СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по стране фразеологизмов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по лексике русского языка. Тема : Фразеологизмы.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по стране фразеологизмов»

Тема: урок по русскому языку в шестом классе «Путешествие в страну фразеологизмов» Автор – Ершова Наталья Валентиновна, учитель русского языка МОУ «Мысовская СОШ» Кабанского района Республики Бурятия Цель: повысить эффективность урока с помощью ИКТ Использованные технологии и ресурсы: - MS Power Point , ресурсы Интернета, сканирование изображений; учебник по русскому языку 6 класса, авторы Р. Н, Бунеев, Е.В. Бунеева Формат работы – презентация Целевая аудитория – учащиеся 6 класса Методические рекомендации - может быть использовано при объяснении темы «Фразеологизмы» на уроке русского языка в 6 классе Объем - 27 слайдов
  • Тема: урок по русскому языку в шестом классе «Путешествие в страну фразеологизмов»
  • Автор – Ершова Наталья Валентиновна, учитель русского языка МОУ «Мысовская СОШ» Кабанского района Республики Бурятия
  • Цель: повысить эффективность урока с помощью ИКТ
  • Использованные технологии и ресурсы:
  • - MS Power Point , ресурсы Интернета, сканирование изображений; учебник по русскому языку 6 класса, авторы Р. Н, Бунеев, Е.В. Бунеева
  • Формат работы – презентация
  • Целевая аудитория – учащиеся 6 класса
  • Методические рекомендации - может быть использовано при объяснении темы «Фразеологизмы» на уроке русского языка в 6 классе
  • Объем - 27 слайдов
 Путешествие в страну фразеологизмов  ( урок по русскому языку в 6 классе) Цели урока: Пробудить интерес учащихся к фразеологии Научиться распознавать фразеологизмы в тексте Усваивать смысловые значения фразеологизмов Научиться правильно пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи

Путешествие в страну фразеологизмов ( урок по русскому языку в 6 классе)

  • Цели урока:
  • Пробудить интерес учащихся к фразеологии
  • Научиться распознавать фразеологизмы в тексте
  • Усваивать смысловые значения фразеологизмов
  • Научиться правильно пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи
По морю знаний мы мчались на всех парусах

По морю знаний мы мчались на всех парусах

Неожиданно перед нами появилась новая земля !

Неожиданно перед нами появилась новая земля !

Остров фразеологизмов Остров синонимов Взглянем на карту! Остров антонимов

Остров фразеологизмов

Остров синонимов

Взглянем на карту!

Остров антонимов

Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся по памяти Соотносятся с определенным понятием и обозначают нечто единое по смыслу В предложении являются единым целым

Фразеологизмы

  • Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся по памяти
  • Соотносятся с определенным понятием и обозначают нечто единое по смыслу
  • В предложении являются единым целым
По морю знаний мы  мчались на всех парусах.  Мчаться на всех парусах * - быстро передвигаться, спешить (словарь фразеологизмов)

По морю знаний мы мчались на всех парусах.

Мчаться на всех парусах * - быстро передвигаться, спешить (словарь фразеологизмов)

Фразеологизмы характеризуют разные стороны жизни человека: Трудолюбие : работать, засучив рукава, работать в поте лица, золотые руки Настроение:  задрать нос, повесить нос

Фразеологизмы характеризуют разные стороны жизни человека:

  • Трудолюбие : работать, засучив рукава, работать в поте лица, золотые руки
  • Настроение: задрать нос, повесить нос
Взаимоотношения с другими людьми Закадычные друзья Верные друзья Друзья – водой не разольешь

Взаимоотношения с другими людьми

  • Закадычные друзья
  • Верные друзья
  • Друзья – водой не разольешь
Задание : объясните значения фразеологизмов, имеющие в своем составе наименование частей человеческого тела Голова : человек с головой, морочить голову, потерять голову Глаза : хлопать глазами, пускать пыль в глаза Нос : задирать нос, вешать нос, клевать носом Ноги : уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног

Задание : объясните значения фразеологизмов, имеющие в своем составе наименование частей человеческого тела

  • Голова : человек с головой, морочить голову, потерять голову
  • Глаза : хлопать глазами, пускать пыль в глаза
  • Нос : задирать нос, вешать нос, клевать носом
  • Ноги : уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног
Фразеологизмы могут появляться в связи с профессиональной лексикой Например, в связи с освоением людьми воздушного пространства и космоса появился фразеологизм  штурмовать небо, то есть взлетать в небо на самолете или выходить в космос на космическом корабле

Фразеологизмы могут появляться в связи с профессиональной лексикой

  • Например, в связи с освоением людьми воздушного пространства и космоса появился фразеологизм штурмовать небо, то есть взлетать в небо на самолете или выходить в космос на космическом корабле
Библейские фразеологизмы Многие  фразеологические обороты пришли в нашу речь из Библии

Библейские фразеологизмы

Многие фразеологические обороты

пришли в нашу речь из Библии

Фразеологизм «Отпустить с миром» Происхождение этого фразеологизма связано с предсказанием старцу Симеону, что он покинет землю и попадет в Царствие небесное, увидев Спасителя. Когда Мария понесла новорожденного Иисуса в церковь, им встретился старец Симеон, который возрадовавшись, благословил Иисуса и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром! »

Фразеологизм «Отпустить с миром»

  • Происхождение этого фразеологизма связано с предсказанием старцу Симеону, что он покинет землю и попадет в Царствие небесное, увидев Спасителя.
  • Когда Мария понесла новорожденного Иисуса в церковь, им встретился старец Симеон, который возрадовавшись, благословил Иисуса и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром! »
Исторически возникшие фразеологизмы Происхождение этого фразеологизма связано с первыми русскими рукописными книгами – летописями. Летописцы писали острой палочкой – писалом - на пергаменте – специально выделанной телячьей коже. Поэтому прочитать летопись значило ознакомиться с ней от корки до корки

Исторически возникшие фразеологизмы

  • Происхождение этого фразеологизма связано с первыми русскими рукописными книгами – летописями. Летописцы писали острой палочкой – писалом - на пергаменте – специально выделанной телячьей коже. Поэтому прочитать летопись значило ознакомиться с ней от корки до корки
Сказочные фразеологизмы Фразеологический оборот «За тридевять земель» вошел в нашу речь из русских народных сказок. Часто царевич идет искать счастья за тридевять земель  в тридесятое царство

Сказочные фразеологизмы

  • Фразеологический оборот «За тридевять земель» вошел в нашу речь из русских народных сказок. Часто царевич идет искать счастья за тридевять земель в тридесятое царство
В нашей речи также есть фразеологизмы, пришедшие к нам из античной мифологии Например, фразеологический оборот «Ахиллесова пята» связана с древнегреческим героем Ахиллесом, сыном принца Пелея и нимфы Фетиды. Желая сделать сына неуязвимым, мать-волшебница окунула его в детстве в волшебный источник. Волшебная вода полностью накрыла тело, кроме пятки, за которую мать держала сына. С тех пор ни меч, ни стрелы врагов не причиняли вреда Ахиллесу, пока во время Троянской войны случайно стрела, пущенная защитником Трои, не прервала его жизнь … Сказать, что в наше время фразеологизм «Ахиллесова пята» обозначает самое уязвимое место

В нашей речи также есть фразеологизмы, пришедшие к нам из античной мифологии

Например, фразеологический оборот «Ахиллесова пята» связана с древнегреческим героем Ахиллесом, сыном принца Пелея и нимфы Фетиды. Желая сделать сына неуязвимым, мать-волшебница окунула его в детстве в волшебный источник. Волшебная вода полностью накрыла тело, кроме пятки, за которую мать держала сына.

С тех пор ни меч, ни стрелы врагов не причиняли вреда Ахиллесу, пока во время Троянской войны случайно стрела, пущенная защитником Трои, не прервала его жизнь …

Сказать, что в наше время фразеологизм «Ахиллесова пята» обозначает самое уязвимое место

Проходя фразеологический лес, мы встретимся с его жителями. Итак, вперед!

Проходя фразеологический лес, мы встретимся с его жителями.

  • Итак, вперед!
Восстановите фразеологизм по рисунку! Носить кота в мешке Сесть на любимого коня Медведь на ухо наступил Уставился, как баран на новые ворота

Восстановите фразеологизм по рисунку!

Носить кота в мешке

Сесть на любимого коня

Медведь на ухо наступил

Уставился, как баран на новые ворота

На нашем пути – дом писателей  Многие писатели XIX века обогатили  русскую фразеологию

На нашем пути – дом писателей

  • Многие писатели XIX века обогатили
  • русскую фразеологию
 Александр Сергеевич Пушкин «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Александр Сергеевич Пушкин

  • «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»
  • «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
 Лев Николаевич Толстой «Власть тьмы» «Живой труп» «Плоды просвещения» Объяснить значение фразеологизмов Толстого

Лев Николаевич Толстой

  • «Власть тьмы»
  • «Живой труп»
  • «Плоды просвещения»

Объяснить значение фразеологизмов Толстого

 Александр Сергеевич Грибоедов «И дым Отечества нам сладок и приятен…» «Счастливые часов не наблюдают…» «Злые языки страшнее пистолета…» Объяснить значение фразеологизмов Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов

  • «И дым Отечества нам сладок и приятен…»
  • «Счастливые часов не наблюдают…»
  • «Злые языки страшнее пистолета…»

Объяснить значение фразеологизмов Грибоедова

Задание: Восстанови  по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова Восстанови  по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова Восстанови  по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова Восстанови  по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова Ответ: А Васька слушает, да ест!

Задание:

Восстанови по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова

  • Восстанови по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова
  • Восстанови по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова
  • Восстанови по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова

Ответ: А Васька слушает, да ест!

Фразеологический словарь Фразеологический словарь – особый вид толкового словаря, в котором вы сможете узнать о значении и происхождении 4000 фразеологизмов русского языка. Также в словаре говорится об употреблении фразеологизмов, приведены их синонимы и антонимы

Фразеологический словарь

  • Фразеологический словарь – особый вид толкового словаря, в котором вы сможете узнать о значении и происхождении 4000 фразеологизмов русского языка. Также в словаре говорится об употреблении фразеологизмов, приведены их синонимы и антонимы
  Узнать о значении и происхождении фразеологических выражений вы сможете, прочитав « Школьный фразеологический словарь русского языка и книгу «Учусь понимать образные выражения»

Узнать о значении и происхождении фразеологических выражений вы сможете, прочитав « Школьный фразеологический словарь русского языка и книгу «Учусь понимать образные выражения»

Узнать много новой интересной информации о словах русского языка вы сможете, прочитав эти книги:

Узнать много новой интересной информации о словах русского языка вы сможете, прочитав эти книги:

Надеемся снова встретиться с вами на уроках - путешествиях по разделам русского языка!

Надеемся снова встретиться с вами на уроках - путешествиях по разделам русского языка!