муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
Пухляковская средняя общеобразовательная школа
имени Анатолия Вениаминовича Калинина
«Утверждаю»
Директор МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина
Приказ от___________20__ №___
________________ Сычева Н.В.
Рабочая программа
по информатике
Уровень образования основное общее 8 класс
Количество часов 34
Учитель Захаренко Наталья Анатольевна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ ( Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ./ Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа 2008.-103.
2017-2018 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта содержание основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. / Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип .-М.: Дрофа 2008.-103;
- учебного плана МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2017-2018 учебный год.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2009 г).
Цели программы:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий.
Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются на этапе основного общего образования:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющих средств информационных технологий;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками).
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса и задачника-практикума. Учебники построены по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.
Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и уровню сложности.
Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматривается в пособии для учителя. Кроме того, пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение базового курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела раскрываются в других разделах базового курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Для каждого раздела указано общее количество учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать этот план, используя предусмотренный резерв учебного времени.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в основной школе:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную будущую профилизацию обучения.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование:
Из примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ
(Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. М. Дрофа 2008 взяты образовательные модули .
Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Семакин Н.Г для 8 – 9 классов и рассчитана в 8 классе-34 учебных часов из расчета 1 час в неделю. На контрольные работы отводится 1 час, практические работы 11 часов, проекты 1 час.
Были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения разделов, тем, количество часов на их изучение:
на изучение раздела информация и информационные процессы отведено не 6 часов для более глубокого усвоения содержания раздела(примерная программа этому не противоречит, так как отводит определенное количество резервных часов для реализации авторских подходов);в примерной программе отводится 4 часа.
на изучение раздела компьютер как универсальное устройство обработки информации отведено 6 часов, так, как за 4 часа материал не освещается в достаточной степени;
раздел обработка текстовой информации содержит 12 часов, т.к этого количества часов достаточно для изучения и полного усвоения данного блока;
на изучение Мультимедийных технологий отведено 7 часов ( по примерной программе 8), так, как данный раздел всегда быстро ти качественно осваивается учащимися.
В связи с тем, что уроки выпадают на праздничные дни: 2, 9 мая программу по информатике в 8 классе выдам не за 34 часа, а за 33 часа.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение информационных технологий, базирующихся на этой науке, необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин). При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
3. Место предмета в базисном учебном плане
Предмет, курс, дисциплина (модуль) | Учебный план | Количество Часов в год | Количество часов в неделю | Класс |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
информатика | 1 | | 34 | 1 | 8 |
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Сроки прохождения | Контроль (вид контроля, дата) | Практическая работа (Название, дата) | Проектная деятельность (Название, дата) |
Информация и информационные процессы | 6 | 6.09-11.10 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»9.10 | | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 6 | 18.10-29.11 | | Операционная система Практическая работа № 1 « работа с окнами»20.11 Файловая система Практическая работа №2 «Работа с файлами»27.11 | |
Обработка текстовой информации | 12 | 6.12-28.02 | | Дополнительные возможности текстовых процессоров Практическая работа №3 «ввод и редактирование» 25.12 Практическая работа №4« разнообразные шрифты и начертания» 15.01 Практическая работа № 5 «работа с фрагментами»22.01 Практическая работа № 6 « форматирование символов»29.01 Практическая работа № 7 « форматирование абзацев»5.02 Практическая работа № 8 « шаблоны документов»12.02 Практическая работа № 9 « создание документа с помощью мастера»19.02 Практическая работа № 10 « списки»26.02 Практическая работа № 11 « вставка формул в документ»4.03 | |
Обработка графической информации | 5 | 7.03-11.04 | | | |
Мультимедийные технологии | 6 | 18.04-23.05 | | | Проект "Создание мультимедийной презентации на заданную тему"22.04-20.05 |
4. Содержание курса «Информатика и ИКТ» для 8
Раздел/ Тема | Содержание | Практические работы | Проектная деятельность | Резервное время |
Информация и информационные процессы | Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. | | | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). | Операционная система Практическая работа № 1 « Работа с окнами»20.11 Файловая система Практическая работа №2 «Работа с файлами»27.11 | | |
Обработка текстовой информации | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. | Дополнительные возможности текстовых процессоров Практическая работа №3 «ввод и редактирование»25.12 Практическая работа №4« разнообразные шрифты и начертания»15.01 Практическая работа № 5 «работа с фрагментами»22.01 Практическая работа № 6« форматирование символов»29.01 Практическая работа № 7« форматирование абзацев»5.02 Практическая работа № 8 « шаблоны документов»12.02 Практическая работа № 9 « создание документа с помощью мастера»19.02 Практическая работа № 10 « списки»26.02 Практическая работа № 11 « вставка формул в документ»4.03 | | |
Обработка графической информации | Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических | | | |
Мультимедийные технологии | Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж1. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Использование простых анимационных графических объектов. | | Проект "Создание мультимедийной презентациия на заданную тему"22.04-20.05 | |
| | | | 1час |
5. Календарно тематическое планирование
по информатике 8 класс (1 час в неделю)
№п\п | Тема урока | дата | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Практические работы | Результат | Вид контроля | Оборудование | Дополнительная литература |
план | факт |
Информация и информационные процессы (6 часов) |
1 | Информация и знания | 6.09 | | 1 | Эвристическая беседа, рассказ,демонстрация, иллюстрация | | Усвоение рассмотренных понятий | фронтальный опрос | Смарт-доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
2 | Восприятие и представление информации | 13.09 | | 1 | Эвристическая беседа, рассказ | | Усвоение рассмотренных понятий | Самостоятельная работа | Смарт-доска, меловые записи, учебник И.Г Семакин | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
3 | Информационные процессы | 20.09 | | 1 | Эвристическая беседа, рассказ, демонстрация | | Усвоение рассмотренных понятий | Работа в группах | Смарт-доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
4 | Единицы измерения информации и скорости информационного обмена | 27.09 | | 1 | Эвристическая беседа, практический | | Усвоение и систематизация рассмотренных понятий | Самостоятельная работа | Смарт-доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
5 | Решение задач | 4.10 | | 1 | Эвристическая беседа, практический, словесный, демонстрация | | Усвоение и систематизация рассмотренных понятий в ходе решения заданий | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
6 | Контрольная работа №1 по теме « Информация и информационные процессы» | 11.10 | | 1 | Практический, рассказ | | | | | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
Состав и работа компьютерной системы (6 часов) |
|
7 | Устройство крмпьютера | 18.10 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, словесный, рассказ, видеометод | | Усвоение уч-ся состава компьютера, умение различать внутренние устройства, внешние устройства ввода и вывода | Фронтальный опрос | Смарт-доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
8 | Компьютерная память | 25.10 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный | | Усвоение введенных понятий | Фронтальный опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
9 | Как устроен персональный компьютер | 8.11 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный | | Усвоение введенных понятий | опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
10 | программное обеспечение | 15.11 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный | | Усвоение введенных понятий | Самостоятельная работа | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
11 | Операционная система Практическая работа № 1 « Работа с окнами» | 22.11 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, практический | Операционная система Практическая работа № 1 « Работа с окнами» | Умение оперировать с новыми понятиями, умение устанавливать драйвера | Фронтальный опрос, работа в группах | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
12 | Файловая система Практическая работа №2 «Работа с файлами» | 29.11 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный | Файловая система Практическая работа №2 «Работа с файлами» | Усвоение введенных понятий | Фронтальный опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
Текстовая информация и компьютер ( 12 часов) |
13 | Тексты в компьютерной памяти | 6.12 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический | | Практическое значение текста | Фронтальный опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
14 | Текстовые редакторы | 13.12 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический, видеометод | | Умение давать определение текстовому редактору, различие средств редактора | Самостоятельная работа | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер, смарт-доска | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
15 | Работа с текстовым редактором | 20.12 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический, видеометод | | Умение работать с фрагментами текста схемы | Самостоятельная работа | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер, смарт-доска | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
16 | Дополнительные возможности текстовых процессоров Практическая работа №3 «ввод и редактирование» | 27.12 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, практический, | | | Индивидуальная работа | компьютер, | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
17 | Практическая работа №4« разнообразные шрифты и начертания» | 10.01 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, практический, | Практическая работа №4« разнообразные шрифты и начертания» | | Фронтальный опрос, работа в группах | | Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007. |
18 | Практическая работа № 5 «работа с фрагментами» | 17.01 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, практический, | Практическая работа № 5 «работа с фрагментами» | | Фронтальный опрос, работа в группах | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер, смарт-доска | Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007. |
19 | Практическая работа № 6 « форматирование символов» | 24.01 | | 1 | практический | Практическая работа № 6 « форматирование символов» | | Фронтальный опрос, работа в группах | | Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007. |
20 | Практическая работа № 7 « форматирование абзацев» | 31.01 | | 1 | практический | Практическая работа № 7 « форматирование абзацев» | | Фронтальный опрос, работа в группах | | Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007. |
21 | Практическая работа № 8 « шаблоны документов» | 7.02 | | 1 | практический | Практическая работа № 8 « шаблоны документов» | | Фронтальный опрос, работа в группах | | Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007. |
22 | Практическая работа № 9 « создание документа с помощью мастера» | 14.02 | | 1 | практический | Практическая работа № 9 « создание документа с помощью мастера» | | Фронтальный опрос, работа в группах | | Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007. |
23 | Практическая работа № 10 « списки» | 21.02 | | 1 | практический | Практическая работа № 10 « списки» | | Фронтальный опрос, работа в группах | | |
24 | Практическая работа № 11 « вставка формул в документ» | 28.02 | | 1 | практический | Практическая работа № 11 « вставка формул в документ» | | Фронтальный опрос, работа в группах | | Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007. |
Обработка графической информации (5 часа) |
25 | Компьютерная графика | 7.03 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический, видеометод | | Умение давать определение компьютерной графике | опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер, смарт-доска | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
26 | Технические средства компьютерной графики | 14.03 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический, видеометод | | Умение давать определение компьютерной графике | Самостоятельная работа | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер, смарт-доска | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
27 | Как кодируется изображение | 21.03 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический, видеометод | | Умение представить цвета виде кодировки | опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер, смарт-доска | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
28 | Растровая и векторная графика | 4.04 | | 1 | | | | опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
29 | Работа с графическим редактором растрового типа | 11.04 | | 1 | | | | опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер | Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007. |
Мультимедийные технологии (6 часов) |
30 | Компьютерные презентации | 18.04 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический, видеометод | | Умение правильно оформлять проезентации | Самостоятельная работа | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин, компьютер, смарт-доска | Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007. |
31 | Дизайн презентации и макеты слайдов | 25.04 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический, видеометод | | Применение шаблонов | опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин, компьютер, смарт-доска | .Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс» |
32 | Звуки и изображения | 16.05 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический, видеометод | | Умение вставлять звуки и изображения в презентации | опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин компьютер, смарт-доска | Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
33 | Использование простых анимационных графических объектов | 23.05 | | 1 | Эвристическая беседа, наглядный, демонстрационный, практический, видеометод | | Умение вставлять анимации в презентации | опрос | доска, меловые записи, учебник И.Г. Семакин, компьютер, смарт-доска | |
34 | Создание презентаций | | | 1 | | | | Фронтальный опрос, работа в группах | | |
итог | 34часов |
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Преподавание курса « Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд., испр. – М. : Бином. Лаборатория Знаний, 2007
Компьютерный практикум. М. Бином. Лаборатория знаний 2007.
Материально-технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Наушники (рабочее место ученика).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Микрофон (рабочее место учителя).
Интерактивная доска.
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Лазерный принтер цветной.
Сканер.
Цифровая фотокамера.
Цифровая видеокамера.
Модем ADSL
Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
Система программирования TurboPascal.
Программа интерактивного общения ICQ.
7. Результаты освоения предмета, и система их оценки.
Тема/раздел | Учащийся по итогам изучения темы/ раздела должен знать, уметь и.т.д. | Виды контроля |
Информация и информационные процессы | Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Кодирование числовой информации. | текущий, периодический, итоговый и самоконтроль. |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта. | текущий, периодический, итоговый и самоконтроль. |
Обработка текстовой информации | После изучения данной темы у учащихся должен сформироваться определённый требуемый объём знаний по данному разделу курса. Учащиеся должны научиться: – работать с редактором Word для Windows, освоить основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов; – подготавливать простейший текст в редакторе Word – редактировать текст, изменять шрифт и стили в готовом тексте; – работать с выделенными фрагментами; – осуществлять поиск и замену фрагментов текста в документе; – проверять правописание в документе; – открывать и сохранять файлы с документами; – совмещать в документе текст и графику; – устанавливать режимы печати и распечатывать документ на принтере. | текущий, периодический, итоговый и самоконтроль. |
Обработка графической информации | Учащиеся должны знать: возможности графического редактора Paint и назначение его управляющих элементов;основные графические объекты в среде Paint и их свойства;основные технологические операции над графическими объектами;особенности растровой и векторной графики;классификацию компьютерной графики по различным признакам; Учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графический объект;выполнять различные действия над графическими объектами (графическими примитивами, фрагментами рисунка, рисунком в целом);выбирать наиболее подходящие среды для работы с компьютерной графикой. | текущий, периодический, итоговый и самоконтроль. |
Мультимедийные технологии | После изучения темы ученики должны знать: назначение программы MSPowerPoint;возможности презентационных программ;основные требования к мультимедиа проектам;мультимедиа технологии. Ученики должны уметь: использовать мультимедиа технологии;подготавливать графические и анимационные материалы для проекта;разрабатывать мультимедиа проекты. | текущий, периодический, итоговый и самоконтроль. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | Отлично |
80-94%% | Хорошо |
66-79%% | Удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Виды деятельности на уроках
Урок изучения нового материала | Поиск информации в предложенных источниках Конспектирование текста Наблюдение эксперимент Анализ текста Изучение образца решения задачи Диспут Заучивание материала наизусть в классе Эвристическая беседа |
Урок закрепления | Решение задачи по алгоритму, Решение задач по готовым чертежам и схемам Самостоятельное решение задачи, Взаимопроверка выполнения задания Активный диалог, Взаимопроверка выполнения задания Запоминание и воспроизведение теории, применение Вычерчивание (построение) графиков Построение геометрических фигур Изображение пространственных фигур на плоскости Поиск нового способа решения задачи Анализ типов задач |
Урок обобщения | Решение познавательных задач (проблем), Тематическая игра, Составление задания партнеру Представление информации в виде таблиц, схем, опорного конспекта Составление (чтение) диаграмм |
Урок контроля | Самостоятельное решение задачи, Работа с раздаточным материалом Устные и письменные ответы на вопросы по теме |
Комбинированный урок | «Чтение» графиков, Написание рефератов и докладов, Работа с раздаточным материалом Измерение величин Анализ проблемных ситуаций Вывод и доказательство формул Программирование Анализ выступлений своих товарищей |
Средства контроля
Практическая работа №1 Форматирование и редактирование текста.
Вариант 1.Набрать и отформатировать текст в соответствии с указаниями, cсодержащимися непосредственно в тексте:
Абзац с выравниванием по левому краю, отступ всего абзаца слева 7 см, шрифт Times New Roman, размер 12 пт, начертание полужирный, цвет текста синий.
Абзац с выравнивание по ширине, выступ первой строки, шрифт Arial, размер 16, начертание курсив, текст подчеркнутый.
Абзац с выравниванием по левому краю, отступ справа 5 см, междустрочный интервал полуторный. Размер 20, начертание Обычный.
Вариант 2. Набрать текст по образцу.
СОВРЕМЕННЫЙ ЛОНДОН
Вестминстерское аббатство и Вестминский дворец с его знаменитыми часами Биг Бен. Это величественное здание, построенное в стиле GOTIKA стоит на левом берегу темзы в самом сердце Лондона. В настоящие время в Вестминстерском дворце, отделённом от аббатства площадью «Двор старого дворца», размещается парламент – законодательный орган Великобритании. Кроме двух главных палат парламента – палаты лордов и палаты общин - во дворце целый лабиринт канцелярий, библиотек, помещений для заседаний различных комитетов, ресторанов и кафетериев.
Помещение, где заседает палата общин, как ни удивительно, совсем небольшое, и сидячих мест в нем лишь 437. Здание построено в 1835 – 1860 годах на месте сгоревших в 1834 году построек. Его длина 948 футов. От старого комплекса уцелел Вестминстер – холл. В котором с XIV по XX век верховный суд Англии.
Часы Биг Бен самые замечательные в мире. С прекрасным музыкальным боем. Часы названы в честь Бенджамена Холла. Внутрь башни, где находятся часы. Ведут 340 ступеней. Минутная стрелка имеет 14 футов в длину, часовая – 9, каждая цифра по 2 фута. Все жители Лондона сверяю свои часы с Биг Беном.
Обучающимся можно предложить не набирать текст самим, а дать уже набранный, и дать карточку чтобы они только отформатировали и отредактировали по образцу. Если обучающиеся хорошо печатают, и вы располагаете временем, то можно дать им самим набрать.
Практическая работа № 2. Работа с таблицами.
В данной работе внимание уделяется отработке навыка по объединению ячеек, изменение направление текста, изменение границ таблицы.
Задание .Создать таблицу по образцу.
Пропала собака! Верный товарищ и преданный друг. Вышла из дома по улице Бультерьерской 17.05.2005 в 2100 и не вернулась. Рыжая такса с белыми ушами. Отзывается на кличку Пушистик. Очень страдают дети. Нашедшего просьба позвонить по телефону 12 – 34 – 56. За крупное вознаграждение. |
Собака 12 – 34 - 56 | Собака 12 – 34 - 56 | Собака 12 – 34 - 56 | Собака 12 – 34 - 56 | Собака 12 – 34 - 56 | Собака 12 – 34 - 56 | Собака 12 – 34 - 56 |
Практическая работа № 3. Работа с текстом, таблицами и графикой.
Задание. Создайте таблицу.
Картинки можно дать возможность, чтобы дети сами их нашли в Интернет, или подготовить заранее папку с картинками.
ЗАГАДКИ |
Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках на листочках, До станции на точках. |  |
 | Три глаза – три приказа. Красный – самый опасный. |
В любое время года В любую непогоду Очень быстро в час любой Довезу вас под землёй. |  |
 | Едет конь стальной, рычит, Сзади плуги волочит. |
Что за чудо синий дом. Окна светлые кругом, Носит обувь из резины И питается бензином. |  |
 | В поле лестница лежит, В дом по лестнице бежит. |
Практическая работа №4. Создание графического изображения
Задание. Создать изображение, используя панель рисования.

Практическая работа №5. Работа с редактором формул.
Задание. Наберите текст с формулами по образцу.
На отрезке [-10;10], с шагом 0.5 построить график функции 
Решить уравнение x2-8x+7=0
Найти точки пересечения графиков функций y=x2-5x и y=16-5x.
Решить систему уравнений 
Практическая работа №6. Создание графического изображения с элементами текста.
Задание. Нарисуйте блок - схему алгоритма и заполните текстом.

10