СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта
- примерной программы по учебным предметам. Химия. Естествознание. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
- авторской программы: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. -М. :Дрофа,2010
Рабочая программ по химии в 11 классе составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта
- примерной программы по учебным предметам. Химия. Естествознание. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
- вторской программы: Н.Н.Гара. Москва «Просвещение» 2009.
Химия в 10 классе изучается на профильном уровне, поэтому рабочая программа рассчитана на изучение предмета в 10 классе - в объёме 3 часа и ориентирована на использование УМК Габриеляна О.С.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дмитро-Титовская средняя общеобразовательная школа
Кытмановского района Алтайского края
Утверждена приказом
№ 28____от 18.08.2015_______
директор школы ______________ Знобин Ю.М.
Принято:
педагогический совет
протокол № 16___
от 18.08.2015____
Согласовано:
методический совет
протокол № 1____
от 17. 08.2015._____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ХИМИЯ , 10 КЛАСС
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Юрчикова Лидия Викторовна,
учитель биологии, химии,
высшая квалификационная категория
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089
- ОП СОО МБОУ Дмитро-Титовская СОШ Кытмановского района, утверждённой приказом директора №65 от 09.06.2010
учебного плана МБОУ Дмитро-Титовская СОШ Кытмановского района на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора № 18 от 06.05.2015г.
календарного плана-графика МБОУ Дмитро-Титовская СОШ Кытмановского района, утвержденного приказом директора №35 от 01.09.2015г.
- Перечня учебников МБОУ Дмитро-Титовская СОШ Кытмановского района, утвержденного приказом директора школы №19 от 06.05.2014г (Согласно федерального перечня учебников, Рекомендованных Министерством Образования и Науки, (Приказ от 31 марта 2014 г. №253)
- Положения о рабочей программе МБОУ Дмитро-Титовская СОШ Кытмановского района утвержденного приказом директора №25 от 28.05.2015г.
- примерной программы по учебным предметам. Химия. Естествознание. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
- авторской программы: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. -М. :Дрофа,2010
дидактических материалов: Радецкий А.М.. Химия. Дидактический материал.10-11 класс- М.: Просвещение,2012. Габрусева Н.А.– самостоятельные и проверочные работы по химии. Москва. Издательский дом «Дрофа» 1997, М.В.Зуева, Н.Н.Гара – Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы. Москва. Издательский дом «Дрофа» 1997, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская, Л.Ф.Федосова – Сборник самостоятельных работ по химии для 8-11 классов. Москва «Просвещение» 2002
- тестов к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана: Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей. Москва «Дрофа» 2001, Р.А.Лидин, Н.Н.Потапова – Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2002
В 10 классе химия изучается на профильном уровне, 105 учебных часов (35учебных недель) из расчета 3 учебных часов в неделю. Рабочая программа скорректирована в соответствии с календарным планом-графиком МБОУ Дмитро-Титовская СОШ Кытмановского района, утвержденного приказом директора №35 от 01.09.2015г.
Цели изучения химии в 10 классе:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации
-воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
формировать основные химические понятия;
привить познавательный интерес к предмету через систему лабораторных и практических работ;
создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Рабочая программа не предусматривает изменений в авторской программе
В 10 классе рабочая программа предполагает выполнение лабораторных работ и практических работ:
Лабораторные опыты: 37
Практические работы: 7
Формы, методы и средства обучения, технологии, которые будут использоваться для реализации рабочей программы
Формы обучения: парная, коллективная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: проблемно-поисковые, проблемно-исследовательские, проектные, эвристические, экспериментальные, методы самоконтроля, взаимоконтроля, контроля
Приемы: наблюдение, дискуссии, сравнение, ролевые игры, анализ ситуаций, работа по учебнику, по инструкции, индивидуальная работа, работа с ЭОР, работа в рабочей тетради, работа с информацией.
Средства обучения:
УМК О.С Габриеляна
средства ИКТ;
учебно-лабораторное оборудование;
цифровые образовательные ресурсы;
учебно-методическая литература;
Используемые технологии:
-технологии проблемного обучения, проектов, уровневой дифференциации;
-информационные коммуникационные технологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса химии 10 класса ученик должен
знать/понимать
углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
СОДЕРЖАНИЕ
(3 ч в неделю; всего 102 ч, из них 5ч — резервное время)
Введение (5 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А.Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А. М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях.
Ковалентная химическая связь и ее разновидности: σ и π. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние — sр3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sр -гибридизация — на примере молекулы ацетилена.
Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.
Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этаноломи отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфи ром. Коллекция полимеров, природных и синте тических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные моде ли молекул Н 2, С12, N2, Н2О, СН4.
Шаростержневые и объемные модели СН 4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.
Тема 1
Строение и классификация органических соединений (10 ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбо циклические(циклоалканы и арены) и гетеро циклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий, органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (ал фавитный порядок).
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), меж классовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
Демонстрации. Образцы представителей раз личных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их моле кул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели молекул органических соединений различных классов. Мо дели молекул изомеров разных видов изомерии.
Тема 2
Химические реакции в органической химии (6 ч)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз га логеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере гало геналканов. Понятие о крекинге алканов и
деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ко валентной связи по донорно-акцепторному меха низму. Понятие о
нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиле ном. Получение фенолоформальдегидной смолы. Деполимеризация полиэтилена. Получение эти лена и этанола. Крекинг керосина. Взрывгремуче го таза. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом).
Тема 3
Углеводороды (24 ч)
Понятие об углеводородах.
Природные и с т о ч н и к и у г л е в о д о родов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и
ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
А л к а н ы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей
карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в
различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно- радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
А л к е н ы. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в
«мягких» и «жестких» условиях.
А л к и н ы. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.
А л к а д и е н ы. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение л-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными л-связями.
Ц и к л о а л к а н ы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его
гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм ре- акций электрофильного замещения: галдгенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола.
Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3.Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов— шаростержневые и объемные. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II)
парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена. Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия.
Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса). Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алке-нов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реак ции с бромной водой и раствором перманганата калия.
Тема 4
Спирты и фенолы (6 ч)
С п и р т ы. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особеннос ти электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галоге новодородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окис ление и дегидрирование спиртов.
Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фе н о л ы . Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах орга нических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качествен ная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензоль ном кольце. Применение производных фенола.
Расчетные задачи. Вычисления по термохи мическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые мо дели молекул изомеров с молекулярными форму лами С 3Н8О и С4Н10О. Количественное вытесне ние водорода из спирта натрием. Сравнение реак ций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия
с эта нолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. По лучение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом желе за (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди ( II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.
Тема 5
Альдегиды. Кетоны (7 ч)
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидри рование, окисление аммиачными растворами ок сида серебра и гидроксида меди ( II)). Качествен ные реакции на альдегиды. Реакция поликон денсации формальдегида сфенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соеди нениям. Присоединение циановодорода и гидро сульфита натрия. Взаимное влияние атомов в мо лекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Демонстрации. Шаростержневые модели мо лекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окис ление бензальдегида на воздухе. Реакция «сереб ряного зеркала». Окисление альдегидов гидро ксидом меди (II).
Лабораторные опыты. 11. Построение моде лей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисле ние альдегидов гидроксидом меди ( II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха.
Тема 6
Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (10 ч)
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кис лот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул.
Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее про ведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле.
Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
С л о ж н ы е э ф и р ы. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение вы хода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Ж и р ы. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС (в сравнении).
Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и пер манганата калия.
Лабораторные опыты. 15. Построение моде лей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кис лот с металлами, основными оксидами,
основа ниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распозна вание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.
Тема 7
Углеводы (7 ч)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
М о н о с а х а р и д ы. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди ( II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Д и с а х а р и д ы. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из
природного сырья.
П о л и с а х а р и д ы. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная
реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди ( II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Ре акция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди ( II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крах мала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимо действие глюкозы с гидроксидом меди ( II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксид серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи. 1.Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Тема 8
Азотсодержащие органические соединения (9ч)
А м и н ы. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитро соединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов. А м и н о к и с л о т ы и б е л к и. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсацииами- нокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции бел ков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Н у к л е и н о в ы е к и с л о т ы. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК.
Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Демонстрации. Физические свойства метил амина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. От ношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из транс генных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.
Т е м а 9
Биологически активные вещества (6 ч)
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (А, D, Е). Их био логическая роль.
Ф е р м е н т ы. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селектив -ность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и
белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Л е к а р с т в а. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (КI, FеСl3, МnО2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FеС13. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы сформуламиамида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. Действие дегидрогеназы на
метиленовый синий. 36. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
Практикум (7 ч)
1. Качественный анализ органических соединений. 2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы. 4. Альдегиды и кетоны.
5. Карбоновые кислоты. 6. Углеводы. 7. Амины, аминокислоты,белки.
Тематический поурочный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них: контрольные работы, практические, лабораторные работы | Формы организации учебной деятельности | Методы средства обучения, воспитания | |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные Средства: учебник, видеофрагмент | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные Средства: учебник, видеофрагмент | |
|
|
|
| Фронтальная, парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник | |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные Средства: учебник, идеофрагмент | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные Средства: учебник, схема
| |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, периодическая система | |
|
|
|
| Фронтальная, парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник | |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Парная, индивидуальная | Методы: частично-поисковый, проблемный, методы контроля Средства: учебник, таблица | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: частично-поисковый, проблемный Средства: учебник, таблица | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: частично-поисковый, проблемный Средства: учебник, таблица | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: частично-поисковый, проблемный Средства: учебник, таблица, модели кристаллических решёток | |
|
|
|
| Парная, индивидуальная | Методы: частично-поисковый, , методы контроля Средства: учебник, таблица | |
|
|
|
| Коллективная | Методы: частично-поисковый, проблемный Средства: учебник, таблица | |
|
|
|
| Групповая | Методы: практический, методы контроля Средства: учебник, инструктивные карточки к П/Р | |
|
|
|
| Индивидуальная | Методы: методы контроля Средства: теоретические вопросы и тестовые задания для К/Р | |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Парная, индивидуальная | Методы: частично-поисковый, проблемный Средства: учебник, таблица | |
|
|
|
| Парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные, практический Средства: учебник, цинк, соляная, уксусная кислота, серная кислота(разб)железо(гранулы и стружки) | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник | |
|
|
|
| Групповая | Методы: практический, методы контроля Средства: учебник, инструктивные карточки к П/Р | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные, частично-поисковый Средства: учебник, таблица | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные, практический Средства: учебник, схема | |
|
|
|
| Парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, практический, методы контроля Средства: учебник, таблица растворимости | |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: репродуктивные, практический Средства: учебник, таблица растворимости | |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: репродуктивные, практический, методы контроля Средства: учебник, сульфат меди, хлорид меди, гидроксид калия, хлорид калия, нитрат натрия. | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы:частично -поисковый, практический Средства: учебник, схема | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные, методы контроля. Средства: сборник задач похимии | |
|
|
|
| Индивидуальная | Методы: методы контроля Средства: теоретические вопросы и тестовые задания для К/Р | |
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: частично -поисковый, практический Средства: учебник, образцы металлов | |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: частично -поисковый, практический, методы контроля Средства: учебник, цинк, растворы кислот и щелочей | |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: частично -поисковый, практический Средства: учебник, цинк, растворы кислот и щелочей | |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: частично -поисковый, практический Средства: учебник, прибор для электролиза солей, хлорид меди. | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: частично -поисковый, практический Средства: учебник, железный гвоздь, вода, серная кислота. | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные Средства: учебник, , периодическая система | |
|
|
|
| Фронтальная, парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, , периодическая система | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные, Средства: учебник, , периодическая система | |
|
|
|
| Фронтальная, парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, , периодическая система | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: репродуктивные Средства: учебник, , периодическая система | |
|
|
|
| Фронтальная, парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, , периодическая система | |
|
|
|
| Фронтальная , парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, , периодическая система, вопросы, тестовые задания | |
|
|
|
| Индивидуальная | Методы: методы контроля Средства: теоретические вопросы и тестовые задания для К/Р | |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: частично -поисковый, практический Средства: учебник, образцы неметаллов | |
|
|
|
| Фронтальная, парная | Методы: частично -поисковый, практический Средства: учебник, сера, фосфор железо,магний | |
|
|
|
| Фронтальная, парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, , периодическая система | |
|
|
|
| Фронтальная, парная, индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, , периодическая система | |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: частично -поисковый, практический Средства: учебник, хлорид натрия, нитрат серебра, сульфат магния, хлорид бария, карбонат натрия, соляная кислота | |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, дидактический материал | |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, , периодическая система | |
|
|
|
| Индивидуальная | Методы: методы контроля Средства: теоретические вопросы и тестовые задания для К/Р | |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, дидактический материал | |
|
|
|
| Парная , индивидуальная | Методы: репродуктивные, методы контроля Средства: учебник, дидактический материал | |
|
|
|
| Групповая | Методы: практический, методы контроля Средства: учебник, инструктивные карточки к П/Р | |
|
|
|
| Групповая | Групповая | |
|
|
|
| Групповая | Групповая | |
|
|
|
| Групповая | Методы: практический, методы контроля Средства: учебник, инструктивные карточки к П/Р | |
|
|
|
| Групповая | Методы: практический, методы контроля Средства: учебник, инструктивные карточки к П/Р | |
|
|
|
| Групповая | Методы: практический, методы контроля Средства: учебник, инструктивные карточки к П/Р | |
|
|
|
| Групповая | Методы: практический, методы контроля Средства: учебник, инструктивные карточки к П/Р | |
|
|
|
| Групповая | Методы: практический, методы контроля Средства: учебник, инструктивные карточки к П/Р | |
|
|
|
| Коллективная | Методы: репродуктивные Средства: учебник, СМИ | |
|
|
|
| Ндивидуальная | Методы: методы контроля Средства: теоретические вопросы и тестовые задания | |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 11 класс. Москва, Просвещение 2009 г. – 176 с.
М.В.Зуева, Н.Н.Гара – Контрольные и проверочные работы по химии. Москва. Издательский дом «Дрофа» 1997, М.В.Зуева, Н.Н.Гара – Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы. Москва. Издательский дом «Дрофа» 1997, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская, Л.Ф.Федосова – Сборник самостоятельных работ по химии для 8-11 классов. Москва «Просвещение» 2002
Тесты к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана: Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей. Москва «Дрофа» 2001, Р.А.Лидин, Н.Н.Потапова – Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2002
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1.Используемые средства обучения
Компьютер, проектор, цифровые образовательные ресурсы, раздаточный дидактический материал.
2.Учебники
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г Фельдман – Неорганическая химия. 11 класс. Москва «Просвещение» 2011
3.Методические пособия
М.Ю.Горковенко – Поурочные разработки по химии к учебникам Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. 11 класс. Москва «Просвещение» 2004; А.Ю.Гранкова – Тематическое и поурочное планирование. Химия. 11 класс. Москва «Просвещение» 2002; Р.Г.Иванова, А.М.Черкасова-Изучение химии в 11 классе. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2000; Е.Е.Минченков – Методика обучения химии в 10-11 классах. Москва «Школьная пресса» 2000;
4. Специализированный класс химии (лаборантская, вытяжной шкаф, специализированные столы)
5. Стенды: «Периодическая система Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости, «Техника безопасности», Портреты учёных-химиков, Электрохимический ряд напряжения металлов
6. Химическое оборудование и реактивы.
7. Противопожарная сигнализация.
8. Интерактивное оборудование компьютерного класса, интернет ресурсы и CD диски.
9. Серии таблиц по неорганической и органической химии.
10. Приборы для получения газов, электропроводности растворов.
11. Реактивы: наборы №5-металлы, №6-щелочные, щелочно-земельные металлы, №8-галогены, №10-сульфаты, сульфиты, сульфиды, №14-соединение марганца, №17-индикаторы, №19 углеводороды
12. Подели кристаллических решеток, набор для моделирования электронного строения атомов.
13. Коллекции: металлы.
Критерии оценивания знаний и умений учащихся:
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Отметка «1»:
-отсутствие ответа
Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Отметка «1»:
-работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения
Оценка умений решать экспериментальные задачи.
Отметка «5»:
-план решения составлен правильно;
-правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
-дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
-план решения составлен правильно;
-правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
-план решения составлен правильно;
-правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
-допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химически реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
-задача не решена
Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
Отметка «1»:
-задача не решена
Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
Отметка «1»:
-работа не выполнена
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2»