СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 13»
Асбестовского городского округа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор
________Поспелова Е.С. МБОУ ООШ №13 АГО
от «01» сентября 2015 г. _______Н.К. Макурина
приказ № о/д
от «01» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС)
основное общее образование
5 класс
на 2015-2016 учебный год
Принято
на педсовете МБОУ ООШ № 13 АГО
Протокол №
от августа 2015 г.
Составитель:
Казанцева Ольга Михайловна,
первая квалификационная
категория
Асбестовский городской округ
2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2.Пояснительная запискаРабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования базового уровня, разработана в соответствии с нормативными документами:
-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») с изменениями от 22.09.2011 г. № 2357;
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ №13 АГО от 02.09.13 г., с изменениями от 30.05.14 г.
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
-формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
3.Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Количество часов в неделю – 1 ч. Количество часов в год – 35 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
5.Планируемые результаты образования
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс
Учащиеся должны знать:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс
Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов
Содержание | Кол-во часов |
«Древние корни народного искусства» | 8 |
«Связь времен в народном искусстве» | 9 |
«Декор - человек, общество, время» | 10 |
«Декоративное искусство в современном мире». | 8 |
Всего | 35 |
8.Учебно -методическое и материально техническое -обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013. -129с.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
Технические средства обучения
Компьютер, проектор
Методический фонд
Репродукции картин художников.
Муляжи для рисования
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
9.Контрольно-измерительныйе материалы
Формы и средства контроля по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контролявозможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контрольосуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый, текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Тест по изобразительному искусству для 5 класса
1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
- печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце, расписная посуда, телевизор.
2. Перечислите графические материалы в изобразительном искусстве
________, _______, ______, _______, ___________________, _______________
3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: .
- кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон, душегрея.
4. Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.
5. Какая композиция называется симметричной.
А) изображение слева подобно изображению справа
Б) выверенное чередование
В) изучение закономерностей
6. Какие цвета являются основными
А) красный, синий, зеленый
Б) красный, желтый, синий
В) красный фиолетовый, синий
7. Натюрморт – это изображение:
А) мертвой натуры
Б) живой натуры
8. Назовите ахроматические цвета?
______________, ____________, ___________
9. Приведите пример теплой цветовой гаммы:
А) красный, оранжевый, коричневый
Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый. красный, желтый
В) зеленый, черный, серый, белый, красный
10. Что такое ритм?
А) выразительность и гармония
Б) Чередование изобразительных элементов
В) полноправный элемент композиции
11. Подчеркните правильное окончание определения:
В линейной перспективе все предметы при удалении а) увеличиваются
б) уменьшаются
в) остаются без изменений.
В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
а) сходятся в одной точке
б) остаются параллельными
в) расходятся.
В воздушной перспективе предметы при удалении а) четкие б) покрыты дымкой, расплывчаты.
6. Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по ИЗО в 5 классе ( по Б.М. Неменскому)
№ п/п
| Содержание (тема) | Тип урока, количество часов |
| Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата | |||||
Планируемые результаты (предметные)
| Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||||
Древние корни народного искусства- 8 часов (1 четверть) | ||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве
| урок получения новых знаний
1 ч. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому | Рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации
| Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
2 | Убранство русской избы Русская изба: единство конструкции и декора.
Отражение картины мира в структуре и декоре крестьянского дома | урок получения новых знаний
1 ч. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Смыслообразование Ценностное отношение к историческому прошлому рассуждать, , анализировать, обобщать
| Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка |
| ||
3 | Внутренний мир русской избы Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Единство пользы и красоты внутреннего пространства крестьянского дома | урок получения новых знаний
1 ч. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности
| рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
4 | Конструкция и декор предметов народного быта
Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ | урок получения новых знаний
1 ч. | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности
| рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
5 | Русская народная вышивка Орнамент как основа декоративного украшения. Символика цвета и связь образов и мотивов крестьянской вышивки | урок получения новых знаний
1 ч. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цвета, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Смыслообразование Самоопределение Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности
| рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
6 | Народный праздничный костюм Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма
| урок получения новых знаний 1 ч. | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. | Сомоопределение Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-эстетическая оценка
| рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
|
| |
7 | Народные праздничные обряды Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение
| урок обобщения
1 ч. | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т.д.) | Эмоционально-эстетическая оценка
| рассуждать, сравнивать, анализировать, самостоятельно составлять алгоритм действий Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества, аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
8 | Народные праздничные обряды Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение
| урок обобщения 1 ч. | Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства,отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности
| рассуждать, сравнивать, анализировать, самостоятельно составлять алгоритм действий Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества, аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
Связь времен в народном искусстве - 8 часов (2 четверть) | ||||||||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках
Элементы узоров, техника исполнения Филимоновской, Дымковской, Каргапольской игрушки
| урок получения новых знаний
1 ч. | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов. Осуществлятьсобственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Ценностное отношение к миру природы Эмоциональная отзывчивость | рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, | целеполагание, планирование |
| ||
10 | Искусство Гжели Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели)
Элементы узоров, техника исполнения Гжели
| урок получения новых знаний 1 ч. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценкупроизведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приёмы гжельского кистевого мазка- «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Стремление к самопознании. Интерес к способу решения задачи | рассуждать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
11 | Городецкая роспись Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (городецкая роспись)
Элементы узоров, техника исполнения городецкой росписи
| урок получения новых знаний 1 ч. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оцениватьпроизведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладеватьдекоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца | Ценностное отношение к миру природы | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Извлечение необходимой информации | Проявлять активность. Умение слушать мнение одноклассников | : планирование, контроль за поэтапностью работы |
| ||
12 | Хохлома Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Хохлома) Элементы узоров, техника исполнения хохломской росписи
| урок получения новых знаний 1 ч. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оцениватьпроизведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различатьих. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Осознание значимости семьи. Любовь к родномукраю | анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, | : планирование, самоконтроль, самооценка |
| ||
13 | Жостово (роспись по металлу)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Жостово) Элементы узоров, техника исполнения жостовской росписи
| урок получения новых знаний 1 ч. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оцениватьпроизведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | рассуждать, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий | Формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
| урок получения новых знаний 1 ч. | Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приёмы росписи. Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи. | Ценностное отношение к миру природы | рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, | преобразование практической задачи в познавательную |
| ||
15 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Связь времен в народном искусстве. | урок обобщения 1 ч. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка |
| ||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни
| урок обобщения 1 ч. | Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчёте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве». | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
Декор – человек, общество, время -11 часов (3 четверть)
| ||||||||||
17 | Зачем людям украшения
Выразительные возможности изобразительного искусства
Особенности украшений древних воинов, вождя племени, охотников
| урок получения новых знаний 1 ч. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя , пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Смыслообразование Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
18 | Зачем людям украшения Особенности украшений древних воинов, вождя племени, охотников | урок закрепления знаний 1 ч. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя , пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Символика элементов декора в произведениях Др Египта | урок получения новых знаний 1 ч. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта,давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, форм и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной Эмоционально-нравственная отзывчивость деятельности | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Символика элементов декора в произведениях Др Греции | урок закрепления новых знаний 1 ч. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, форм и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древней Греции. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древней Греции | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
21 | Одежда «говорит» о человеке История костюма.
Выявлять роль людей, их отношения в обществе, выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам
| урок получения новых знаний 1 ч. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
22 | Одежда «говорит» о человеке Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Выявлять роль людей, их отношения в обществе, выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам
| урок закрепления знаний 1 ч. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
23 | О чём рассказывают гербы и эмблемы Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики | урок получения новых знаний 1 ч. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость патриотизм | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
24 | О чём рассказывают гербы и эмблемы Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики | урок закрепления и обобщения новых знаний 1 ч. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
25 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Систематизация произведений декоративно-прикладного искусства по социально-стилевым признакам | урок обобщения 1 ч. | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Систематизация произведений декоративно-прикладного искусства по социально-стилевым признакам | урок обобщения знаний 1 ч. | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Систематизация произведений декоративно-прикладного искусства по социально-стилевым признакам | обобщение темы 1 ч. | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
Декоративное искусство в современном мире – 7 часов (4 четверть) | ||||||||||
28 | Современное выставочное искусство Материалы и техника современного декоративно-прикладного искусства ( майолика, керамика, терракота, ансамбль, фактура) | учебная экскурсия 1 ч. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам майолику, керамику. Использовать в речи новые термины современного искусства декоративно-прикладного искусства. | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми | : задавать вопросы, слушать собеседников | адекватно использовать речь |
| ||
29 | Современное выставочное искусство Художественное стекло, гутное стекло металл, ковка, литье | урок решения практических задач 1 ч. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, ковку, литье, металл. | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира. | узнавать, называть и определять материалы и техники современного декоративно- прикладного искусства | проявлять активность для решения познавательных задач | самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы учебных и познавательных задач |
| ||
30 | Современное выставочное искусство гобелен, батик | урок обобщения и систематизации знаний 1 ч. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т.д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
31 | Ты сам – мастер Эскиз,картон, агралит, мешковина, холст, фактура | урок решения практических задач 1 ч. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
32 | Ты сам – мастер
| урок решения практических задач 1 ч. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
33 | Ты сам – мастер
| урок решения практических задач 1 ч. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому
| рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
| ||
34-35 | Ты сам – мастер
| урок обобщения 2 ч. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации
| целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка |
|