СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс базовый уровень по программе Е. В. Овсянникова

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует учебнику В. П. Максаковского  и расцитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс базовый уровень по программе Е. В. Овсянникова»

Рабочая программа по географии 10 класс базовый уровень по программе Е. В. Овсянникова
Пояснительная записка


Рабочая программа по географии составлена на основе:

- примерной программе для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 198 с.


Место предмета в базисном учебном плана

Согласно базисному учебному плану на изучение географии в 10 классе отводится 35 часов федерального компонента, из расчета 1 часа в неделю, за счет школьного компонента. В том числе практических работ – 5.

Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в соответствии с Уставом образовательного учреждения.


Учебно - методический комплект для учителя:

1. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 397 с.: ил., карт.

2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, : Атлас. – Изд. 13-е, испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011. – 40 с.: ил., карт.

3.Контурные карты. География 10 класс – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011 – 26 с.

4. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Поурочные планы по учебнику В. П. Максаковского / Авт. – сост. О. И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 343 с.

5. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 320 с. – (В помощь школьному учителю).

6. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 -10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 136.: ил. (Методическая библиотека).


Учебно – методический комплект для учащихся:

1. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 397 с.: ил., карт.

2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, : Атлас. – Изд. 13-е, испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011. – 40 с.: ил., карт.

3.Контурные карты. География 10 класс – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011 – 26 с.


Основное содержание программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.


Изменения внесенные в программу:

1.Тема «Общая характеристика регионов и стран мира» перенесена из раздела «Многоликая планета» (11 класс) и изучается в начале раздела «Географическая картина мира» (10 класс), что соответствует контексту учебника.

2. На изучение раздела «Географическая картина мира» увеличено количество часов с 21 до 33 из-за перенесения темы «Общая характеристика регионов и стран мира» и для расширения и углубления знаний по разделу.


Общая характеристика учебного предмета


Структура примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.


Изучение географии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей посредством ознакомления с важнейшими гео­графическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим наро­дам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жиз­ни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


В ходе освоения содержания географического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности и учатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью прибо­ров и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных


Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

В результате изучения географии ученик должен


знать/понимать:

признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв». «урбанизация». «трудовые ресурсы»;
составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства; мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
-промышленные, с/х; транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, основные формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира, районы нового освоения, свободные экономические зоны, географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира; территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы.
Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты. Политическую карту и государственный строй.
Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города. Хозяйство:
место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
ФРГ — наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения. Крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
Китай — страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.

Хозяйство КНР—достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая.
Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы
воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки.
Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Природные условия и ресурсы.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США.
Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо - Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад — самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран — крупнейшая
общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
уметь:
показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства; определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов. Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира. Называть и показывать основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры. Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки. Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.


Межпредметные и межкурсовые связи

Программа по географии отражает интеграцию содержания. Свойственную науке, как внутрипредметную (изучение природы, населения, хозяйств стран и регионов), так и межпредметную. Она предполагает интеграцию географических знаний со знаниями по другим учебным предметам естественнонаучного (по астрономии, физике, химии, биологии, математике) и гуманитарного (по истории, экономике) циклов. При этом в содержание учебного материала по географии включаются из них те знания, без которых учащимся трудно понять особенности объектов, явлений, процессов, причинно - следственных связей. При отборе материала из других учебных предметов для интеграции с географическими исключается механический перенос какой – то целой темы. Рассматривается только та часть, которая имеет прямое отношение к географии. Например, при изучении атмосферного давления достаточно остановиться на давлении атмосферного воздуха.
















Содержание обучения


Многообразие стран мира

Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.

Количество и группировка стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно – территориального устройства.

Природа и человек в современном мире

Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап.

Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых.

Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды, пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним. Водные, минеральные, энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика.


Население мира

География населения как предмет изучения экономической и социальной географии.

Численность и воспроизводства населения. Численность населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения. Второй тип воспроизводства населения: демографический взрыв. Управление воспроизводством населения и демографическая политика.

Состав (структура) населения. Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (национальный) состав населения. Одно- и многонациональные государства. Проблема межнациональных отношений. Религиозный состав населения; мировые религии.

Размещение и миграции населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в характере и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.

Городское и сельское население. Городское население: Возрастание роли. Понятие об урбанизации; общие черты этого процесса. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых и развивающихся странах. Сельское население.

Население и окружающая среда. Влияние урбанизации на окружающую среду.


География мирового хозяйства

НТР и мировое хозяйство как предмет изучения экономической и социальной географии.

Научно – техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производства, управление. Эволюционный и революционный пути развития.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Географическая «модель» мирового хозяйства. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; региональные и отраслевые группировки.

Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; факторы размещения.

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах; Высокоразвитые, депрессивные, отсталые районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней региональной структуры.

Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения экономической и социальной географии.

География промышленности. Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства; старые, новые и новейшие отрасли.

Топливно – энергетическая промышленность: рост производства и потребления топлива, три этапа развития. Нефтяная, газовая , угольная промышленность – основа мировой энергетики. Основные черты развития географии этих отраслей. Электроэнергетика как отрасль «авангардной тройки». Особенности развития и размещения ТЭС, ГЭС и АЭС. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.

Горнодобывающая промышленность. Главные ареалы развития. Металлургическая промышленность; типы ориентации. Особенности географии черной и цветной металлургии мира.

Машиностроение. Главные ареалы развития. Машиностроение в экономически развитых и развивающихся странах. Химическая промышленность. Главные ареалы развития. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зеленой революции».

Растениеводство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения. География мирового животноводства.

Сельское хозяйство и окружающая среда.

Рыболовство.

География транспорта. Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы.

Воздушный транспорт.

Транспорт и окружающая среда.

География международных экономических отношений. К новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны.

Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно – финансовые, производственные, предоставление услуг, международный туризм.


Оценка знаний и умений учащихся


Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:


Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно; подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Критерии оценки устного ответа:

Отметка «:

-Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

-Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

-Приведены самостоятельно примеры.

-Ответ содержит логику изложения.

-Ответ полностью самостоятельный.

  • Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

  • Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

  • Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

  • Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

-Приведены самостоятельно примеры.

-Ответ содержит логику изложения.

-Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

  • Раскрыто основное содержание материала;

  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • Ответ самостоятельный;

  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

Отметка «3»:

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

- Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя.
-Допущены две существенные ошибки.

  • Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • Определения понятий недостаточно четкие;

  • Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

Отметка «2»:

-Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

- Допущены существенные множественные ошибки.

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.



Тематическое планирование



Содержание материала

Всего часов

Практических работ

1.

Введение

1



Раздел I Географическая картина мира

33


2.

Общая характеристика регионов и стран мира.

4

2

3.

Природа и человек в современном мире.

6

1

4.

Население мира.

6

1

5.

География мирового хозяйства.

17

1

6.

Повторение.

1



Итого

35

5



Оценочные практические работы:


1.Обозначение на контурной карте стран и их столиц.

2.Государственный строй стран мира.

3.Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран.

4.Обьяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями различных территорий.

5.Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности.










Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

1.

География как наука. Методы географических исследований.

Положение географии в системе наук. Экономическая и социальная география мира; структура учебника.

структура курса, источники информации, разнообразие современного мира.

Знать: Основные географические понятия и термины. Традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и гео-экологических объектов, процессов и явлений.




ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА – 33 ч.

Общая характеристика регионов и стран мира – 4 ч.

2.

Многообразие стран современного мира.

Политическая карта мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира.

Классификации стран, место России в мире.

Знать: основные географические понятия и термины. Экономически высоко развитые и развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой.

Уметь: называть и показывать на карте страны с разным уровнем развития экономики, относящихся к разным группам.

П/Р № 1. Обозначение на контурной карте стран и их столиц.



3.

Международные отношения и политическая карта мира.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Формирование политической карты мира. Политическая карта мира после Второй мировой войны. Современный этап международных отношений.

Знать: Изменения на политической карте мира в новейшее время.

Уметь: Объяснять роль международных организаций в развязывании и урегулировании локальных и региональных конфликтов.




4.

Государственный строй стран мира.

Государственный строй стран мира. Государственный строй, формы государственного правления и административно-территориального устройства.

Знать: Основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Уметь: Систематизировать страны мира по формам правления и административно-территориального устройства.

П/Р № 2. Государственный строй стран мира.



5.

Политическая география

Международные отношения. Политическая география и геополитика.

Влияние международных отношений на политическую карту мира; оценка политико-географического положения страны. знания о политической географии и геополитике.

Знать: Влияние международных отношений на политическую карту мира.

Уметь: Оценивать политико-географическое положение страны.




Природа и человек в современном мире – 6 ч.

6.

Взаимодействие общества и природы.

Взаимодействие природы и общества. Понятия «географическая среда», «природополь­зование». Степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах.

Знать: Понятия «географическая среда», «природополь­зование». Степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах.

Уметь: характеризовать взаимодействие общества и природы.




7.

Оценка мировых природных ресурсов.

Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира.

Понятие «ресурсообеспеченность»; основные закономерности размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченность стран и регионов полезными ископаемыми.

Знать: Мировые природные ресурсы: минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира.

Уметь: определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; работать с картами и текстом учебника.




8.

Ресурсы океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Биологические, климатические, космические ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы.

Формировать умение давать оценку природным ресурсам мира; формировать представление о размещении природных ресурсов на планете; формировать умение работать с картами, со статистическими материалами, составлять конспекты, планы.


Знать: Ресурсы океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы. О размещении природных ресурсов на планете

Уметь: давать оценку природным ресурсам; работать с картами, со статистическими материалами, составлять конспекты, планы.





9.

Загрязнение и охрана окружающей среды.

8. Загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование.

Проблема антропогенного загрязнения окружающей среды, источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; главные пути решения проблем охраны окружающей среды.

Знать: Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы

Уметь: называть и характеризовать главные пути решения проблем охраны окружающей среды.




10.

Географическое ресурсоведение и геоэкология.

Геоэкология. Природный ресурсный потенциал. Ресурсный цикл. Мониторинг окружающей среды.

Знать: Понятия: экологическая политика, глобальная система наблюдений (мониторинг), природный ресурсный потенциал. ресурсный цикл .

Уметь: объяснять причины дефицита некоторых природных ресурсов.

П/Р № 3. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран.



11.

Контроль и учет знаний.



Контроль, оценка и коррекция знаний.



Население мира – 6 ч.

12.

Численность и воспроизводство населения мира.

Численность населения Земли. Воспроизводство. Типы воспроизводства. Демографическая политика. Качество населения как комплексное понятие.


Знать: География населения Земли. Закономерности динамики численности населения. Естественное движение населения.

Уметь: Объяснять последствия роста анторпогенной нагрузки на планету как следствие очень быстрого роста численности населения Земли. Показывать на карте страны с наибольшей и наименьшей численностью населения.




13.

Состав (структура) населения.

Состав (структура) населения мира. Географические особенности полового и возрастного состава населения мира. Этнический состав населения мира.

Знать: Половой состав населения мира и некоторых отдельных стран. Этнический состав населения; наиболее распространенные языки мира.

Уметь: Называть и показывать на карте: многонациональные страны, страны с перевесом мужского и женского населения. Работать с возрастно-половыми пирамидами.




14.

Религиозный состав населения Земли.

Мировые религии. Распространение народов проповедующих различные религии.

Знать: Основные религии мира, классификацию религий, религиозные противоречия.

Уметь: Называть основные религиозные центры. Характеризовать влияние религий на хозяйство и демографическую ситуацию стран.




15.

Размещение и миграция населения.

Размещение и плотность населения. Миграции населения: их виды и география. Уровень жизни населения. Безработица.

Знать: Размещение и плотность населения, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций.

Уметь: Объяснять причины международных миграций населения. Называть и показывать на карте главные центры притяжения трудовых ресурсов.




16.

Городское и сельское население. Урбанизация.

13. Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс. Уровни и темпы урбанизации. Сельское население.


Знать: Понятие урбанизация, ее черты. Темпы и уровни урбанизации отдельных регионов мира.

Уметь: Характеризовать возрастающую роль городов. Объяснять пути регулирования процессом урбанизации.




17.

Контроль и учет знаний.



П/Р № 4. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями различных территорий.



География мирового хозяйства – 17 ч.

18.

Характеристика научно-технической революции.

Научно-техническая революция. Черты и составные части НТР, пути и направления развития.


Знать: понятие «научно-техническая революция»; ее основные черты и части.

Уметь: Объяснять причины превращения науки в «непосредственную производительную силу».




19.

Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда.

Мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция, ТНК. Причины специализации стран мира.


Знать: Закономерности и этапы развития мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда и его формы.

Уметь: Прослеживать и объяснять связи между отдельными составными частями мирового хозяйства.




20.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная структура хозяйства. Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства.

Типы структуры хозяйства и географические модели мирового хозяйства.

Знать: Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Региональная политика: сглаживание диспропорций.

Уметь: Самостоятельно работать со статистическим материалом, составлять схемы. Конспекты, формулировать выводы.




21.

Основные факторы размещения производственных сил.

Факторы размещения хозяйства. Старые: природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации и новые технопарк, технополис, экологические.


Знать: Старые и новые факторы размещения мирового хозяйства; понятия «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район».

Уметь: Называть фактор размещения хозяйства и характеризовать его воздействие на размещение производства.




22.

Обобщение знаний.



Контроль, оценка и коррекция знаний.



23.

Промышленность - ведущая отрасль материального производства.

Промышленность. Ведущие отрасли материального производства.


Знать: Место промышленности в экономике мира. Старые и новые отрасли промышленности.

Уметь: Объяснять структурные сдвиги промышленности под влиянием НТР.




24.

Топливно-энергетическая промышленность.


Топливно-энергетическая промышленность. Топливный баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира.

Знать: Топливно-энергетическая промышленность: рост производства и потребления топлива, три этапа развития. Значение газовой, нефтяной, угольной промышленность мира и электроэнергетики.

Уметь: характеризовать ТЭК, его размещение по территории мира и влияние на окружающую среду.




25.

Металлургия.


Горнодобывающая промышленность. Современное развитие черной и цветной металлургии мира. Основные металлургические базы мира.

Знать: Металлургическая промышленность: типы ориентации. Страны -крупнейшие производители черных и цветных металлов.

Уметь: давать характеристику отрасли, используя типовой план.




26.

Машиностроение.

Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.


Машиностроение. Развитие машиностроения в мире, главные центры машиностроения. География мирового транспорта.



Знать: Машиностроение: сдвиги в отраслевой и территориальной структуре. Судостроительную промышленность мира. Машиностроительные регионы мира.

Уметь: Группировать страны по уровню развития машиностроения. Называть крупнейшие автомобильные фирмы мира.




27.

Химическая, лесная, легкая промышленность.


Химическая, лесная, легкая промышленность. Географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства.

Знать: Главные регионы химической промышленности. Пояса лесной и деревообрабатывающей промышленности. Географические сдвиги в легкой (текстильной) промышленности.

Уметь: Характеризовать мировую химическую промышленность. Объяснять географию лесной и деревообрабатывающей промышленности. Называть сдвиги в легкой промышленности.




28.

Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства.


Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Структура сельского хозяйства мира. «Зеленая революция», главные сельскохозяйственные районы мира, типы сельского хозяйства.

Знать: Развитие сельского хозяйства как второй ведущей отрасли материального производства. Особенности структуры и географии сельского хозяйства.

Уметь: Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции размещения и развития отраслей сельского хозяйства.




29.

Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда.


Рыболовство. Биологические ресурсы мирового океана и их эксплуатации. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду.

Знать: Рыболовство как один из древнейших промыслов человечества. . Биологические ресурсы мирового океана и их эксплуатации. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду.

Уметь: Характеризовать изменения, произошедшие в географии мирового рыболовства во второй половине XX века.




30.

Транспорт.


Транспорт. Структура транспорта мира. Основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.

Знать: Структуру транспорта мира. Основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.

Уметь: Характеризовать по основным параметрам мировую транспортную систему, ее структуру, проблемы и перспективы развития.




31.

География производственных связей.


География производственных связей. Производственные связи стан и регионов мира.

Знать: Понятие всемирные экономические отношения, открытая экономика, свободная экономическая зона, мировая торговля(оборот, структура, географическое распределение).

Уметь: работать с различными источниками информации.




32.

Международные экономические связи и их формы.


Международные финансово-кредитные отношения. Иностранные инвестиции. Международный туризм. География международного туризма.

Знать: Сдвиги в географии международных финансово-кредитных отношениях. Развитие и география международного туризма. Индустрия туризма.

Уметь: Классифицировать туризм по целям: рекреационный, экскурсионный, деловой, спортивный, религиозный и др.




33.

Контроль и учет знаний по теме.



П/Р № 5. Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности.



34.

Итоговый урок.



Контроль, оценка и коррекция знаний.



ПОВТОРЕНИЕ – 1 ч.

35.

Повторение.



Обобщение и систематизация знаний.