СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Математика и конструирование" 2 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа ведётся в рамках внеурочной деятельности во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Математика и конструирование" 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПРЖЕВАЛЬСКАЯ средняя школа

Демидовского района Смоленской области



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании пед. совета зам. директора по УВР директор школы

Протокол № 1 от 30.08.16 г. 30.08. 2016 г. Приказ № ___от 31.08.16

____(З.В. Парфенова) _______ (С.М. Турбаев)












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «
Математика и конструирование»

2016-2017 учебный год










Класс: 2


Учитель: Домнина Е. Е.














п. Пржевальское

2016г.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

Основная образовательная программа НОО МБОУ Пржевальская СШ на 2016-2017г.

Авторская программа общеобразовательных учреждений С.И.Волковой, О.Л. Пчелкиной «Математика и конструирование», начальные классы, в 2 ч., утвержденной МО РФ.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и

репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,

планирование (умение составлять план действий и применять его для решения

практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при

различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

 формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе

организации совместной продуктивной деятельности;

формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на

основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Курс «Математика и конструирование» во  2 классе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе  – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального.

Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения).

Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения с точки зрения математики. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.  Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Конструирование  как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы:

математика – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами;

окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также  универсальные учебные действия.

Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.



Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

— Положительное отношение и интерес к изучению математики.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.



Содержание курса



2 класс (34 часа)

Данный интегрированный курс объединяет 2 разноплановых предмета: математику и трудовое обучение. Курс включает следующие разделы:

- геометрическая составляющая;

- конструирование.

Геометрическая составляющая

Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине (на глаз, наложением). Различное расположение отрезков на плоскости: пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Вертикальное, горизонтальное, наклонное расположение отрезков.

Графическое изображение результатов сравнения групп предметов по их количеству с использованием отрезков (схематический чертеж).

Длина отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью измерения) и с использованием циркуля.

Ломаная. Вершина, звено ломаной. Длина ломаной. Вычерчивание ломаной по заданному числу звеньев и их длине.

Прямоугольник. Противоположные стороны и диагонали прямоугольника. Квадрат. Практическая работа со счетными палочками. Построение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге.

Окружность. Круг. Радиус. Центр окружности. Диаметр окружности. Работа с циркулем.

Конструирование

Основные приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея, технологии выполнения этих операций.

Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой, циркулем.

Организация рабочего места.

Практические работы с бумагой: сгибание бумаги, разметка бумаги по шаблону: основные приемы и правила разметки. Разметка бумаги с помощью линейки с делениями.

Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.

Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник.

изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников («Цыплёнок», «Автомобиль»). Конструирование модели ребристого шара.

Изготовление способом оригами изделий: «Воздушный змей», «Жук», «Щенок».

Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры.

Один из разделов курса посвящён оригами. Перечислить все достоинства этого способа изготовления фигурок из бумаги невозможно. Все фигурки конструируются из моделей изученных детьми геометрических фигур, в дальнейшей работе с которыми происходит повторение и закрепление данного материала, осознание значимости полученных знаний и формирование умений использовать знания в новых условиях. Кроме того, оригами совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует концентрации внимания, формирует культуру труда.

В процессе изучения курса «Математика и конструирование дети учатся:

· работать с чертежом, технологической картой и составлять их;

· работать с чертёжными инструментами;

· определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом технологических и эстетических требований.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Вводный урок. Виды углов.

1



2

Отрезок.

1



3

Длина отрезка.

1



4

Ломаная.

1



5

Прямоугольник.

1



6

Противоположные стороны.

1



7

Диагональ прямоугольника.

1



8

Квадрат.

1



9

Вершины квадрата.

1



10

Простейшие геометрические фигуры. Многоугольник.

1



11

Практическая работа со счётными палочками.

1



12

Практическая работа «Преобразование фигур».

1



13

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге.

1



14

Середина отрезка.

1



15

Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек.

1



16

Практическая работа «Изготовление подставки для кисточек»

1



17

Окружность. Круг. Радиус. Центр окружности.

1



18

Работа с циркулем.

1



19

Диаметр окружности.

1



20

Практическая работа «Изготовление ребристого шара»

1



21

Практическая работа «Изготовление ребристого шара»

1



22

Упражнения для развития мышления.

1



23

Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»

1



24

Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»

1



25

Практическая работа «Изготовление аппликации «Автомобиль»

1



26

Практическая работа «Изготовление аппликации «Автомобиль»

1



27

Изготовление модели складного метра

1



28

Оригами «Воздушный змей»

1



29

Оригами «Жук»

1



30

Оригами «Щенок»

1



31

Работа с конструктором

1



32

Работа с конструктором

1



33

Работа с конструктором

1



34

Итоговое занятие.

1






Литература:



1.Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.

2.С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .

3.Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. Математика и конструирование: 1 класс. 

3.Моро М. И. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы.

Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику: 1 класс.