УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Павловской средней школы №1
____________ /И.А.Лаптева/
Приказ № ____ от_______________2017 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Физическая культура .
Класс: 1 (а, б).
Уровень общего образования: начальное общее образование.
Учитель: Байгузина Гульнара Кяримовна.
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ________________ /Л.Н. Васильева/ Протокол №____ от « » августа 2017 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________ /О.А. Лисина/ « » _________________ 2017 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
В результате обучения обучающиеся на ступени начального общего образования:
начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; измерять величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах и плавать простейшими способами; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия
Знания о физической культуре
Обучающийся научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учѐтом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Обучающийся научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Обучающийся получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приѐмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Обучающийся научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; выполнять организующие строевые команды и приѐмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объема);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Обучающийся получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять передвижения на лыжах
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре (8 ч)
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорениемv с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию..
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Название темы | Кол-во часов, отвод. на осв. кажд. темы |
1 | Техника безопасности во время занятий физической культурой. Строевые упражнения. | 1 |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (12 ч) Ходьба и бег (5 ч) |
2 | Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках. ТЕОРИЯ Беседа о значении занятий физическими упражнениями | 1 |
3 | Обычный бег. Бег с ускорением (30м). ТЕОРИЯ Когда и как возникла ФК и С. | 1 |
4 | Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением (30м, 60м). | 1 |
5 | Разновидности ходьбы. Бег с ускорением. Бег (60м). Ходьба с высоким подниманием бедра. | 1 |
6 | Специальные беговые упражнения. Бег на короткие дистанции. | 1 |
Прыжки (3 ч) |
7-8 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. | 2 |
9 | Прыжок в длину с места. ТЕОРИЯ Режим дня | 1 |
Бросок малого мяча (3 ч) |
10-11 | Метание малого мяча из положения стоя грудью по направлению метания. | 2 |
12 | Метание малого мяча из положения стоя грудью по направлению метания на заданное расстояние. | 1 |
КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА (6 Ч) Бег по пересеченной местности (6 ч) |
13-14 | Равномерный бег (3-4 мин). Чередование ходьбы и бега (бег – 50 м, ходьба – 100 м). Понятие скорость бега. | 2 |
15-16 | Равномерный бег (5-6 мин). Чередование ходьбы и бега (бег – 50 м, ходьба – 100 м | 2 |
17-18 | Равномерный бег (7-8 мин). Чередование ходьбы и бега (бег – 50 м, ходьба – 100 м). Понятие "здоровье" | 2 |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (6 Ч) |
19 | Инструктаж по ТБ. ОРУ. Игры «К своим флажкам», «Два Мороза». Эстафеты. | 1 |
20 | ОРУ. Игры «К своим флажкам», «Два Мороза». Эстафеты. ТЕОРИЯ Питьевой режим. | 1 |
21-22 | ОРУ. Игры «Класс, смирно!», «Октябрята». Эстафеты. | 2 |
23-24 | ОРУ. Игры «Метко в цель», «Погрузка арбузов». Эстафеты. | 2 |
ГИМНАСТИКА (21 Ч) Акробатика, строевые упражнения (6 ч) |
25 | Инструктаж по ТБ. Основная стойка. Построение в колонну по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. | 1 |
26 | Основная стойка. Построение в колонну по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. | 1 |
27-28 | Основная стойка. Построение в шеренгу. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. | 2 |
29-30 | Основная стойка. Построение в круг. Группировка. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. | 2 |
Равновесие. Строевые упражнения (6 ч) |
31-32 | Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Размыкание на вытянутые в стороны руки. | 2 |
33 | Стойка на носках, на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. | 1 |
34 | Размыкание на вытянутые в стороны руки. Повороты направо, налево. Стойка на носках на одной ноге на гимнастической скамейке. | 1 |
35-36 | Повороты направо, налево. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. | 2 |
Опорный прыжок, лазание, прыжки через скакалку (9ч) |
37 | Лазание по гимнастической стенке. Перелезание через коня. | 1 |
38 | Лазание по канату. Перелезание через коня. | 1 |
39 | Лазание по гимнастической стенке в упоре присев и стоя на коленях. Перелезание через горку матов. | 1 |
40 | Подтягивания, лежа на животе на гимнастической скамейке. Перелезание через коня. | 1 |
41 | Подтягивание на перекладине. Повторение акробатических элементов. | 1 |
42 | Подтягивание на перекладине в положении виса -мальчики, лежа - девочки. | 1 |
43 | Прыжки на скакалке и сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 1 |
44 | Мониторинг: прыжки на скакалке и сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 1 |
45 | Итоговое занятие по гимнастике. строевые упражнения. | 1 |
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ (12 Ч ) |
46 | Инструктаж по ТБ. Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами. | 1 |
47-49 | Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. | 3 |
50-51 | Повороты переступанием на месте. | 2 |
52-53 | Спуски в основной стойке. | 2 |
54-55 | Подъемы ступающим и скользящим шагом. | 2 |
56-57 | Торможение падением | 2 |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (14 Ч) |
58 | Инструктаж по ТБ. ОРУ. Эстафеты. | 1 |
59-60 | ОРУ. Игры «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит». Эстафеты. | 2 |
61-62 | ОРУ. Игры «Волк во рву», «Посадка картошки». Эстафеты. | 2 |
63-64 | ОРУ. Игры «Капитаны», «Попрыгунчики воробушки». Эстафеты. | 2 |
65-66 | ОРУ. Игры «Пятнашки», «Два Мороза». Эстафеты. | 2 |
67-68 | ОРУ в движении. Игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | 2 |
69-70 | ОРУ в движении. Игры «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | 2 |
71-72 | ОРУ в движении. Игры «Удочка», «Компас». Эстафеты | 2 |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА (12 Ч) Подвижные игры на основе баскетбола (6 ч) |
73 | Инструктаж по ТБ. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. | 1 |
74 | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. | 1 |
75 | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. | 1 |
76 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. | 1 |
77-78 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте. | 2 |
Подвижные игры на основе волейбола (6 ч) |
79 | Стойка волейболиста. | 1 |
80 | Перемещение игрока в стойке. | 1 |
81-82 | Передача мяча двумя руками на месте сверху. | 2 |
83-84 | Игра в "Пионербол" | 2 |
КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА (6 Ч) Бег по пересеченной местности (6 ч) |
85 | Инструктаж по ТБ. Равномерный бег (3 мин). Чередование ходьбы, бега (бег – 50 м, ходьба – 100 м). | 1 |
86 | Равномерный бег (4 мин). Чередование ходьбы, бега (бег – 50 м, ходьба – 100 м). | 1 |
87 | Равномерный бег (5 мин). Чередование ходьбы, бега (бег – 50 м, ходьба – 100 м). | 1 |
88 | Равномерный бег (6 мин). Чередование ходьбы, бега (бег – 50 м, ходьба – 100 м). | 1 |
89 | Равномерный бег (7 мин). Чередование ходьбы, бега (бег – 50 м, ходьба – 100 м). | 1 |
90 | Равномерный бег (8 мин). Чередование ходьбы, бега (бег – 60 м, ходьба – 100 м). | 1 |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (9Ч) Ходьба и бег (3 ч) |
91 | Сочетание различных видов ходьбы. Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег (30 м). | 1 |
92 | Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег в заданном коридоре. Бег (60 м). | 1 |
93 | Бег на результат (30 м.) | |
Прыжки (3 ч) |
94 | Прыжок в длину с места. Эстафеты. | 1 |
95-96 | Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. Эстафеты. | 2 |
Метание мяча (3 ч) |
97 | Метание малого мяча в цель (2 × 2) с 3–4 метров. | 1 |
98 | Метание набивного мяча из разных положений. | 1 |
99 | Метание малого мяча в цель (2 × 2) с 3–4 метров. Метание набивного мяча на дальность. | 1 |
| Итого | 99 |
Аннотация к рабочей программе
курса «Физическая культура» 1 класс (ФГОС)
Рабочая программа по физической культуре разработана для учащихся 1 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009г (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 29.12.20014 № 1643) «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» и планируемых результатов освоения ООП НОО, на основе авторской учебной программы В.И. Ляха «Физическая культура. Рабочие программы. 1-4 классы», - М.: Просвещение, 2016.
Предмет «Физическая культура» изучается в 1 классе в объёме 99 ч, 3 часа в неделю.
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год.
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета «Физическая культура, в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определённых знаний, двигательных навыков и умений. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
- укреплять здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека,
укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми; обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты. По окончании начального общего образования учащиеся умеют:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях