СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая програма для специальности ветеринария

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Мензелинский сельскохозяйственный техникум»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ


Специальность 36.02.01 Ветеринария

Профиль: естественно-научный








2016 год



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании цикловой комиссии Заместитель директора по УР

общеобразовательных дисциплин Япаева К.Г.

протокол № от « »______2016 г. « »_____________2016 г.

Председатель ПЦК:

____________Шайхатарова Э.Г.





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины

4-7

2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины

8-15

3. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины

16-18

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины

19-20



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

Область применения программы: Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).



    1. Место дисциплины в структуре ОПОП:

Учебная дисциплина «Биология» относится к естественно-научному

циклу общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования.

Учебная дисциплина «Биология» направлена на формирование следующих общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



    1. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;

- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • метапредметных:

- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание

мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);


  • предметных:

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


1.3. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:

максимальная учебная нагрузка – 54 часов;

обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часов;

самостоятельная (внеаудиторная) работа – 18 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего):

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

Лабораторно практические занятия

контрольная работа

зачет


72


18

4


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

2

1

Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №1

Доклад по теме «Формирование научных представлений о мире»


2





Раздел 1.

Учение о клетке

10


Тема 1.1.

Химическая организация клетки

Содержание учебного материала

2

2

Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №2

Доклад на тему «Клеточная теория строение организмов. История и современное состояние»



2



Тема 1.2.

Содержание учебного материала

2

1,2

Структурная организация клетки

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.


Практическая работа №1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


2



Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №3

Подготовка электронной презентации на тему «Вирусные заболевания и их профилактика»


2


Тема 1.3

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Содержание учебного материала

2




2

Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка

Тема 1.4

Жизненный цикл клетки.

Содержание учебного материала

2



1,2

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.

Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №4

Подготовить реферат на тему «Наследственная информация и передача ее из поколение в поколение»



2


Раздел 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

8


Тема 2.1 Размножение организмов.

Содержание учебного материала

2

1,2

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №5

Работа с учебниками по составлению опорной схемы по теме «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений»




2






Тема 2.2

Индивидуальное развитие организма.


Содержание учебного материала

2








2


1,2

Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Практическая работа №2 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.


Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №6

Подготовка электронной презентации на тему «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на индивидуальное развитие человека»

Самостоятельная работа №7

Подготовка реферат по теме «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов»



2



2


Тема 2.3

Индивидуальное развитие человека.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2


Раздел 3.

Основы генетики и селекции

16


Тема 3.1

Основы учения о наследственности и изменчивости.









Содержание учебного материала

4











2

1-3

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Гене- тика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Практическая работа №3 Анализ фенотипической изменчивости.

Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №8 Работа с интернет-ресурсами по теме "Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

Самостоятельная работа №9

Подготовка электронной презентации на тему «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Наследственные болезни человека, их причины и их профилактика»



2



2


Тема 3.2 Закономерности изменчивости.

Содержание учебного материала

2






2,3

Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

Тема 3.3

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

6












2


Практическая работа №4 Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.

Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №10

Доклады по теме



2



Раздел 4.

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

16


Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала

4









2

1,2

Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

Практическая работа №5 Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №11

Изучение биографии ученых-эволюционистов




2


Тема 4.2

История развития эволюционных идей.

Содержание учебного материала


4





Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

Практическая работа №6 Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

2



Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №12

Подготовить доклад о биографии Ч.Дарвина




2


Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция.

Содержание учебного материала

4







1,2

Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.

Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.


Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №13

Подготовка электронной презентации на тему «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных и растений»

Самостоятельная работа №14

Подготовить доклад о видах приспособленности





2


2



Раздел 5.

Происхождение человека.


6




Тема 5.1 Антропогенез.

Содержание учебного материала


2






2

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Тема 5.2 Человеческие расы.

Содержание учебного материала

2




2



Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Практическая работа №7 Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №15

Работа с учебником по составлению опорной схемы «Эволюция человека», презентация «Предки человека»



2


Раздел 6 .

Основы экологии

12


Тема 6.1

Экология наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Содержание учебного материала

4










2


1,2






3

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Практическая работа №8 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №16

Подготовить доклады: о различных биотопах, решение экологических задач, составление презентации по глобальным проблемам Биосферы




2


Тема 6.2 Биосфера — глобальная экосистема.

Содержание учебного материала

2





2

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Тема 6.3.

Биосфера и человек.

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.


2










2


Практическая работа №9 Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.


Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №17

Подготовка электронной презентации на тему «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых и возобновимых природных ресурсов. Пути снижения потребления природных ресурсов автомобильным транспортом».




2


Раздел 7.

Бионика

2


Тема 7.1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.






Содержание учебного материала

2











2,3

Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и жи- вотных.


Экскурсии: Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, мето- ды их выведения (селекционная станция, племенная ферма,


сельскохозяйственная выставка). Естественные и искусственные экосистемы своего района.


Внеаудиторная работа обучающихся:

Самостоятельная работа №18

Привести собственные примеры по бионики.


2



Всего:

108 ч

в т.ч.: аудиторных – 72ч

внеаудиторных самостоятельных работ – 36ч



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы общеобразовательной УЧЕБНОЙ дисциплины «БИОЛОГИЯ»


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии и лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места по количеству обучающихся

  2. рабочее место преподавателя

  3. рабочая доска

  4. комплект наглядных пособий по дисциплине (печатные пособия, динамические таблицы, видеофильмы)

  5. комплект учебно-методической документации

  6. учебные дидактические материалы

Технические средства обучения:

  1. телевизор

  2. видеоплеер

  3. мультимедиа-проектор

  4. компьютер

  5. фотоаппарат

  6. прикладные программы

Оборудование лаборатории:

  1. наборы посуда, принадлежностей и приспособления для проведения лабораторных работ по биологии

  2. наборы биологических объектов (коллекции, гербарии, растения и животные, влажные и остеологические препараты, микропрепараты….)

  3. наборы химических реактивов

  4. Оптические приборы (микроскопы, лупы, микропроектор)


3.2.Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

1. Нормативные документы и методическое обеспечение реализации дисциплины

2. Методические указания для проведения практических и лабораторных работ по биологии

3. Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

4. Учебные и дидактические пособия для самостоятельной работы и практических занятий по биологии

5. Сборники задач и упражнений по биологии

6. Комплекты типовых заданий, тестов, вопросов для контрольной работы и зачета по биологии, тренингов по биологии в формате ЕГЭ, применяемых в аудиторной работе под руководством преподавателя и в самостоятельной работе обучающихся (дистанционной системе СтатГрад).




3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, «Биология. Общая биология.10 кл»- М.: «Дрофа», 2014 г.

2. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, «Биология. Общая биология.11 кл»- М.: «Дрофа», 2014 г.

3. Колесников С.И. «Общая биология»: учебное пособие для СПО. – М. «Кронус», 2014 г.

4. Колесников С.И, А.А. Кириленко «Биология. Подготовка к ЕГЭ-2012»- Ростов н/Д «Легион», 2015г.

5. В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова. «Биология. Общая биология»-М.: «Дрофа», 2014 г.


Дополнительные источники:


1. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, «Биология. Общая биология.10 кл»- М.: «Дрофа», 2010 г.

2. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, «Биология. Общая биология.11 кл»- М.: «Дрофа», 2010 г.

3. Колесников С.И. «Общая биология»: учебное пособие для СПО. – М. «Кронус», 2012 г.

4. Колесников С.И, А.А. Кириленко «Биология. Подготовка к ЕГЭ-2012»- Ростов н/Д «Легион», 2011г.

5. В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова. «Биология. Общая биология»-М.: «Дрофа», 2010 г.


6.А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по ис­пользованию информационно-комму­никативных технологий в школе есте­ственнонаучного профиля// ВНИК на базе ПГУ. Биология. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004. 

7.А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по ис­пользованию информационно-комму­никативных технологий в цикле естест­веннонаучных дисциплин в общеобра­зовательной школе// ВНИК под науч­ным руководством Е.К. Хеннера. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004

8.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2007.

9.Зотов Л.Л. Экологическая безопасность производства и автомобильного транспорта Учеб. пособие. - СПб.: СЗТУ, 2003

10. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

11. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002

12. Луканин В.Н. Промышленно-транспортная экология Издательство «Высшая школа», 2003г.

13 . Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

14. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

15.Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.



Интернет – источники:


  1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

  2. Российский образовательный портал www.edu.ru

  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/

  4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru

  5. ИКТ Портал « интернет ресурсы» - ict.edu.ru

6. Сайт дистанционной подготовки к ЕГЭ http://statgrad.mioo.ru/

7. Открытые образовательные ресурсы http://www.educom.ru/ru/information/

8. Сайт газеты «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru

9. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net


4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты обучения

(основные умения, условные начения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Раздел 1. Учение о клетке

- знание основных положений клеточной теории, строение и функионирование клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке, жизненый цикл клетки

- умение объяснять строение и функции клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Тестирование, практическое занятие


Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие

организмов

- знание важнейших свойств живых организмов; сущность полового и бесполого размножения; оплодотворение; причины нарушения в развитии организмов; индивидуальное развитие человека.

- умение объяснять родство живых организмов, отрицательное влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека, причины и факторы эволюции.

Тестирование, практическое занятие


Раздел 3. Основы генетики и селекции

- знание генетической терменологии и символики; закономерности наследовательности и изменчивости организмов; законов генетики, установленные Г. Менделем

- знание основных методов селекции: гибридизации и искусственный отбор; достижения современной селекции культурных растений, домашних животных, микроорганизмов

- умение объяснять законы генетики, хромосомную теорию наследственности, наследственные болезни человека, их причины и профилактика, основы селекции.

Тестирование, практическое занятие


Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

- знание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира; современные представления о видообразовании; биологический прогресс и биологический регресс

- умение объяснять роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира; причины вымирания видов, основные направления эволюционного прогресса.

Тестирование, практическое занятие


Раздел 5. Происхождение человека

- значение истории развития органического мира; гипотезы происхождения жизни; доказательство родства человека с млекопитающими животными; эволюции человека

- умение объяснять современные гипотезы происхождения человека, причины и факторы эволюции человека, единство происхождения человеческих рас.

Тестирование, практическое занятие


Раздел 6. Основы экологии

- знание сущности биологических процессов: круговорота веществ, превращение энергии в экосистемах, биосфере, пищевые связи; межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм; причины устойчивости и смены экосистем;

- знание глобальных экологических проблем и пути их решения

- умение объяснять влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека, взаимосвязи и взаимодействия организмов с окружающей средой, изменяемость видов, нарушения в развитии организмов, мутации, развитие и смена экосистем.

Тестирование, практическое занятие,

защита проектов