Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология » для 7 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.,
Закона об образовании РТ № 68-ЗРТ от 22.07.2013 г.,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897,
Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Простинская основная общеобразовательная школа» НМР РТ,
программы по биологии Латюшин В.В., Шапкин В.А.
Цели и задачи учебного курса:
1.Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строений, жизнедеятельности и средообразующейроли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за объектами живого мира, биологические эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
5. Формирование понятия о необходимости охраны животных.
6. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдения правил поведения в окружающий среде.
В программу включены следующие формы организации образовательного процесса: рассказ, беседа, проблемные задания, групповая и индивидуальная работа учащихся, работа в парах, лабораторные работы. Форма промежуточной аттестации-тестирование.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Учебные часы, выделенные за счет компонента образовательного учреждения, направлены на расширенное изучение тем «Эволюция строения и функций органов и их систем», «Развитие и закономерности размещения животных на Земле».
В программу включены следующие формы организации образовательного процесса: рассказ, беседа, проблемные задания, групповая и индивидуальная работа учащихся, работа в парах, лабораторные работы. Преобладающей формой контроля является тестирование.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
знать правила поведения в природе;
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
признавать право каждого на собственное мнение;
формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 7 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, размножение и регуляция жизнедеятельности организма;
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах органов животных,; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
Содержащие программы
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных (наблюдение, описание, измерение). Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (40ч)
Простейшие
Простейшие-одноклеточные животные. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значения в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа №1. Знакомство с многообразием водных простейших.
Многоклеточные животные
Ткани. Органы, системы органов.
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Рефлекс. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №2. Знакомство с многообразием червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры предупреждения заражение паразитическими червями
Лабораторная работа №3. Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №4. Особенности строение и жизни моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значения в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма,
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемый виды.
Лабораторная работа №5. Знакомство с ракообразными.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение, инстинкты и пчеловодство. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека, охрана.
Лабораторная работа №6. Изучение представителей насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Рыбоводство и рыболовство.
Лабораторная работа №7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Птицеводство.
Лабораторная работа №8. Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Забота о потомстве. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Животноводство. Демонстрация видео фильма.
2. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система Поведение животных (рефлекс, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Регуляция деятельности организма. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, модулей и муляжей.
Лабораторная работа №9. Изучение особенностей различный покровов тела.
Лабораторная работа №10. Изучение способов передвижения животных.
Лабораторная работа №11. Изучение способов дыхания животных.
Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных.
Лабораторная работа №12. Изучение ответной реакции животных на раздражение.
Лабораторная работа №13. Изучение органов чувств животных.
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения периодизация и продолжительность жизни. Стадии развития животных и определения их возраста.
Лабораторная работа №14. Определения возраста животных.
3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ученые об эволюции органического мира. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
4. Биоценозы (4ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)
Воздействие человека и его деятельность на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Количество лабораторных работ |
1. | Введение | 2 | |
2. | Многообразие животных часа | 40 | 8 |
3. | Эволюция строения и функций органов и их систем у животных | 14 | 6 |
4. | Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4 | |
5. | Биоценозы | 4 | |
6. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 6 | |
| Итого: | 68ч.+2ч. резерв | 14 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/понимать
Признаки биологических объектов: живых организмов, животных своего региона;
Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость;
Особенности: строения организмов животных разных систематических групп;
Уметь
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические и эволюцию животных; роль животных в жизни человека и собственной деятельности; эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в жизни животных; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты;
Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки, ткани; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;
Выявлять: приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
Сравнивать Биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
Оказание первой помощи при укусах животных;
Соблюдения правил поведения в окружающей среде
Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. -М.: Дрофа, 2004,-192с.;
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2011.-54с
Дополнительная литература для учителя:
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. –М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил.-(Дидактические материалы);
Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001-192с.;
Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-258с.:ид.-(«Занимательные уроки»);
Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1999.-304с.;
Для учащихся:
Я познаю мир: Загадочные джунгли: Детская энциклопедия/Авт-сост. Н.Н.Непомнязий-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.-397с.:ил.
Я познаю мир: Развитие на Земле: Детская энциклопедия/.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001-400 с.:ил.
Я познаю мир: Чудеса природы: Детская энциклопедия/АВТ-сост. И.В. Черныш.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 425 с.:ил.
Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004-1168 с., ил.
Интернет ресурсы: http://school-collection.edu.ru/
http://www.openclass.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.vokrugsveta.ru/
Календарно-тематический план (70 часов)
Календарно-тематический план ориентирован на учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.-М.: Дрофа, 2006.-302 с.: ил. И рабочую тетрадь: Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ В.В. Латюшин, Е.А. Лемехова.- М.: Дрофа, 2012.-175с.: ил. Всего по плану 70 часов (68+2 резерв)
№ | Дата | Тема уроков | Планируемые результаты обучения | Информационно-методическое обеспечение |
план | факт |
Введение (2 часа) |
1. | | | История развития зоологии | Называть предмет изучения зоологии; систематические категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии | П.1 |
2. | | | Современная зоология. | Называть области применения зоологических знаний. Уметь отличать животных от растений | П.2, РТ№4,5 (с4) |
| | | | Тема 1. Многообразие животных (40ч) Простейшие (2ч) | |
3. | | | Общая характеристика простейших | Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать типы простейших. | Таблица «Простейшие» П.3 |
4. | | | Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. | ЛР №1. Знакомство с разнообразием водных простейших (с13 уч.) П.4, РТ№6 (с6) |
| | | | Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (19ч) | |
5. | | | Тип Губки. | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описыватьстроение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими. Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок. | П.5, РТ№6,7 (с9) |
6. | | | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными. | Таблица «Кишечнополостные» П.6, (с25-27), РТ№6,7 (с11) |
7. | | | Многообразие кишечнополостных. | Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. | Таблица «Кишечнополостные» П.6(с25-27), РТ№10, 13(с12-13) |
8. | | | Тип Плоские черви. | Давать определение основным понятиям. Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей. Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека. | Таблица «Плоских червей» Фильм ВВС «Паразиты в теле человека» (часть 1) П.7, РТ№8(с15) |
9. | | | Тип круглые черви. | Распознавать и описывать животных, принадлежащие типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. | П.8, РТ№2,3(с15) ЛР№2. Знакомство с многообразием круглых червей(с36 уч.) |
10. | | | Тип кольчатые черви.полихеты | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей. | П.9 |
11. | | | Многообразие кольчатых червей. | Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам. Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | П.10, РТ№3,4(с16-17)ЛР№3. Внешнее строение дождевого червя.(с42 уч) |
12. | | | Зачет №1 по теме «Кишечнополостные черви» | | Проверочные тесты. |
13. | | | Тип моллюски. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности внешнего строения моллюсков.сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Таблица «Моллюски»П.11, РТ№4(с23) |
14. | | | Многообразие моллюсков | Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и жизни человека. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. | П.12, РТ№5,7(с24) ЛР№4. Особенности строения и жизни моллюсков(с47 уч) |
15. | | | Тип иглокожие | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | Таблица «многообразие иглокожих» П.13, РТ№4,5(с28-29) |
16. | | | Тип Членистоногие. Класс ракообразные. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.объяснить роль ракообразных в природе и в жизни человека | Таблица «Ракообразные» ЛР№5. Знакомство с ракообразными (с58 уч) П.14,(с56-58), РТ№6(с32) |
17. | | | Класс паукообразные. Клещи | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие. Характеризовать по плану представителей класса паукообразные. Выявлять | Таблица «Паукообразные» |
18. | | | Класс насекомые. Общая характеристика и значение. | Проводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. | Таблица «Внешнее строение майского жука» П.15, РТ№5,6(с35) |
19. | | | Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки | Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять название прямокрылые. Характеризовать роль в природе и жизни человека | Таблица «Отряды насекомых» П.16, РТ№8,9,10(с37) |
20. | | | Стрекозы, вши, жуки, клопы | Распознавать и описывать представителей отрядов, обитающих в нашем регионе. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять название жесткокрылые. Характеризовать роль в природе и жизни человека. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. | Таблица «отряды насекомых» П.17, РТ№11,12(с39) |
21. | | | Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи | Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Определять принадлежность к отряду, классу и типу. Объяснять роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. | Таблица «Отряды насекомых» П.18, РТ№3,4 (с41) |
22. | | | Перепончатокрылые насекомые | Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять роль в природе и жизни человека. Объяснять, почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми | ЛР№6 Изучение представителей отрядов насекомых (с65уч) П.19, РТ№4(с43) |
23. | | | Зачет №2 по теме «Насекомые» | | Проверочные тесты. |
Многоклеточные организмы. Хордовые (19 ч.) |
24. | | | Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные | Распознавать животных типа Хордовые. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | Таблица «Строение ланцетника» П. 20 РТ № 8,9 (с.46) |
25. | | | Классы рыб. Костные рыбы | Назвать органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Выделять особенности строения рыб. | П.21 РТ № 3,4 (с.49) |
26. | | | Хрящевые рыбы | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека | П.22, РТ №1,2 (с.51) |
27. | | | Многообразие костных рыб | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в Татарстане. Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. | ЛР №7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб (с.102 уч.) П.23, РТ № 3,4,5 (с.53) |
28. | | | Класс Земноводные | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Объяснять роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных. Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. | Таблица «Внешнее строение древесной лягушки» П.24, РТ №7,11 (с.58-59) |
29. | | | Класс Пресмыкающихся, или Рептилии | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных | Таблица «Внешнее строение пресмыкающихся» П.25, РТ №2,3,4 (с.60) |
30. | | | Отряды пресмыкающихся. | Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающихся. Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. | П.26, РТ №9,10,11 (с.64) |
31. | | | Зачет №3 по теме «Рыбы. Земноводные. Рептилии» | | Проверочные тесты |
32. | | | Класс Птицы | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. | ЛР №8. Изучение внешнего строения птиц (с.136 уч.) П.27, РТ №5,6 (с.65) |
33. | | | Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц обитающих в Татарстане. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека, необходимость защиты гусеобразных. | П.28, РТ №1,2,3 (с.67-68) |
34. | | | Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные | Распознавать и описывать представителей класса птиц; домашних птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека; необходимость защиты. | П.29, РТ №3,4 (с.70-71) |
36. | | | Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. Объяснять роль в природе и жизни человека | П.30, РТ №6,7 (с.74) |
37. | | | Класс Млекопитающие, или Звери | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания | Таблица «Внешнее строение млекопитающих» П.31, РТ №4 (с.78), 1 (с.79), 2 (с.80) |
38. | | | Отряды Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны. Выявлять приспособления внешнего строения | П.32, РТ №7 (с.83) |
39. | | | Отряды Китообразные, ластоногие | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры по охране. Выявлять приспособления внешнего строения. | П.33 (с.170-175), РТ №6,7 (с.86) |
40. | | | Отряды млекопитающих, Парнокопытные, непарнокопытные | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры по охране. | П.34, РТ № 3,4 (с.92-93) |
41. | | | Отряды млекопитающих. Приматы | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими. | П.35, РТ №3,4 (сю95) |
42. | | | Зачет №4 по теме «Птицы и млекопитающие» | | Проверочные тесты |
Тема 2. Эволюция строения и функции органов и их систем (14 ч.) |
43. | | | Покровы тела | Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания. | ЛР №9. Изучение особенностей различных покровов тела (с.192 уч) п.36, РТ №7,8 (с.97) |
44. | | | Опорно-двигательная система | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы. Называть функции опорно-двигательной системы, типы скелетов. Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. Сравнивать скелеты позвоночных. | Таблицы |
45. | | | Способы передвижения. Полости тела | Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения. Выявлять приспособления организмов к передвижению. | ЛР №10. Изучение способов передвижения животных. (с.202 уч.) |
46. | | | Органы дыхания и газообмен | Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органах дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания. | ЛР №11. Изучение способов дыхания животных (с.208 уч.) |
47. | | | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения. Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. | Таблица «Эволюция органов пищеварения» |
48. | | | Кровеносная система. Кровь | Называть функции кровеносной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы. | П.41, РТ №2,3,4 (с.110) |
49. | | | Органы выделения | Называть функции органов выделения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания. | П.42, РТ №3,4 (с.114) |
50. | | | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы. Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Наблюдать за поведением животных. | ЛР №12. Изучение ответной реакции животных на раздражение (с.229 уч) П.43, РТ №2,3 (с.115) |
51. | | | Органы чувств. Регуляция деятельности | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов чувств | ЛР №13. Изучение органов чувств животных (с.234 уч.) П.44 РТ, №1,2,3 (с.116) |
52. | | | Продление рода. Органы размножения | Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения. Приводить примеры животных с различным типом размножения. | П.45, РТ №4,5 (с.121) |
53. | | | Способы размножения животных. Оплодотворение | Приводить примеры животных с различными видами бесполого размножения, животных с внешним и внутренним оплодотворением. Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания | П.46 РТ №1,2,3 (с.122-123) |
54. | | | Развитие животных с превращением и превращения | Приводить примеры животных с развитием метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза. | П.47 РТ №2,3 (с.124) |
55. | | | Периодизация и продолжительность жизни животных | Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных. | ЛР №14. Определение возраста животных (с.246 уч.) П.48, РТ №2,3,4 (с.125) |
56. | | | Зачет №5 | | Проверочные тесты |
Тема 3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч.) |
57. | | | Доказательства эволюции животных | Давать определение термину эволюции. Называть доказательства эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. | Портрет Ч.Дарвина П.49, РТ №1,2 (с.126), 3 (с.127) |
58. | | | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | Называть факторы эволюции. Приводить примеры действия факторов эволюции | Портрет Ч.Дарвина П.50, РТ №1 (с.128) |
59. | | | Усложнения строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных | П.51, РТ №1,4 (с.129) |
60. | | | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Называть причины миграции. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных. | П.52, РТ №1,2 (с.131) |
Тема 4. Биоценозы (4ч.) |
61. | | | Естественные и искусственные биоценозы | Давать определения понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов. Распознавать и описывать компоненты биоценоза. | П.53, РТ №3,4 (с.132) |
62. | | | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных | П.54, РТ №1,2 (с.134) |
63. | | | Цепи питания и поток энергии | Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания. | П.55, РТ №5 (с.135) |
64. | | | Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи | Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза. Давать определение понятию пищевые связи. | Таблица «Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи» П.56, РТ №1,2 (с.136) |
Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч.) |
65. | | | Воздействие человека и его деятельности на животных | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных. Приводить примеры промысловых животных. | П.57,58, РТ №1,2 (с.137) |
66. | | | Законы России об охране животного мира. | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. | П.58,59, РТ №1,2,3 (с.138) |
67. | | | Система мониторинга, охрана животного мира. | Знать и объяснять меры по охране животных | П.60, РТ №1,2,3 (с.140) |
68. | | | Зачет №6 по теме «Закономерности размещения животных Биоценозы» | | Проверочные тесты |
69. | | | Повторение по теме «Животный мир и деятельность человека» | Повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Животный мир и деятельность человека» | |
70. | | | Повторение по теме «Охрана животного мира» | Повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Охрана животного мира» | |