СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа, составленная для учебника Сонина Н. И. (Биология: Человек. 8 кл.: учебние/Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 302 с.: ил.Сонин Н. И. Биология: Человек. 8 кл.: учебние/Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 302 с.: ил.) из расчета 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа для 8 класса»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № 1 от _______ 2015 г.

Руководитель МО:

___________ /Безлюдная М. А./

«Согласовано»

Зам. Директора по УВР:

________ /Колотушкина В. И./

«___» _______. 2015 г.

«Утверждаю»

Приказ № ___ от _______ 2015

Директор: _____/Фомина О. В./

«___» ______2015 г.











Рабочая программа по биологии в 8 классе

базовый уровень (2 часа в неделю, 70 часов)

(Учебник Сонин Н. И. Биология: Человек. 8 кл.: учебние/Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 302 с.: ил.)







Педагога первой категории

Безлюдной Марии Александровны.

























с. Кваркено

2015/16 уч. год.



Пояснительная записка



Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой куль­туры;

— гигиеническое воспитание и формирование здо­рового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

— подготовка школьников к практической деятель­ности в области сельского хозяйства, медицины, здра­воохранения.

Задачи:

Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;

Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

Краткая характеристика. 

При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

На основе какой программы составлена.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии Н.И.Сонина (2011). Настоящая про­грамма базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многооб­разие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

Общий объем часов

Учебным планом  на изучении  биологии в 8 классе предусмотрено 2 часа  в неделю, всего  70 часов в год.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю). Однако возможно изучение курса в течение одного года (в 10 или 11 классе) при 2 часах в неделю.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется  волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг  к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.


Количество  часов  распределено  следующим  образом



№ п/п

Название раздела

Количество часов

По программе

По КТП

1

Место человека в системе органического мира

2

2

2

Происхождение человека

2

3

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

1

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

4

5

Координация и регуляция

10

13

6

Опора и движение

8

9

7

Внутренняя среда организма

3

4

8

Транспорт веществ

4

4

9

Дыхание

5

5

10

Пищеварение

5

5

11

Обмен веществ и энергии

2

3

12

Выделение

2

2

13

Покровы тела

3

3

14

Размножение и развитие

3

3

15

Высшая нервная деятельность

5

5

16

Человек и его здоровье

4

4


Резервное время

7

-


Итого

68

70


Данная программа составлена на основании авторской, но внесены изменения в изучение ряда тем

Происхождение человека. Расы – 3 часа, поскольку данный вопрос очень объемен и пройти его за один час не представляет возможным.

На изучение раздела отведено не 10, а 13 часов, поскольку в рамках этого вопроса очень много лабораторных и практических работ.

На один час увеличено изучение разделов «Опора и движение», «Внутренняя среда» из-за большого объема материала.

Добавлен час на изучение раздела «Обмен веществ», поскольку в рамках ОГЭ есть задания из этой темы (29, 30, 31), а данные задания в рамках уроков не предусмотрены.


УМК по биологии включает:


Учебник Сонин Н. И. Биология: Человек. 8 кл.: учебние/Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 302 с.: ил.

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2015. -64с.

Электронное приложение к учебнику Сонина Н. И. Биология: Человек. 8 кл




Содержание программы.

1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы, место человека в систе­ме органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и жи­вотных.

2. Происхождение человека (3 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы челове­ка, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, ил­люстраций представителей различных рас человека.

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физио­логи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и фи­зиологов.

4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы. Изучение микроскопического строения тканей.

Распознание на таблицах органов и систем органов*.

5. Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гумораль­ная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Централь­ная и периферическая нервные системы. Вегетативная и со­матическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные и практические работы. Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эф­фективности запоминания.

6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с тру­довой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Забо­левания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основ­ные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение фи­зической культуры и режима труда в правильном формирова­нии опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распи­лов костей; приемов оказания первой помощи при поврежде­ниях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы. Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

7. Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятель­ности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лей­коциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Груп­пы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы. Изучение микроскопического строения крови*.

8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. Проведение инструментальных анализов и функциональ­ных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого.

9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Ор­ганы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные дви­жения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцита­ми и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное ды­хание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстри­рующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы. Проведение функциональных дыхательных проб с задерж­кой дыхания до и после физической нагрузки.

10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность че­ловека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеваре­ние. Строение и функции органов пищеварения. Пищеваритель­ные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы. Воздействие желудочного сока на белки*.

Определение норм рационального питания*.

11. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пласти­ческий и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и пер­вая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

14. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Опло­дотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельнос­ти и поведения человека. Познавательные процессы. Тормо­жение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

16. Человек и его здоровье (4 ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.


Практическая часть программы:


  • по теме «Общий обзор организма человека»

  • лабораторная работа № 1«Микроскопическое строение ткани»

  • практическая работа № 2 «Распознавание органов и систем органов»

  • по теме «Координация и регуляция»

  • лабораторная работа № 1 «Строение спинного мозга»

  • лабораторная работа № 2 «Изучение головного мозга человек (по муляжам)»

  • практическая работа № 2 «Изучение изменения размера зрачка»

  • по теме «Опора и движение»

  • лабораторная работа № 1 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани»

  • практическая работа № 1 «Изучение внешнего вида отдельных костей»

  • практическая работа № 2 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

  • практическая работа № 3 «Измерение массы и роста своего организма»

  • по теме «Внутренняя среда организма»

  • лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

  • по теме «Транспорт веществ»

  • практическая работа № 1 «Подсчет пульса в разных условиях»

  • практическая работа № 2 «Измерение кровяного давления»

  • по теме «Дыхание»

  • практическая работа № 1 «Определение частоты дыхания»

  • по теме «Пищеварение»

  • лабораторная работа № 1 «Воздействие слюны на крахмал»

  • лабораторная работа № 2 «Воздействие желудочного сока на белки»

  • по теме «Обмен веществ и энергии»

  • практическая работа № 1 «Определение норм рационального питания»

  • по теме «Человек и его здоровье»

  • лабораторная работа № 1«Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

  • практическая работа № 2 «Анализ и оценка влияния факторов октужающей1 стеры, факторов риска на здоровье».
















Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Обучение учащихся с ОВЗ

В программе 8 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом организма человека. Учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением деятельности организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред наносят курение, употребление спиртных напитков, а также токсикомания.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет биология входит в обязательную часть 1 варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида уровня основного общего образования, обеспечивающего реализацию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.



Реализация образовательных программ, адаптированных к особенностям детей с задержкой психического развития по предмету биология

1. Особенности детей с задержкой психического развития. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой первого класса массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико- грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Характерным признаком семилетних детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе. Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

2. Организация и содержание обучения школьников с задержкой психического развития Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами. Существует три вида образовательных программ для детей с отклонениями в развитии: для умственно отсталых в степени дебильности - программа вспомогательной школы (специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида); для детей с задержкой психического развития (ЗПР) - программы для детей с ЗПР; для всех остальных детей - программы массовой школы.

3. Требования к качеству обучения школьников с задержкой психического развития. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету. Параметры измерителей учебных достижений учащихся школы (школы-интерната) для детей с ЗПР аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Конкретные задания, разрабатываются педагогами, работающими с детьми, с учетом клинико-психологических особенностей детей с ЗПР и их возможностей в получении образования. Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ЗПР текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.

Пояснения к адаптированным программам для обучения школьников с задержкой психического развития

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся по результатам обучения должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.




п/п

Дата

Наименование темы урока

Планируемый результат

Лабораторные практические работы

Д/з

ГОС

Образовательная программа

Требования к уровню подготовки учащихся

Тема I: «Человек как биологический вид» (2 часа)

1.


Место человека в системе органического мира

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекооб­разных обезьян. Человек разумный.


Знать: место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; факторы антропогенеза; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы»; биосоциальную природу человека.

Уметь: работать с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме; давать определения «атавизм», «рудимент», приводить примеры.


С.5-8

2.


Особенности человека

Знать: отличительные черты человека от животных; характерные для человека особенности.

Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять результаты логических операций в форме таблиц.

С.6-11

Тема II: Происхождение человека (3 часа)


1-2 (3-4)


Происхождение человека. Этапы его становления

Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.


Знать: этапы и эволюцию человека; основные черты древнего, древнейшего и ископаемого человека, человека современного типа.

Уметь: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой; рисовать эволюционное древо. Объяснять: причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции.

12-14

3 (5)


Расы человека, их происхождение и единство

Человеческие расы, их родство. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека

Ра­сы человека, их происхождение и единство.

Знать: сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас; единство человеческих рас.

Уметь: самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию; осуществлять мыслительные операции и оформлять результаты их в виде таблиц.

Доказывать: несостоятельность расизма.


14-16

Тема III: «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)


1 (6)


История развития знаний о строении и функциях организма

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.


Знать: краткую историю развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен и до наших дней; науки, изучающие человека, методы исследования.

Уметь: €работать с учебником, дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в форме таблиц.

Называть: ученых и показывать их значение для науки



Тема IV: «Общий обзор организма человека» (4 часа)


1 – 2 (7-8)


Клеточное строение организма

Особенности строения и жизнедеятельности клеток

Клеточное строение организма.


Знать: строение и функции клеточных организмов; химический состав клеток; жизнедеятельность и размножение клеток; клеточное строение организма; строение животной клетки.

Уметь: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей органоидов клетки человека; работать со световым микроскопом; готовить микропрепараты; выделять главное, логически мыслить.

Распознавать: на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки.



3 (9)


Ткани и органы

Особенности строения и жизнедеятельности тканей и органов

Ткани: эпителиаль­ные, соединительные, мышечные, нервная..

Знать: сущность понятия «ткань» и «орган»; основные типы и виды тканей, их локализацию в организме человека; особенности строения органов, функционирование, расположение органов.

Уметь: распознавать ткани и органы, ими образованные; самостоятельно работать с учебником, микроскопом, микропрепаратами.

Лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение ткани»


4 (10)


Органы, системы органов. Организм.

Особенности строения и жизнедеятельности органов, систем органов человека

Органы че­ловеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза

Знать: сущность понятий «система органов», «организм»; функции основных физиологических систем и органов, их образующих; функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого.

Уметь: самостоятельно работать с учебником и другими источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной или устной форме.

Называть: органы, входящие в определенные системы, их функции.

Практическая работа № 1 «Распознавание органов и систем органов»


Тема V: «Координация и регуляция (13 часов)


1 (11)


Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

Нервно – гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секре­ции.

Знать: сущность гуморальной регуляции; железы, образующие эндокринный аппарат; особенности работы желез внутренней секреции; чем железы внутренней секреции отличаются от желез внешней секреции; роль гормонов в жизнедеятельности человека.

Уметь: работать с различными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.



2 (12)


Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

Гормоны и их роль в обменных процессах. Нерв­но-гуморальная регуляция.


Знать: что такое «гормоны», «нервно-гуморальная регуляция»; характерные особенности гормонов, их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.

Уметь: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы.

Называть: основные гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции их значение; отличительные черты желез внутренней секреции от желез внешней и смешанной секреции.


3 (13)


Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат человека, его особенности»

Знать: науки, изучающие организм человека; особенности строения органов и систем, функционирования, расположение органов.

Уметь: выполнять тестовые задания



4 (14)


Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Веге­тативная и соматическая части нервной системы. Реф­лекс; проведение нервного импульса.


Знать: строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Сравнивать: строение нервной ткани с другими видами тканей; давать основные определения.


5 (15)


Спинной мозг

Строение и функции спинного мозга.


Знать: место спинного мозга в организме человека, форму, длину и массу; внешнее и внутреннее строение, функции.

Уметь: работать с текстом учебника; логически мыслить.

Объяснять: строение спинного мозга и называть его функции.

Лабораторная работа № 2 «Строение спинного мозга»


6 (16)


Строение и функции головного мозга

Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

Строение и функции отделов голов­ного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полуша­рий и ее связи с другими отделами мозга.

Знать: строение основных отделов головного мозга, выполняемые ими функции; особенности микроскопического строения мозга.

Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных и условных рефлексов

Лабораторная работа № 3 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»


7 – 8 (17-18)


Полушария большого мозга

Знать: особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий.

Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных рефлексов




9 (19)


Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

Гигиена органов чувств

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Гигиена орга­нов чувств

Знать: что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; гигиену зрения.

Уметь: выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с дополнительной литературой и текстом учебника.

Называть: составные части зрительного анализатора, их строение и функции.

Практическая работа №2 «Изучение изменения размера зрачка»


10 (20)


Анализаторы слуха и равновесия

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Гигиена орга­нов чувств

Знать: строение и функции анализаторов слуха и равновесия; гигиену органа слуха.

Уметь: показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой; работать с текстом и рисунками учебника, опорными схемами; разъяснять правила гигиены слуха, равновесии; воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены; логически мыслить.

Называть: составные части слухового анализатора, их строение и функции



11 (21)


Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Гигиена органов чувств

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена орга­нов чувств

Знать: различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; объяснять их значение для человека.


12 (22)


Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость

Органы чувств (анализаторы), их строение и функции

Знать: взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов; роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.

Уметь: внимательно слушать и слышать; совершать основные логические операции.

Сравнивать: строение анализаторов.

Объяснять: значение анализаторов в жизни человека.



13 (23)


Зачетный урок по темам: «Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы». «Анализаторы»


Тема VI: «Опора и движение» (9 часов)


1 (24)


Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение.

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Знать: значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.

Распознавать: части опорно – двигательного аппарата.

Показывать: на своем теле, модели, скелете основные кости скелете



2 – 3 (25-26)


Строение, свойства костей, типы их соединения

Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кос­ти. Рост костей. Возрастные изменения в строении кос­тей. Типы соединения костей.

Знать: виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей.

Уметь: самостоятельно работать с тестом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.

Характеризовать: типы соединения костей, приводить примеры.

Лабораторная работа № 4 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей»


4 (27)


Строение скелета


Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей.

Знать: состав скелета по отделам, пропорции тела и лица.

Уметь: самостоятельно анализировать рисунки и внешний вид отельных костей.

Характеризовать: скелет человека.

Практическая работа № 3 «Изучение внешнего вида отдельных костей»


5 (28)


Мышцы, их строение и функции

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Ос­новные группы мышц, их функции.

Знать: особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; определять местонахождение основных мышц.



6 (29)


Работа мышц

Работа мышц; ста­тическая и динамическая нагрузка. Роль нервной систе­мы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышеч­ной ткани.

Знать: условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.

Давать определения «статистическая» и «динамическая» работа, сравнивать их между собой.

Практическая работа № 4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».


7 (30)


Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигатель­ной системы.


Знать: условия развития костей и мышц; причины возникновения и искривления позвоночника, плоскостопия.

Уметь: внимательно слушать и слышать устную речь; коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить.

Анализировать полученные данные.

Называть меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Практическая работа № 5 «Измерение массы и роста своего организма»


8 -9 (31, 32)


Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

Знать: связи строения и функций скелета и мышц; о чертах сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных; значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма.

Уметь: работать с тестовыми заданиями; давать ответы на вопросы с опорой на таблицы.

Находить: сходство в строении скелета и мышц человека и млекопитающих животных как доказательство их общего происхождения.


Тема VII: «Внутренняя среда организма (4 часа)


1 (33)


Внутренняя среда организма,

Значение постоянства внутренней среды организма

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.


Знать: состав внутренней среды организма; особенности и значение тканевой жидкости, крови, лимфы.

Уметь: самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме



2 (34)


Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции

Значение постоянства внутренней среды организма

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнеде­ятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.

Знать: состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме.

Сравнивать: между собой эритроциты, тромбоциты и лейкоциты.

Лабораторная работа № 5 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»


3 (35)


Иммунитет

Иммунитет

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные при­вивки

Знать: что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотка и вакцина, предупредительные прививки, аллергия.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме.

Сравнивать: между собой типы иммунитета.

Давать определения: «иммунитет», «вакцина», «сыворотка»


4 (36)


Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор

Профилактика ВИЧ – инфекции и заболевания СПИДом

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Донорство

Знать: группы крови, их отличительные признаки; совместимость крови по группам; значение переливания крови, роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

Составлять: механизм агглютинации, значение донорства и переливания крови для сохранения жизни



Тема VIII: «Транспорт веществ» (4 часов)


1 (37)


Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообра­щение. Движение крови по сосудам. Кровяное давле­ние.

Знать: строение и функции крови; как происходит движение крови в организме, и каково значение этого процесса; особенности строения органов кровообращения.

Уметь: работать с текстом и рисунками учебника; подсчитывать пульс; измерять кровяное давление.

Называть: органы кровообращения и их функции.

Показывать: путь крови по большому и малому кругам кровообращения.



2 (38)


Работа сердца

Знать: причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности регуляции работы сердца: автоматизм, нервную и гуморальную регуляции

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.


3 (39)


Движение крови и лимфы по сосудам

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообра­щение. Движение крови по сосудам. Кровяное давле­ние.

Знать: что такое кровяное давление; в каких пределах кровеносной системы оно наибольшее, а где наименьшее; причины изменения кровяного давления и движения крови по организму; что такое пульс; скорость движения крови в разных отделах кровеносной системы; особенности движения крови по венам; особенности работы лимфатической системы.

Уметь: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить: абстрагировать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Практическая работа № 6, 7 «Подсчет пульса в разных условиях», «Измерение кровяного давления»


4 (40)


Зачетный урок по темам: «Опора и движение» «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ»





Тема IX: «Дыхание» (5 часов)


1 (41)


Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания

Потребность организма человека в кислороде возду­ха. Органы дыхания. Строение органов дыхания.

Знать: сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме; выполнять несложные практические задания.

Сравнивать: строение органов дыхания у человека и млекопитающих



2 – 3 (42 – 43)


Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний.

Дыха­тельные движения. Газообмен в легких, тканях; пере­нос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания.

Знать: особенности строения легких; механизм газообмена в легких и тканях; понятие о жизненной емкости легких; сущность дыхательных движений, регуляцию вдоха и выдоха.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; извлекать нужную информацию быстро и качественно логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Характеризовать: изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу.

Давать: определения понятий «альвеола», «жизненная емкость легких"

Практическая работа № 8 «Определение частоты дыхания»


4 – 5 (44 – 45)


Заболевания органов дыхания, их предупреждения.

Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний.

Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Знать: возможные заболевания и нарушения органов дыхания, причины возникновения и профилактику заболеваний дыхательной системы; гигиенические требования к воздушной среде; правила дыхания.

Уметь: разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности.

Обосновывать: вредное воздействие курения.



Тема X: «Пищеварение» (5 часов)


1 (46)


Пищевые продукты и питательные вещества

Питательные вещества и пищевые продукты. По­требность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения


Знать: понятия «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты»; функции пищеварительной системы; роль питательных веществ.

Уметь: давать определения «питание», «пищеварение», «питательное вещество»; самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы)



2 (47)


Пищеварение в ротовой полости

Строение и функции органов пищеварения. Этапы процессов пищеварения

Знать: процесс пищеварения в ротовой полости; строение и функции языка, зубов, слюнных желез.

Описывать: механизм пищеварения в ротовой полости.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекать из них нужную информацию; логически мыслить, оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме

Лабораторная работа № 6 «Воздействие слюны на крахмал»



3 – 4 (48 – 49)


Пищеварение в желудке и кишечнике

Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и под­желудочная железа. Этапы процессов пищеварения.

Знать: особенности строения желудка и кишечника, процессы происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.

Характеризовать: процесс переваривания и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекать их них точно и быстро нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы.

Лабораторная работа № 7 «Воздействие желудочного сока на белки»


5 (50)


Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний

Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний, личная и общественная гигиена

За­болевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравле­ний, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена пи­тания.


Знать: значение кулинарной обработки пищи; режим питании; меры по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях.

Уметь: оказывать первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях; самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; свободно излагать осмысленный материал; формулировать вопросы и отвечать на них.


Тема XI: «Обмен веществ и энергии» (3 часа)


1 - 2 (51 - 52)


Обмен веществ

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.


Знать: сущность процесса обмена веществ; виды обмена веществ: энергетический и пластический обмен; роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ.

Характеризовать и сравнивать: пластический и энергетический обмены; биологическую роль обмена веществ.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Практическая работа № 9 «Определение норм рационального питания»


3 (53)


Витамины

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. Профилактика заболеваний

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитами­ноз. Гипервитаминоз.


Знать: значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет общественной науки в открытии витаминов.

Характеризовать: роль витаминов в обмене веществ.

Называть: основные витамины.

Описывать: болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



Тема XII: «Выделение» (2 часа)


1 (54)

Выделение. Строение и работа почек

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма

Конечные продукты обмена веществ. Органы выде­ления. Почки, их строение и функции. Образование мо­чи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.


Знать: значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме человека; строение нефрона; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

Объяснять: механизмы образования первичной и вторичной мочи.

Распознавать: органы выделительной системы по таблицам.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.



2 (55)

Заболевание почек и их предупреждение

Профилактика заболеваний. Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни. Вредные привычки и их отрицательное влияние на организм

Болезни органов выделения, их пре­дупреждение

Знать: о влиянии заболеваний почек на здоровье человека; роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Объяснять: причины заболеваний и меры по их предупреждению.

Уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них.


Тема XIII: «Покровы тела (3 часа)


1 (56)


Строение и функции кожи

Строение и функции кожи

Знать: строение и функции кожи.

Называть: основные слои кожи.

Объяснять: взаимосвязь их строения и выполняемых функций кожи.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме


2 (57)


Роль кожи в терморегуляции организма

Нервно – гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма – как основа его целостности, связи со средой. Профилактика заболеваний, травматизма. Приемы оказания первой помощи

Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнеч­ном ударах, обморожении, электрошоке.


Знать: роль кожи в теплорегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека; физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи.

Объяснять: механизм терморегуляции.

Оказывать: первую помощь при нарушении терморегуляции.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме



3 (58)


Зачетный урок по темам: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела»



Тема XIV: «Размножение и развитие» (3 часа)


1 – 2 (59 – 60)


Половая система человека

Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни. Профилактика ВИЧ – инфекции и заболевания СПИДом. Вредные привычки и их отрицательное влияние на организм.

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лак­тация.

Знать: преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма; сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери.

Характеризовать: стадии развития зародыша и плода в матке; использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека.

Находить: черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих животных и плода человека.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме



3 (61)


Развитие человека и возрастные процессы

Рост и развитие ребенка

Знать: особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.

Характеризовать: каждый период жизни человека.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме


Тема XV: «Высшая нервная деятельность» (5 часов)


1 (62)


Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды реф­лексов. Формы поведения.

Знать: особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды; заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности; рефлекс – основа нервной деятельности; суть рефлекторной теории поведения; особенности врожденных и приобретенных форм поведения.

Объяснять: суть условных и безусловных рефлексов.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме


2 (63)


Торможение, его виды и значение

Торможение

Знать: роль и физиологическую природу различных видов торможения; взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме



3 (64)


Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека. Биоритмы. Факторы здоровья, факторы риска, адаптация.

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

Знать: биологическое значение чередования сна и бодрствования; расстройства возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики.

Характеризовать: фазы сна.

Объяснять: причины расстройств сна и их последствия.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями.


4 (65)


Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека.

Особенности высшей нерв­ной деятельности и поведения человека. Познаватель­ные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Гигиена умственного труда.


Знать: особенности высшей нервной деятельности человека; значение речи, сознания и мышления; роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания; сущность памяти, ее виды; способность к трудовой деятельности в становлении человека.

Характеризовать: высшую нервную деятельность человека в отличие от животных.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями



5 (66)


Типы нервной деятельности

Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека

Типы нервной деятельности

Знать: типы нервной деятельности; темперамент; характерные признаки типов нервной системы; сущность понятий «темперамент», «характер», «личность»; роль окружающей среды на формирование типа нервной системы.

Объяснять: суть понятий «темперамент», «характер», «личность».

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями


Тема XVI: «Человек и его здоровье»


67


Оказание первой доврачебной помощи

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи (ушибы, растяжение связок, вывихи, переломы, раны, укусы животных, ожоги, тепловой и солнечный удар, обморожение, отравление, реанимационные мероприятия.

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Знать: основные правила оказания первой доврачебной помощи

Объяснять: алгоритм действий при оказании первой доврачебной помощи при кровотечении, отравление угарным газом, спасение утопающего, травмах, ожогах, обморожениях.

Уметь: самостоятельно оказывать первую доврачебную помощь при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.

Лабораторная работа № 8 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»


68


Вредные привычки. Заболевания человека.

Привычки (вредные и полезные). Заболевания человека.

Соблюдение правил здорового образа жизни.

Знать: виды привычек, различные виды заболеваний человека.

Объяснять: понятие «привычка».

Уметь: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний



69


Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание.

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание.

Факторы риска: гиподинамия, переутомление. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.

Объяснять: зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Объяснять: определение понятию «утомление»,

Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)



70


Гигиена человека. Стресс и адаптация.

Гигиена одежды и обуви, питания, сердечно-сосудистой системы, дыхания, органов чувств, нервной системы. Стресс и адаптации организма.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Фактор риска: стресс. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Знать: правила гигиены, санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

Объяснять: влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для:

-рациональной организации труда и отдуха;

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Практическая работа № 10 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».




Рабочая программа ориентирована на использование учебника:


Сонин Н.И. Биология:Человек. 8 кл: учебник/ Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 2-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 302 с.: ил.

методических пособий для учителя:

1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. - 255 с;

  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дро­фа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

  2. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­свещение, 1997. - 240с: ил.

  3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

  4. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1) Сонин Н.И. Биология:Человек. 8 кл: учебник/ Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 2-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 302 с.: ил.;

2) Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.

-96с

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках тре­бований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

  • Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»