Пояснительная записка
Статус программы
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.
Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01 июня 2016 года № 203 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»;
Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 04.07.2016 года №258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики»;
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507));
http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf;
6. Физическая культура. 1-11 класс: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича / авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2012.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитании школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня, физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Программа переработана и адаптирована, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся, и направлена на реализацию приоритетной задачи образования - формирование всестороннего гармоничного развития личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной силы и выносливости; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру, а так же с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья учащихся. К таким факторам относятся:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья учащихся;
формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;
особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
Отличительной особенностью преподавания физической культуры в начальных классах является игровой метод.
В авторской программе программный материал разделов «Плавание» и «Лыжные гонки» был направлен на развитие физического качества выносливость. В рабочей программе это компенсируется за счет перераспределения часов , направленных на развитие выносливости, в программный материал раздела «Легкая атлетика».
Программный материал раздела «Подвижные игры» в 4 классе программный материал включает в себя подвижные игры на основе волейбола и футбола.
Цели и задачи обучения
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
4. Место предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений всего на изучение физической культуры в 4 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
5. Планируемые результаты
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Основное содержание программы
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.
В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Структура курса
Учебно-тематический план
№ п.п. | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1. | Знания о физической культуре | 8 |
2. | Легкая атлетика: | 26 |
| беговая подготовка | 14 |
| прыжковая подготовка | 7 |
| броски большого, метания малого мяча | 5 |
3. | Гимнастика с основами акробатики: | 24 |
| акробатика | 9 |
| снарядная гимнастика | 7 |
| прикладная гимнастика | 8 |
4. | Подвижные и спортивные игры | 10 |
| Итого | 68ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны:
знать и иметь представление:
роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
влиянии современного олимпийского движения на развитие физической культуры и спорта в России, крае.
физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
физической нагрузке и способах ее регулирования;
причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
уметь:
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам;
оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Знания о физической культуре |
1 | 1 | Правила ТБ при занятиях физической культурой | | | |
2 | 2 | Развитие физической культуры в 17-19 вв. | | | |
3 | 3 | Измерение показателей основных физических качеств. | | | |
4 | 4 | Контроль за состоянием организма по ЧСС | | | |
5 | 5 | Подвижные игры с элементами спортивных игр. | | | |
6 | 6 | Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток. | | | |
7 | 7 | Комплексы упражнений на развитие физических качеств. | | | |
8 | 8 | Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. | | | |
Легкая атлетика |
Беговая подготовка |
9 | 1 | Ходьба с изменением длины и частоты шагов. | | | |
10 | 2 | Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -100 м). | | | |
11 | 3 | Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -100 м). | | | |
12 | 4 | Преодоление простейших препятствий в ходьбе и медленном беге. | | | |
13 | 5 | Бег с заданным темпом и скоростью. | | | |
14 | 6 | Бег на скорость в заданном коридоре. | | | |
15 | 7 | Бег на скорость (30 м), (60 м). | | | |
16 | 8 | Бег на скорость (30 м), (60 м). | | | |
17 | 9 | Старты из различных и.п. | | | |
18 | 10 | Встречная эстафета. | | | |
19 | 11 | Круговая эстафета. | | | |
20 | 12 | Кросс (1 км) по пересеченной местности. | | | |
21 | 13 | Кросс (1 км) по пересеченной местности. | | | |
22 | 14 | Подвижные игры | | | |
Прыжковая подготовка |
23 | 1 | Прыжки в длину по заданным ориентирам. | | | |
24 | 2 | Прыжок в длину с места. | | | |
25 | 3 | Прыжок в длину с разбега на точность приземления. | | | |
26 | 4 | Многоскоки. | | | |
27 | 5 | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». | | | |
28 | 6 | Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания. | | | |
29 | 7 | Тройной прыжок с места. | | | |
Броски большого, метания малого мяча |
30 | 1 | Бросок теннисного мяча на дальность, на точность и на заданное расстояние. | | | |
31 | 2 | Бросок в цель с расстояния 4-5 метров. | | | |
32 | 3 | Бросок мяча в горизонтальную цель. | | | |
33 | 4 | Бросок мяча на дальность. Игра | | | |
34 | 5 | Бросок набивного мяча. | | | |
Гимнастика с основами акробатики |
Акробатика |
35 | 1 | Перекаты в группировке. | | | |
36 | 2 | Кувырок вперед | | | |
37 | 3 | 2-3 кувырка вперед слитно. | | | |
38 | 4 | Стойка на лопатках. | | | |
39 | 5 | Из стойки на лопатках согнув ноги переход в упор присев. | | | |
40 | 6 | Мост из положения лежа | | | |
41 | 7 | Кувырок назад. | | | |
42 | 8 | Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и брюшного пресса. | | | |
43 | 9 | Выполнение ранее изученных гимнастических элементов по отдельности и в комбинации. | | | |
Снарядная гимнастика |
44 | 1 | Вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги. | | | |
45 | 2 | Подтягивания в висе. | | | |
46 | 3 | Лазание по канату в три приема. Перелезание через препятствие. | | | |
47 | 4 | Опорный прыжок с разбега ноги врозь через гимнастического козла. | | | |
48 | 5 | Ходьба по бревну большими шагами и выпадами, на носках. | | | |
49 | 6 | Ходьба танцевальными шагами по бревну (высота до 1 м). Повороты, подскоки со сменой ног, соскок с опорой. | | | |
50 | 7 | Комбинация на бревне | | | |
Прикладная гимнастика |
51 | 1 | Прыжки на скакалке на 1, 2 ногах, с продвижением вперед. | | | |
52 | 2 | Передвижения шагом, бегом, прыжками в различных направлениях по сигналу. | | | |
53 | 3 | Переноска парнера в парах. | | | |
54 | 4 | Прыжки группами на длинной скакалке. | | | |
55 | 5 | Перелезание через гимнастического коня. | | | |
56 | 6 | Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре лежа, подтягиваясь руками. | | | |
57 | 7 | Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки. | | | |
58 | 8 | Гимнастическая полоса препятствий. | | | |
Подвижные и спортивные игры |
59 | 1 | Игры «Космонавты», «Разведчики и часовые» | | | |
60 | 2 | Игры «Белые медведи», «Прыжки по полосам», | | | |
61 | 3 | Игры . Эстафеты с предметами. | | | |
62 | 4 | Перемещения ходьбой и бегом, с остановками скачком по сигналу после ходьбы и бега. | | | |
63 | 5 | Перемещения приставными шагами правым и левым боком. | | | |
64 | 6 | По сигналу принятие стойки волейболиста, имитация передачи мяча | | | |
65 | 7 | Броски набивного мяча и ловля его в положении «сверху». | | | |
66 | 8 | Передача мяча, подброшенного над собой и партнером. | | | |
67 | 9 | Передача в парах. Прием снизу двумя руками. | | | |
68 | 10 | Передачи мяча разными способами во встречных колоннах. Передачи в парах через сетку. | | | |