструкт

организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми

Тема: Путешествие в Африку

Форма НОД: познавательная деятельность, форма «Путешествие по карте»

Форма организации: групповая

Группа: подготовительная

Воспитатель: Ларюшкина Е.Л.

Цель: Дать представление об Африке

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать любознательность, активность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в движениях.


Обучающие: Дать представление о зонах Африки: пустыня, саванна, тропический лес. Систематизировать знания детей о животных Африки. Формировать представление о ярких индивидуальных особенностях внешнего вида, типичных и индивидуальных проявлениях верблюда. Уточнить представление о взаимосвязи строения животного и среды обитания.


Развивающие: Развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, умение оценивать свою деятельность. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, умение поддерживать беседу, легко отвечать на поставленные вопросы, в доброжелательной форме высказывать свою точку зрения. Активизировать словарь: материк Африка, контурная карта, пустыня, саванна, джунгли.



Методы воспитания: беседа, вопросы, поощрение, метод «растрепывания знаний», исследовательская деятельность, развивающее задание «Фонарик»

Методы обучения:

Наглядные: мультимедийная установка, контурное изображение материка Африка.

Практические: самостоятельное выполнение заданий, дидактические игры

Дидактические средства: коробочки с песком, картинки животных







Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность

воспитателя

Деятельность

детей

Планируемый

результат

Выбор

пункта назначения



- Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, какой материк самый жаркий и самый большой?

- Хотите туда отправиться?



Беседует с детьми

Побуждает к активности



Ответы детей






Умеют делать предположения


Определение маршрута по карте и прокладывание его цветными маркерами на карте

- Давайте найдем Африку на карте и определим наш маршрут.



Беседует с детьми


Побуждает

к активности


Ответы детей: поёзд, самолёт, корабль



Умеют ориентироваться

по карте





Выбор транспортного средства передвижения

- Какой вид транспорта нам понадобится?

-А у меня другое предложение: у меня есть магический шар; и я предлагаю совершить путешествие с помощью него.

- Согласны.

- Тогда пора в путь. Приготовьте ладошки, закройте глаза и отправляемся в волшебное путешествие

Беседует с детьми


Ответы детей



Дети закрывают глаза



Само путешествие





Звучат звуки пустыни

- Ребята, посмотрите вокруг, где мы с вами оказались?

Слайд № 2


- По каким признакам узнали, что это пустыня?


- А животные могут быть в пустыне? Какие у вас предположения?

- Вот посмотрите, кто появился на горизонте?

Слайд № 2


- А как верблюда называют по-другому? Почему?



Беседует








Дети открывают глаза. Рассматривают слайд «Пустыня»

Песок, барханы

Да, могут



Отвечают

на вопросы

«Корабль пустыни»

Движения у него плавные, как у корабля. Он перевозит тяжёлые грузы, людей.

Умеют проявлять речевую активность

Метод

«растрёпывания знаний»

автор

А. Н. Запорожец







- А у нас в России какое животное облегчает труд людей? Кто перевозит грузы, людей?

- Как вы считаете, а лошадь может жить в пустыне так же, как и верблюд?

- Объясните.




- Что помогает верблюду выжить в пустыне?








- Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда?

- Кроме копыт, чем еще защищены ноги у верблюда?



- Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по горячему песку?

- Интересные предположения.

- Проверить ваши предположения мы можем с помощью эксперимента.

Задает вопросы. Побуждает к активности

Беседует

Задает вопросы

Ответы детей

Ответы детей

Для лошади нужна вода, она не может жить долго без еды и воды, как верблюд



У него есть горб,

в котором накапливается жир и вода, а когда запасы заканчиваются, горб свисает



Копытами

На ногах у него толстые мозоли.

Дети высказывают предположения

Умеют рассуждать

Выдвигают предположения, сравнивают и анализируют

Эксперимент

- Ребята, разделитесь на две группы и проходите за столы. (На столах посуда с песком и карандаши)

- Представьте, что этот острый карандаш - модель ноги человека, а ластик на карандаше - нога верблюда.

Покажите, как ходит человек по песку, а теперь - верблюд.

- Посмотрев на эти следы, что вы можете сказать? Ваши предположения. Как вы можете это объяснить?












- Вот мы и узнали характерные особенности верблюда.

- Как вы думаете, кроме верблюда кто еще может жить в пустыне?

- Вот мы и посмотрели первый чудесный уголок Африки.

- Как он называется?

Дети находят и приклеивают пустыню

Способствует индивидуальной работе детей



Исследуют

Делают выводы

У человека нога проваливается глубоко – глубоко, ему тяжело ходить по песку,

а у верблюда остаются только следы

В природе нет ничего случайного, и поэтому и ноги у верблюда – широкие.





Пустыня


Умеют самостоятельно исследовать, анализировать, сравнивать



















Умеют ориентироваться

на карте

Само путешествие








Звучат звуки саванны

- Наше путешествие продолжается.

- Как вы думаете, в каком уголке Африки мы оказались?

Слайд № 3


- Чем отличается саванна от пустыни?

- Она какая? Почему?





- Ребята, присмотритесь, что здесь необычного, кого мы здесь видим. Понаблюдаем за ними в бинокль.

Игра «Угадай животное» 

Слайд № 3


- Какой можно сделать вывод? (сравнение с пустыней)

- Как называется этот красивый уголок Африки?

Продолжаем заполнять карту.

Задает вопросы

Предоставляет возможность рассуждать

Дети закрывают глаза

Саванна.


В саванне больше растительности.

Трава густая, жёлтая, сухая - потому что лето длинное, жаркое, зимой идут дожди и трава становится зелёная, сочная


Практическая деятельность детей по заполнению карт

Умеют рассуждать, делать выводы

Динамическая

пауза

- Сейчас мы немного отдохнём.

«Изобрази животное»

В Африке жирафы делают вот так!

(руки тянуться вверх, на носочках)

Цветные попугайчики крылышками «так-так-так».

(руки согнуты в локтях и двигаются вверх)

А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп»

(хлопают в ладоши.)

А слонята топают «топ-топ-топ»

(топают ногами)

И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп»

(хлопают в ладоши)

Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг»

(прыжки на месте)

И лапками дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг».



Дети получили психологическую разрядку

Само путешествие














Развивающее задание «Фонарик» автор

В. А. Петровский

- Мы продолжаем путешествовать по загадочным уголкам материка Африки.

Звучат звуки тропического леса

- Куда мы с вами пришли?

Слайд № 4

- А как по-другому называется тропический лес?


- Чем отличаются тропический лес от пустыни и саванны?





- В джунглях темно, ничего не видно, но посмотрите, кто – то оставил нам фонарики. Чтобы что-то увидеть нужно объединиться в пары.

Развивающая игра «Фонарики»

- Каждая пара смотрит в окошечко, пусть там всегда что – то будет видно. Как ты думаешь, что там было нарисовано? Хочешь увидеть целиком?

- Как вы думаете, подтвердились ваши догадки или нет?

- Замечательно, ребята. Теперь мы увидели, кто живёт в тропическом лесу.

- Джунгли - царство обезьян, а также можно встретить змей и крокодилов.

- Ребята, заполним последний уголок Африки. Как он называется? 

Задает вопросы















Способствует индивидуальной работе

Дети закрывают глаза

В тропический лес

Джунгли


Деревья растут близко друг к другу, мало света, много влаги – непроходимый лес















Дети заполняют карту

Умеют рассуждать













Умеют самостоятельно выполнять задание

Проявление стремления ребенка составлять целое из частей

Заполнение участка контурной карты вырезками-метками

Игра «Кто, где живёт»

- Давайте заселим животных по среде обитания.


Способствует индивидуальной работе


Самостоятельно обследуют и делают выводы

Подведение итогов, проверка предположений













Рефлексия



Открытый конец

- Посмотрите на карту. Как можно ее назвать?

-У нас с вами получилась настоящая карта животного мира Африки.

- А теперь глядя на неё, попробуем составить синквейн

Составление синквейна:

1 строка – существительное – Африка

2 строка – прилагательные – далекая, жаркая

3 строка – глаголы – находится, омывается, добывают

4 строка – предложение, раскрывающее суть темы – Африка – страна загадок

5 строка – синоним к первому слову – материк


-Что нового узнали об Африке?


- Что интересного узнали?

- Что было трудно?


- Я вам предлагаю дома с родителями составить макет природных зон Африки и заселить ее животными.

Задает вопросы


Побуждает

к активности


Ответы детей













Африка – материк.

Африка – это пустыня, савана, тропики.

Живут в ней разные животные

Умеют восстанавливать последовательность действий