1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 7 – 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и следующих нормативных документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
• Основной общеобразовательной программы ООО МБОУ СОШ д. Новая Деревня.
Для реализации данной программы используется УМК под редакцией Б.М. Неменского, который рекомендован Министерством образования и науки РФ, входит в федеральный перечень учебников на 2016 – 2017 учебный год и включает в себя:
- Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.С. Питерских. Г.Е. Гуров. - М. Просвещение. 2011 г.
-Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского.- М. Просвещение. 2013
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 1 час (35 часов). Планирование учебного материала в 2016 – 2017 учебном году по предмету «Изобразительное искусство» в 7 классе рассчитано на 1 час в неделю (35 часов).
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 8 классе отводится 0,5 часа (17 часов). В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ д. Новая Деревня на изучение предмета выделен 1 час (0,5 часа федеральный компонент, 0,5 часа – региональный компонент). Планирование учебного материала в 2016 – 2017 учебном году по предмету «Изобразительное искусство» в 8 классе рассчитано на 1 час в неделю (35 часов).
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 9 классе отводится 0,5 часа (17 часов). Планирование учебного материала в 2016 – 2017 учебном году по предмету «Изобразительное искусство» в 9 классе рассчитано на 0,5 часа в неделю (17 часов).
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.);
• определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
• умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно – следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям;
• творческое решение учебных и практических задач;
• умение искать оригинальное решение;
• самостоятельное выполнение различных художественно – творческих работ, участие в проектной деятельности;
информационно – коммуникационная деятельность:
• адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания;
• умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге;
• выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем;
• использование различных источников информации;
рефлексивная деятельность:
• оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния;
• осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
1.Викторины
2.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Изобразительное искусство и архитектура.
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Микеланджело Буонарроти. Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена). Набросок фигуры человека с натуры (стоит, сидит). Набросок фигуры человека с натуры (в движении). Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия». Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (обобщение темы).
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры. Б.М. Кустодиев. Сюжет и содержание в картине. Формат и композиция. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе (селе) в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Художественная культура Древней Руси. Красота и своеобразие живописи Древней Руси. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. В.М. Васнецов. Художественные объединения. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. В.И. Суриков. Процесс работы над тематической картиной. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. А. Рублев, Дионисий, Ф. Грек. Скульптура России XVIII-XX вв. Монументальная скульптура и образ истории народа. И. Мартос. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве и ее сегодняшнее звучание. Мемориальные ансамбли. Архитектура России XVIII-XX вв. «Укрощение» коней в живописи, графике и скульптуре. Представление о художественных направлениях в искусстве XX века (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник – творец – гражданин – выразитель ценностной эпохи.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Искусство книги. Художники книги (Г. Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Проектирование обложки книги. Традиции и новаторство в искусстве. П. Пикассо. Зрительские умения и их значение для современного человека. Живопись России XVIII-XX вв. Стиль и направление в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Великие художники в истории искусства и их произведения. Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.).
Синтез искусств.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст. Специфика изображения в полиграфии. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Формы полиграфической продукции: книгу, журналы, плакаты. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на липецких полиграфических предприятиях. Типы изображения в полиграфии. Компьютерная графика в полиграфии.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Липецка. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Элементы зданий Липецка и области. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.
Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн областного центра.
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Архитектура города Липецка. Эстетическое формирование архитектурной окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах. Формирование архитектуры Липецка. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Липецк – город, его микрорайоны и улицы. Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Архитектурный дизайн городов Липецкой области. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Компьютерная графика в архитектуре. Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства. Ландшафтный дизайн областного центра. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования. Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы городов Липецкой области и его районов. Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров архитектуры. Храм Знамения в с.Вешаловка (архитектор В.И. Баженов).
Мой дом – мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего дома. Функционально – архитектурная планировка. Елец. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Быханов сад г. Липецка. Вкус и мода. Компьютерная графика и ее использование в дизайне. Создание эскизов и моделей одежды. Создание художественно – декоративного проекта «Одежда». Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.
Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакет, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.)
Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление декорации к школьному спектаклю. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии в живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественной фотографии, фотоколлажа, раскадровки по теме. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание художественного образа. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анималистические фильмы. Коллективный процесс творчеств в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», С.П. Урусевский «Летят журавли» и др.). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России и мира;
• значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
уметь
• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 7 КЛАССА:
1 | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА | |
1.1 | Изображение фигуры человека и образ человека | 8 часов |
1.2 | Поэзия повседневности | 8 часов |
1.3 | Великие темы жизни | 9 часов |
1.4 | Реальность жизни и художественный образ | 10 часов |
| ИТОГО | 35 часов |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 8 КЛАССА:
| СИНТЕЗ ИСКУССТВ | |
1.1 | Искусство полиграфии | 8 часов |
1.2 | Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий | 8 часов |
1.3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека | 11 часов |
1.4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 8 часов |
| ИТОГО | 35 часов |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 9 КЛАССА:
| СИНТЕЗ ИСКУССТВ | 17 часов |
1.1 | Синтез искусств в театре | 4 часа |
1.2. | Искусство фотографии | 5 часов |
1.3. | Азбука экранного искусства | 8 часов |
| ИТОГО | 17 часов |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебное оборудование и компьютерная техника.
Учебно-практическое оборудование:
Краски акварельные.
Краски гуашевые.
Бумага А3, А4.
Бумага цветная.
Фломастеры.
Кисти беличьи №№ 3-20.
Баночки для воды.
Клей.
Ножницы.
Рамы для оформления работ (выставок).
Подставки для натуры.
Модели и натурный фонд:
Муляжи фруктов (комплект).
Муляжи овощей (комплект).
Изделия ДПИ.
Гипсовые геометрические тела.
Гипсовые орнаменты.
Керамические изделия.
Драпировки.
Предметы быта.
Маски.
Учебная мебель:
Столы.
Стулья.
Шкафы для книг и оборудования.
Мебель для хранения таблиц и плакатов.
Компьютерная техника:
CD/DVD-проигрыватель.
Интерактивная доска
Мультимедиа-проектор.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.
Фотоаппарат цифровой.
Таблицы
Цветоведение
Жанры русской живописи
Стили и направления в русской живописи 18-20 вв.
Всемирная архитектура
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Вагъянц А.М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М. ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2011
2.Вагъянц А.М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2010
3.Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 2011
4.Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 2010
5.Майстер А.Г. Бумажная пластика. – М.: АСТ – Астрель, 2011
6.Неменский Б.М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно – исследовательский институт школ, 2010
7.Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы/ под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 141с. (Программы общеобразовательных учреждений).
8.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 2011