СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физической культуре. 4 класс. Для образовательных учреждений Луганской Народной Республики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре»

  1. Пояснительная записка

  1. Статус программы

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.

Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;

  2. Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01 июня 2016 года № 203 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»;

  3. Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 04.07.2016 года №258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики»;

  4. Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/;

  5. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507));

http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf;

6. Физическая культура. 1-11 класс: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича / авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2012.

2. Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитании школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня, физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Программа переработана и адаптирована, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся, и направлена на реализацию приоритетной задачи образования - формирование всестороннего гармоничного развития личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной силы и выносливости; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру, а так же с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья учащихся. К таким факторам относятся:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья учащихся;

    • формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;

    • особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью.

Отличительной особенностью препо­давания физической культуры в начальных классах является игровой метод.

В авторской программе программный материал разделов «Плавание» и «Лыжные гонки» был направлен на развитие физического качества выносливость. В рабочей программе это компенсируется за счет перераспределения часов , направленных на развитие выносливости, в программный материал раздела «Легкая атлетика».

Программный материал раздела «Подвижные игры» в 4 классе программный материал включает в себя подвижные игры на основе волейбола и футбола.


  1. Цели и задачи обучения

Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

  • формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.


4. Место предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений всего на изучение физической культуры в 4 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).


5. Планируемые результаты

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

  1. Основное содержание программы

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.


Структура курса

Учебно-тематический план

п.п.

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

1.

Знания о физической культуре

8

2.

Легкая атлетика:

26


беговая подготовка

14


прыжковая подготовка

7


броски большого, метания малого мяча

5

3.

Гимнастика с основами акробатики:

24


акробатика

9


снарядная гимнастика

7


прикладная гимнастика

8

4.

Подвижные и спортивные игры

10


Итого

68ч


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны:

знать и иметь представление:

  • роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;

  • влиянии современного олимпийского движения на развитие физической культуры и спорта в России, крае.

  • физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;

  • физической нагрузке и способах ее регулирования;

  • причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;

уметь:

  • выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;

  • подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;

  • выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам;

  • оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях.






Календарно – тематическое планирование


п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Знания о физической культуре

1

1

Правила ТБ при занятиях физической культурой




2

2

Развитие физической культуры в 17-19 вв.




3

3

Измерение показателей основных физических качеств.




4

4

Контроль за состоянием организма по ЧСС




5

5

Подвижные игры с элементами спортивных игр.




6

6

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток.




7

7

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.




8

8

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.




Легкая атлетика

Беговая подготовка

9

1

Ходьба с изменением длины и частоты шагов.




10

2

Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -100 м).




11

3

Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -100 м).




12

4

Преодоление простейших препятствий в ходьбе и медленном беге.




13

5

Бег с заданным темпом и скоростью.




14

6

Бег на скорость в заданном коридоре.




15

7

Бег на скорость (30 м), (60 м).




16

8

Бег на скорость (30 м), (60 м).




17

9

Старты из различных и.п.




18

10

Встречная эстафета.




19

11

Круговая эстафе­та.




20

12

Кросс (1 км) по пересеченной местности.




21

13

Кросс (1 км) по пересеченной местности.




22

14

Подвижные игры




Прыжковая подготовка

23

1

Прыжки в длину по заданным ориентирам.




24

2

Прыжок в длину с места.




25

3

Прыжок в длину с разбега на точность при­земления.




26

4

Многоскоки.




27

5

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».




28

6

Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания.




29

7

Тройной прыжок с места.




Броски большого, метания малого мяча

30

1

Бросок теннисного мяча на дальность, на точ­ность и на заданное расстояние.




31

2

Бросок в цель с расстояния 4-5 метров.




32

3

Бросок мяча в горизонтальную цель.




33

4

Бросок мяча на дальность. Игра




34

5

Бросок на­бивного мяча.




Гимнастика с основами акробатики

Акробатика

35

1

Перекаты в группировке.




36

2

Кувырок вперед




37

3

2-3 кувырка вперед слитно.




38

4

Стойка на лопатках.




39

5

Из стойки на лопатках согнув ноги переход в упор присев.




40

6

Мост из положения лежа




41

7

Кувырок назад.




42

8

Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и брюшного пресса.




43

9

Выполнение ранее изученных гимнастических элементов по отдельности и в комбинации.




Снарядная гимнастика

44

1

Вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги.




45

2

Подтя­гивания в висе.




46

3

Лазание по канату в три приема.

Перелезание через препятствие.




47

4

Опорный прыжок с разбега ноги врозь через гимнастического козла.




48

5

Ходьба по бревну большими шагами и выпадами, на носках.




49

6

Ходьба танцевальными шага­ми по бревну (высота до 1 м). Повороты, подскоки со сменой ног, соскок с опорой.




50

7

Комбинация на бревне




Прикладная гимнастика

51

1

Прыжки на скакалке на 1, 2 ногах, с продвижением вперед.




52

2

Передвижения шагом, бегом, прыжками в различных направлениях по сигналу.




53

3

Переноска парнера в парах.




54

4

Прыжки группами на длинной скакалке.




55

5

Перелезание через гимна­стического коня.




56

6

Лазание по наклонной ска­мейке в упоре присев, в упоре лежа, подтягиваясь руками.




57

7

Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки.




58

8

Гимнастическая полоса препятствий.




Подвижные и спортивные игры

59

1

Игры «Космонавты», «Разведчики и ча­совые»




60

2

Игры «Белые медведи», «Прыжки по полосам»,




61

3

Игры . Эстафеты с предметами.




62

4

Перемещения ходьбой и бегом, с остановками скачком по сигналу после ходьбы и бега.




63

5

Перемещения приставными шагами правым и левым боком.




64

6

По сигналу принятие стойки волейболиста, имитация передачи мяча




65

7

Броски набивного мяча и ловля его в положении «сверху».




66

8

Передача мяча, подброшенного над собой и партнером.




67

9

Передача в парах. Прием снизу двумя руками.




68

10

Передачи мяча разными способами во встречных колоннах. Передачи в парах через сетку.