СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс 2016-2017 учебный год»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса»

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования



Согласовано

Зам. директора по УВР:

_____________/Шарипова Л.У./



« »____________2016 г.

Утверждаю

Директор:

______________/Шарипова О.Г./



« »____________2016 г.













Рабочая программа

по изобразительному искусству

5 класс

2016-2017 учебный год











Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 1 год













Составил учитель изобразительного искусства:

Маннанова Рева Габидулловна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

Нормативные документы

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуе­мых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию об­разовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего об­разования».

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государ­ственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профес­сионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

  3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельно­сти по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистри­ровано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нор­мативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих изда­ние учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образователь­ные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистриро­ван Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

  1. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в име­ющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образователь­ные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистриро­ван в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккре­дитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

  4. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допус­каются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования об­разовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации

  1. г. № 23251).

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской об­ласти 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской обла­сти от 29.08.2013 г. № 1543.

  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образо­вания Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

  3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от

  1. г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»

  1. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и техно­логического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства об­разования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.

Методические рекомендации

  1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организа­ций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Методические рекомендации для педагогических работников образователь­ных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном за­коне от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 5 классов

Школьный уровень

  1. Об утверждении учебного плана МКОУ «Кулужбаевская основная общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч.год. (Приказ № 46 от 1.09.2016)

  2. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин МКОУ «Кулужбаевская основная общеобразовательная школа» (Приказ № 35 от 3.09.2012)

  3. Приказ «Об утверждении внесения изменений в Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МКОУ «Кулужбаевская ООШ» №39/3 от10.08.2015г.

Общие цели и задачи учебного предмета

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

  • воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России .

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения. Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, свето-тональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Общая характеристика:

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Рассматривается как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно -образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 1 ч в неделю, по 35 часов в год



Предметные области

Учебные предметы

5кл.

6кл.

7кл

Всего

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

3



Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность

- декоративная художественная деятельность

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Художественно - эстетическая направленность

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства.

Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка является основой приобретения личностного опыта и основой само созидания. Исходя из природы именно изобразительного искусства и особенностей его воздействия на человека, можно сказать, что занятия изобразительностью и объемным моделированием пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и в искусстве, так как непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей, эмоционально-нравственной и сенсорной культуры личности ребенка.

Изобразительное искусство в школе является таким предметом уникальность и значимость которого определяют нацеленностью на активизацию и укрепление правополушарных процессов, происходящих в формирующемся сознании ребенка, на развитие визуального, синтетического пространственного (основанного на связях), мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через эмоции и метафорический синтез. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления ребенка.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира,

умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

  • умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

  • умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-

творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных


Содержание учебного предмета

Древние корни народного искусства(9 часов)

Тема: Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы в народного прикладного искусства- солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни- как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Тема: Декор русской избы

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы(небо ,земля, подземно-водный мир) Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Тема: Внутренний мир русской избы

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет и т. д. ) . Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол ,круг предметов быта ,труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда- область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов ,их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Тема: Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм- целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Тема: Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники- способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы(будь то посев или созревание колоса), коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника , их символическое значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций.

Связь времен в народном искусстве ( 7 часов )

Тема: Древние образы в современных народных игрушках

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи местных форм игрушек.

Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Из истории развития гжельской керамики , слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм ,единство формы и декора . Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов ,тоновые контрасты ,виртуозный круговой мазок с растяжением.

Тема: Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь- главные герои росписи, розаны и купавки- основные элементы декоративной композиции. Основные приемы городецкой росписи.

Тема: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма ,формирующие букет: замалевок, тенежка ,прокладка, бликовка , чертежка, привязка.

Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни(Обобщение темы)

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Декор-человек, общество, время.(10 часов)

Тема: Зачем людям украшения.

Беседа на тему :Какую роль играет декоративное искусство в организации общества ,в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности.

Тема: Декор и положение человека в обществе.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Символика украшений Древнего Египта , их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Тема: Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Роль декоративного искусства в Древней Греции. Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.

Тема: О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность , изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня отличительный знак любого человеческого сообщества-государства, страны , города.

Тема: Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическими целями, они являются особым знаком –знаком положения человека в обществе и его намерений ,т.е.роли.

Тема: Современная одежда по мотивам национальных костюмов .

Национальные традиции в культуре народа. Одежда и национальный колорит. Живопись, скульптура, графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов.

Тема: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи. Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ.

Декоративное искусство в современном мире ( 9 часов)

Тема: Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства . Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Тема: Современное декоративное искусство. Витраж.

Монументальное искусство. Мозаика и витраж.

Тема: Создание коллективной декоративной работы из мозаики.

Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.

Тема: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

Оставшиеся уроки 4 четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов.

Тематическое планирование



Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Древние корни народного искусства

Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер

Связь времен в народном искусстве

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи местных форм игрушек.

Декор-человек,общество, время.

Беседа на тему :Какую роль играет декоративное искусство в организации общества ,в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности.

Декоративное искусство в современном мире

Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Описание учебно - методического и материально-технического

обеспечения образовательной деятельности

Дидактическое обеспече­ние

Методическое обеспечение

1.Изобразительное искусство: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Л.И. Неменская, под редакцией Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2012. «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.Издательский центр «Вентана-Граф» 2008.

2. «Дизайн и архитектура в жизни человека» А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. М: «Просвещение» 2010 под ред. Б.М.Неменского.

Изобразительное искусство. 1-4 класс. Поурочные разработки к учебнику Б.М.Неменский., Н.А.Горяева – М.: Просвещение, 2012



Материально-техническое обеспечение

Наименование средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Компьютер с проектором

1


Репродукции набросков художников. ИКТ

5


Таблицы ИКТ

3


Информационно­-коммуникационные средства



Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы



Ресурсы интернета



1.http://www.renclassic.ru

2.http://www.heyhey.ru/tag/фараон/

3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов school-collection.edu.ru/‎

4.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

school-collection.edu.ru/‎



Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета

Личностными результатами является формирование

следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

  • способы и приёмы обработки различных материалов;

  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • составлять композиции с учётом замысла;

  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - конструировать из природных материалов; - пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства:

живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

  • научиться анализировать произведения искусства;

  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;



приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.


Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п


Дата

Тема урока.


Планируемые результаты


Характеристика деятельности учащихся



Корректировка


УУД


план

факт

предметные

метапредметные

личностные

1



ВВЕДЕНИЕ. Древние корни народного искусства

знать истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Уметь объяснять глубинные смыс­лы основных знаков-символов тради­ционного крестьянского прикладного искусства,


2



Древние образы в на­родном искусстве


Знать истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;



3



Декор русской избы


знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);


развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.



4



Внутренний мир рус­ской избы


Знать несколько народных художественных промыслов России;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


Создавать эскизы декоративного убранства избы.



5



Конструкция и декор предметов народного быта


знать несколько народных художественных промыслов России;



Выстраивать орнаментальную ком­позицию в соответствии с традицией народного искусства.


6



Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



Создавать самостоятельные вари­анты орнаментального построения вы­шивки с опорой на народную тради­цию.


7



Народный празднич­ный костюм


приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств:

формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Осознавать значение традиционно­го праздничного костюма как бесцен­ного достояния культуры народа.



8



Народные праздничные обряды

приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств:





9



Древние образы в сов­ременных народных игрушках


воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

Сравнивать, оценивать форму, де­кор игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам.



10



Искусство Гжели


воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;



Осуществлять собственный художе­ственный замысел, связанный с созда­нием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.


11



Городецкая роспись


приобретение опыта

создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств:

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Создавать

композицию росписи в процессе практической творческой работы


12



Хохлома


развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



Осваивать приемы хохломского кистевого мазка — «мазка с тенями».


13



Жостово. Роспись по металлу


развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.


14



Щепа. Роспись по лубу и дереву.


осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;


Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестя­ной и деревянной утвари.


15



Тиснение и резьба по бересте

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Осознавать единство формы и де­кора в изделиях мастеров.



16



Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).


развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Создавать фраг-т жостовской росписи в живописной импровизаци­онной манере в процессе выполнения творческой работы.


Декор – человек, общество, время (12 ч)


17



Зачем людям украше­ния


освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных цен­ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху­дожественное творчество разных народов, классические произведе­ния отечественного и зарубежного искусства, искусство современ­ности);

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.



18



Зачем людям украше­ния





Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.


19



Декор и положение человека в обществе


владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта


20



Декор и положение человека в обществе







21



Одежда «говорит» о человеке


создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одеж­да, детали интерьера определенной эпохи);


умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.


22



Одежда «говорит» о человеке






23



Парадная мебель и утварь.



умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


выполнение коллективной работы «Бал во дворце»



24



О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;



Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Определять, называть символичес­кие элементы герба


25



Символы и эмблемы в современном обществе




Фамильный герб как знак досто­инства его владельца, символ чести рода.


26



Эмблема класса, спортивного клуба

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Изображение эмблемы класса, шко­лы, кабинета или спортивного клуба.


27



Герб России, Омска и Омской области.

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;



Определять, называть символичес­кие элементы герба


28



Роль декоративного искусства в обществе (обобщение темы)




Украшение предмета, вещи.


Декоративное искусство в современном мире (6 ч)


29



Современное выста­вочное искусство.


осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;


Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.


30



Ты сам — мастер


развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,






31



Лоскутная аппликация, или коллаж.

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);


умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;


различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.



32



Витраж в оформлении интерьера школы.

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой.





33



Нарядные декоративные вазы

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся




Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.


34-35



Декоративные игрушки.

Владеть навыком работы в конкретном материале (мочало, шпагат и т. п.);




Декоративные куклы.