СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории Древнего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии:

-  с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Фундаментального ядра содержания общего образования; требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

- примерной  программой по истории и учебника «История Древнего мира» для 5 класса авторского коллектива в составе: А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Древнего мира»


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

  • давать характеристику общественного строя древних государств;

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

  • сравнивать развитие стран, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности.



















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История Древнего мира

Раздел 1. Первобытное общество (6 ч)

Расселение древнейшего человека. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Овладение огнем. Зарождение искусства. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». Родоплеменные отношения. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Первобытные верования. Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Раздел 2. Древний Восток (20 ч)

Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока. Древний Египет. Местоположение и природные условия. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара­онов. Завоевательные походы Тутмоса. Культурное наследие Древнего Египта. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. Древняя Индия. Местоположение и природа. Возникновение государства. Представление о кастах. Объединение Индии под властью Ашоки. Культурное наследие Древней Индии. Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. Возникновение государства. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Культурное наследие Древнего Китая.

Раздел 3.Древняя Греция (20 ч)

Древняя Греция. Местоположение и природные условия. Критское царство. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).Полис – город-государство. Свободные и рабы. Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Местоположение и природные условия Аттики. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Долговое рабство. Реформы Солона. Понятия «гражданин», «демократия».Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Управление Спартой. Спартанское воспитание. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Понятия «эллины», «Эллада».Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». Афинский морской союз. Афинская демократия в V в. до н. э. Империя Александра Македонского и его походы. Распад державы Александра после его смерти. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции. Возникновение театра. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Раздел 4. Древний Рим (24 ч)

Древний Рим. Местоположение и природные особенности Италии. Легенды и верования римлян. Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Патриции и плебеи. Республика. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето». Войны Рима. Первые победы Рима над Карфагеном. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Г.Ю. Цезарь. Борьба полководцев за единоличную власть. Возвышение Цезаря. Диктатура Цезаря. Политика Цезаря. Заговор против Цезаря. Понятия «ветеран», «диктатор». Римская империя и соседние народы. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Понятия «империя», «император», «преторианцы». Культурное наследие Древнего Рима. Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Вторжения варваров. Правление Константина. Возникновение и распространение христианства. Основание Константинополя. Понятия «епископ», «Новый Завет». Падение Западной Римской империи. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Вторжение готов в Италию и взятие Рима. Новый захват Рима вандалами. Ликвидация власти императора на Западе.































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ

Литература

  1. А.А.Вигасин. История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учрежде­ний. А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М.: Просвещение, 2015.

  2. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Выпуск 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Просвещение, 2015.

  3. Атлас и контурные карты. История Древнего мира. 5 класс. – М.: AST – пресс, 2014.

  4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

Технические средства обучения

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор, экран.

  3. Акустические колонки.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории «Кирилла и Мефодия». Древний мир.

  5. Мультимедийное учебное пособие нового образца. История.

  6. Ресурсы Интернета.

  7. Документальные фильмы по разделам курса.

Учебно-практическое оборудование

  1. Дидактический раздаточный материал.

  2. Исторические карты по разделам курса.

  3. Портреты исторических деятелей.

  4. Практические схемы и таблицы по разделам курса.



















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемее результаты


Вид контроля

Дата проведения

План

факт





предметные

метапредметные

личностные




Древнейшие люди


1

изучение нового
материала

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников

Рассказывать об условиях жизни ,занятиях, первобытных людей,

Рассказывать об занятиях древнейших людей используя текст учебника и изобразительные материалы

Показывать на карте место расселения древнейших людей.

Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией


Объяснить представления об окружающем мире, верования и появлении наскальных рисунков первобытных людей свобод Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и человека

Текущий контроль. Беседа

05.09


Родовые общины охотников и собирателей

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

07.09


Возникновение искусства и религиозных верований

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

12.09


Возникновение земледелия и скотоводства.

1

комбинированный
урок

Понимать значение отделения земледелия от скотоводства

Рассказывать о зарождении знати , и появлении неравенства у первобытных людей.

Объяснить представления об окружающем мире,

Объяснить как ведётся счёт лет в истории, используя линию времени.


Текущий контроль. Беседа

14.09


Появление неравенства и знати.

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

19.09


Счёт лет в истории

1

комбинированный
урок


Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории


Освоение гуманистических традиций и ценностей

Текущий контроль. Опрос

21.09


Контрольная работа «Жизнь первобытных людей»

1

контроль знаний

Тематический контроль. Тестирование, диктант терминов

26.09


Государство на берегах Нила

1

изучение нового
материала

Территорию и центры древнеегипетского государства.

Рассказывать: - об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших Древней Месопотамии.

Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус

Характеризовать

1)Основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной.


Показывать на карте: - местоположение древнейших государств Месопотамии.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения, об их художественных достоинствах.

Текущий контроль. Беседа

28.09


Как жили земледельцы и ремеслен-ники в Египте

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

03.10


Как жили земледельцы и ремеслен-ники в Египте

1

комбинированный
урок

Беседа

05.10


Жизнь египетского вельможи

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

10.10


Военные походы фараонов

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. опрос

12.10


Военные походы фараонов

1

комбинированный
урок

опрос

17.10


Религия древних египтян

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

19.10


Искусство Древнего Египта

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

24.10


Письменность и знания древних египтян

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос

26.10


Древнее Двуречье

1

изучение нового
материала



Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы)


Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы)


Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.


Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму в ( иудаизме)

Текущий контроль. Беседа

07.11


Вавилонский царь Хаммурапи и его
законы

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос

09.11


Финикийские мореплаватели

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос

14.11


Библейские сказания

1

комбинированный

урок

Текущий

контроль.

Беседа

16.11









Древнееврейское царство

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

21.11


Ассирийская держава

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

23.11


Персидская

держава"Царя царей"

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

28.11


Природа и люди Древней Индии

1

комбинированный
урок

Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных каст

Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае

Объяснять какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев

Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру

Объяснять значения понятий империя, конфуцианство







Показывать на карте территорию Древней Индии

Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру

Текущий контроль. Беседа

30.11


Индийские касты

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

05.12


Китайский мудрец Конфуций

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

07.12


Первый властелин единого


Китая

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

12.12


Контрольная работа «Древний Восток»

1

контроль знаний

Тематический контроль. Контрольное тестирование

14.12


Греки и критяне

1

изучение нового
материала

Рассказывать об условиях жизни занятиях населения Древней Греции

Характеризовать верования древних греков , объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе

Рассказывать об условиях жизни занятиях населения Древней Греции


Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий


Текущий контроль. Беседа

19.12


Микены и Троя

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

21.12


Поэма Гомера "Илиада"

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

26.12


Поэма Гомера "Одиссея"

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

28.12


Религия древних греков

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

09.01


Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

комбинированный урок

Объяснять значения понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах

Каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения












Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков

Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты

Характеризовать политический строй древнегреческих государств ( Афины и Спарта)


Текущий контроль. Тест.

11.01


Зарождение демократии в Афинах

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

16.01


Древняя Спарта

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

18.01


Основание греческих колоний

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос

23.01


Олимпийские игры в древности

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

25.01


Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос

30.01


Нашествие персидских войск на Элладу

1

комбинированный
урок


01.02




06.02


В гаванях афинского порта Пирей и в городе богини Афины.

1

комбинированный
урок

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения

Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие



Текущий контроль. Беседа

08.02


В городе богини Афины.

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Тест, беседа

13.02


В афинских школах и гимназиях

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

15.02


В афинском театре

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

20.02


Афинская демократия при Перикле

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

22.02


Города Эллады подчиняются Македонии

1

комбинированный
урок

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского


Раскрывать значения понятия эллинизм

Называть и описывать памятники культуры эллинизма




Составлять исторический портрет Александра Македонского


Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также линистических государств Востока

Текущий контроль. Беседа

27.02


Поход Александра Македонского на Восток

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

01.03


В древней Александрии Египетской

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

06.03


Контрольная работа «Древняя Греция»


1

контроль знаний

Тематический контроль Контрольное тестирование

08.03



Древнейший Рим

1

изучение нового
материала

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии

Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика.






Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

Объяснять кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе

Текущий контроль. Беседа

13.03


Завоевания Римом Италии

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

15.03


Устройство Римской республики

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

20.03


Вторая война Рима с Карфагеном

1

комбинированный
урок

Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион

Использовать карту при характеристике военных походов Рима

Характеризовать причины и итоги войн Рима

Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион

Использовать карту при характеристике военных походов Рима











Текущий контроль. Беседа

03.04


Установление господства Рима во всём Средиземноморье во II в. до н. э.

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

05.04


Рабство в Древнем Риме

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

10.04


Земельный закон братьев Гракхов

1

комбинированный
урок


Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов











Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения


Текущий контроль. Беседа

12.04


Восстание Спартака

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос Беседа

17.04


Единовластие Цезаря

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос Беседа

19.04


Соседи Римской империи в первые века нашей эры

1

комбинированный
урок

Раскрывать значение понятий император, провинция.

Раскрывать значение понятий император, провинция.






Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме


Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события.

Текущий контроль. Беседа

24.04


В Риме при императоре Нероне

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос Беседа

26.04


Первые христиане и их учение

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Тест. Беседа

01.05


Первые христиане и их учение

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос Беседа

03.05


Расцвет империи во 2 веке н.э.

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

08.05


Вечный город и его жители

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Беседа

10.05


Римская империя при Константине

1

комбинированный
урок

Показывать на карте направления переселений варварских племён и их вторжений на территорию Римской империи

Знать переселение варварских племён

Раскрывать понятия варвары переселение









Текущий контроль. Беседа

15.05


Взятие Рима варварами

1

комбинированный
урок

Текущий контроль. Опрос Беседа

17.05


Контрольная работа «Древний Рим»

1

контроль знаний

Текущий контроль. Тест. Беседа

22.05


Повторительно – обобщающий урок по теме: « Римская империя при Константине

1

контроль знаний

Раскрывать понятия варвары переселение







Показывать на карте направления переселений варварских племён и их вторжений на территорию Римской империи


Знать переселение варварских племён


Самостоятельная работа

24.05


Повторительно – обобщающий урок по теме:: «Падение Западной Римской империи»

1

контроль знаний

Самостоятельная работа

29.05


Повторительно – обобщающий урок по теме: «По всему курсу

1

контроль знаний

Самостоятельная работа

31.05