____________/Л.П. Ашихина/
_______________/Т.А. Морозова/
Учитель: Егиоя С.Н.
ШМО учителей гуманитарного цикла.
от «____»__________________2010 г.
_________________/Е.Б. Тигишвили/
2010 г.
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе программы «История Древнего мира», автор В.И. Уколова, М.: издательство «Просвещение», 2005 г.
Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.
2. Изучение материала предполагает блочное обучение. Даны 5 блоков, каждый из которых заканчивается проведением контрольного урока.
3. В планировании сокращено годовое количество учебных часов до 68 (в примерной программе 70 учебных часов в учебном году)
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
№ модуля | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения |
План | Факт |
I блок «Что изучает история» (9 ч.) |
1. | Что изучает история? Источники знаний о прошлом | 1 | Вводный | Беседа | Вопросы | Работать со справочным аппаратом книги. | В тетради | | |
2. | Вспомогательные исторические дисциплины | 1 | Изучение нового материала | Беседа | Вопросы | Знать назначение и особенности вспомогательных исторических наук | В тетради | | |
3. | Генеалогия. Родословная моей семьи | 1 | Урок-практикум | Самостоятельная работа с данными, беседа | Тест | Составлять устный рассказ | В тетради | | |
4. | Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств | 1 | Комбиниро ванный | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Вопросы | Знать особенности современной символики государств | В тетради | | |
5. | Российская государственная символика | 1 | Изучение нового материала | Беседа | Тест | Знать символику России | В тетради | | |
6. | Хронология. Летоисчисление | 1 | Урок счета лет | Решение исторических задач | Тест | Уметь определять век по дате; работать с лентой времени. | В тетради | | |
7. | Географические названия – свидетели прошлого | 1 | Урок-экскурсия | Решение творческих задач, практическое задание | Вопросы | Уметь определять по карте исторические географические названия | В тетради | | |
8. | Историческая карта | 1 | Урок-путешествие | Работа по карте, беседа | | Работать с исторической картой | В тетради | | |
9. | Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история» | | Урок-игра | | Зачет | | | | |
II блок «Первобытный мир» (6 ч.) |
1. | Древнейшие люди | 1 | Изучение нового материала | Беседа, работа по карте | Тест 1 | Составлять рассказ по рисунку, сравнивать древнейших и современных людей | § 1 | | |
2. | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | Комбинированный урок | Беседа, самостоятельная работа с текстом | Тест 2 | Называть признаки родовой общины | § 2 | | |
3. | Религия и искусство в первобытном мире | 1 | Урок-путешествие | Решение творческих задач, работа с терминами | Тест 3 | | § 3 | | |
4. | «Неолитическая революция». Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Комбинированный урок | Решение творческих задач, самостоятельная работа с текстом, работа с картой | Тест 4 | Называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию» | § 4 | | |
5. | Появление неравенства и знати | 1 | Медиаурок | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Тест 5 | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям | § 5 | | |
6. | Урок повторения и обобщения по теме «Первобытный мир» | 1 | Контрольный урок | | Контрольная работа № 1 | | | | |
III блок «Древний Восток» (17 ч.) |
1. | Древний Египет: природные условия, население | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ источников, беседа, работа по карте | Тест 1 | Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника | § 6 | | |
2. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | Комбинированный | Анализ источников, беседа | Тест 2 | Использовать исторические источники знаний; формулировать выводы. | § 7 | | |
3. | Жизнь египетского вельможи | 1 | Комбинированный | Анализ источников, беседа, решение творческих задач | Тест 3 | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. | § 8 | | |
4. | Военные походы фараонов | 1 | Урок-практикум | Дискуссия, работа по карте, анализ источников | Тест 4 | Уметь читать историческую карту; делать выводы. | § 9 | | |
5. | Религия древних египтян | 1 | Комбинированный | Анализ источников, работа в тетрадях | Тест 5 | Пересказывать текст учебника; сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян. | § 10 | | |
6. | Культура Древнего Египта | 1 | Урок-путешествие | игра | Тест 6 | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации | § 11-12 | | |
7. | Древнее Двуречье | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ источников, работа по карте, практическая работа | Тест 7 | Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ | § 13 | | |
8, | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Комбинированный | Анализ источников, решение исторических задач | Тест 8 | Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи | § 14 | | |
9, | Финикия | 1 | Урок-практикум | Анализ источников, работа по карте | Тест 9 | Уметь читать историческую карту; анализировать исторический текст | § 15 | | |
10, | Палестина | 1 | Комбинированный | Анализ источников, работа по учебнику | Тест 10 | Пересказывать текст учебника; находить сходства и отличия религий | § 16-17 | | |
11, | Ассирийская держава | 1 | Комбинированный | Решение ист. задач, беседа, работа по карте, анализ источников | Тест 11 | Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника | § 18 | | |
12, | Персидская держава | 1 | Урок-практикум | Анализ источников, решение исторических задач | Тест 12 | Уметь читать историческую карту; оперировать датам | § 19 | | |
13, | Природа и люди Древней Индии | 1 | Комбинированный | Работа по карте, беседа, решение истор. задач | Тест 13 | Анализировать исторический источник | § 20 | | |
14, | Индийские касты | 1 | Урок-практикум | Групповая работа, беседа, решение истор.задач | Тест 14 | Давать самостоятельную оценку явлениям | § 21 | | |
15, | Природа и люди Китая. Конфуций | 1 | Комбинированный | Работа по карте, беседа | Тест 15 | Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту | § 22 | | |
16, | Государство в Древнем Китае | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа, беседа | Тест 16 | Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы | § 23 | | |
17, | Урок повторения и обобщения «Древние цивилизации Азии» | 1 | Контроль ный урок | | Контрольная работа № 2 | | | | |
IV блок «Древняя Греция» (17 ч.) |
1. | Греки и критяне | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа, работа по карте | Тест 1 | Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту | § 24 | | |
2. | Микены и Троя | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Тест 2 | Характеризовать события и их участников на основе текста учебника | § 25 | | |
3. | Религия древних греков | 1 | Комбинированный | Работа по карте, по иллюстрациям беседа | Тест 3 | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями | § 28 | | |
4. | Аттика: развитие земледелия, ремесла, торговли | 1 | Комбинированный | Анализ источников, беседа, работа с терминами | Тест 4 | Уметь читать историческую карту; давать самостоятельную оценку явлениям | § 29 | | |
5. | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Урок-презентация | Беседа, дискуссия | Тест 5 | Анализировать исторический источник | § 30 | | |
6. | Древняя Спарта | 1 | Лаборатор ное занятие по учебнику | Анализ источников, работа по карте | Тест 6 | Сопоставлять древнегреческие полисы в развитии | § 31 | | |
7. | Греческая колонизация | 1 | Комбинированный | Работа с текстом, работа по карте | Тест 7 | Уметь читать карту; пересказывать текст учебника | § 32 | | |
8, | Олимпийские игры | 1 | Урок-путешествие | Работа по учебнику, беседа | Тест 8 | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | § 33 | | |
9, | Греко-персидские войны | 1 | Медиаурок | Работа по карте, анализ источников, беседа | Тест 9 | Уметь читать историческую карту | § 34-35 | | |
10, | Древнегреческие города: Пирей, Афины | 1 | Урок-экскурсия | Беседа | Тест 10 | Анализировать исторический источник; делать выводы. Раскрывать содержание иллюстрации. | § 36-37 | | |
11, | Афинские школы | 1 | Комбинированный | Работа в группах | Тест 11 | Пересказывать текст учебника | § 38 | | |
12, | В театре Диониса | 1 | Комбинированный | Решение историч. задач, работа с иллюстрациями | Тест 12 | Пересказывать текст учебника | § 39 | | |
13, | Афинская демократия при Перикле | 1 | Урок-практикум | Решение истор. задач, анализ источников | Тест 13 | Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах; делать выводы | § 40 | | |
14, | Возвышение Македонии | 1 | Комбинированный | Анализ источников, беседа | Тест 14 | Уметь читать историческую карту; делать выводы | § 41 | | |
15, | Создание и распад державы Александра Македонского | 1 | Медиаурок | Работа по карте, беседа | Тест 15 | Уметь читать историческую карту; делать выводы | § 42 | | |
16, | В древней Александрии Египетской | 1 | Урок-путешествие | Работа по учебнику, беседа | Тест 16 | Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту | § 43 | | |
17, | Урок повторения и обобщения по теме «Цивилизация Древней Греции» | 1 | Контроль ный урок | Письменный опрос | Контрольная работа № 3 | | | | |
V блок «Древний Рим» (17 ч.) |
1. | Древнейший Рим | 1 | Урок изучения нового материала | Работа по карте, беседа | Тест 1 | Уметь читать историческую карту; делать выводы | § 44 | | |
2. | Возникновение Римской республики | 1 | Комбинированный | Работа по учебнику, по карте | Тест 2 | Уметь читать историческую карту; оперировать датами | § 45-46 | | |
3. | Пунические войны | 1 | Урок-практикум | Анализ источников, работа по карте, беседа | Тест 3 | Уметь читать историческую карту; оперировать датами | § 47 | | |
4. | Завоевание Римом Восточного Средиземноморья | 1 | Медиаурок | Работа по карте, беседа | Тест 4 | Сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия | § 48 | | |
5. | Рабство в Древнем Риме | 1 | Комбинированный | Анализ источников, беседа | Тест 5 | Раскрывать содержание иллюстрации | § 49 | | |
6. | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Комбинированный | Анализ источников, беседа | Тест 6 | Давать самостоятельную оценку явлениям | § 50 | | |
7. | Восстание Спартака | 1 | Комбинированный | Дискуссия, анализ источников, беседа | Тест 7 | Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации | § 51 | | |
8. | Падение республики в Риме | 1 | Медиаурок | Анализ источников, беседа | Тест 8 | Пересказывать текст учебника; делать выводы | § 52 | | |
9. | Установление империи в Риме | 1 | Урок-практикум | Работа в группах, работа с терминами | Тест 9 | Давать самостоятельную оценку явлениям | § 53 | | |
10. | Соседи Римской империи в 1-е вв. | 1 | Урок-путешествие | Работа по карте, беседа | Тест 10 | Уметь читать историческую карту | § 54 | | |
11. | В Риме при императоре Нероне | 1 | Комбинированный | Ррешение исторических задач, анализ источников | Тест 11 | Давать самостоятельную оценку явлениям | § 55 | | |
12. | Возникновение и распространение христианства в Римской империи | 1 | Комбинированный | Беседа, работа по учебнику | Тест 12 | Пересказывать текст учебника; делать выводы | § 56 | | |
13,. | Жизнь в Римской империи | 1 | Комбиниро ванный | Работа в группах | Тест 13 | Сравнивать исторические явления; делать выводы | § 57 | | |
14, | «Вечный город» и его жители | 1 | Урок-экскурсия | Беседа | Тест 14 | Пересказывать текст учебника; делать выводы | § 58 | | |
15, | Поздняя Римская империя. Разделение империи | 1 | Комбинированный | Работа по карте, анализ источников, беседа | Тест 15 | Сравнивать исторические явления; делать выводы | § 59 | | |
16, | Падение Западной Римской империи | 1 | Комбинированный | Беседа работа по карте | Тест 16 | Уметь читать историческую карту; оперировать датами; делать выводы | § 60 | | |
17, | Урок повторения и обобщения по теме «Цивилизация древних римлян» | 1 | Контроль ный урок | Письменный опрос | Контрольная работа № 4 | | | | |
Повторение (2 ч.) |
1, | «Семь чудес света» | 1 | Урок-путешествие | Беседа, игра | | | | | |
2, | Итоговое повторение по курсу истории древнего мира | | Контроль ный | | | | | | |
Резерв | 2 ч. |