Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа №56 г.Улан-Удэ»
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель ШМО _____ /Свобода И.М./ Протокол № 1 от «___» сентября 2016г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/Калашникова Л.И./ Протокол № ____ от «___» сентября 2016г | «Утверждено» Директор школы __________ /Перинова В.В./ Приказ № ___ от «___» сентября 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Свободы Ирины Михайловны
учителя начальных классов
высшая квалификационная категория
по литературному чтению для 4 «б» класса
2016- 2017 учебный
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению для 3 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Примерной программы по литературному чтению с учетом авторской программы «Литературное чтение» (для четырёхлетней начальной школы), авторы: Бунеев Р. Н. Литературное чтение. (В одном счастливом детстве). 4 класс: учебник: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2014.
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2016-2017 учебный год
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы на 2015-2016 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ от 31.03.2014 г № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
ПРИКАЗ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576;
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
Программа рассчитана на 136 часа (из расчёта 4 часа в неделю).
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Учебно-методический комплект:
- Книга для чтения во 4-м классе « В океане света», ч.1,2, Москва « Баласс», 2016г.
- Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света», Москва « Баласс», 2016 г.
Требования к уровню подготовки учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание предмета
Круг детского чтения
Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч).
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч).
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (48 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Техника чтения
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Развитие умений:
самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика.
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Обучение:
подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Национально – региональный компонент
Цель: приобщение учащихся к культуре родного народа через введение на уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей; формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов региона.
Основополагающими являются задачи:
развить художественный вкус школьников через анализ текстов;
вызвать интерес учащихся к произведениям УНТ, национально-региональной литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов;
помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:
- бурятского фольклора;
- художественных текстов писателей Бурятии,
- стихотворений поэтов Бурятии;
- музейных материалов;
- Происхождение бурятских имен, фамилий; перевод имен;
- знакомство с печатными изданиями Республики Бурятия.
Тематическое планирование по литературному чтению
Класс 4 Б
Учитель Свобода Ирина Михайловна
Количество часов
Всего 102 часов; в неделю 3 час.
Плановых контрольных уроков 8 ч.
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе программы «Литературное чтение» (для четырёхлетней начальной школы), авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ( http://www.school2100.ru/ ), - Москва: «Баллас», 2011г.
Учебник программы: «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч. , авторы: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, - Москва: «Баллас», 2016г.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
1 | 02.09 | Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». | 1 | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. главную мысль, оценивать свои эмоцио- нальные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполне- ния. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. Чтение Читать текст вслух осознан- но, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план тек- ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументировано своё отношение к прочитан- ному, к героям. Культура письменной речи Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. Творческая деятельность Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. отвечать на вопросы по содержанию; понимать Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламироваь стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознан- но, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. | |
Раздел 1. Любимые книги – 8 ч. | |
2 | 05.09 | Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). | 1 | |
3 | 07.09 | Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). | 1 | |
4 | 09.09 | Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). | 1 | |
5 | 12.09 | Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. | 1 | |
6 | 14.09 | Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). | 1 | |
7 | 16.09 | Обобщение по разделу.Проверочная работа №1. | 1 | |
8 | 19.09 | Что такое детская литература? | 1 | |
Раздел 2. У истоков русской детской литературы – 20 ч. | |
9 | 21.09 | Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | 1 | |
10 | 23.09 | «Повесть временных лет». «Расселение славян». | 1 | |
11 | 26.09 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | | |
12 | 28.09 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | 1 | |
13 | 30.09 | Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). | 1 | |
14 | 03.10 | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. | 1 | |
15 | 05.10 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. | 1 | |
16 | 07.10 | Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). Проверочная работа № 2. | | |
17 | 10.10 | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова-внука», гл. 1) | 1 | |
18 | 12.10 | Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3) | 1 | |
19 | 14.10 | «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. | 1 | |
20 | 17.10 | «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова) | 1 | |
21 | 19.10 | Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». | 1 | |
22 | 21.10 | Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. | 1 | |
23 | 24.10 | Проверочная работа № 3. | 1 | |
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается... – 45 ч. | |
24 | 26.10 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»). | 1 | |
25 | 28 .10 | Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. «Квартет»). | 1 | |
26 | 31.10 | Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. «Свинья под Дубом»). | 1 | |
27 | 02.11 | Обобщение. Басни И.А. Крылова. | 1 | |
28 | 2 четв. 07.11 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. | 1 | |
29 - 31 | | А. Погорельский «Чёрная курица...». 1. Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). 2. Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5). 3. Главный герой сказки (ч. 6). | 3 | |
32 | | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 | |
33 - 37 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». 1. Знакомство с героями сказки (ч. 1–3). 2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4–6). 3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9). 4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15). 5. В чём главный смысл сказки? (Финал). | 5 | |
|
|
38 | 24.11 | Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Т | 1 | |
39 | 25.11 | Обобщение. Литературные сказки. Т | 1 | |
40 | 26.11 | Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). Т | 1 | |
41 | 01.12 | Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»). | 1 | |
42 | 02.12 | Обобщение. Проверочная работа № 4. Т | 1 | |
43 | 04.12 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. | 1 | |
44 | 08.12 | Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». | 1 | |
45 | 09.12 | Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т | 1 | |
46 | 10.12 | Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т | 1 | |
47 – 48 | 11.12 15.12 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». 1. Картины русской природы в стихотворении. Т 2. Дедушка Мазай – добрый охотник. | 2 | |
49 | 16.12 | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. | 1 | |
50 | 17.12 | Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»). | 1 | |
51 | 18.12 | Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т | 1 | |
52 | 23.12 | Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губерн- ский город»). | 1 | |
53 | 24.12 | Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»). Т | 1 | |
54 | 29.12 | Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). | 1 | |
55 – 57 | 14.01 15.01 18.01 | А.И. Куприн «Слон». 1. Непонятная болезнь (ч. 1–3). 2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5). 3. «Я уже совсем здорова!» (ч. 6). | 3 | |
58 | 20.01 | Обобщение. Проверочная работа № 5. | 1 | |
Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями | |
59 | 29.01 | Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. | 1 | |
60 – 62 | 01.02.16 03.02 04.02 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» 1. Первый день Лены в гимназии (гл. 8). 2. Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). 3. Образ Лены Икониной. Обобщение. | 3 | |
63 | 10.02 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция«Воробья». Житков и Маршак. | 1 | |
64 | 11.02 | Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). | 1 | |
65 | 12.02 | Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»). | 1 | |
66 | 15.02 | Обэриуты. Стихи Д. Хармса. | 1 | |
67 | 17.02 | Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского. | 1 | |
68 | 19.02 | Путешествие 10. Вокруг Маршака. | 1 | |
69 – 71 | 24.02 25.02 26.02 | Е. Шварц «Два брата». 1. Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4). 2. Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8). 3. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). | 3 | |
72 | 29.02 | Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»). | 1 | |
73 | 02.03 | Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). | 1 | |
74 | 03.03 | Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). | 1 | |
75 | 04.03 | Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). | 1 | |
76 | 09.03 | Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). | 1 | |
77 | 10.03 | С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | 1 | |
78 | 11.03 | Обобщение. Проверочная работа № 6. | 1 | |
79 - 80 | 14.03 16.03 | Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. | 2 | |
81 – 83 | 17.03.16 18.03 19.03 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». 1. Живая кукла наследника Тутти (ч. 2). 2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3,4). 3. «Простые высокие истины» (обобщение). | 3 | |
84 | 21.03 | Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). | 1 | |
85 | 04.04 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»). | 1 | |
86 – 88 | 06.04 07.04 08.04 | А. Гайдар «Тимур и его команда». 1. «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2). 2. Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4). 3. Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение). | 3 | |
89 | 11.04 | Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»). | 1 | |
90 | 13.04 | Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»). | 1 | |
91 | 18.04 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | |
92 | 21.04 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. | 1 | |
93 | 22.04 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. | 1 | |
94 | 25.04 | Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского. | 1 | |
95 | 27.04 | Стихи Саши Чёрного и В. Долиной. | 1 | |
96 | 28.04 | Миниатюры Г. Цыферова. | 1 | |
97 | 29.04 | Стихи Н. Матвеевой. | 1 | |
98 | 06.05 | Обобщение. Проверочная работа № 7. Т | 1 | |
99 | 07.05 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Т | | |
100 | 10.05 | Путешествие 15. Современные детские писатели. (К.Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле») | 1 | |
101 | 11.05 | Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина). Обобщение | 1 | |
102 | | Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. | 1 | |