гн7
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которой разработана рабочая программа.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент Государственного образовательного минимума, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2012-2013 учебный год
Учебный план МОУ СОШ №1 на 2012-2013 учебный год
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для 10 классов общеобразовательных учреждений. Автор программы В.П.Максаковский «Программы образовательных учреждений. География . 10-11 классы. Базовый уровень. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Информация о внесенных изменениях в примерную и авторскую программу и их обоснование
В программу внесены следующие изменения:
1.Раздел «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» сокращен до 1 часа.
2.Увеличено количество часов в теме «Современная политическая карта мира» (2 час), т.к. данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства
3. Уменьшено количество часов в теме «НТР и мировое хозяйство» (1 часа)
4. Уменьшено количество часов по теме «География населения мира» до 6 часов
5. Увеличено количество часов по теме «География мирового хозяйства» на 2 час
6. В конце каждой выделены уроки для повторно-обобщающего повторения и зачетов для подготовки к ЕГЭ
Информация об учебно-методическом комплекте
В.П. Максаковский География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Атлас. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час. Практических работ – 10
Содержание образования
Тематическое распределение количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Количество |
Авторская программа | Рабочая программа | практических работ |
| Современные методы географических исследований. Источники географической информации | 2 | 1 | - |
| Раздел 1. Общая характеристика мира | 31 | 34 | |
1. | Современная политическая карта мира | 4 | 6 | 2 |
2. | География мировых природных ресурсов | 6 | 6 | 2 |
3. | НТР и мировое хозяйство | 7 | 6 | 2 |
4. | География населения мира | 6 | 6 | 2 |
5. | География мирового хозяйства | 8 | 10 | 2 |
| ИТОГО: | 33 | 35 | 10 |
Часть 1. Общая характеристика мира. -34 ч.
Тема 1. «Современная политическая карта мира»- 6 часов
Количество и группировки стран. Типология стран. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Политическая карта мира после Второй мировой войны. Современный этап международных отношений. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная. Политическая география. Геополитика.
Понятия и термины. Многоликость современного мира и типы стран. Новый этап международных отношений. Основные формы правления и административно-территориального устройства стан мира. Политическая география и геополитика. Ключевые слова темы: суверенное государство, типы стан, региональный конфликт, республика, монархия, унитарное, федеративное государство, ПГП.
Практические работы:
1. Составить таблицу: «Государственный строй стран мира».
Характеристика ПГП страны
Тема 2. «География мировых природных ресурсов-6 часов.
Понятие о географической среде. «Обмен веществ между обществом и природой». Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы: два противоположных процесса. Биологические ресурсы: предотвратить оскуднение! Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств. Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы – основы отдыха и туризма. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Географическое ресурсоведение. Геоэкология.
Понятия и термины. Особенности современного взаимодействия общества и природы.
Понятие о географической среде. Понятие о ресурсообеспеченности. Основные черты размещения различных природных ресурсов. Размеры и характер загрязнения окружающей среды.Сущность природоохранной деятельности и экологической политики. Представление о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Практические работы:
1. составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.
2.составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».
Тема 3. «География населения мира»-6 часов
Численность населения мира. Понятие о воспроизводстве населения. Первый тип воспроизводства: демографический кризис. Второй тип воспроизводства: демографический взрыв. Демографическая политика. Качество населения. Половой состав: соотношение мужчин и женщин. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы. Этнолингвистический состав. Религиозный состав. Размещение и плотность населения. Миграции населения. Городское население. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Сельское население. Воздействие урбанизации. География населения.
Понятия и термины. Понятие о воспроизводстве населения. Сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения. Классификация народов мира по языковым семьям и религиям. Виды миграций и их причины. Уровни и темпы урбанизации. Типы воспроизводства населения и их характеристику.
Практические работы:
1.Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.
2.составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.
Тема 4. «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»-6 часов
Понятие о НТР. Характерные черты и составные части НТР. Рост наукоемкости. Техника и технология. Производство: шесть главных направлений. Управление. Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция. Интернационализация хозяйственной жизни. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Основные модели мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика. Факторы размещения.
Понятия и термины. Понятие о НТР, мировом хозяйстве, Международной экономической интеграции, международном географическом разделении труда, региональной политике. Три типа отраслевой структуры мирового хозяйства. Факторы размещения.
Практические работы:
Составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».
Составить таблицу «воздействие отдельных факторов на размещение производства».
Тема 5. «География отраслей мирового хозяйства»-10 часов
Промышленность – ведущая отрасль материального производства. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность – основа мировой энергетики. Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность. Металлургическая промышленность. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная, деревообрабатывающая, легкая промышленность. Сельское хозяйство. Понятие о «зеленой революции». Растениеводство. Животноводство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Рыболовство. Транспорт. Виды транспорта. Общая характеристика всемирных экономических отношений. Мировая торговля.
Международные финансово-кредитные отношения. Международный туризм.
Понятия и термины. Состав и основные черты размещения топливно-энергетической, металлургической, машиностроительной, химической, текстильной промышленности мира.Состав и основные черты размещения растениеводства, животноводства, различных видов транспорта. Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений.
Практические работы:
1. Составить таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.
2..составить таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; ------таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Информационно-методическое обеспечение
Базовый учебник | В.П. Максаковский География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. |
Инструмент по отслеживанию результатов работы | Баранчиков Е.В. –Тесты, 10 класс. – М.: Экзамен, 2009. Костина С.А. Разрезные карточки для тематического тестирования , 10 класс. – Волгоград: Учитель, 2006. Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные тесты, 10-11кл.-М.: Дрофа, 2002. Фромберг А.Э. Практические и проверочные работы. 10 класс. – М.: Просвещение, 2003. Элькин Г.Н. Тесты , 10 класс. – С-Пб: Паритет, 2005. |
Учебно-методические пособия для учителя | Ануфриева О.И. Поурочные планы по уч. В.П. Максаковского (в 2 ч.) - Волгоград: Учитель, 2004 Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь с комплектом к/к - М.: Экзамен, 2009. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки – М.: Вако, 2006. Максаковский В. П. Рабочая тетрадь, 10 класс. – М.: Просвещение, 2006. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы. -М.: Дрофа, 1999, 2003. Родионова И. А., Холина В.Н. Политическая карта мира-М.: Уникум-центр Романова А.Ф. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах. - Волгоград: Учитель, 2007. |
Электронные ресурсы | http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал. http://geographer.ru – Географический портал. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии. http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений. http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ. http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии |
Часть 1. Общая характеристика мира.
Тема 1. «Современная политическая карта мира»- 6 часов
Количество и группировки стран. Типология стран. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Политическая карта мира после Второй мировой войны. Современный этап международных отношений. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная. Политическая география. Геополитика.
Обучающийся должен знать:
Многоликость современного мира и типы стран.
Новый этап международных отношений.
Основные формы правления и административно-территориального устройства стан мира.
Политическая география и геополитика.
Ключевые слова темы: суверенное государство, типы стан, региональный конфликт, республика, монархия, унитарное, федеративное государство, ПГП.
Практические работы:
1. Составить таблицу: «Государственный строй стран мира».
Характеристика ПГП страны
Тема 2. «География мировых природных ресурсов-6 часов.
Понятие о географической среде. «Обмен веществ между обществом и природой». Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы: два противоположных процесса. Биологические ресурсы: предотвратить оскуднение! Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств. Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы – основы отдыха и туризма. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Географическое ресурсоведение. Геоэкология.
Обучающийся должен знать:
Особенности современного взаимодействия общества и природы.
Понятие о географической среде.
Понятие о ресурсообеспеченности.
Основные черты размещения различных природных ресурсов.
Размеры и характер загрязнения окружающей среды.
Сущность природоохранной деятельности и экологической политики.
Представление о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Обучающийся должен уметь:
Характеризовать размещение главных видов природных ресурсов.
Давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира различными видами природных ресурсов.
Устанавливать внутрипредметные связи с предшествующими курсами географии.
Анализировать и сравнивать схемы, рисунки, графики в учебнике.
Практические работы:
1. составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.
2.составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».
Тема 3. «География населения мира»-6 часов
Численность населения мира. Понятие о воспроизводстве населения. Первый тип воспроизводства: демографический кризис. Второй тип воспроизводства: демографический взрыв. Демографическая политика. Качество населения. Половой состав: соотношение мужчин и женщин. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы. Этнолингвистический состав. Религиозный состав. Размещение и плотность населения. Миграции населения. Городское население. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Сельское население. Воздействие урбанизации. География населения.
Обучающийся должен знать:
Понятие о воспроизводстве населения.
Сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения.
Классификация народов мира по языковым семьям и религиям.
Виды миграций и их причины.
Уровни и темпы урбанизации.
Типы воспроизводства населения и их характеристику.
Обучающийся должен уметь:
Применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов.
Использовать карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений, производить необходимые расчеты и сравнения.
Читать и анализироватьвозрастно0половую пирамиду.
Составлять таблицы по тексту и картам учебника.
Составлять аннотацию на прочитанный текст.
Практические работы:
1.Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.
2.составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.
Тема 4. «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»-6 часов
Понятие о НТР. Характерные черты и составные части НТР. Рост наукоемкости. Техника и технология. Производство: шесть главных направлений. Управление. Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция. Интернационализация хозяйственной жизни. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Основные модели мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика. Факторы размещения.
Обучающийся должен знать:
Понятие о НТР, мировом хозяйстве, Международной экономической интеграции, международном географическом разделении труда, региональной политике.
Три типа отраслевой структуры мирового хозяйства.
Факторы размещения.
Обучающийся должен уметь:
Давать характеристику НТР и мирового хозяйства.
Применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений. Составлять письменный конспект главы, раздела.
Практические работы:
Составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».
Составить таблицу «воздействие отдельных факторов на размещение производства».
Тема 5. «География отраслей мирового хозяйства»-10 часов
Промышленность – ведущая отрасль материального производства. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность – основа мировой энергетики. Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность. Металлургическая промышленность. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная, деревообрабатывающая, легкая промышленность. Сельское хозяйство. Понятие о «зеленой революции». Растениеводство. Животноводство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Рыболовство. Транспорт. Виды транспорта. Общая характеристика всемирных экономических отношений. Мировая торговля.
Международные финансово-кредитные отношения. Международный туризм.
Обучающийся должен знать:
Состав и основные черты размещения топливно-энергетической, металлургической, машиностроительной, химической, текстильной промышленности мира.
Состав и основные черты размещения растениеводства, животноводства, различных видов транспорта.
Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений.
Обучающийся должен уметь:
Давать характеристику отрасли мирового хозяйства, используя типовой план.
Применять в разных сочетаниях текст учебника. Статистические таблицы, графики, карты, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства.
Составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников.
Практические работы:
1. Составить таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.
2..составить таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.
12