Просмотр содержимого документа
«Путешествие по стране фразеологизмов»
- Тема: урок по русскому языку в шестом классе «Путешествие в страну фразеологизмов»
- Автор – Ершова Наталья Валентиновна, учитель русского языка МОУ «Мысовская СОШ» Кабанского района Республики Бурятия
- Цель: повысить эффективность урока с помощью ИКТ
- Использованные технологии и ресурсы:
- - MS Power Point , ресурсы Интернета, сканирование изображений; учебник по русскому языку 6 класса, авторы Р. Н, Бунеев, Е.В. Бунеева
- Формат работы – презентация
- Целевая аудитория – учащиеся 6 класса
- Методические рекомендации - может быть использовано при объяснении темы «Фразеологизмы» на уроке русского языка в 6 классе
- Объем - 27 слайдов
Путешествие в страну фразеологизмов ( урок по русскому языку в 6 классе)
- Пробудить интерес учащихся к фразеологии
- Научиться распознавать фразеологизмы в тексте
- Усваивать смысловые значения фразеологизмов
- Научиться правильно пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи
По морю знаний мы мчались на всех парусах
Неожиданно перед нами появилась новая земля !
Остров фразеологизмов
Остров синонимов
Взглянем на карту!
Остров антонимов
Фразеологизмы
- Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся по памяти
- Соотносятся с определенным понятием и обозначают нечто единое по смыслу
- В предложении являются единым целым
По морю знаний мы мчались на всех парусах.
Мчаться на всех парусах * - быстро передвигаться, спешить (словарь фразеологизмов)
Фразеологизмы характеризуют разные стороны жизни человека:
- Трудолюбие : работать, засучив рукава, работать в поте лица, золотые руки
- Настроение: задрать нос, повесить нос
Взаимоотношения с другими людьми
- Закадычные друзья
- Верные друзья
- Друзья – водой не разольешь
Задание : объясните значения фразеологизмов, имеющие в своем составе наименование частей человеческого тела
- Голова : человек с головой, морочить голову, потерять голову
- Глаза : хлопать глазами, пускать пыль в глаза
- Нос : задирать нос, вешать нос, клевать носом
- Ноги : уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног
Фразеологизмы могут появляться в связи с профессиональной лексикой
- Например, в связи с освоением людьми воздушного пространства и космоса появился фразеологизм штурмовать небо, то есть взлетать в небо на самолете или выходить в космос на космическом корабле
Библейские фразеологизмы
Многие фразеологические обороты
пришли в нашу речь из Библии
Фразеологизм «Отпустить с миром»
- Происхождение этого фразеологизма связано с предсказанием старцу Симеону, что он покинет землю и попадет в Царствие небесное, увидев Спасителя.
- Когда Мария понесла новорожденного Иисуса в церковь, им встретился старец Симеон, который возрадовавшись, благословил Иисуса и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром! »
Исторически возникшие фразеологизмы
- Происхождение этого фразеологизма связано с первыми русскими рукописными книгами – летописями. Летописцы писали острой палочкой – писалом - на пергаменте – специально выделанной телячьей коже. Поэтому прочитать летопись значило ознакомиться с ней от корки до корки
Сказочные фразеологизмы
- Фразеологический оборот «За тридевять земель» вошел в нашу речь из русских народных сказок. Часто царевич идет искать счастья за тридевять земель в тридесятое царство
В нашей речи также есть фразеологизмы, пришедшие к нам из античной мифологии
Например, фразеологический оборот «Ахиллесова пята» связана с древнегреческим героем Ахиллесом, сыном принца Пелея и нимфы Фетиды. Желая сделать сына неуязвимым, мать-волшебница окунула его в детстве в волшебный источник. Волшебная вода полностью накрыла тело, кроме пятки, за которую мать держала сына.
С тех пор ни меч, ни стрелы врагов не причиняли вреда Ахиллесу, пока во время Троянской войны случайно стрела, пущенная защитником Трои, не прервала его жизнь …
Сказать, что в наше время фразеологизм «Ахиллесова пята» обозначает самое уязвимое место
Проходя фразеологический лес, мы встретимся с его жителями.
Восстановите фразеологизм по рисунку!
Носить кота в мешке
Сесть на любимого коня
Медведь на ухо наступил
Уставился, как баран на новые ворота
На нашем пути – дом писателей
- Многие писатели XIX века обогатили
- русскую фразеологию
Александр Сергеевич Пушкин
- «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»
- «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Лев Николаевич Толстой
- «Власть тьмы»
- «Живой труп»
- «Плоды просвещения»
Объяснить значение фразеологизмов Толстого
Александр Сергеевич Грибоедов
- «И дым Отечества нам сладок и приятен…»
- «Счастливые часов не наблюдают…»
- «Злые языки страшнее пистолета…»
Объяснить значение фразеологизмов Грибоедова
Задание:
Восстанови по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова
- Восстанови по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова
- Восстанови по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова
- Восстанови по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова
Ответ: А Васька слушает, да ест!
Фразеологический словарь
- Фразеологический словарь – особый вид толкового словаря, в котором вы сможете узнать о значении и происхождении 4000 фразеологизмов русского языка. Также в словаре говорится об употреблении фразеологизмов, приведены их синонимы и антонимы
Узнать о значении и происхождении фразеологических выражений вы сможете, прочитав « Школьный фразеологический словарь русского языка и книгу «Учусь понимать образные выражения»
Узнать много новой интересной информации о словах русского языка вы сможете, прочитав эти книги:
Надеемся снова встретиться с вами на уроках - путешествиях по разделам русского языка!