СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Моя малая родина" для учащихся 9 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОДО "Моя малая родина" для учащихся 9 класса. Построена с учетом регионального компонента. рассчитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения дополнительного образования "Моя малая родина" для учащихся 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г.Лаишево

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан»



«Согласовано»

Никонорова Л.А.,

заместитель директора по ВР

__________________

«______»_______________2016г.







Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Моя малая родина»

для учащихся 9 класса

учителя русского языка и литературы

Козиной Марины Ивановны





2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа работы школьного кружка «Моя малая родина» составлена на региональном материале исторического краеведения и соответствует федеральному ком­поненту Государственного стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) и примерной программе по истории.

Изучение истории на основе регионального компонента в рамках дополнительного образования обучающихся 6- 11-х классов создает условия для формирования устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории.

Программа рассчитана на 35 ч., 1 ч. в неделю.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина.  Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, про­водимое на научной основе. Объектами изучения являются социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, го­рода, района, края. История родного края рассматривается как часть отечест­венной истории, а местные события как проявление закономерности истори­ческого процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывает­ся с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах  образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности.

            В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.

                 Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является религия и история церкви. История религиозных конфессий в Лаишевском крае, прошлое храмов восстанавливаются через обращение к различным источникам, памятникам церковной истории и культуры.

Главными объектами изучения является г. Лаишево и Лаишевский район.




Цели и задачи кружка:


  1. Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;

  2. организация деятельности по сбору краеведческого материала;

  3. развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);

  4. воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину;

5. подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-

практических конференциях;


Программа кружка «Музейная педагогика» рассчитана на обучающихся 11 классов. Краеведческие кружки специфичны по составу участников, так как в краеведческий кружок приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители путешествий.

С учетом возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в кружок была составлена программа.

Время, отведенное на обучение, составляет 35 часов в год, 1 ч. в неделю.

Принципиальным отличием курса от предметов общеобразовательной школы является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается, прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.

Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с крае­ведами, экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад и конкурсов.

Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, ре­фератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры города Канска, Канского района, встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные игры и т.д.).


Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с прак­тикой. На занятиях кружка изучается материал исторического, археоло­гического, этнографического, архитектурного характера, а также материал по соци­ально-экономическому, культурному, политическому развитию края в ком­плексе, не повторяя школьной программы.

.

Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных исторических зна­ний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и исследовательских работах.




Объект изучения: история и культурное наследие г. Лаишево и Лаишевского района.

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Лаишевскому району и г. Лаишеву Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам  школьного музея и исследовательских работ учащихся ,  она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности  малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось народом проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а затем  применять на практике, представлять его на мероприятиях по краеведению, на мероприятиях школьного музея. Программа призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.

Программа рассчитана на учащихся 9 классов, реализуется в течение года. Программа предназначена для проведения кружковой работы в общеобразовательных школах и в заведениях дополнительного образования. Занятия проводятся как в стационарных помещениях общеобразовательных школ и в помещениях дополнительного образования, так и вне стен этих заведений (прогулки; экскурсии; выезды; посещение музеев, архива, объектов исторического наследия и т.д.)


Цели программы:

  • Приобщать учащихся к истории Малой Родины. 

  • Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности.

  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.

  • Познакомить учащихся с историческим и культурным наследием г.Лаишево и Лаишевского района.

  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Основные задачи: передать колорит исторической эпохи, раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий.

Задачи программы

  • Изучение прошлого и настоящего своей Малой родины, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и области.

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.

  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения.

  • Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.

Методические приемы:

  • Исследовательская деятельность.

  •  Поисковая деятельность.

  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

  • Индивидуальная работа с учащимися.

  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Конференции.

  • Занятия

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность

  • Создание презентаций, выставок.

Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.


Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.


Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей, городскую библиотеку и на предприятия, которые расположены на территории города;

  • пешие экскурсии по городу и окрестностям;

  • посещение архива города;

  • сбор материалов;

  • оформление материалов экспедиции;

  • оказание помощи в создании и оформлении новых экспозиций школьного музея;

  • участие в краеведческих конкурсах;

  • приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии;





Календарно-тематическое планирование


Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

план

факт

1




Введение. Правила техники безопасности на занятиях.


Задачи кружка. Правила ТБ.




1






2






Краеведение – наука о родном крае.





Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.


1








3



Археология и краеведение.

Что такое археология.

Прошлое и настоящее.

1



4-5











Историка - краеведческие источники. Науки их изучающие.






Понятие о музейном предмете. Вещь исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, кинофильмы, звука - видеозаписи и пр.).

Ознакомление с ресурсами школьного музея. План работы кружка на год.


2














6







Мира не узнаешь, не зная края своего.






Дать основные сведения, касающиеся темы. Экскурсия на природу. Рельеф нашей местности.

Духовная культура Лаишевского района

Оформление папок, альбомов.




1







7-8




Город Лаишево на карте Татарстана.




Презентации на темы:

«Страницы истории Лаишевского района»


2







9-11


По дорогам родного края.



3






12-13


Наши древнейшие земляки.




2





14



Святыни Лаишевского района.




1





15-18






Оформление материала о Лаишевской земле

Создание презентаций, коллажей, фильмов о Лаишевской земле




4













19-22




Лаишевский район и город Лаишево.


.


Знакомство с природой нашего края. Физико-географическая характеристика области. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

4








23-24



История города.





Знакомство с историей города



2






25




Экология и краеведение.




Природоохранная деятельность в Лаишевском районе. Окружающая среда.



1






26-27





Топонимика.









Наука топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев, легенды, рассказы.

Топонимы.



2









28


Легенды и время.


Откуда пошел мой род.



Сочинение рассказов, легенд о родном


1




29-30




Реликвии моей семьи.

крае.


Знакомство со своей родословной.

2





31








Создание родословной своей семьи.


Примерные темы работ: «Реликвии моей семьи»

1







32





О чем рассказали книги.



«Моя личная коллекция», «Рассказы моей бабушки».


Экскурсия в библиотеку. Работа с краеведческой литературой.


1



31-32

Лаишевская земля в поэзии земляков


Знакомство с литературными произведениями.

Создание презентаций: « Мой отчий дом», «Моя малая родина»

2



33-34


Здесь пыль веков.



Рассказы о музеях. Провести экскурсию в школьный музей для младших школьников.

2





35


Музей Лаишевского края

Посещение Лаишевского краеведческого музея.

1



ИТОГО: 35 часов





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Документальные источники.

Справочные издания.

  1. Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева

  2. // Большая Российская энциклопедия. —  М., 1993. —  Т.1.- С. 475—476.

3. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. —  М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»,.

4. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. —3-е изд. —  М., 1973. —  Т. 13. —  С. 920.

Монографии и статьи.

1. Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения./А. И. Александров //Преподавание истории в школе. — 1982. — № 3. —  С.59—61.

2. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. — 1988. — № 6. —  С.26—28.

3. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. —  С. 40—47.

4. Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1991.- № 3. —  С. 128—131.

5.Ресуроы интернет. Википедия.