ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для обучающихся 7 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, в соответствии с ФГОС ООО, и примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), учебного плана школы.
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна и И.Г. Остроумова «Химия. Вводный курс».
Цель изучения пропедевтического курса химии:
Основные задачи изучения пропедевтического курса химии:
Образовательные:
формирование системы первоначальных химических понятий и специфических способов деятельности, необходимых для работы с химическими веществами;
формирование готовности к обучению химии на личностном и функциональном уровнях, преодоление страха перед умственным напряжением
Развивающие:
развитие познавательных возможностей обучающихся, умения пользоваться логико-психологическими инструментами познания;
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого обучающегося
Воспитательные
воспитание интереса не только к научным знаниям, но и к самому процессу познавательной деятельности;
воспитание долговременной мотивации к изучению химии;
б) расширение кругозора и жизненного опыта учащихся в связи с изучением химии, формирование в связи с этим элементов естественно - научного мировоззрения;
выработка рефлексивных способностей, нацеленных на адекватную оценку своих возможностей, на приобретение системы качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности -учебной и в сфере сельскохозяйственного труда
Срок реализации программы: 2016 – 20167учебный год.
Предполагаемые результаты
Учащиеся научатся:
определять роль различных веществ в природе и технике;
объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
приводить примеры химических процессов в природе;
находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения химии:
Учащиеся получат возможность научиться:
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
Формирование ответственного отношения к обучению
Формирование интереса к предмету
Определение своей личной позиции, адекватной дифференцированной
Овладение навыками для практической деятельности
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Школьные:
Обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.
Ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.
самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Планирует ресурсы для достижения цели.
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
При планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
троить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Школьные:
осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.
Создает модели и схемы для решения задач.
Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.
Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Участвует в проектно- исследовательской деятельности.
проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
дает определение понятиям.
устанавливает причинно-следственные связи.
обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
ставить проблему, аргументировать её актуальность.
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Коммуникативные УУД:
Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии
Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии. формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их. Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.
устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;. умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
определять роль различных веществ в природе и технике;
объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
приводить примеры химических процессов в природе;
находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения химии.
Содержание тем учебного курса
№ | Раздел учебного курса, количество часов | Элементы содержания |
1 | Химия в центре естествознания ( 11ч) | Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Моделирование Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Химия и физика. Агрегатные состояния веществ. Химия и география. Химия и биология Качественные реакции в химии. |
2 | Математика в химии (9ч) | Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества Чистые вещества и смеси Объемная доля газа в смеси Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля примесей. |
3 | Явления, происходящие с веществами (11ч) | Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Дистилляция, или перегонка. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Признаки химических реакций. |
4 | Рассказы по химии (4 ч) | Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые-химики». Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение). Конкурс ученических проектов. Конкурс посвящен изучению химических реакций. |
| Итого: 35 ч | |
Используемые сокращения:
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
Т – тестовая работа.
ТП -творческий проект
ТР - творческая работа
Типы уроков:
УОНМ - урок открытия новых знаний
УОМН- урок общеметодологической направленности
УОУР - урок отработки умений и рефлексии
УРК - урок развивающего контроля
Календарно-тематическое планирование
№ уорка | Дата | Тема урока | Тип урока | Текущий и промежуточный контрольконтроль |
план | факт |
1 четверть | |
1 | | | Химия как часть естествознания. Предмет химии. | УОНЗ | ФО |
2 | | | Методы изучения естествознания. | УОНЗ | ИРД |
3 | | | Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете». | УОНЗ | ПР№1 |
4 | | | Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами». | УОНЗ | ПР№ 2 |
5 | | | Моделирование | УОНЗ | СР |
6 | | | Химическая символика | УОНЗ | СР |
7 | | | Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. | УОНЗ | ЛР |
8 | | | Химия и физика. Агрегатные состояния вещества | УОНЗ | ФО |
2 четверть |
9 | | | Химия и география | УОНЗ | ЛР |
10 | | | Химия и биология | УОНЗ | Т |
11 | | | Качественные реакции в химии | УОНЗ | ПР |
12 | | | Относительные атомная и молекулярная массы | УОНЗ | ФО |
13 | | | Массовая доля химического элемента в сложном веществе. | УОНЗ | ИРК, РЗ |
14 | | | Чистые вещества и смеси. | УОНЗ | ХД, РЗ |
15 | | | Объемная доля компонента газовой смеси. | УОНЗ | РЗ |
3 четверть |
16 | | | Массовая доля вещества в растворе | УОНЗ | РЗ |
17 | | | Практическая работа №3. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». | УПЗУ | ПР№3. |
18 | | | Массовая доля примесей. | УОНЗ | ФО, РЗ |
19 | | | Решение задач и упражнений по теме «Математические расчеты в химии» | УОУР | РЗ |
20 | | | Контрольная работа №1 «Математические расчеты в химии» | УРК | КР |
21 | | | Разделение смесей. | УОНЗ | Т |
22 | | | Фильтрование | УОНЗ | .СР |
23 | | | Адсорбция. | УОНЗ | ФО |
24 | | | Дистилляция. | УОНЗ | ИРД |
25 | | | Практическая работа № 4 «Разделение смесей» | УОУР | ПР № 4 |
26 | | | Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли». | УОУР | ПР №5 |
4 четверть |
27 | | | Химические реакции. | УОНЗ | Т |
28 | | | Признаки химических реакций. | УОНЗ | ПР |
29 | | | Практическая работа № 6 «Коррозия металлов» | УОУР | ПР № 6 |
30 | | | Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами» | УРК | ФО |
31 | | | Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами». | УРК | КР |
32 | | | Урок-брифинг «Выдающиеся русские ученые-химики» | УОУР | ТР |
33 | | | Конкурс сообщений учащихся | УОУР | ТР |
34 | | | Конкурс ученических проектов | УОУР | ТП |
35 | | | Конкурс ученических проектов | УОУР | ТП |
УМК, используемый при работе по данной программе:
Габриелян О.С. Вводный курс в химию 7 класс.. М.: Дрофа, 2010-2015гг.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химии: Методическое пособие к пропедевтическому курсу 7 класс. М.: Дрофа, 2010-2015гг.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь 7 класс. М.: Дрофа, 2010-2015гг. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2011. – 159 с.
Рабочая тетрадь
Практикум
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина. «Химия. Вводный курс.7 кл». – М.: Дрофа 2007 г.
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. М.: Блик-плюс, 2004.
Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ. – М.: Аквариум, 1997.
Электронные образовательные ресурсы
Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).
Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)
Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № 1 от ___ . 08. 2016г. Руководитель ШМО _______ /Погосян Н.А./ | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. ___. 08.2016 г. |
20