Рабочая программа по географии 11 класс базовый уровень по программе Е. В. Овсянникова Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- примерной программе для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 198 с.
Место предмета в базисном учебном плана
Согласно базисному учебному плану на изучение географии в 11 классе отводится 35 часов федерального компонента, из расчета 1 часа в неделю, за счет школьного компонента. В том числе практических работ – 6.
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
Учебно - методический комплект для учителя:
1. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 397 с.: ил., карт.
2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, : Атлас. – Изд. 13-е, испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008. – 40 с.: ил., карт.
3.Контурные карты. География 10 класс – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008 – 26 с.
4. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. 1.Региональная характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В. П. Максаковского / Авт. – сост. О. И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 155 с.
5. . Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. 2. Общая характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В. П. Максаковского / Авт. – сост. О. И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2004. – 231 с.
6. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 320 с. – (В помощь школьному учителю).
6. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 -10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 136.: ил. (Методическая библиотека).
Учебно – методический комплект для учащихся:
1. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 397 с.: ил., карт.
2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, : Атлас. – Изд. 13-е, испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008. – 40 с.: ил., карт.
3.Контурные карты. География 10 класс – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008 – 26 с.
Основное содержание программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Изменения внесенные в программу:
1.Количество часов на изучение раздела «Многоликая планета» уменьшено (с 42 до 32) в связи с переносом темы «Общая характеристика регионов и стран мира» в начало раздела «Географическая картина мира» в соответствии с рекомендациями автора учебника.
2.Тема «Австралия и Океания – регион на окраине мира» изучается сразу после темы «Зарубежная Азия – крупнейший регион мира» в соответствии с рекомендациями автора учебника.
3. Тема «Африка – регион развивающегося мира» изучается сразу после темы «Австралия и Океания – регион на окраине мира» в соответствии с рекомендациями автора учебника.
Общая характеристика учебного предмета
Структура примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания географического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности и учатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв». «урбанизация». «трудовые ресурсы»;
составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства; мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
-промышленные, с/х; транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, основные формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира, районы нового освоения, свободные экономические зоны, географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира; территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы.
Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты. Политическую карту и государственный строй.
Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города. Хозяйство:
место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
ФРГ — наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения. Крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
Китай — страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
Хозяйство КНР—достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая.
Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы
воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки.
Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Природные условия и ресурсы.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США.
Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо - Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад — самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран — крупнейшая
общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
уметь:
показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства; определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов. Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира. Называть и показывать основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры. Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки. Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.
Содержание обучения
Зарубежная Европа – огромная роль маленького региона.
«Визитная карточка» региона.
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма и рекреации.
Население. Воспроизводство населения и демографическая ситуация. Внешние миграции. Основные черты национального и религиозного состава. Традиции культуры. Расселение, география городов, уровни и темпы урбанизации. Западноевропейсквй тип города. Субурбанизация.
Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности. Машиностроение. Химическая промышленность. Топливно-энергетическое хозяйство. Металлургия. Лесная промышленность. Сельское хозяйство и его типы: североевропейский, среднеевропейсквй, южноевропейский. Рыболовство.
Транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Главные транспортные магистрали и узлы. Портово-промышленные комплексы.
Отрасли непроизводственной сферы. Основные черты географии науки. Главные финансовые центры. Главные районы горного и приморского туризма. Города как объекты туризма.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая политика.
Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: пример Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: пример Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона.
Субрегионы и страны. Субрегионы зарубежной Европы:
Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа. Краткая социально-экономическая характеристика некоторых отдельных стран.
Зарубежная Азия – крупнейший регион мира
«Визитная карточка региона».Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Зе мельные и агроклиматические ресурсы. Орошение земель.
Население. Особенности воспроизводства, проявления «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия — родина мировых религий. Традиции культуры.
Особенности размещения населения и процессы урбанизации. Тип азиатского (восточного) города. Формы сельского расселения. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны.
Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, преобладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищного животноводства.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китай. Территория, границы, положение: представление о масштабности.
Государственный строй. Китай — самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава и расселения. Традиции культуры.
Хозяйство: достижения и проблемы. «Лицо» Китая в мировом промышленном производстве. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их размещение.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Китайское село. Внутренние различия и города. Восточная (приморская) зона, города Шанхай и Пекин. Центральная зона. Западная зона. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Япония. Территория, границы, положение. Государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизация. Главные городские агломерации; мегаполис Токайдо. Значение Токио.
Хозяйство: на пути в ХХI в. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Структура и география сельского хозяйства. Значение рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Зависимость Японии от международных экономических связей.
Территориальная структура хозяйства: страна с двумя лицами. Лицевая часть Японии — главное социально-экономическое ядро страны. Тихоокеанский пояс, главные промышленные районы. Проблемы загрязнения окружающей среды. Тыльная часть Японии. Региональная политика; создание технополисов.
Индия. Территория, границы, положение: индийский субконтинент. Государственный строй. Население: численность и воспроизводство. Этнический состав: Индия — самая многонациональная страна в мире. Религиозный состав. Традиции культуры. Размещение населения, темпы и уровни урбанизации. Сельское расселение.
Общая характеристика хозяйства: страна контрастов. Промышленность: основные черты отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Две главные земледельческие зоны.
Географический рисунок хозяйства и расселения в Индии: центры и «коридоры» развития. Главные центры— Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Австралия и Океания – регион на окраине мира
Заселение Австралии и Океании выходцами из Юго-Восточной Азии. Коренные жители: аборигены Австралии, тасманийцы и жители Океании; их образ жизни. Европейская колонизация в XVIII- XIX вв. Австралия и Новая Зеландия – страны переселенческого капитализма. Этапы хозяйственного развития Австралии: XVIII в. - место ссылки, XIX в. – развитие овцеводства и мясомолочного скотоводства, зернового хозяйства, «золотая лихорадка», XX в.- развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Экономическое развитие стран Океании; высокий уровень развития Новой Зеландии. Специализация хозяйства малых островных стран Океании; большое значение культуры кокосовой пальмы.
Особенности географического положения региона – периферия Южного полушария. Уникальный состав региона: страна-материк и мир многочисленных островов Океании. Состав Океании и географические особенности Меланезии, Полинезии и Микронезии. Специфика географического положения и природных условий Австралии. Географические особенности заселения и освоения; современный характер размещения населения. Географические региона Австралии; специализация их хозяйства; особая роль Юго-Востока.
Африка – регион развивающегося мира.
«Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы как важнейший фактор развития стран Африки. Полезные ископаемые, земельные, агроклиматические и лесные ресурсы.
Население. Особенности воспроизводства. Этнический состав. Плотность населения и основные черты урбанизации; «городской взрыв». Традиции культуры.
Хозяйство: место Африки в мире. Горнодобывающая промышленность, тропическое и субтропическое земледелие. Понятие о монокультуре.
Субрегионы Африки. Северная Африка: образ территории. Различия между приморской и. глубинной частями субрегиона. Арабский тип города. Каир.
Тропическая Африка: образ территории. Тропическая Африка — самая отсталая часть третьего мираж. Проблемы обезлесения и опустынивания.
- ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
Америка – Новый свет
Северная Америка. «Визитная карточка» региона.
Общая характеристика США. Территория, границы, положение: благоприятные предпосылки. Государственный строй.
Население. Численность и естественный прирост. Иммиграция и формирование американской нации. Плотность населения и география городов; североамериканский тип города. Главные города, городские агломерации и мегаполисы США.
Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Территориальная структура хозяйства.
География промышленности. Природные предпосылки для ее развития. География главных отраслей. Промышленные районы и пояса. География сельского хозяйства. Природные предпосылки для его развития. География главных отраслей. Сельскохозяйственные районы и пояса.
География транспорта: главные магистрали и узлы. Основные черты географии науки. География отдыха и туризма, главные районы.
‘Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Макрорегионы США. Северо-Восток США — «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон.
Средний Запад США — регион крупной промышленности и сельского хозяйства. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Город Чикаго.
Юг США — регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы.
Запад—самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.
Канада. Основные черты положения, природных ресурсов, населения и хозяйства. Латинская Америка. Общая характеристика. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Полезные ископаемые и возобновимые ресурсы; проблемы, связанные с их использованием.
Население. Особенности воспроизводства. История колонизации и формирование этнического состава. Контрасты в размещении населения. Темпы и уровни урбанизации; латиноамериканский тип города. Крупнейшие городские агломерации: Мехико, Буэнос-Айрес. Понятие о ложной урбанизации.
Хозяйство: противоречия развития. Горнодобывающая, обрабатывающая промышленность; главные районы и центры. Сельское хозяйство; особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы.
Основные черты развития и размещения транспорта. Особенности территориальной структуры хозяйства: гипертрофированная роль столиц.
Межпредметные и межкурсовые связи
Программа по географии отражает интеграцию содержания. Свойственную науке, как внутрипредметную (изучение природы, населения, хозяйств стран и регионов), так и межпредметную. Она предполагает интеграцию географических знаний со знаниями по другим учебным предметам естественнонаучного (по астрономии, физике, химии, биологии, математике) и гуманитарного (по истории, экономике) циклов. При этом в содержание учебного материала по географии включаются из них те знания, без которых учащимся трудно понять особенности объектов, явлений, процессов, причинно - следственных связей. При отборе материала из других учебных предметов для интеграции с географическими исключается механический перенос какой – то целой темы. Рассматривается только та часть, которая имеет прямое отношение к географии. Например, при изучении атмосферного давления достаточно остановиться на давлении атмосферного воздуха.
Оценка знаний и умений учащихся
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ :
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно; подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Критерии оценки устного ответа:
Отметка «5»:
-Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.
-Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
-Приведены самостоятельно примеры.
-Ответ содержит логику изложения.
-Ответ полностью самостоятельный.
Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;
Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- Конкретный ответ на поставленный вопрос.
-Приведены самостоятельно примеры.
-Ответ содержит логику изложения.
-Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.
Раскрыто основное содержание материала;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов
Отметка «3»:
- Ответ неконкретный, излишне пространный.
- Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя.
-Допущены две существенные ошибки.
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
Определения понятий недостаточно четкие;
Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
-Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий
Отметка «2»:
-Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
- Допущены существенные множественные ошибки.
Основное содержание учебного материала не раскрыто;
Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Тематическое планирование
№ | Содержание материала | Всего часов | Практических работ |
| Многоликая планета | 31 | |
1. | Зарубежная Европа – Огромная роль маленького региона. | 11 | 3 |
2. | Зарубежная Азия – крупнейший регион мира. | 7 | 1 |
3. | Австралия и Океания – регион на окраине мира. | 2 | |
5. | Африка – регион развивающегося мира. | 2 | |
6. | Америка – новый свет. | 9 | 1 |
| Насущные проблемы человечества. | 4 | |
7. | Глобальные проблемы человечества. | 4 | |
| Итого за учебный год | 35 | 5 |
Оценочные практические работы:
1.Экономико-географическая характеристика страны.
2. Характеристика территориальных диспропорций в размещении производства на примере Италии.
3.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран на примере Великобритании и Германии.
4. Составление картосхемы производственных связей стран.
5.Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения |
План | Факт |
МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА – 31 ч. Зарубежная Европа – огромная роль маленького региона – 11 ч. |
1. | Общая характеристика Зарубежной Европы. | Зарубежная Европа. роль и место Западной Европы в мировых экономике и политике. Факторы и показатели, объединяющие страны Западной Европы в единый регион. | Знать: Территория, границы, географическое положение стран Европы. Природные условия и ресурсы. Уметь: Давать характеристику ЭГП стран зарубежной Европы по картам атласа. | | | |
2. | Население зарубежной Европы. | Население зарубежной Европы. Воспроизводство. Миграции. Национальный состав, урбанизация. | Знать: Закономерности формирования населения зарубежной Европы. Воспроизводство. Миграции. Национальный состав, урбанизация. Уметь: Давать характеристику отдельных стран по заселению территории, национальному, языковому, религиозному составу, уровню урбанизации. | | | |
3. | Промышленность. | Хозяйство стран Европы. Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности отраслевого состава промышленности. | Знать: Типичные черты хозяйства развитых стран зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона. Главные отрасли. Уметь: Выявлять уровень развития различных отраслей промышленности зарубежной Европы, крупнейшие районы и узлы промышленных отраслей. | | | |
4. | Сельское хозяйство, транспорт и туризм региона. | Сельское хозяйство, его главные типы. Транспортные, главные магистрали и узлы. Отдых и туризм. Западная Европа как главный регион международного туризма. | Знать: Особенности развития сельского хозяйства стран Европы. Уровень развития транспорта и туризма в Европе. Уметь: Характеризовать различные типы сельского хозяйства. Объяснять и показывать на карте географию международного туризма зарубежной Европы. | | | |
5. | Франция. | Франция. Комплексная экономико-географическая характеристика Франции. | Знать: Особенности хозяйства и населения Франции. Уметь: Давать комплексную экономико-географическую характеристику страны. | П/Р № 1. Экономико-географическая характеристика страны. | | |
6. | Италия. | Италия. Различия в экономическом развитии Италия. | Знать: Различия в экономическом развитии Италия. Уметь: Выявлять и объяснять территориальные диспропорции в размещении производства страны. | П/Р № 2. Характеристика территориальных диспропорций в размещении производства на примере Италии. | | |
7. | Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Германии | Великобритания. Германия. Сравнительная экономико-географическая характеристика этих стран. | Знать: Социально-экономические особенности Великобритании и Германии, их основные экономико-географические показатели, черты сходства и различия. Уметь: Составлять сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран. | П/Р № 3. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран на примере Великобритании и Германии. | | |
8. | Малые страны Западной Европы. | Государства – малютки: Лихтенштейн, Сан-Марино, Ватикан, Мальта, Монако, Андорра, Гибралтар, их особенности и значение. | Знать: Малые страны Западной Европы, их особенности и значение. Уметь: Находить и показывать на карте государства – малютки: Лихтенштейн, Сан-Марино, Ватикан, Мальта, Монако, Андорра, Гибралтар | | | |
9. | Страны Восточной Европы. | Страны Восточной Европы. Размещение отраслей промышленности, сельского хозяйства, экономические районы Польши, Румынии и Болгарии. | Знать: Страны Восточной Европы. Размещение отраслей промышленности, сельского хозяйства, экономические районы Польши, Румынии и Болгарии. Уметь: Объяснять перспективы интеграционных процессов между странами Восточной Европы. | | | |
10. | Субрегионы Европы. Европа как центр мирового хозяйства. | Субрегионы Европы. Европа как центр мирового хозяйства. Место европейских стран в мировой экономике. | Знать: Социально-экономические особенности стран различных субрегионов Европы. Место европейских стран в мировой экономике Уметь: Описывать Европу как центр мирового хозяйства. | | | |
11. | Тематический учет знаний и умений | | | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Зарубежная Азия – крупнейший регион мира – 7 ч. |
12. | Общая характеристика Зарубежной Азии. | Общая характеристика Зарубежной Азии. Состав региона, природные ресурсы, особенности населения. | Знать: Своеобразие азиатского региона, его состав и геполитическое положение. Особенности населения и природные ресурсы. Уметь: Объяснять, почему XXI может стать «веком Азии». | | | |
13. | Хозяйство: уровень развития международная специализация, основные районы сельского хозяйства, проблемы. | Хозяйство. Уровень развития, международная специализация, основные районы сельского хозяйства, проблемы. Особенностях развития хозяйства регионов Азии. Своеобразие хозяйства субрегионов Азии. | Знать: Особенности развития хозяйства регионов Азии. Своеобразие хозяйства субрегионов Азии. Уметь: Классифицировать страны Азии по социально-экономическим показателям. | | | |
14. | Страны Восточной и Центральной Азии. Китай. | Страны Восточной и Центральной Азии. Различия стран и их причины. Китай. ЭГП, особенности населения, демографическая политика, природные ресурсы и развитие хозяйства Китая. | Знать: Страны Восточной и Центральной Азии. Различия стран и их причины. Китай. ЭГП, особенности населения, демографическая политика, природные ресурсы и развитие хозяйства Китая. Уметь: Определять: какие страны Восточной и Центральной Азии относятся к развитым и развивающимся. Характеризовать роль Китая в регионе и в мире. | | | |
15. | Япония: территория, границы, насаление. | Япония: территория, границы, положение: Страна восходящего солнца. Население: особенности естественного движения, национального состава, размещения. | Знать: Основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальный состав, размещение населения. Уметь: Составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники информации. | | | |
16. | Хозяйство Японии. | Территориальная структура хозяйства. Особенности социально-экономического развития послевоенной экономики. «Японское чудо». | Знать: Территориальная структура хозяйства. Трудовой потенциал. Высокие темпы экономического развития. Уметь: Анализировать структуру экспорта и импорта страны. | П/Р № 4. Составление картосхемы производственных связей стран. | | |
17. | Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира. | Территория, границы, положение: индийский субконтинент, государственный строй. Население: особенности воспроизводства, этнического состава, размещения. Характеристика хозяйства. Промышленность: основные черты отраслевой структуры и географии. Сельское хозяйство: природные условия, земледельческие зоны. | Знать: Особенности ЭГП, ПГП, населения и хозяйства Индии. Географическую номенклатуру Индии. Уметь: Определять актуальные проблемы социально-экономического развития. | | | |
18. | Новые индустриальные страны Азии. | Новые индустриальные страны Азии. Корея. Сингапур. Тайвань. Гонконг. Малайзия. Таиланд. Филиппины. Индонезия. Особенности современного социально-экномического развития азиатских новых индустриальных стран. Достижения и проблемы. Перспективы развития. | Знать: Новые индустриальные страны в современном мире. «Волны индустриализации. Уметь: Объяснять преимущества и недостатки модели нового индустриального развития. | | | |
Австралия и Океания – регион на окраине мира – 2 ч. |
19. | Австралия и Океания. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры; современные проблемы развития. Внутренние географические различия стран. | Знать: Комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Уметь: Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | | | |
20. | Тематический учет знаний и умений. | | | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Африка – регион развивающегося мира – 2 ч. |
21. | Общая характеристика Африки. | Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Природные условия и ресурсы как важнейший фактор развития стран Африки. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Общая характеристика Африки. Особенности развития Африки. Причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка. | Знать: Общую характеристику Африки. Особенности развития Африки. Причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка. Уметь: Выявлять особенности хозяйства стран Африки. | | | |
22. | Субрегионы - Северная и тропическая Африка. | Деление Африки на субрегионы. Главные субрегионы - Северная и тропическая Африка. Образ территорий. ЮАР – страна с двойной экономикой. | Знать: Субрегионы - Северная и тропическая Африка. Особенности и различия субрегионов Африки. Уметь: Выявлять принципы деления Африки на субрегионы. | | | |
Америка – Новый свет – 9 ч. |
23. | Общая характеристика Соединенных штатов Америки. | Территория, границы, положение: благоприятные предпосылки. Государственный строй. Население: численность. Воспроизводство, внешние миграции, национальный состав. Размещение. | Знать: Особенности населения США, этапы формирования американской нации. Уметь: Определять благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП. Объяснять влияние ЭГП на историческое развитие страны. | | | |
24. | Роль Соединенных штатов Америки в мировой экономике. | Общая характеристика хозяйства США: ведущее место в мировой экономике. География сельского хозяйства: природные предпосылки, главные отрасли и районы. | Знать: Роль Соединенных штатов Америки в мировой экономике. Природные ресурсы и хозяйство США. Уметь: Давать оценку влияния США на мировую экономику. | | | |
25. | География промышленности, транспорта, туризма. | География промышленности: природно-ресурсные предпосылки, главные отрасли и районы. География транспорта: главные магистрали и узлы. Внешняя торговля. Главные районы отдыха и туризма. | Знать: География промышленности, транспорта, туризма США. Уметь: Выявлять особенности хозяйства стран США. | | | |
26. | Макрорайоны Соединенных штатов Америки. | Макрорайоны Соединенных штатов Америки. Различия районов США. Северо-Восток: «мастерская нации». Средний Запад: район крупной промышленности и сельского хозяйства. Юг: макрорайон больших перемен. Запад – самый молодой и динамичный район США. | Знать: Виды районирования США. Общая характеристика районов. Основные особенности населения и хозяйства в каждом районе. Уметь: Анализировать особенности регионов США. С помощью различных источников знаний составлять характеристику макрорайонов. | | | |
27. | Канада. | Канада. ЭГП. Государственный строй. Население. Хозяйство. Внутренние различия. Внешнеэкономические связи. | Знать: Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Уметь: Называть отрасли, определяющие место Канады в международной специализации. Объяснять как отражается национально-этническая составляющая на размещение населения в Канаде. | | | |
28. | Общая характеристика Латинской Америки. | Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Государственный строй. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Воспроизводство. Этнический состав, размещение и урбанизация населения. Противоречия в развитии хозяйства. Территориальная структура хозяйства. | Знать: Общую характеристику Латинской Америки. Страны Латинской Америки, их особенности, ЭГП, население. Уметь: Анализировать социально-экономический уровень развития стран Латинской Америки. Оценивать природно-ресурсный потенциал для развития экономики. | | | |
29. | Бразилия. | Бразилия – тропический гигант. ЭГП. Государственный строй. Население. Хозяйство. Внутренние различия. Внешнеэкономические связи. Изменения в территориальной структуре хозяйства: сдвиг на запад. | Знать: Бразилия. Общие особенности хозяйства и населения Бразилии. Уметь: Называть отрасли, определяющие место Бразилии в международной специализации. | | | |
30. | Сравнительная характеристика развивающихся стран мира. | Сравнительная характеристика развивающихся стран мира. Бразилия, Мексика, Аргентина, их географическая специфика. | Знать: Сравнительная характеристика развивающихся стран мира. Географическую специфику стран расположенных в различных регионах мира. Уметь: Определять актуальные проблемы социально-экономического развития. | П/Р № 5. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. | | |
31. | Контроль и учет знаний по темам | | | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 4 ч. Глобальные проблемы человечества - 3 ч. |
32. | Глобальные проблемы человечества. | Понятие о глобальных проблемах. Экологические проблемы. Демографическая проблема. Проблема разоружения и сохранения мира на Земле. Продовольственная, энергетическая, сырьевая проблемы, и пути их решения. Проблема здоровья людей. Проблема использования мирового океана. Мирное освоение космоса. Взаимосвязь глобальных проблем. | Знать: Понятие о глобальных проблемах. Экологические проблемы. Специфику экологических проблем. Уметь: Выявлять географические аспекты глобальных проблем человечества. | | | |
33. | Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. | Два подхода глобальных прогнозов. Глобальные гипотезы: о чем спорят ученые. Глобальные проекты. | Знать: Понятия: глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Уметь: Уметь логически строить прогнозы проекты гипотезы, защищать их и аргументировать свою точку зрения. | | | |
34. | Стратегия устойчивого развития. | Понятие об устойчивом развитии. Три основных компонента устойчивого развития. География устойчивого развития. Главный вывод. | Знать: Понятие об устойчивом развитии и его главных компонентах в географическом аспекте. Уметь: Вести дискуссию по актуальным проблемам социально-экономического развития. | | | |
Заключение – 1 ч. |
35. | Мы осознаем мир в начале XXI века. | | | Обобщение и систематизация знаний по курсу «Экономическая и социальная география мира». | | |