Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
142933 Московская обл., Каширский район, д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ «Кокинская основная
общеобразовательная школа»
«___» августа 2016 года
№ ______
Рабочая программа по математике (алгебре)
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Шишкина Г.В.,
учитель математики высшей категории.
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика (алгебра)»,9 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по математике для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кокинская ООШ» (7 - 9 классы) и , а также требований к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета «Математика (алгебра)», 9 класс.
Уровень изучения предмета – базовый. Рабочая программа содержит все темы, включённые в Федеральный компонент содержания образования. Календарно- тематическое планирование рассчитано на 3 ч в неделю всего 102 ч. из них на изучение материала -89 часов, на контрольные работы -9 часов. Резервные уроки в количестве 4 часов отводятся на проведение диагностических, проверочных работ муниципального и всероссийского уровня.
Данное количество часов полностью соответствует варианту программы по алгебре Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова. Программы по алгебре. М.:Просвещение.2011, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Назначение предмета математика (алгебра) нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает назначение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Цели обучения:
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
Формирование представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части, общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно- технического прогресса.
Задачи обучения:
Развитие представления о числе и роли вычислений в человеческой практике.
Формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений.
Овладение символическим языком алгебры,
Изучение свойств и графиков элементарных функций, использование функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей.
Задачи развития:
Развитие логическое мышления и речи — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры, использование различных языков математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Развитие вычислительной культуры;
Задачи воспитания:
Формирование представлений об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Получение представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер.
Для обучения математики (алгебры) в 9 классе выбрана содержательная линия УМК Макарычева Ю.Н Алгебра 9 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. /Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова/ под редакцией С.А.Теляковского Москва «Просвещение» 2013-2015. Главная особенность учебно-методического комплекта (УМК) по математике (алгебре) состоит в том, что они обеспечивают преемственность курсов математики в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям учреждения и образовательным запросам обучающихся.
Освоение образовательной программы по учебному предмету «Математика» (алгебра) в 9 классе сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся по предмету проводится в форме:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, контрольные, работы; письменные ответы на вопросы теста; математические диктанты, рефераты;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Годовая промежуточная аттестация проводится в следующих формах: итоговая контрольная работа, тестирование.
Содержание учебного предмета.
«Математика (алгебра)» , 9 класс
( 102 сача 3 ч в неделю )
Квадратичная функция. 22 часа.
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики.
Уравнения и неравенства с одной переменной. 14 часов.
Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Метод интервалов
Уравнения и неравенства с двумя переменной. 17 часов.
Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Неравенства с двумя переменными и их системы
Арифметическая и геометрическая прогрессии. 15 часов.
Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Сложные проценты.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. 13 часов.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности
Повторение. 21 час.
Учебно-тематический план по математике (алгебре) 9 класс.
№ п/п | Темы | Количество часов |
| Наименование тем | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Квадратичная функция | 22 | 22 |
2 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 14 |
3 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 17 |
4 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 15 |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 13 |
6 | Повторение | 21 | 21 |
| Итого | 102 | 102 |
№ | Наименование тем | Часы | Контр. работы |
1. | Квадратичная функция | 22 | 2 |
2. | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 1 |
3. | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 1 |
4. | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 2 |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 1 |
6. | Повторение | 21 | 2 |
Всего | | 102 | 9 |
Контроль уровня обученности.
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Контрольная работа №1 “Функции и их свойства» | 1 |
2 | Контрольная работа №2 “Квадратичная функция» | 1 |
3 | Контрольная работа №3 «Уравнения с одной переменной» | 1 |
4 | Контрольная работа №4 «Неравенства второй степени» | 1 |
5 | Контрольная работа №5 «Системы уравнений и неравенств второй степени» | 1 |
6 | Контрольная работа №6 «Арифметическая прогрессия» | 1 |
7 | Контрольная работа № 7 «Геометрическая прогрессия» | 1 |
8 | Контрольная работа №8 «Элементы комбинаторики» | 1 |
9 | Контрольная работа № 9 «Итоговая» | 2 |
| ИТОГО | 9 |
| |
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному предмету «Математика» (алгебра), 9 класс:
Функции
Ученик должен знать/ понимать
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
ученик должен уметь
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Уравнения и неравенства
Ученик должен знать/ понимать
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач
ученик должен уметь
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
Прогрессии
Ученик должен знать/ понимать
как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
ученик должен уметь
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Ученик должен знать/ понимать
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации
ученик должен уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и конт примеры для опровержения утверждений;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях
Ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинам.
9 класс
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов и тем урока | Дата урока (план) | Дата урока (факт) |
Глава 1. Квадратичная функция 22 часа |
1 | 1 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Вводное повторение. | 05.09-30.09 | |
2 | 2 | Функция. Способы задания. | |
3 | 3 | Область определения функции | |
4 | 4 | Входная диагностическая работа | |
5 | 5 | Область значений функции | |
6 | 6 | Свойства функции. Чтение графиков | |
7 | 7 | Основные свойства функции | |
8 | 8 | Квадратный трехчлен и его корни | |
9 | 9 | Разложение квадратного трехчлена на множители | |
10 | 10 | Применение разложения квадратного трехчлена на множители | |
11 | 11 | Контрольная работа №1 “Функции и их свойства» | |
12 | 12 | Анализ контрольной работы Функция y=ax². | 03.10-21.10 | |
13 | 13 | Функция y=ax² ее график и свойства | |
14 | 14 | Графики функции у= ах²+n | |
15 | 15 | Графики функции y=a ( х-m)² | |
16 | 16 | График функции y=ax2 +bx+c | |
17 | 17 | Построение графика квадратичной функции | |
18 | 18 | Построение, чтение графика квадратичной функции | |
19 | 19 | Степенная функция | |
20 | 20 | Корень n– й степени. | |
21 | 21 | Корень n– й степени. Решение упражнений | |
22 | 22 | Контрольная работа №2 “Квадратичная функция» | |
Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной 14 часов |
23 | 1 | Анализ контрольной работы. Целое уравнение и его корни | 24.10-28.10 | |
24 | 2 | Уравнения третьей степени | |
25 | 3 | Биквадратные уравнения | II четверть 07.11-18.11 | |
26 | 4 | Решение биквадратных уравнений | |
27 | 5 | Дробные рациональные уравнения | |
28 | 6 | Решение дробно-рациональных уравнений | |
29 | 7 | Решение уравнений. Обобщение. | |
30 | 8 | Контрольная работа №3 «Уравнения с одной переменной» | |
31 | 9 | Анализ контрольной работы. Неравенства с одной переменной | 21.11-02.12 | |
32 | 10 | Неравенства второй степени. | |
33 | 11 | Решение неравенств второй степени | |
34 | 12 | Метод интервалов. | |
35 36 | 13 14 | Решение неравенств методом интервалов. Контрольная работа №4 «Неравенства второй степени» | |
|
Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными. 17 часов |
37 | 1 | Анализ контрольной работы. Уравнение с двумя переменными и его график | 05.12-26.12 | |
38 | 2 | Уравнение с двумя переменными и его график | |
39 | 3 | Графический способ решения уравнения с двумя переменными | |
40 | 4 | Графический способ решения уравнений | |
41 | 5 | Решения систем уравнений второй степени | |
42 | 6 | Решение систем уравнений второй степени графическим способом. | |
43 | 7 | Решение систем уравнений второй степени методом подстановки. | |
44 | 8 | Решение систем уравнений второй степени. | |
45 | 9 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | |
46 | 10 | Решение задач на работу с помощью систем уравнений второй степени | III четверть 12.01-27.01 | |
47 | 11 | Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени | |
48 | 12 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Обобщение. | |
49 | 13 | Неравенства с двумя переменными | |
50 | 14 | Решение неравенств с двумя переменными | |
51 | 15 | Системы неравенств с двумя переменными | |
52 | 16 | Решение систем неравенств с двумя переменными | |
53 | 17 | Контрольная работа №5 «Системы уравнений и неравенств второй степени» | |
Глава IV Арифметическая и геометрическая прогрессии 15 час |
54 | 1 | Анализ контрольной работы. Последовательности | 30.01-17.02 | |
55 | 2 | Определение арифметической прогрессии. | |
56 | 3 | Формула n –го члена арифметической прогрессии. | |
57 | 4 | Применение формулы n –го члена арифметической прогрессии | |
58 | 5 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии | |
59 | 6 | Применение формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии | |
60 | 7 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии, решение задач | |
61 | 8 | Контрольная работа №6 «Арифметическая прогрессия» | |
62 | 9 | Анализ контрольной работы .Определение геометрической прогрессии | 20.02-10.03 | |
63 | 10 | Формула n—го члена геометрической прогрессии | |
64 | 11 | Применение формулы n—го члена геометрической прогрессии | |
65 | 12 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | |
66 | 13 | Применение формулы суммы первых n членов геометрической прогрессии | |
67 | 14 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии, обобщение | | |
68 | 15 | Контрольная работа № 7 «Геометрическая прогрессия | |
Глава V Элементы комбинаторики и теории вероятностей 13 часов |
69 | 1 | Анализ контрольной работы . Элементы комбинаторики | 13.03-24.03 | |
70 | 2 | Примеры комбинаторных задач | |
71 | 3 | Решение комбинаторных задач | |
72 | 4 | Перестановки | |
73 | 5 | Перестановки. Решение задач | |
74 | 6 | Размещения | |
75 | 7 | Размещения. Решение задач | IV четверть 03.04-28.04 | |
76 | 8 | Сочетания | |
77 | 9 | Сочетания. Решение задач | |
78 | 10 | Начальные сведения из теории вероятностей | |
79 | 11 | Относительная частота случайного события | |
80 | 12 | Вероятность равновозможных событий | |
81 | 13 | Контрольная работа №8 «Элементы комбинаторики» | |
Повторение 21 час | 02.05-25.05 | |
82 | 1 | Анализ контрольной работы. Вычисления | |
83 | 2 | Тождественные преобразования. | |
84 | 3 | Уравнения | |
85 | 4 | Решение уравнений | |
86 | 5 | Системы уравнений | |
87 | 6 | Решение систем уравнений | |
88 | 7 | Неравенства | |
89 | 8 | Решение неравенств | |
90 | 9 | Решение систем неравенств | |
91 | 10 | Решение задач с помощью составления уравнений | |
92 | 11 | Решение задач с помощью составления систем уравнений. | |
93 | 12 | Функции. Основные свойства функций | |
94 | 13 | Построение графиков функций | |
95 | 14 | Построение графика квадратичной функции | |
96 | 15 | Прогрессии | |
97 | 16 | Решение задач на прогрессии | |
98 | 17 | Контрольная работа № 9 «Итоговая» | |
99 | 18 | Контрольная работа № 9 «Итоговая» | |
100 | 19 | Решение тестов. | |
101 | 20 | Решение тестов. | |
102 | 21 | Обобщение. Подведение итогов обучения | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Москва. «Просвещение». 2008.
Сборник рабочих программ. Алгебра 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение»2011
Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7-9 классах. Пособие для учителя. Москва. «Просвещение» 2009.
Макарычев Ю.Н Алгебра 9 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. /Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова/ под редакцией С.А.Теляковского Москва «Просвещение» 2011-2015.
Звавич Л.И, Дидактические материалы . Алгебра 9 класс/Звавич Л.И, Л.В Кузнецова, С.Б. Суворова/ М. Просвещение 2011-2015.
Литература для учащихся
Макарычев Ю.Н Алгебра 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. /Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова/ под редакцией С.А.Теляковского Москва «Просвещение» 2011-2015
Звавич Л.И, Дидактические материалы . Алгебра 8 класс/Звавич Л.И, Л.В Кузнецова, С.Б. Суворова/ М. Просвещение 2011-2015
Интернет-ресурсы:
Сайты: http://multiurok.ru
http://proshkolu.ru/
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
учителей естественно-математического
цикла и физкультуры
от «31 » августа 2016 г. №1.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________ Е.В.Олейник
« » августа 2016 г.