СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по Африке

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует требованиям ФГОС ООО. Указаны цели, задачи урока, формируемые УУД, планируемые результаты, методы и формы урока. Разработана технологическая карта урока с формируемыми на каждом этапе универсальными учебными действиями. Также прилагает индивидуальный лист для каждого учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по Африке»

Урок по географии в 5 классе на тему «Путешествие по Африке» по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский разработал учитель географии Жонусова Асылзат Кайрловна

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Новотроицка Оренбургской области»

Цель урока

Создание условий для формирования знаний о закономерностях природы континента Африки.

Задачи урока

Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.

Развивающие: Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения, определять положение описания материка. Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.

Воспитательные: Формирование умения работы в паре, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Формируемые УУД

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Планируемые результаты

Предметные: определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития; уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Личностные: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Географическое положение материка, климат, внутренние воды, растительность и животный мир Африки, население материка.

Межпредмет-ные связи

Биология, история.

Ресурсы урока

Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.

Формы урока


Индивидуальная, парная, групповая

Технологии

Технология модульного обучения



Технологическая карта урока

Дидакти-ческая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

(познавательные, коммуникативные,

регулятивные)

1) Орг. момент






1.Подготовка к уроку.

2.Постановка цели и задач урока.


Проверка готовности учеников к уроку, целеполагание.

Вступительное слово учителя.


Просмотр видеофрагмента, повышающего интерес к изучаемой теме. Определение целей урока.

Постановка учебной цели и задачей урока.

Регулятивные целеполагание.

Самоконтроль готовности к уроку. Умение концентрировать внимание и настроиться на работу.

2) Изучение нового материала






Ведётся работа с заданиями по индивидуальному листу, которые есть на каждом столе.



Сообщается тема урока. Тема записывается в тетрадь. Организация поисковой деятельности учащихся. Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах.




Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах.















Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах, направляет, консультирует.


Задание 1:

Практическая работа «Определение ГП Африки» по плану:

1. Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.

2. В каких климатических поясах располагается?

3. Какими океанами омывается?

4. Как расположен относительно других материков?

5. Рельеф Африки.

6. Внутренние воды Африки.

Задание 2:

Работа с физической и контурной картой.

На контурной карте Африки карандашом обозначьте:

1. Океаны, омывающие материк;

2. Моря: Средиземное и Красное;

3. Гвинейский залив;

4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал;

5. Остров Мадагаскар,

6. Полуостров Сомали.

7. Пустыни Африки – Сахара;

8. Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро;

9. Реки: Нигер, Конго, Замбези;

10. Озёра: Виктория, Танганьика.

Задание 3:

Учащиеся составляют характеристику растительного и животного мира, пользуясь картой «Природные зоны мира» и рисунками учебника (с. 116 -117) заполняют таблицу.

Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.

Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Мотивация, развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе, бережного отношения к её богатствам.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Познавательные УУД: работа с текстом учебника и его структурирование в схему (типы горных пород), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

3) Физми-нутка. Релаксация

Учащиеся рассказывают о своих ощущениях во время прослушивания шума водопада, реки, ветра.

Учитель предлагает учащимся прослушать шум падающего водопада, шум горной реки, шум ветра в пустыне.



Умение расслабляться

4) Закрепление нового материала






Учащиеся должны самостоятельно применять полученные знания по теме «Путешествие по Африке» (Задание 4)

Вопросы и задания на закрепление материала, выставление оценок.

Задание 4:

Учащиеся самостоятельно применяют полученные знания по теме «Путешествие по Африке». Тест на закрепление.



Овладение элементарными практическими умениями для определения ГП материка.


5) Рефлексия




Беседа с учащимися

Предлагает дополнить предложение:

1) Я знаю, что такое …

2) Я могу …

3) Я научился …

4) Мне очень понравилось….

5)Оценки…

Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах.

Отвечают на вопросы учителя.





Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи.

Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке.

6) Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Объяснение домашнего задания учащимся




7) Выставление оценок










Список используемой литературы:


  1. Болотникова Н.В. изд. Волгоград: Учитель, «География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии» 2008 год

  2. Греханкина Л.Ф., Добрякова З.Ф. «Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов» Журнал «География в школе» № 4, 1999.

  3. Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий «География» 5 класс М.: Русское слово, 2014

  4. Журнал «География в школе» № 2, 1998.














Индивидуальный лист учащегося

Задание 1

(8 мин.)

Выполните практическую работу по плану:

1. Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.

2. В каких климатических поясах располагается?

3. Какими океанами омывается?

4. Как расположен относительно других материков?

5. Рельеф Африки.

6. Внутренние воды Африки.

Задание 2

(10 мин.)

На контурной карте Африки карандашом обозначьте:

1. Океаны, омывающие материк;

2. Моря: Средиземное и Красное;

3. Гвинейский залив;

4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал;

5. Остров Мадагаскар,

6. Полуостров Сомали.

7. Пустыни Африки – Сахара;

8. Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро;

9. Реки: Нигер, Конго, Замбези;

10. Озёра: Виктория, Танганьика.

Задание 3

(5 мин.)

Охарактеризовать растительный и животный мир Африки, пользуясь картами атласа и рисунками учебника. Сведения заносятся в таблицу, (работайте параллельно с учебником с.116-117)

Задание 4

(10 мин.)

Выполните тест в тетради:

1. В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?

А) к западу;

Б) к юго-западу;

В) к северу.

2. Какой пролив отделяет Африку от Европы?

А) Мозамбикский;

Б) Гибралтарский;

В) Берингов.

3. Как называется самый крупный остров у берегов Африки?

А) Гренландия;

Б) Новая Гвинея;

В) Мадагаскар.

4. Самый большой полуостров Африки?

А) Аравийский;

Б) Сомали;

В) Индостан.

5. Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией?

А) Суэцкий;

Б) Панамский;

В) Каракумский.

6. Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки?

А) Атлантический;

Б) Индийский;

В) Тихий.

7. Как называется крупный залив у берегов Африки?

А) Мексиканский;

Б) Персидский;

В) Гвинейский.

Проверка теста

(5 мин.)

Проверьте правильность ваших ответов. Оцените вашу работу.

Критерии оценок:

  1. 6-7 правильных ответов – вы успешно справились с заданием

  2. 4-5 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал

  3. 3-2 правильных ответа – вы были не слишком внимательны


Домашнее задание

(3 мин.)

Выберите домашнее задание:

  1. Составьте малое кругосветное путешествие по Африке.

  2. На политической карте мира определите самое южное, северное, западное и восточное государство материка, приготовить о них краткое интересное сообщение.

Задание для всех: дооформить задания в контурной карте.