СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПМ.03 «Организация использования лесов»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский лесотехнический техникум».

Разработчики:

Конькова Е. П. преподаватель

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПМ.03 «Организация использования лесов»»

Приложение 46 к ППССЗ

по специальности

35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство














Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ.03. Организация использования лесов


ЛХ-15-1, ЛХ-16-2с





























2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство.


Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский лесотехнический техникум».


Разработчики:

Конькова Е. П. преподаватель


Рекомендована ПЦК 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство»


Протокол № __ от « _ » 2017 г.



«Утверждаю»
Руководитель УМО

_______________Т.С. Пащенко
«_____» _________ 2017 г.







СОДЕРЖАНИЕ


1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля 7

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 17

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 21



1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Организация использования лесов

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее рабочая программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация использования лесов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и региональных компетенций (РК):

1. Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.

2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.

3. Планировать и осуществлять побочное пользование лесом

РК.1. Подбирать лесозаготовительную технику и оборудование для заготовки древесины

РК.2. Планировать и осуществлять контроль качества выполнения лесосечных работ


Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области лесного и лесопаркового хозяйства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

    1. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

иметь практический опыт:

  • отвода лесных участков на местности под различные виды использования лесов;

  • выбора технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями;

  • оформления технологической карты;

  • выбора способа очистки лесосек;

  • установления нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики;

  • разработки и осуществления мероприятий рекреационной деятельности;

уметь:

  • работать с электронной базой материалов лесоустройства;

  • использовать геодезические приборы и оборудование при отводе лесных участков;

  • устанавливать и обозначать на местности границы лесосек;

  • оформлять документацию по отводу лесосек;

  • контролировать и принимать работы по отводу лесных участков;

  • проводить оценку качества отведенных участков;

  • давать оценку правильности составленных технологических карт;

  • подбирать технологию заготовки живицы и других лесных ресурсов;

  • проводить ландшафтный анализ территорий;

  • выполнять функциональное зонирование лесных участков и ландшафтную таксацию лесных насаждений;

  • организовывать проведение мероприятий по благоустройству и реконструкции лесопарков;

  • осуществлять контроль за состоянием и использованием лесных участков при различных видах использования лесов;

  • работать с нормативной документацией;

  • организовывать работу производственного подразделения;

  • проводить инструктаж по охране труда и безопасности тушения лесных пожаров;

  • осуществлять подбор участков на проведение рубок лесных насаждений, определять интенсивность рубок, технологию и оформлять проектную документацию.

  • осуществлять расчеты по определению объемов заготовки древесины;

  • определять способы заготовки древесины, способы очистки лесосек и планировать мероприятия по приему-сдаче лесосек;

  • определять размеры расчетной лесосеки;

  • оформлять отчетную документацию по использованию лесов;

  • оформлять документацию по аренде лесных участков, купле-продаже лесных участков и бессрочному пользованию лесными участками;

  • подбирать машины и механизмы для осуществления мероприятий по уходу за лесами, заготовке древесины, транспортировке и очистке мест рубок;

знать:

  • технику отвода лесных участков;

  • системы и виды рубок лесных насаждений и их организационно-технические элементы;

  • способы осуществления основных технологических процессов заготовки древесины;

  • технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

  • принципы организации и ведения хозяйства в лесах для осуществления рекреационной деятельности;

  • пути повышения устойчивости лесов, их санитарно-гигиенических и оздоровительных функций при осуществлении рекреационной деятельности;

  • правила оформления технической документации;

  • нормативно-правовую документацию по видам использования лесов и охране окружающей среды при использовании лесов;

  • правила охраны труда и пожарной безопасности при использовании лесов.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 819 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 603 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 402 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 201 часов;

учебной и производственной практики – 216 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация использования лесов, в том числе профессиональными (ПК), региональными (РК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов

ПК 3.2.

Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими

ПК 3.3.

Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность

ПК 3.4.

Планировать и осуществлять побочное пользование лесом

РК.1.

Планировать и осуществлять контроль качества выполнения лесосечных работ

РК.2.

Подбирать лесозаготовительную технику и оборудование

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля 3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профес-сиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учеб-ная,

часов

Производствен-ная

(по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия на производстве,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

ПК 3.1.- 3.2.

РК.1, РК.2

Раздел 1. Заготовка древесины

633

302

66

56

30

151

14

72

108

ПК 3.4.

Раздел 2. Заготовка живицы и других лесных ресурсов

48

32

14



16




ПК 3.3.

Раздел 3. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

138

68

14

20


34


36



Производственная практика (по профилю специальности)




108


Всего:

819


402

94

76

30

201

14

108

108


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)



Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Заготовка древесины

633


МДК 03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов



Тема 1.1. Понятие леса и лесного участка

Содержание

2


1.

Понятие леса и лесного участка


2

2.

Право собственности на лесные участки

2

3.

Пребывание граждан в лесу

2

4.

Порядок освоения лесов

3

Тема 1.2. Виды использования лесов

Содержание

2


1

Общие понятия об использовании лесов


1

2

Подразделение лесов на землях лесного фонда по целевому назначению

2

3

Виды использования лесов

2

Тема 1.3. Лесное районирование и классификация лесов

Содержание

4


1

Районирование лесов. Лесорастительные зоны, лесные районы


2

2

Типологическая классификация лесов

2


1

2

3

4

Тема 1.4. Рубки лесных насаждений по уходу за лесами

Содержание

12


1. Виды рубок и их характеристика


1

2. Нормативы рубок согласно Правилам ухода за лесами

2

3. Сроки и очередность проведения рубок

2

Практические занятия на предприятии (Учебно-опытное лесничество)

4


  1. Подбор насаждений для проведения рубок ухода

3

  1. Составление проекта и технологической карты рубок ухода

3

Тема 1.5. Технология рубок ухода

Содержание

52


1. Технология рубок ухода в молодняках


2

2. Технология рубок ухода в средневозрастных насаждениях

2

3. Химический уход за лесом


Практические занятия на предприятии (Учебно-опытное лесничество)

30


  1. Отвод лесосек под рубки ухода


3

  1. Материально-денежная оценка лесосеки

3

  1. Разбивка технологической сети

3

  1. Закладка пробных площадей

3

  1. Рубка лесных насаждений

3

Тема 1.6. Оформление отчетной документации по рубкам ухода за лесом

Содержание

6


1. Порядок оформления отчетной документации и формы отчета


2

2. Оценка качества проведения работ по уходу за лесами


Практические занятия

4

3

1. Оформление отчетной документации по уходу за лесами

Тема 1.7. Учет результатов рубок ухода

Содержание

6


1. Цели и задачи учета. Методы учета.


2

2.Оформляемая документация.

2

Практические занятия

2


Учет результатов рубок ухода


3

Тема 1.8. Особенности ухода за лесами различного целевого назначения

Содержание

6


1. Особенности рубок ухода и сопутствующих им мероприятий защитных, эксплуатационных лесов.


2

Практические занятия

2


Составление проекта ухода за лесом в разных категориях лесов


3

Тема 1.9. Санитарный уход за лесами

Содержание

4


  1. Классификация мероприятий санитарного ухода за лесами. Объекты ухода.


2

Практические занятия

2


Оформление проектной документации под санитарные рубки

3

Тема 1.10. Контроль и оценка качества ухода за лесами

Содержание

6


1. Организация контроля. Классы качества, показатели, критерии оценки качества рубок ухода и других мероприятий.


2

2. Оформляемая техническая документация. Ответственность за качество рубок ухода и других мероприятий.

2

Практические занятия

4


Оформление документации по контролю и оценке качества ухода за лесами


3

Тема 1.11. Комплекс машин и механизмов для рубок ухода за лесами

Содержание

2


1.

Машины и механизмы для рубок ухода в молодняках


2

2.

Машины и механизмы для рубок ухода в средневозрастных насаждениях

2

Тема 1.12. Правила заготовки древесины

Содержание

4


1.

Общие понятия о заготовке древесины



2

2

2.

Правила заготовки древесины

2

Практические занятия

Порядок предоставления участков леса для заготовки древесины

3

Тема 1.13. Рубки лесных насаждений

Содержание

8


1.

Рубки лесных насаждений, категории рубок



4

2

2.

Формы рубок лесных насаждений

2

Практические занятия

Организационно-технические элементы рубок. Нормативная документация

3

Тема 1.14. Организация использования лесов. Права пользования лесными участками

Содержание

20


1.

Нормативная документация по организации использования лесов


1

2.

Расчетная лесосека и лесосечный фонд

2

3.

Постоянное (бессрочное) пользование

2

4.

Аренда лесных участков

2

5.

Договор купли-продажи лесных участков

2

6.

Выполнение работ по контракту

2

7.

Лесная декларация

2

Практическое занятие

12


Оформление документации по аренде лесных участков

3

Оформление договора купли-продажи лесных участков

3

Заполнение лесной декларации

3

Тема 1.15. Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений

Содержание

2


1.

Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений


2


1

2

3


Тема 1.16. Рубки лесных насаждений с целью заготовки древесины

Содержание

12


1.

Рубки лесных насаждений, категории рубок


2

2.

Формы рубок лесных насаждений

2

3.

Организационно-технические элементы рубок. Нормативная документация

2

Практическое занятие

8


Планирование ежегодного объема заготовки древесины

3

Заполнение проектной документации по заготовке древесины

3

Тема 1.17. Расчетная лесосека, порядок исчисления расчетной лесосеки

Содержание

4


1.

Общие положения


2

2.

Исчисление расчетной лесосеки

2

Практическое занятие

2


Исчисление расчетной лесосеки

3

Тема 1.18. Отвод лесосек под рубки с целью заготовки древесины

Содержание

8


1.

Нормативно-инструктивная документация по отводу и таксации лесосек


2

2.

Порядок отвода. Способы таксации лесосек. Проверка качества отвода лесосек и передача их лесозаготовителям.

2

Практические занятия

4


3

  1. Составление абриса отвода под заготовку древесины. Отвод лесосеки в натуре

Тема 1.19. Сплошные рубки лесных насаждений

Содержание

20


1.

Рубки лесных насаждений, категории рубок


2

2.

Формы рубок лесных насаждений

2

3.

Организационно-технические элементы сплошных рубок. Нормативная документация

2

4.

Экологические последствия сплошных рубок


Практическое занятие

6


Подбор участков для проведения сплошных рубок

3

Составление технологической карты на сплошные рубки

3

Тема 1.20. Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений

Содержание

22


1.

Выборочные рубки спелых, перестойных насаждений и их виды


2

2.

Добровольно-выборочные и группово-выборочные рубки

3

3.

Постепенные рубки в системе выборочных

3

Практическое занятие

12


3

3

3

Составление технологической карты на выборочную рубку

Составление технологической карты на равномерно-постепенную рубку

Составление технологической карты на чересполосно-постепенную рубку


1

2

3

4

Тема 1.21. Виды лесосечных работ

Содержание

8


1.

Виды лесосечных работ


1

2.

Лесосека и ее элементы. Погрузочные пункты и вывозка древесины.

2

Практические занятия

2


1.

Технология лесосечных работ

3

2.

Машины и механизмы на валке леса

3

Тема 1.22. Очистка лесосек

Содержание

2


1.

Очистка лесосек


2

Тема 1.23 Осмотр мест рубок. Контроль качества лесосечных работ

Содержание

6


  1. Осмотр мест рубок. Контроль качества лесосечных работ


2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

Тема: Проект мероприятий по заготовке древесины

30

3

Тема 1.24. Оформление отчетной документации по заготовке и учету древесины

Содержание

54


1.

Виды отчетов и порядок их предоставления


2

2.

Учет и маркировка древесины

2

3.

Транспортировка древесины и учет сделок с ней

2

4.

Единая Государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС)

2

Практическое занятие на предприятии ГКУ ТО «Тюмень-лес»

22


3

Оформление отчетов по заготовке древесины

Порядок осмотра лесосеки. Составление акта осмотра лесосеки

3

Учет и маркировка древесины

3

Транспортировка древесины и учет сделок с ней

3

Единая Государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС)

3

Итого практические занятия на предприятиях

56


Самостоятельная работа при изучении раздела 1.

151


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Оформление пояснительной записки к курсовой работе

Работа с нормативной документацией

Примерная тематика домашних заданий:

1. Решение ситуационных задач по пройденным темам

2. Написание рефератов

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы раздела 1:

  1. Классификация рубок спелых и перестойных насаждений.

  2. Принципы выбора видов и вариантов рубок спелых и перестойных насаждений для заготовки древесины.

  3. Технологическая карта на разработку лесосек.

Учебная практика (по профилю специальности) на территории учебно-опытного лесничества и ГБУ ТО «Тюменская авиабаза»

72

3

Виды работ:

- отвод и таксация лесосек

- перечет деревьев

- составление ведомости перечета деревьев

- расчет материально-денежной оценки лесосек

- составление технологических карт

- учет лесной и не лесной продукции

Производственная практика по профилю специальности на территории учебно-опытного лесничества и ГБУ ТО «Тюменская авиабаза»

108

3

Виды работ:

-    Участие в отводе лесосек и оформлении основной документации на отвод и таксацию лесосек

-    Учет и оформление основной документации по заготовке древесины

-    Аттестация мест рубок

-    Материально-денежная оценка лесосек

- Составление ведомости перечета

- Учет естественного возобновления леса

  • работа с электронной базой материалов лесоустройства;

  • контроль качества работ на всех этапах их проведения;

- обобщение материалов, оформление дневника и отчёта.


Раздел 2. Заготовка живицы и других лесных ресурсов

48


Тема 2.1. Общие понятия о лесном фонде

Содержание

4


1

Понятие о лесе. Земли, на которых располагаются леса

2

2

2

Подразделение лесов на землях лесного фонда по целевому назначению

2

3

Районирование лесов. Лесорастительные зоны и лесные районы

2

4

История лесного хозяйства РФ

2

Практическое занятие

2


Работа с нормативной документацией – Лесной Кодекс

3

Тема 2.2. Виды использования лесов

Содержание

4


1

Общие понятия об использовании лесов

2

1

2

Подразделение лесов на землях лесного фонда по целевому назначению

2

3

Виды использования лесов

2

Практическое занятие

2

3

Определение параметров использования лесов по целевому назначению

Тема 2.3. Лесное районирование и классификация лесов

Содержание

2


1

Районирование лесов. Лесорастительные зоны, лесные районы

2

2

2

Типологическая классификация лесов

2

Тема 2.4. Системы и комплексы лесоводственных мероприятий

Содержание

2


1

Комплексы лесоводственных мероприятий защитных лесов

2

2

2

Комплексы лесоводственных мероприятий эксплуатационных лесов

2

Тема 2.5. Технология подсочки

Содержание

2


1

Сырьевая база подсочки. Подготовительные, основные производственные, заключительные работы при проведении подсочки.

2

2

2

Лесоводственные требования при заготовке живицы.

2

Тема 2.6. Контроль за выполнением правил заготовки живицы

Содержание

4


1

Теоретические основы подсочки.

2

2

Проведение подсочки сосновых, еловых, лиственничных и пихтовых насаждений.

2

3

Сроки, продолжительность и порядок проведения.


2

4

Технология подсочки хвойных пород.


Практические занятия

2





3

Установление требований при подсочке и заготовке живицы в насаждениях

Заполнение акта передачи насаждений в подсочку.

Составление акта приёмки выполненных работ.

Тема 2.7.Технология заготовки, сбора недревесных лесных ресурсов и контроль ее проведения

Содержание

4

1

Виды недревесных лесных ресурсов. Документация, регламентирующая заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов. Объем заготовки и сбора. Требования к заготовке.

2

2

2

Права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

2

Практические занятия

2


Установление требований к заготовке различных видов недревесных лесных ресурсов.

Тема 2.8. Заготовка пищевых лесных ресурсов

Содержание

4

1

Использование лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов. Документация, регламентирующая заготовку пищевых лесных ресурсов. Требования к заготовке.

2

2

2

Права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов.

2

Практические занятия

2


Установление требований к заготовке отдельных видов пищевых лесных ресурсов.



Тема 2.9. Сбор лекарственного сырья

Содержание

6

1

Использование лесов для сбора лекарственных растений. Документация, регламентирующая сбор лекарственного сырья Требования к сбору.

2

2

2

Права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для сбора лекарственных растений

2

Практическое занятие

4


Установление требований к сбору сырья однолетних и многолетних лекарственных растений.




Самостоятельная работа при изучении раздела 2

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы по разделу ПМ 2:

  1. Вычерчивание технических схем подсочки различных хвойных пород;

  2. Определение урожайности дикорастущих плодов и ягод;

  3. Свойства лекарственных растений и их применение в медицине.

16



Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 3. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

138


МДК.03.02. Использование лесов для осуществления рекреа­ционной деятельности

138


Тема 3.1. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. Понятие о рекреации

Содержание

4


1

Понятие о рекреации. Объекты рекреационного назначения.


2

2

Мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности.

3

3

Организация использования лесов

2

Тема 3.2. Зеленые зоны городов. Леса зеленых зон городов и типы хозяйств в них

Содержание

2


1

Зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов, их значение.


1

2

Планировка зеленых зон вокруг городов, основные элементы зеленых зон

2

Тема 3.3. Понятие о лесопарке. Выбор территории

Содержание

6


1

Понятия о лесопарке. Функциональное назначение.


1

2

Условия выбора территории под лесопарки. Общие принципы ведения хозяйства в лесопарках в соответствии с Лесным кодексом РФ.

2

Практическое занятие: Решение задач по рекреационной нагрузке

4

3

Тема 3.4. Понятие о лесопарковых ландшафтах, их классификация и характеристика

Содержание

2


1

Основные понятия о географическом ландшафте. Лесопарковый ландшафт.


1

2

Основные классификационные признаки лесопарковых ландшафтов.

2

3

Эстетические и гигиенические свойства ландшафтов. Психоэмоциональное воздействие различных ландшафтов на человека.

2

Практическое занятие: Решение задач по типам ландшафта

2

3

Тема 3.5. Законы ландшафтной архитектуры. Общие принципы композиции

Содержание

4


1

Законы ландшафтной архитектуры. Общие принципы композиции


2

Практическое занятие: Составление ландшафтной композиции

2

3

Тема 3.6. Ландшафтная таксация, ее цели и задачи, отличия от лесной таксации

Содержание

4


1

Ландшафтная таксация и ее отличие от лесной таксации.


1

2

Основные показатели ландшафтной таксации.

2

Практическое занятие: Решение задач по ландшафтной таксации

2

3

Тема 3.7. Методы ландшафтной таксации насаждений

Содержание

4


1

Камеральная обработка полевых материалов.Таксационное описание и план насаждений.


2

2

Схема ландшафтных участков, совмещенный план насаждений и ландшафтных участков, схема эстетической оценки ландшафтных участков.

3

Тема 3.8. Архитектурно­планировочное задание на проектирование лесопарка

Содержание

2


1

Архитектурно-планировочное задание. Отдельные стадии проектирования.


2

Тема 3.9. Методика проектирования

Рекреационных обектов

Содержание

2


1

Ландшафтно-планировочный анализ территории, оценка взаимосвязей лесонасаждений, рельефа, полян, лугов, речек, выявление видовых точек.


2

2

Схема функционального зонирования.

3

Тема 3.10. Хозяйственные мероприятия по благоустройству рекреационных объектов

Содержание

6


1

Перенос проекта в натуру. Перечень и содержание благоустроительных работ


3

2

Строительство дорожно-тропиночной сети, мостов, переходов.

2

Практическое занятие

4

3

1

Видовые точки обзора



Теса 3.11. Хозяйственные мероприятия по реконструкции ландшафтной растительности

Содержание

2


1

Ландшафтная реконструкция растительности, ее цели и задачи.


2

2

Лесопарковые посадки. Массивы, группы, солитеры.

2

3

Значение открытых пространств.

2

Тема 3.12. Хозяйственные мероприятия по содержанию рекреационной территории

Содержание

26


1

Содержание территории. Охрана территории от повреждений и пожаров.


2

2

Лесопатологический мониторинг. Биотехнические мероприятия в лесопарках.

2

Практическое занятие на предприятии Леспаркхоз

20


3

1

Хозяйственные мероприятия по содержанию территории

3

Ландшафтные рубки

3

5

Ландшафтная таксация

3

Итого практических занятий на предприятии

20


Учебная практика:

Виды работ:

  • выполнение работ по ландшафтному анализу территорий;

  • выполнение функционального зонирования лесных участков и ландшафтной таксации лесных насаждений;

  • проведение мероприятий по благоустройству и реконструкции лесопарков;

36


Самостоятельная работа при изучении раздела 3

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы при изучении раздела 3:

  1. Основные требования при выборе территории будущего лесопарка;

  2. Углубленное изучение законов ландшафтной архитектуры;

  3. Вычерчивание схем зеленых насаждений в населенных пунктах и на территориях промышленных предприятий.

34


Всего по модулю

819


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Использование лесов». Оборудование учебного кабинета «Использование лесов»:
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
Для раздела 1 и раздела 2: Стенды и витрины: Лесной кодекс РФ; требования к уровню подготовки специалиста лесного и лесопаркового хозяйства в соответствии с ФГОС СПО; лесной фонд РФ. Плакаты и схемы: районирование лесов, деление лесов РФ по целевому использованию, типологическая классификация лесов, системы и комплексы лесохозяйственных мероприятий; классификация рубок спелых, перестойных насаждений, технологии лесосечных работ; технологии заготовка живицы; технологии заготовки недревесных лесных ресурсов; организация функционального и другого целевого использования лесов; сохранение и повышение продуктивности лесов. Таблицы: лесные ресурсы мира; шкала товарности древостоя; сортиментные и товарные таблицы; таблицы хода роста нормальных насаждений, коэффициенты полнодревесности для перевода складочных мер в плотные, таблицы для определения объёмов лесоматериалов. Материалы и оборудование для проведения практических занятий: метры, рулетки, эклиметр, мерные вилки, почвенные буры, буссоли, мерные скобы; отпускные клейма, краска; бензомоторные пилы, валочные вилки; аншлаги по технике безопасности; каски лесоруба; кольцеватели, подсочные инструменты; план лесонасаждений, таксационные описания;; диапозитивы участков леса, различающихся по своим элементам и признакам; каталог оборудования мест отдыха; бланки документации по ведению лесохозяйственной деятельности; нормативно-справочная литература Для раздела 3: Стенды: классификация лесопарковых ландшафтов; графические материалы проектирования лесопарка. Плакаты, схемы: планировка и размещение зелёных зон вокруг городов; совмещённый план насаждений и существующих ландшафтов; схема эстетической оценки ландшафтов; эскиз планировки лесопарка; схема проектных ландшафтов; схема функционального зонирования территории лесопарка; конструкции композиционных центров, пейзажных групп ландшафтов, посадочные чертежи; конструкции дорожных покрытий; основные виды малых архитектурных форм; схемы рубок ухода формирования; серии ландшафтов. Таблицы: ландшафтные факторы психоэмоционального воздействия на человека; шкала санитарно-гигиенической оценки участка; шкала эстетической оценки участка; признаки отбора деревьев при рубках формирования ландшафтов; ассортимент древесных и кустарниковых пород, рекомендуемых для лесопарковых посадок; взаимовлияние древесных и кустарниковых пород; биологические, экологические, декоративные особенности деревьев и кустарников; травосмеси для лугов газонного типа на почвах различного механического состава; нормативы элементов благоустройства лесов зелёных зон; варианты группировки малых архитектурных форм. Предусмотренные ФГОС СПО умения формируются у студентов при выполнении практических заданий на предприятиях лесохозяйственного и лесозаготовительного комплекса: ГБУ ТО «Тюменская авиабаза», ГКУ ТО «Тюмень-лес», ЗАО «Загрос», ООО «Арго-лес», Леспаркхоз. Профессиональные умения и практический опыт обучающиеся получают на следующих учебных объектах, тренажёрах и рабочих местах:
Цель и вид работ Учебный объект, рабочие места
Получение профессиональных навыков по отводу лесосек под выборочные и сплошные рубки, учёту и оценке естественного лесовосстановления леса, аттестации лесосек и передаче их лесозаготовителям Лесные участки спелых и перестойных насаждений с подростом и без подроста учебно-опытное лесничество ТЛТ
Получение профессиональных навыков по освидетельствованию мест рубок и аттестации площадей, пройденных рубками спелых, перестойных насаждений Лесосеки после проведения рубок спелых, перестойных насаждений ГКУ ТО «Тюменьлес»
Получение профессиональных навыков по контролю за соблюдением правил использования лесов для заготовки живицы, недревесных, пищевых и других лесных ресурсов

Лесные участки насаждений для заготовки пищевых, кормовых продуктов леса, лекарственного сырья ГКУ ТО «Тюменьлес»

Получение профессиональных навыков по контролю за выполнением требований при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности Лесные участки насаждений при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности Леспаркхоз
Получение профессиональных навыков по контролю за состоянием, использованием и воспроизводством лесов Лесные участки насаждений различных видов и форм использования лесов ЗАО «Загос» и ООО «Арго-лес»
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники
  1. Лесной кодекс Российской Федерации. (В последней редакции на момент использования программы).
  2. Постановление Правительства РФ от 15.03. 2007 г. № 162. «Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается».
  3. Приказ МПР РФ от 28.03. 2007 г. № 68. «Перечень лесорастительных зон и лесных районов».
  4. Постановление Правительства РФ от 24.04. 2007 № 246. «Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 25.03. 2010 № 183. «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора».
  6. Приказ МПР РФ от 02.04. 2007 г. № 74. «Порядок заполнения и подачи лесной декларации
  7. Приказ МПР РФ от 08.06. 2007 г. № 148. «Порядок исчисления расчетной лесосеки».
  8. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 806. «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
  9. Приказ Минприроды России от 01.12.2014 N 528 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2015 N 36178)

  10. Приказ Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки"
    (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45040)

  11. Постановление Правительства РФ от 31.10.2015 N 1178 "О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений"

  12. Обзор изменений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

  13. Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413)

  14. Приказ Минприроды России от 28.10.2015 N 445 (ред. от 12.05.2016) "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2015 N 40188)

  15. Приказ Минприроды России от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45041)

  16. Приказ Минприроды России от 01.12.2014 N 528 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2015 N 36178)

  17. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 21 июня 2014 г. № 571 О сопроводительном документе на транспортировку древесины

  18. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 января 2015 г. № 55 О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней

  19. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 6 января 2015 г. № 11 Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной

  20. Приказ МПР РФ от 11.06. 2007 г. № 156. «Правила заготовки живицы».

  21. Приказ МПР РФ от 10.04.2007 г. № 84. «Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов».

  22. Приказ МПР РФ от 10.04.2007 г. № 83. «Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений».

  23. Приказ МПР РФ от 28.05. 2007 г. № 137. «Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности».

  24. Приказ МПР РФ от 24.04. 2007 г. №108. «Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности».

  25. Приказ МПР РФ от 16.07.2007 г. № 183. «Правила лесовосстановления».

  26. Постановление Правительства РФ от 26.06. 2007 г. № 406. «Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

  27. Постановление Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414. «Правила санитарной безопасности в лесах».

  28. Приказ МПР РФ от 19.04. 2007 г. № 106. «Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений».

  29. Приказ МПР России от 06.04 2007 г. № 77. «Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки».

  30. Приказ МПР России от 16.07. 2007 г. № 182. «Типовая форма плана субъекта РФ».

  31. Никонов М. В. Лесоводство, Серия: Учебники для вузов. Специальная литература, М: Лань, 2016
  32. Лесоводство: курс лекций / К. К. Калинин. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2016. – 248 с.
Дополнительные источники:
  1. Мелехов И.С. Лесоводство. М.: В.О. Агропромиздат, 2016.
  2. Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах РФ. М.: 2016.
  3. Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство. М.: МГУЛ, 2003.
Интернет-ресурсы:
  1. Использование лесов. Лесной кодекс РФ от 4.12. 2006 № 200-ФЗ consultant.ru
  2. Принципы рационального использования лесов. ecosystema.ru
  3. Лесные ресурсы России freesession.ru
  4. Каталог Интернет-ресурсов организаций Министерства лесного хозяйства mlh.by
  5. Лесные ресурсы России. Заготовка леса (древесины) в России. r-les.ru
  6. Каталог образовательных интернет - ресурсов edu.ru
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса Реализации программы профессионального модуля «Организация использования лесов» предшествует изучение дисциплин «Экологические основы природопользования», «Геодезия», «Ботаника», «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц», «Почвоведение», «Дендрология и лесоведение», «Основы устройства тракторов и автомобилей», и модулей «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов», «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению». Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация использования лесов» является освоение учебной практики для получения профессиональных навыков в рамках профессионального модуля. Учебная и производственная практика (по профилю специальности) проводятся в специально выделенный период (концентрированно). 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация использования лесов» и специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: Охотоведение и звероводство, Пчеловодство, Декоративное древоводство.

Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.

- выполнение отвода лесных участков на местности под различные виды использования лесов;

отчет по учебной практике

- выбор технологии рубок в соответствии с эколого- лесоводственными требованиями;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- ознакомление с методами подсочки;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- установление и обозначение на местности границ лесосек;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- описание техники отвода лесных участков;

экзамен

- обоснование технологии заготовки живицы и других лесных ресурсов;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- описание систем и видов рубок лесных насаждений и их организационно-технических элементов;

экзамен

- обоснование основных технологических процессов заготовки древесины;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- описание технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

экзамен

ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.

- планирование, контролирование и прием работы по отводу лесных участков с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференцированный зачет по

производственной

практике

- оценка качества отведенных участков с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- оценка правильности составления технологических карт;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- осуществление контроля за состоянием и использованием лесных участков при различных видах использования, контроль за карроподновками;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- организация работы

производственного

подразделения;

дифференцирован­ный зачет по производственной практике

- знание способов осуществления основных технологических процессов заготовки древесины;

экзамен

- обоснование технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

экзамен

ПК3.3.Планировать, осуществление и контролировать рекреационную деятельность.

- проведение ландшафтной таксация насаждений;

отчет по учебной практике

- планирование и проведение хозяйственных мероприятия по благоустройству и реконструкции лесопарках;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- установление нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- разработка и осуществление мероприятий рекреационной деятельности;

экспертная оценка на практическом занятии; экзамен

- проведение ландшафтного анализа территорий;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- выполнение функционального зонирования лесных участков и ландшафтной таксации лесных насаждений;

экспертная оценка на практическом занятии;

отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- осуществление контроля за состоянием и использованием лесных участков для рекреационной деятельности;

экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике и дифференциро­ванный зачет по производственной практике

- описание принципов организации и ведения хозяйства в лесах для осуществления рекреационной деятельности;

экзамен

- обоснование путей повышения устойчивости лесов, их санитарно-гигиенических и оздоровительных функций при осуществлении рекреационной деятельности.

экзамен

РК.1. Подбирать лесозаготовительную технику и оборудование для заготовки древесины

- обоснование выбора машин и механизмов для заготовки древесины в зависимости от вида рубок, способа рубок и интенсивности

экспертная оценка на практическом занятии;

РК.2. Планировать и осуществлять контроль качества выполнения лесосечных работ

- осуществление контроля за выполнением вспомогательных, основных и окончательных работ на лесосеке, оценка качества выполнения работ в соответствии с лесохозяйственным регламентом и лесным законодательством

экспертная оценка на практическом занятии;


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес демонстрация интереса к будущей профессии через:
  • повышение качества обучения по ПМ;
  • участие в НСО;
  • участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;
  • участие в органах студенческого самоуправления;
  • участие в социально-проектной деятельности;
  • портфолио студента
Наблюдение; мониторинг, оценка содержания; Портфолио студента
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области использования лесов; - оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной и производственной практике.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области использования лесов Практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - получение необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.
ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ;
  • работа с АРМами, Интернет
Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и практики;
  • умение работать в группе;
  • наличие лидерских качеств;
  • участие в студенческом самоуправлении;
  • участие спортивно- и культурно-массовых мероприятиях
Наблюдение за ролью обучающихся в группе; Портфолио
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
  • проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий;
  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы
Деловые игры -моделирование социальных и профессиональных ситуаций; Мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося; Портфолио
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
  • организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
  • самостоятельный, профессионально­ ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов и т.п.);
  • составление резюме;
  • посещение дополнительных занятий;
  • освоение дополнительных рабочих профессий;
  • обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки;
  • уровень профессиональной зрелости
Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; Открытые защиты творческих и проектных работ; Сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
  • анализ инноваций в области использования лесов;
  • использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератов, докладов и т.п.)
Семинары, учебно­-практические конференции; Конкурсы профессионального мастерства; Олимпиады


3