Содержание
Аннотация к рабочей программе_____________________________
Планируемые результаты освоения учебного предмета _________
Содержание учебного предмета_____________________________
Календарно-тематическое планирование по истории в 8-9 классах_
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по истории в 8-9 классах составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторских программ А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной (История России), А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина (Новая история). Срок реализации программы – 1 год. На изучение истории в 8-9 классов отводится по 2 часа в неделю.
Реализация рабочей программы осуществляется с помощью учебников:
8класс
- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.«Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Под редакцией А.А. Искандерова. Учебник. ,
- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.«Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Рабочая тетрадь в 2-х частях,
- ДаниловА.А., Косулина Л.Г. «История России 19 век». Учебник. 8 класс
- ДаниловА.А., Косулина Л.Г. «История России 19 век». Рабочая тетрадь в 2-х частях 8 класс
9 класс
- А.О.Сороко-Цюпа, О.С.Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» Учебник. 9 класс,
- А.О.Сороко-Цюпа, О.С.Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» Рабочая тетрадь. 9 класс
- ДаниловА.А., Косулина Л.Г., БрандтМ.Ю. «История России 20-нач.21 века» .Учебник. 9 класс.
- ДаниловА.А., Косулина Л.Г. «История России 20-нач.21 века». Рабочая тетрадь в 2-х частях. 9 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В результате изучения истории в школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
•указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
•соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
•сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкции):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
•характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
•на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
•соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
•раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
•сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
•определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
•применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
•способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета
История России
Российская империя в первой четверти XIX в. Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.
Изменение внутриполитического курса Александра 1 в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Российская империя в 1825—1855 гг. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830—1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности (С. С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.
Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Российская империя во второй половине XIX в. Великие реформы 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х гг.
Национальные движения и национальная политика в 1860-1870-е гг.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.
Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М.А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.
Внутренняя политика самодержавия в 1881 —1890-е гг. Начало царствования Александра III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.
Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
Раздел III. Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.)
Периодизация и основные этапы отечественной истории XX - начала XXI в.
Российская империя в начале XX в. Задачи и особенности модернизации страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп населения.
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализации (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин). Самодержавие и общество. Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов).
Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Реформа политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Пуришкевич). Думская деятельность в 1906—1907 гг. Итоги и значение революции.
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение.
Политическая и общественная жизнь в России в 1912— 1914 гг.
Культура России в начале XX в. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.
Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX—XX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы сторон. Начало войны. Восточный фронт: основные события, их влияние на общий ход войны. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе. Нарастание оппозиционных настроений.
Россия в 1917 —1921 гг. Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и советы. Основные политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г.
Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизма. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, боевые действия в 1918— 1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зеленые». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков.
Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте). Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922—1941 гг. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти.
Политическая жизнь в 1920-е гг. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве.
Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.
Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия.
Особенности советской политической системы: однопар-тийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия.
Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень.
Культура и духовная жизнь в 1920—1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.
Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х — начале 1940-х гг.
Основные направления внешней политики советского государства в 1920—1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 г., их характер и последствия. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 1939 — начале 1941 г. Война с Финляндией и ее итоги.
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Советский тыл в годы войны. Оккупационный режим на занятых германскими войсками территориях. Партизанское движение. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Наука и культура в годы войны. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, военный разгром Японии.
Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховский и др.). Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг. Послевоенное общество. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время. Голод 1946—1947 гг. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании 1940-х гг.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря.
Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. Смерть Сталина и борьба за власть. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Социальная политика; жилищное строительство.
Выработка новых подходов во внешней политике (концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира».
Советская культура в конце 1950-х — 1960-е гг. Научно-техническая революция в СССР, открытия в науке и технике (М. В. Келдыш, И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (С. П. Королев, Ю. А. Гагарин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция.
Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Альтернативы развития страны в середине 1960-х гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.
Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г.
Советская культура в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей.
СССР в системе международных отношений в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки.
СССР в годы перестройки (1985—1991). Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. М. С. Горбачев. Реформа политической системы. Возрождение российской многопартийности. Демократизация и гласность. Национальная политика и межнациональные отношения.
Экономические реформы, их результаты. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе. Изменения в культуре и общественном сознании. Возрастание роли средств массовой информации. Власть и церковь в годы перестройки.
Внешняя политика в годы перестройки: новое политическое мышление, его воздействие на международный климат. Снижение угрозы мировой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политических режимов в странах Восточной Европы, роспуск СЭВ и ОВД. Итоги и последствия осуществления курса нового политического мышления.
Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Российская Федерация в 90-е гг. XX — начале XXI в. Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.).
Экономические реформы 1990-х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Российская Федерация в 2000—2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.
Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью.
Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях экономического кризиса.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.
Всеобщая история
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861 — 1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. Страны Азии в XIX в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Раздел IV. Новейшая история. XX — начало XXI в.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XX в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Первая мировая война (1914—1918)
Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.
Мир в 1918—1939 гг.
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.
Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.
Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.
Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании.
Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.
Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.
Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.
Вторая мировая война (1939—1945)
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холо-кост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Глав ные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.
Мир во второй половине XX — начале XXI в.
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».
Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.
Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.
Страны Восточной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.
Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.
Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.
Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.
Международные отношения во второй половине XX — начале XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, ее роль в современном мире.
Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.
Календарно-тематическое планирование
8 класс (68 часов)
по Новой истории -31 час
Истории России 19 век – 37 часов
Учебники: Данилов, Косулина «История России 19 век»
Юдовская, Баранов, Ванюшкина «Новая история 1800-1913 гг.»
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | примечание |
По плану | фактическая |
| Новая история 8 класс – 31 час Часть 1. Становление индустриального общества в 19 веке. Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. | 12 ч. 5 ч. | | | | |
1. | Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Основные черты индустриального общества. | 1 | | | П.1, с.6-13 | |
2. | Время технического прогресса. Монополистический капитализм. | 1 | | | С.12-23 | |
3. | Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. | 1 | | | П.3-4 | |
4. | Развитие науки в 19 веке. | 1 | | | П.5 | |
5. | Идейные течения в обществознании. | 1 | | | П.9-10 | |
| Тема 2. Строительство новой Европы. | 7 ч. | | | | |
6. | Франция в период консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. | 1 | | | П.11, с.86-88 | |
7. | Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. | 1 | | | С.89-94 | |
8. | Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. | 1 | | | П.14-15 | |
9. | Англия в первой половине 19 века. Чартистское движение. | 1 | | | П.13, с.97-103 | |
10. | Борьба за объединение Германии. | 1 | | | П.16 | |
11. | Борьба за независимость и национальное объединение Италии. | 1 | | | П.17 | |
12. | Франко-прусская война. Парижская коммуна. | 1 | | | С.137-144 | |
| Часть 2. Мир во второй половине 19 века. Тема 1. Европа: время реформ и колониальных захватов. | 19 ч. 6 ч. | | | | |
13. | Германская империя. | 1 | | | П.19 | |
14. | Создание Британской империи. | 1 | | | П.20 | |
15. | Третья республика во Франции. | 1 | | | П.21, с.166-169 | |
16. | Франция – первое светское государство среди европейских государств | 1 | | | С.169-172 | |
17. | Италия: время реформ и колониальных захватов. | 1 | | | П.22 | |
18. | Австро – Венгрия. «Лоскутная империя». | 1 | | | П.23 | |
| Тема 2. Две Америки. | 3 ч. | | | | |
19. | США в 19 веке. Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Гражданская война. | 1 | | | П.24 | |
20. | США в период монополистического капитализма. | 1 | | | П.25 | |
21. | Латинская Америка. Экономическое развитие. | 1 | | | П.26 | |
| Тема 3. Художественная культура 19 столетия. | 3 ч. | | | | |
22. | Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе. | 1 | | | П.6 | |
23. | Изобразительное искусство. Скульптура и живопись. | 1 | | | П.7-8 | |
24. | Музыка. Архитектура и градостроительство. Рождение кино. | 1 | | | С.61-66 | |
| Тема 4. Традиционные общества перед выбором. Модернизация или потеря независимости. | 4 ч. | | | | |
25. | Япония. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. | 1 | | | П.27, с.216-221 | |
26. | Китай. | 1 | | | П.28 | |
27. | Индия. | 1 | | | П.29 | |
28. | Африка. Традиционное общество на африканском континенте. | 1 | | | П.30 | |
| Тема 5. Международные отношения в последней трети 19 века. | 2ч. | | | | |
29. | Отсутствие системы европейского равновесия в 19 веке. Начало распада Османской империи. | 1 | | | П.31 | |
30. | Политическая карта мира к началу 20 века. | 1 | | | | |
31. | Контроль знаний. Итоговое тестирование по курсу «История нового времени. 1800-1900» | 1 | | | | |
| История России 8 класс – 37 часов | | | | | |
| Россия в первой четверти 19 века. | 8 ч. | | | | |
1. | Введение. Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. | 1 | | | С.4-5 | |
2. | Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского | 1 | | | С.6-9, п.3 | |
3. | Внешняя политика в 1801-1812 гг. | 1 | | | П.2 | |
4. | Отечественная война 1812 года. Начало войны. Бородинское сражение и его значение. | 1 | | | П.4 | |
5. | Заграничный поход русской армии. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. | 1 | | | П.5 | |
6. | Внутренняя политика в 1814-1825 гг. | 1 | | | П.6 | |
7. | Социально-экономическое развитие. Развитие промышленности и торговли. | 1 | | | П.7 | |
8. | Общественные движения. «Южное» и «Северное» общества. | 1 | | | П.8 | |
| Россия во второй четверти 19 века. | 6 ч. | | | | |
9. | Династический кризис 1825 года. Восстание 14 декабря 1825 года и его значение. | 1 | | | П.9 | |
10. | Внутренняя политика Николая 1. Русская православная церковь и государство. | 1 | | | П.10 | |
11. | Социально-экономическое развитие. | 1 | | | П.11 | |
12. | Внешняя политика 1826-1849 гг. русско-турецкая война. Народы России. | 1 | | | С.71-76 | |
13. | Общественное движение 30-50-х гг.(консервативное, либеральное). Революционное движение. | 1 | | | С.77-82 | |
14. | Крымская война 1853-1856 гг.Обострение восточного вопроса. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 года. Итоги войны. | 1 | | | С.84-89 | |
| Культура и быт в первой половине 19 века. | 4 ч. | | | | |
15. | Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. | 1 | | | С.91-100 | |
16. | Особенности и основные стили в художественной культуре. | 1 | | | П.17 | |
17. | Литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. | 1 | | | С.103-109 | |
18. | Культура народов Российской империи. | 1 | | | П.18 | |
19. | Итоговый тест по теме «Россия в 80-90 годы 19 века» | 1 | | | | |
| Россия во второй половине 19 века | 18 ч. | | | | |
20. | Личность Александра 2. Начало правления Александра 2. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. | 1 | | | П.19 | |
21. | Подготовка крестьянской реформы. | 1 | | | П.20 | |
22. | Либеральные реформы 60-70-х гг. | 1 | | | С.130-136 | |
23. | Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. | 1 | | | С.136-139 | |
24. | Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. | 1 | | | П.23 | |
25. | Общественное движение. | 1 | | | П.24 | |
26. | Причины роста революционного движения в пореформенный период. | 1 | | | П.25 | |
27. | Народнические организации второй половины 1860-начала 1870 гг. | 1 | | | П.26 | |
28. | Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878гг. | 1 | | | П.27-28 | |
29. | Внутренняя политика Александра 3 | 1 | | | П.29-30 | |
30. | Экономическое развитие страны. | 1 | | | П.31 | |
31. | Положение основных слоёв общества. | 1 | | | П.32-33 | |
32. | Общественное движение в 80-90-х гг. | 1 | | | П.34 | |
33. | Внешняя политика Александра 3. | 1 | | | П.35 | |
34. | Развитие культуры во второй половине 19 века. | 1 | | | П.36 | |
35. | Критический реализм в литературе. Русское искусство. | 1 | | | П.37-38 | |
36. | Быт: новые черты в жизни города и деревни. | 1 | | | П.39 | |
37. | Итоговое обобщение: Россия и мир на пороге 20 века. | 1 | | | П.36-39 | |
Календарно - тематическое планирование
9 класс (68 часов)
по Новейшей истории зарубежных стран 20- нач.21 века - 26 часов
Истории России 20–нач. 21 века –
часа
Учебники: Данилов, Косулина, Брандт «История России 20-нач.21 века»
А.О.Сороко-Цюпа, О.С.Сороко-Цюпа
«Новейшая история зарубежных стран 20-нач.21 века»
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечания | Примечания |
По плану | фактическая |
| Новейшая история – 9 класс -26 часов | | | | | | |
| Первая мировая война | 4 ч. | | | | | |
1. | Введение. Новейшая история как историческая эпоха. Мир в начале 20 века. | 1 | | | С.4-6. П.1-2 | | |
2. | Политическое развитие в начале 20 века | 1 | | | П.3 | | |
3. | Главные причины и суть «нового империализма» | 1 | | | П.4 | | |
4. | Первая мировая война. Версальско-Вашингтонская система. | 1 | | | П.5-6 | | |
| Версальско-Вашингтонская система в действии | 8 ч. | | | | | |
5. | Последствия войны: революции и распад империй. Развитие международных отношений в 1920-е гг. | 1 | | | П.7 | | |
6. | Особенности развития стран Европы и США в 1920 гг. | 1 | | | П.8 | | |
7. | Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. Пути выхода. «Новый курс» Ф. Рузвельта : его экономические и социальные приоритеты. | 1 | | | П.9-10 | | |
8. | Особенности экономического кризиса в Великобритании и Франции. | 1 | | | П.11 | | |
9. | Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в Италии, Германии, Испании. | 1 | | | П.12-13 | | |
10. | «Восток» в первой половине 20 века. Япония, Китай, Индия. | 1 | | | П.14 | | |
11. | Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. | 1 | | | П.15 | | |
12. | Международные отношения в 30-е годы. | 1 | | | П.17 | | |
| Вторая мировая война и её уроки | 2 ч. | | | | | |
13. | Причины и характер Второй мировой войны. | 1 | | | П.18 | | |
14. | Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. | 1 | | | Стр.139-151 | | |
| Новейшая история второй половины 20 века | 10 ч. | | | | | |
15. | Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война» | 1 | | | П.19 | | |
16. | Завершение эпохи индустриального общества. Причины экономического кризиса 70-80-х годов. Новый этап НТР. | 1 | | | П.20-21 | | |
17. | Политическое развитие стран Запада. Процесс формирования гражданского общества. | 1 | | | П.22-23 | | |
18. | США. Великобритания. | 1 | | | П.24-25 | | |
19. | Франция. Италия. Германия. | 1 | | | П.26, п.27-28 | | |
20. | Восточноевропейские страны. | 1 | | | П.29 | | |
21. | Страны Азии и Африки в современном мире. Япония. Китай. Индия. | 1 | | | П 31 | | |
22. | Латинская Америка | 1 | | | П.30 | | |
23. | Международные отношения. | 1 | | | П.32 | | |
24. | Культура в первой и второй половине 20 века. | 1 | | | П.16, п.33 | | |
25. | Глобализация, тенденции и проблемы современного мира. | 1 | | | П.34 | | |
26. | Итоговое обобщающее повторение. Контроль знаний по теме «Новейшая история зарубежных стран» | 1 | | | | | |
| История России – 42 часа | | | | | | |
| Россия в начале 20 века (1900-1916 гг.) | 8 ч. | | | | | |
1. | Российская империя на рубеже веков и её место в мире. | 1 | | | П.1 | | |
2. | Экономическое и политическое развитие России в начале 20 века. | 1 | | | П.2-3 | | |
3. | Внешняя политика Николая 2. | 1 | | | П.4 | | |
4. | Первая русская революция. | 1 | | | П.5 | | |
5. | Реформы П.А. Столыпина | 1 | | | П.6 | | |
6. | Россия в Первой мировой войне. | 1 | | | П.9 | | |
7. | Обострение внутриполитической ситуации. | 1 | | | П.7 | | |
8. | Серебряный век русской культуры | 1 | | | П.8 | | |
| Россия в 1917-1927 гг. | 9 ч. | | | | | |
9. | От февраля к октябрю. | 1 | | | П.10-11 | | |
10. | Становление советской власти. | 1 | | | П.12-13 | | |
11. | Гражданская война: белые. | 1 | | | П.14 | | |
12. | Гражданская война: красные | 1 | | | П.15 | | |
13. | «Малая гражданская война». | 1 | | | П.16-17 | | |
14. | Новая экономическая политика. | 1 | | | П.18-19 | | |
15. | Развитие политического процесса. | 1 | | | П.21 | | |
16. | Внешняя политика в 20-е годы. | 1 | | | П.20 | | |
17. | Духовная жизнь. | 1 | | | П.22 | | |
| СССР в 1928-1938 гг. | 4 ч. | | | | | |
18. | Экономическое развитие. Политическое развитие. | 1 | | | П.23, п.25 | | |
19. | Социальная система. | 1 | | | П,24 | | |
20. | Внешняя политика | 1 | | | П.27 | | |
21. | Духовная жизнь. | 1 | | | П.26 | | |
| Великая Отечественная война. | 5ч. | | | | | |
22. | СССР накануне войны. | 1 | | | П.28 | | |
23. | Начало Великой Отечественной войны. | 1 | | | П.29 | | |
24. | Разгром немецких войск под Москвой. Тыл. | 1 | | | П.30-31 | | |
.25. | Коренной перелом в ходе войны. | 1 | | | П.32 | | |
26. | Завершающий период войны. | 1 | | | П.33-34 | | |
| СССР в 1945-1952 гг. | 4 ч. | | | | | |
27. | Послевоенное восстановление хозяйства. | 1 | | | П.35 | | |
28. | Политическое развитие страны. | 1 | | | П.36 | | |
29. | Идеология и культура | 1 | | | П.37 | | |
30. | Внешняя политика | 1 | | | П.38 | | |
| СССР в 1953-середине 60-х гг. | 3 часа | | | | | |
31. | Изменение политической системы. Экономическое и социальное развитие. | 1 | | | П.39-40 | | |
32. | Развитие науки и образования. Духовная жизнь | 1 | | | П.41 | | |
33. | Внешняя политика. | 1 | | | П.42 | | |
| СССР в середине 60-х, середине 80-х гг. | 3 часа | | | | | |
34. | Политическое развитие. | 1 | | | П.43 | | |
35. | Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь | 1 | | | П.44-45 | | |
36. | Внешняя политика. | 1 | | | П.46 | | |
| Перестройка в СССР 1985-1991 гг. | 3 часа | | | | | |
37. | Реформа политической системы. Экономические реформы 1985-1991 гг. | 1 | | | П.47-48 | | |
38. | Общественная жизнь. | 1 | | | П.49 | | |
39. | Внешняя политика. | 1 | | | П.50 | | |
| Новая Россия с 1991 года | 2часа | | | | | |
40. | Россия в конце 20 века. Политическая и духовная жизнь России. Лекция | 1 | | | П.51-55 | | |
41. | Внешняя политика. Россия в начале 21 века. Лекция. | 1 | | | П.56-60 | | |
42. | Итоговый тест по курсу «История России 20-ная 21 века» Контроль знаний | 1 | | | | | |