Рабочая программа по географии 10 класс базовый уровень по программе Е. В. Овсянникова
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- примерной программе для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 198 с.
Место предмета в базисном учебном плана
Согласно базисному учебному плану на изучение географии в 10 классе отводится 35 часов федерального компонента, из расчета 1 часа в неделю, за счет школьного компонента. В том числе практических работ – 5.
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
Учебно - методический комплект для учителя:
1. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 397 с.: ил., карт.
2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, : Атлас. – Изд. 13-е, испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011. – 40 с.: ил., карт.
3.Контурные карты. География 10 класс – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011 – 26 с.
4. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Поурочные планы по учебнику В. П. Максаковского / Авт. – сост. О. И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 343 с.
5. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 320 с. – (В помощь школьному учителю).
6. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 -10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 136.: ил. (Методическая библиотека).
Учебно – методический комплект для учащихся:
1. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 397 с.: ил., карт.
2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, : Атлас. – Изд. 13-е, испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011. – 40 с.: ил., карт.
3.Контурные карты. География 10 класс – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011 – 26 с.
Основное содержание программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Изменения внесенные в программу:
1.Тема «Общая характеристика регионов и стран мира» перенесена из раздела «Многоликая планета» (11 класс) и изучается в начале раздела «Географическая картина мира» (10 класс), что соответствует контексту учебника.
2. На изучение раздела «Географическая картина мира» увеличено количество часов с 21 до 33 из-за перенесения темы «Общая характеристика регионов и стран мира» и для расширения и углубления знаний по разделу.
Общая характеристика учебного предмета
Структура примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания географического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности и учатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв». «урбанизация». «трудовые ресурсы»;
составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства; мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
-промышленные, с/х; транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, основные формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира, районы нового освоения, свободные экономические зоны, географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира; территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы.
Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты. Политическую карту и государственный строй.
Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города. Хозяйство:
место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
ФРГ — наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения. Крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
Китай — страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
Хозяйство КНР—достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая.
Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы
воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки.
Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Природные условия и ресурсы.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США.
Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо - Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад — самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран — крупнейшая
общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
уметь:
показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства; определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов. Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира. Называть и показывать основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры. Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки. Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.
Межпредметные и межкурсовые связи
Программа по географии отражает интеграцию содержания. Свойственную науке, как внутрипредметную (изучение природы, населения, хозяйств стран и регионов), так и межпредметную. Она предполагает интеграцию географических знаний со знаниями по другим учебным предметам естественнонаучного (по астрономии, физике, химии, биологии, математике) и гуманитарного (по истории, экономике) циклов. При этом в содержание учебного материала по географии включаются из них те знания, без которых учащимся трудно понять особенности объектов, явлений, процессов, причинно - следственных связей. При отборе материала из других учебных предметов для интеграции с географическими исключается механический перенос какой – то целой темы. Рассматривается только та часть, которая имеет прямое отношение к географии. Например, при изучении атмосферного давления достаточно остановиться на давлении атмосферного воздуха.
Содержание обучения
Многообразие стран мира
Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.
Количество и группировка стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.
Государственный строй стран мира. Формы правления и административно – территориального устройства.
Природа и человек в современном мире
Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап.
Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых.
Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды, пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним. Водные, минеральные, энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы.
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика.
Население мира
География населения как предмет изучения экономической и социальной географии.
Численность и воспроизводства населения. Численность населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения. Второй тип воспроизводства населения: демографический взрыв. Управление воспроизводством населения и демографическая политика.
Состав (структура) населения. Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (национальный) состав населения. Одно- и многонациональные государства. Проблема межнациональных отношений. Религиозный состав населения; мировые религии.
Размещение и миграции населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в характере и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.
Городское и сельское население. Городское население: Возрастание роли. Понятие об урбанизации; общие черты этого процесса. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых и развивающихся странах. Сельское население.
Население и окружающая среда. Влияние урбанизации на окружающую среду.
География мирового хозяйства
НТР и мировое хозяйство как предмет изучения экономической и социальной географии.
Научно – техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производства, управление. Эволюционный и революционный пути развития.
Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Географическая «модель» мирового хозяйства. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; региональные и отраслевые группировки.
Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; факторы размещения.
Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах; Высокоразвитые, депрессивные, отсталые районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней региональной структуры.
Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения экономической и социальной географии.
География промышленности. Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства; старые, новые и новейшие отрасли.
Топливно – энергетическая промышленность: рост производства и потребления топлива, три этапа развития. Нефтяная, газовая , угольная промышленность – основа мировой энергетики. Основные черты развития географии этих отраслей. Электроэнергетика как отрасль «авангардной тройки». Особенности развития и размещения ТЭС, ГЭС и АЭС. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.
Горнодобывающая промышленность. Главные ареалы развития. Металлургическая промышленность; типы ориентации. Особенности географии черной и цветной металлургии мира.
Машиностроение. Главные ареалы развития. Машиностроение в экономически развитых и развивающихся странах. Химическая промышленность. Главные ареалы развития. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.
География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зеленой революции».
Растениеводство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения. География мирового животноводства.
Сельское хозяйство и окружающая среда.
Рыболовство.
География транспорта. Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы.
Воздушный транспорт.
Транспорт и окружающая среда.
География международных экономических отношений. К новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны.
Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно – финансовые, производственные, предоставление услуг, международный туризм.
Оценка знаний и умений учащихся
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно; подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Критерии оценки устного ответа:
Отметка «5»:
-Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.
-Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
-Приведены самостоятельно примеры.
-Ответ содержит логику изложения.
-Ответ полностью самостоятельный.
Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;
Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- Конкретный ответ на поставленный вопрос.
-Приведены самостоятельно примеры.
-Ответ содержит логику изложения.
-Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.
Раскрыто основное содержание материала;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов
Отметка «3»:
- Ответ неконкретный, излишне пространный.
- Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя.
-Допущены две существенные ошибки.
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
Определения понятий недостаточно четкие;
Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
-Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий
Отметка «2»:
-Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
- Допущены существенные множественные ошибки.
Основное содержание учебного материала не раскрыто;
Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Тематическое планирование
№ | Содержание материала | Всего часов | Практических работ |
1. | Введение | 1 | |
| Раздел I Географическая картина мира | 33 | |
2. | Общая характеристика регионов и стран мира. | 4 | 2 |
3. | Природа и человек в современном мире. | 6 | 1 |
4. | Население мира. | 6 | 1 |
5. | География мирового хозяйства. | 17 | 1 |
6. | Повторение. | 1 | |
| Итого | 35 | 5 |
Оценочные практические работы:
1.Обозначение на контурной карте стран и их столиц.
2.Государственный строй стран мира.
3.Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран.
4.Обьяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями различных территорий.
5.Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч. |
1. | География как наука. Методы географических исследований. | Положение географии в системе наук. Экономическая и социальная география мира; структура учебника. структура курса, источники информации, разнообразие современного мира. | Знать: Основные географические понятия и термины. Традиционные и новые методы географических исследований. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и гео-экологических объектов, процессов и явлений. | | | |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА – 33 ч. Общая характеристика регионов и стран мира – 4 ч. |
2. | Многообразие стран современного мира. | Политическая карта мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира. Классификации стран, место России в мире. | Знать: основные географические понятия и термины. Экономически высоко развитые и развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Уметь: называть и показывать на карте страны с разным уровнем развития экономики, относящихся к разным группам. | П/Р № 1. Обозначение на контурной карте стран и их столиц. | | |
3. | Международные отношения и политическая карта мира. | Влияние международных отношений на политическую карту мира. Формирование политической карты мира. Политическая карта мира после Второй мировой войны. Современный этап международных отношений. | Знать: Изменения на политической карте мира в новейшее время. Уметь: Объяснять роль международных организаций в развязывании и урегулировании локальных и региональных конфликтов. | | | |
4. | Государственный строй стран мира. | Государственный строй стран мира. Государственный строй, формы государственного правления и административно-территориального устройства. | Знать: Основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная. Уметь: Систематизировать страны мира по формам правления и административно-территориального устройства. | П/Р № 2. Государственный строй стран мира. | | |
5. | Политическая география | Международные отношения. Политическая география и геополитика. Влияние международных отношений на политическую карту мира; оценка политико-географического положения страны. знания о политической географии и геополитике. | Знать: Влияние международных отношений на политическую карту мира. Уметь: Оценивать политико-географическое положение страны. | | | |
Природа и человек в современном мире – 6 ч. |
6. | Взаимодействие общества и природы. | Взаимодействие природы и общества. Понятия «географическая среда», «природопользование». Степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. | Знать: Понятия «географическая среда», «природопользование». Степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Уметь: характеризовать взаимодействие общества и природы. | | | |
7. | Оценка мировых природных ресурсов. | Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира. Понятие «ресурсообеспеченность»; основные закономерности размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченность стран и регионов полезными ископаемыми. | Знать: Мировые природные ресурсы: минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира. Уметь: определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; работать с картами и текстом учебника. | | | |
8. | Ресурсы океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы. | Биологические, климатические, космические ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы. Формировать умение давать оценку природным ресурсам мира; формировать представление о размещении природных ресурсов на планете; формировать умение работать с картами, со статистическими материалами, составлять конспекты, планы. | Знать: Ресурсы океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы. О размещении природных ресурсов на планете Уметь: давать оценку природным ресурсам; работать с картами, со статистическими материалами, составлять конспекты, планы. | | | |
9. | Загрязнение и охрана окружающей среды. | 8. Загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование. Проблема антропогенного загрязнения окружающей среды, источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; главные пути решения проблем охраны окружающей среды. | Знать: Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы Уметь: называть и характеризовать главные пути решения проблем охраны окружающей среды. | | | |
10. | Географическое ресурсоведение и геоэкология. | Геоэкология. Природный ресурсный потенциал. Ресурсный цикл. Мониторинг окружающей среды. | Знать: Понятия: экологическая политика, глобальная система наблюдений (мониторинг), природный ресурсный потенциал. ресурсный цикл . Уметь: объяснять причины дефицита некоторых природных ресурсов. | П/Р № 3. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран. | | |
11. | Контроль и учет знаний. | | | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
Население мира – 6 ч. |
12. | Численность и воспроизводство населения мира. | Численность населения Земли. Воспроизводство. Типы воспроизводства. Демографическая политика. Качество населения как комплексное понятие. | Знать: География населения Земли. Закономерности динамики численности населения. Естественное движение населения. Уметь: Объяснять последствия роста анторпогенной нагрузки на планету как следствие очень быстрого роста численности населения Земли. Показывать на карте страны с наибольшей и наименьшей численностью населения. | | | |
13. | Состав (структура) населения. | Состав (структура) населения мира. Географические особенности полового и возрастного состава населения мира. Этнический состав населения мира. | Знать: Половой состав населения мира и некоторых отдельных стран. Этнический состав населения; наиболее распространенные языки мира. Уметь: Называть и показывать на карте: многонациональные страны, страны с перевесом мужского и женского населения. Работать с возрастно-половыми пирамидами. | | | |
14. | Религиозный состав населения Земли. | Мировые религии. Распространение народов проповедующих различные религии. | Знать: Основные религии мира, классификацию религий, религиозные противоречия. Уметь: Называть основные религиозные центры. Характеризовать влияние религий на хозяйство и демографическую ситуацию стран. | | | |
15. | Размещение и миграция населения. | Размещение и плотность населения. Миграции населения: их виды и география. Уровень жизни населения. Безработица. | Знать: Размещение и плотность населения, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций. Уметь: Объяснять причины международных миграций населения. Называть и показывать на карте главные центры притяжения трудовых ресурсов. | | | |
16. | Городское и сельское население. Урбанизация. | 13. Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс. Уровни и темпы урбанизации. Сельское население. | Знать: Понятие урбанизация, ее черты. Темпы и уровни урбанизации отдельных регионов мира. Уметь: Характеризовать возрастающую роль городов. Объяснять пути регулирования процессом урбанизации. | | | |
17. | Контроль и учет знаний. | | | П/Р № 4. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями различных территорий. | | |
География мирового хозяйства – 17 ч. |
18. | Характеристика научно-технической революции. | Научно-техническая революция. Черты и составные части НТР, пути и направления развития. | Знать: понятие «научно-техническая революция»; ее основные черты и части. Уметь: Объяснять причины превращения науки в «непосредственную производительную силу». | | | |
19. | Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда. | Мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция, ТНК. Причины специализации стран мира. | Знать: Закономерности и этапы развития мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда и его формы. Уметь: Прослеживать и объяснять связи между отдельными составными частями мирового хозяйства. | | | |
20. | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. | Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная структура хозяйства. Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства. Типы структуры хозяйства и географические модели мирового хозяйства. | Знать: Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Региональная политика: сглаживание диспропорций. Уметь: Самостоятельно работать со статистическим материалом, составлять схемы. Конспекты, формулировать выводы. | | | |
21. | Основные факторы размещения производственных сил. | Факторы размещения хозяйства. Старые: природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации и новые технопарк, технополис, экологические. | Знать: Старые и новые факторы размещения мирового хозяйства; понятия «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район». Уметь: Называть фактор размещения хозяйства и характеризовать его воздействие на размещение производства. | | | |
22. | Обобщение знаний. | | | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
23. | Промышленность - ведущая отрасль материального производства. | Промышленность. Ведущие отрасли материального производства. | Знать: Место промышленности в экономике мира. Старые и новые отрасли промышленности. Уметь: Объяснять структурные сдвиги промышленности под влиянием НТР. | | | |
24. | Топливно-энергетическая промышленность. | Топливно-энергетическая промышленность. Топливный баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира. | Знать: Топливно-энергетическая промышленность: рост производства и потребления топлива, три этапа развития. Значение газовой, нефтяной, угольной промышленность мира и электроэнергетики. Уметь: характеризовать ТЭК, его размещение по территории мира и влияние на окружающую среду. | | | |
25. | Металлургия. | Горнодобывающая промышленность. Современное развитие черной и цветной металлургии мира. Основные металлургические базы мира. | Знать: Металлургическая промышленность: типы ориентации. Страны -крупнейшие производители черных и цветных металлов. Уметь: давать характеристику отрасли, используя типовой план. | | | |
26. | Машиностроение. Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения. | Машиностроение. Развитие машиностроения в мире, главные центры машиностроения. География мирового транспорта. | Знать: Машиностроение: сдвиги в отраслевой и территориальной структуре. Судостроительную промышленность мира. Машиностроительные регионы мира. Уметь: Группировать страны по уровню развития машиностроения. Называть крупнейшие автомобильные фирмы мира. | | | |
27. | Химическая, лесная, легкая промышленность. | Химическая, лесная, легкая промышленность. Географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства. | Знать: Главные регионы химической промышленности. Пояса лесной и деревообрабатывающей промышленности. Географические сдвиги в легкой (текстильной) промышленности. Уметь: Характеризовать мировую химическую промышленность. Объяснять географию лесной и деревообрабатывающей промышленности. Называть сдвиги в легкой промышленности. | | | |
28. | Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. | Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Структура сельского хозяйства мира. «Зеленая революция», главные сельскохозяйственные районы мира, типы сельского хозяйства. | Знать: Развитие сельского хозяйства как второй ведущей отрасли материального производства. Особенности структуры и географии сельского хозяйства. Уметь: Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции размещения и развития отраслей сельского хозяйства. | | | |
29. | Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда. | Рыболовство. Биологические ресурсы мирового океана и их эксплуатации. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. | Знать: Рыболовство как один из древнейших промыслов человечества. . Биологические ресурсы мирового океана и их эксплуатации. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Уметь: Характеризовать изменения, произошедшие в географии мирового рыболовства во второй половине XX века. | | | |
30. | Транспорт. | Транспорт. Структура транспорта мира. Основные направления изменения транспорта в эпоху НТР. | Знать: Структуру транспорта мира. Основные направления изменения транспорта в эпоху НТР. Уметь: Характеризовать по основным параметрам мировую транспортную систему, ее структуру, проблемы и перспективы развития. | | | |
31. | География производственных связей. | География производственных связей. Производственные связи стан и регионов мира. | Знать: Понятие всемирные экономические отношения, открытая экономика, свободная экономическая зона, мировая торговля(оборот, структура, географическое распределение). Уметь: работать с различными источниками информации. | | | |
32. | Международные экономические связи и их формы. | Международные финансово-кредитные отношения. Иностранные инвестиции. Международный туризм. География международного туризма. | Знать: Сдвиги в географии международных финансово-кредитных отношениях. Развитие и география международного туризма. Индустрия туризма. Уметь: Классифицировать туризм по целям: рекреационный, экскурсионный, деловой, спортивный, религиозный и др. | | | |
33. | Контроль и учет знаний по теме. | | | П/Р № 5. Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности. | | |
34. | Итоговый урок. | | | Контроль, оценка и коррекция знаний. | | |
ПОВТОРЕНИЕ – 1 ч. |
35. | Повторение. | | | Обобщение и систематизация знаний. | | |