Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Мензелинский сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Специальность 36.02.01 Ветеринария
Профиль: естественно-научный
2016 год
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании цикловой комиссии Заместитель директора по УР
общеобразовательных дисциплин Япаева К.Г.
протокол № от « »______2016 г. « »_____________2016 г.
Председатель ПЦК:
____________Шайхатарова Э.Г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины | 4-7 |
2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины | 8-15 |
3. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины | 16-18 |
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины | 19-20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Область применения программы: Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Место дисциплины в структуре ОПОП:
Учебная дисциплина «Биология» относится к естественно-научному
циклу общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования.
Учебная дисциплина «Биология» направлена на формирование следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.3. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:
максимальная учебная нагрузка – 54 часов;
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часов;
самостоятельная (внеаудиторная) работа – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего): | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Лабораторно практические занятия контрольная работа зачет | 72 18 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | 2 | 1 |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №1 Доклад по теме «Формирование научных представлений о мире» | 2 | |
Раздел 1. | Учение о клетке | 10 | |
Тема 1.1. Химическая организация клетки | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №2 Доклад на тему «Клеточная теория строение организмов. История и современное состояние» | 2 | |
Тема 1.2. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Структурная организация клетки | Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. |
| Практическая работа №1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 2 | |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №3 Подготовка электронной презентации на тему «Вирусные заболевания и их профилактика» | 2 | |
Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка |
Тема 1.4 Жизненный цикл клетки. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №4 Подготовить реферат на тему «Наследственная информация и передача ее из поколение в поколение» | 2 | |
Раздел 2. | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 8 | |
Тема 2.1 Размножение организмов. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №5 Работа с учебниками по составлению опорной схемы по теме «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений» | 2 | |
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма. | Содержание учебного материала | 2 2 | 1,2 |
Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. |
Практическая работа №2 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №6 Подготовка электронной презентации на тему «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на индивидуальное развитие человека» Самостоятельная работа №7 Подготовка реферат по теме «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов» | 2 2 | |
Тема 2.3 Индивидуальное развитие человека. | Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 2 | |
Раздел 3. | Основы генетики и селекции | 16 | |
Тема 3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости. | Содержание учебного материала | 4 2 | 1-3 |
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Гене- тика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
Практическая работа №3 Анализ фенотипической изменчивости. |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №8 Работа с интернет-ресурсами по теме "Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» Самостоятельная работа №9 Подготовка электронной презентации на тему «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Наследственные болезни человека, их причины и их профилактика» | 2 2 | |
Тема 3.2 Закономерности изменчивости. | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. |
Тема 3.3 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | 6 2 | |
Практическая работа №4 Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №10 Доклады по теме | 2 | |
Раздел 4. | Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. | 16 | |
Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | Содержание учебного материала | 4 2 | 1,2 |
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. |
Практическая работа №5 Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №11 Изучение биографии ученых-эволюционистов | 2 | |
Тема 4.2 История развития эволюционных идей. | Содержание учебного материала | 4 | |
Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. |
Практическая работа №6 Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной). | 2 | |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №12 Подготовить доклад о биографии Ч.Дарвина | 2 | |
Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция. | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №13 Подготовка электронной презентации на тему «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных и растений» Самостоятельная работа №14 Подготовить доклад о видах приспособленности | 2 2 |
Раздел 5. | Происхождение человека. | 6 | |
Тема 5.1 Антропогенез. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. |
Тема 5.2 Человеческие расы. | Содержание учебного материала | 2 2 | |
Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. |
Практическая работа №7 Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №15 Работа с учебником по составлению опорной схемы «Эволюция человека», презентация «Предки человека» | 2 | |
Раздел 6 . | Основы экологии | 12 | |
Тема 6.1 Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | Содержание учебного материала | 4 2 | 1,2 3 |
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. |
Практическая работа №8 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №16 Подготовить доклады: о различных биотопах, решение экологических задач, составление презентации по глобальным проблемам Биосферы | 2 | |
Тема 6.2 Биосфера — глобальная экосистема. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. |
Тема 6.3. Биосфера и человек. | Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | 2 2 | |
Практическая работа №9 Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. | |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №17 Подготовка электронной презентации на тему «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых и возобновимых природных ресурсов. Пути снижения потребления природных ресурсов автомобильным транспортом». | 2 | |
Раздел 7. | Бионика | 2 | |
Тема 7.1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и жи- вотных. | |
Экскурсии: Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, мето- ды их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Естественные и искусственные экосистемы своего района. | |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №18 Привести собственные примеры по бионики. | 2 | |
| Всего: | 108 ч в т.ч.: аудиторных – 72ч внеаудиторных самостоятельных работ – 36ч | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы общеобразовательной УЧЕБНОЙ дисциплины «БИОЛОГИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся
рабочее место преподавателя
рабочая доска
комплект наглядных пособий по дисциплине (печатные пособия, динамические таблицы, видеофильмы)
комплект учебно-методической документации
учебные дидактические материалы
Технические средства обучения:
телевизор
видеоплеер
мультимедиа-проектор
компьютер
фотоаппарат
прикладные программы
Оборудование лаборатории:
наборы посуда, принадлежностей и приспособления для проведения лабораторных работ по биологии
наборы биологических объектов (коллекции, гербарии, растения и животные, влажные и остеологические препараты, микропрепараты….)
наборы химических реактивов
Оптические приборы (микроскопы, лупы, микропроектор)
3.2.Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
1. Нормативные документы и методическое обеспечение реализации дисциплины
2. Методические указания для проведения практических и лабораторных работ по биологии
3. Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
4. Учебные и дидактические пособия для самостоятельной работы и практических занятий по биологии
5. Сборники задач и упражнений по биологии
6. Комплекты типовых заданий, тестов, вопросов для контрольной работы и зачета по биологии, тренингов по биологии в формате ЕГЭ, применяемых в аудиторной работе под руководством преподавателя и в самостоятельной работе обучающихся (дистанционной системе СтатГрад).
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, «Биология. Общая биология.10 кл»- М.: «Дрофа», 2014 г.
2. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, «Биология. Общая биология.11 кл»- М.: «Дрофа», 2014 г.
3. Колесников С.И. «Общая биология»: учебное пособие для СПО. – М. «Кронус», 2014 г.
4. Колесников С.И, А.А. Кириленко «Биология. Подготовка к ЕГЭ-2012»- Ростов н/Д «Легион», 2015г.
5. В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова. «Биология. Общая биология»-М.: «Дрофа», 2014 г.
Дополнительные источники:
1. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, «Биология. Общая биология.10 кл»- М.: «Дрофа», 2010 г.
2. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, «Биология. Общая биология.11 кл»- М.: «Дрофа», 2010 г.
3. Колесников С.И. «Общая биология»: учебное пособие для СПО. – М. «Кронус», 2012 г.
4. Колесников С.И, А.А. Кириленко «Биология. Подготовка к ЕГЭ-2012»- Ростов н/Д «Легион», 2011г.
5. В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова. «Биология. Общая биология»-М.: «Дрофа», 2010 г.
6.А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в школе естественнонаучного профиля// ВНИК на базе ПГУ. Биология. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.
7.А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе// ВНИК под научным руководством Е.К. Хеннера. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004
8.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2007.
9.Зотов Л.Л. Экологическая безопасность производства и автомобильного транспорта Учеб. пособие. - СПб.: СЗТУ, 2003
10. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
11. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002
12. Луканин В.Н. Промышленно-транспортная экология Издательство «Высшая школа», 2003г.
13 . Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
14. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
15.Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.
Интернет – источники:
Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
Российский образовательный портал www.edu.ru
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
ИКТ Портал « интернет ресурсы» - ict.edu.ru
6. Сайт дистанционной подготовки к ЕГЭ http://statgrad.mioo.ru/
7. Открытые образовательные ресурсы http://www.educom.ru/ru/information/
8. Сайт газеты «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
9. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (основные умения, условные начения) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Раздел 1. Учение о клетке - знание основных положений клеточной теории, строение и функионирование клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке, жизненый цикл клетки - умение объяснять строение и функции клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. | Тестирование, практическое занятие |
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов - знание важнейших свойств живых организмов; сущность полового и бесполого размножения; оплодотворение; причины нарушения в развитии организмов; индивидуальное развитие человека. - умение объяснять родство живых организмов, отрицательное влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека, причины и факторы эволюции. | Тестирование, практическое занятие |
Раздел 3. Основы генетики и селекции - знание генетической терменологии и символики; закономерности наследовательности и изменчивости организмов; законов генетики, установленные Г. Менделем - знание основных методов селекции: гибридизации и искусственный отбор; достижения современной селекции культурных растений, домашних животных, микроорганизмов - умение объяснять законы генетики, хромосомную теорию наследственности, наследственные болезни человека, их причины и профилактика, основы селекции. | Тестирование, практическое занятие |
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. - знание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира; современные представления о видообразовании; биологический прогресс и биологический регресс - умение объяснять роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира; причины вымирания видов, основные направления эволюционного прогресса. | Тестирование, практическое занятие |
Раздел 5. Происхождение человека - значение истории развития органического мира; гипотезы происхождения жизни; доказательство родства человека с млекопитающими животными; эволюции человека - умение объяснять современные гипотезы происхождения человека, причины и факторы эволюции человека, единство происхождения человеческих рас. | Тестирование, практическое занятие |
Раздел 6. Основы экологии - знание сущности биологических процессов: круговорота веществ, превращение энергии в экосистемах, биосфере, пищевые связи; межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм; причины устойчивости и смены экосистем; - знание глобальных экологических проблем и пути их решения - умение объяснять влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека, взаимосвязи и взаимодействия организмов с окружающей средой, изменяемость видов, нарушения в развитии организмов, мутации, развитие и смена экосистем. | Тестирование, практическое занятие, защита проектов |