СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена к УМК "Начальная школа 21 века"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС
УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Л.А.Ефросининой, Литературное чтение –М: Вентана-Граф, 2013.
Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текс произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу ( в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов).
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-эстетического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов: всего-136часов, в неделю-4 часа.
Результаты изучения учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.
Личностные универсальные учебные действия должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построение рассуждений;
готовность слушать собеседника, вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон.
Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской культуре и истории, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
умение самостоятельно выбирать интересную литературу.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения .Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение . Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководствам учителя; определение основной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения.
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература; книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказов) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка к изученным произведениям или разделам).
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
№ п/п | Дата | Тема урока | Деятельность на уроке | Оценочная деятельность | Результаты | ||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||
О нашей Родине (5 ч) | |||||||||||||
1. | 3.09 | Стихотворения о Родине. Ф. Савинов «О Родине».
| Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование представлений о мире, российской истории и культуре. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Сформированность мотивации к обучению. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | ||||||
2. | 4.09 | Стихотворения о Родине. И. Никитин «Русь» (отрывок). | Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. | Текущий, индивидуальный опросы | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Самостоятельность мышления. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||||||
3. | 5.09 | Рассказы о Родине. С. Романовский «Русь». | Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя. | Текущий, фронтальная проверка | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Формирование ценностей многонационального российского общества. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||||||
4. | 8.09 | Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский «Слово о русской земле». | Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Объяснение учителя: летопись, летописец. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Способность характеризовать и оценивать собственные филологические знания и умения. | Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата. | ||||||
5. | 10.09 | Стихи русских поэтов. С. Прокофьев «Родина». Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» | Выразительное чтение вслух, про себя. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине | тест | Осознание значимости чтения для личного развития. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||||||
Народная мудрость (устное народное творчество) (6 ч) | |||||||||||||
6. | 11.10 | Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шлa.. .». Дополнительное чтение. Народная хороводная песня «Я посею, я посею…»
| Уметь сравнивать и отличать произведения малых фольклорных форм | Индивидуальный, фронтальный опросы; взаимооценка | Формирование успешности обучения по литературному чтению. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | ||||||
7. | 12.09 | Загадки народные | |||||||||||
8. | 15.09 | Литературное слушание. Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал» | Формирование читательских умений | Текущий, фронтальный опросы | | | | ||||||
9. | 17.09 | Былины. «Три поездки Ильи Муpoмцa». | Обогащение словаря, формирование навыков чтения | Текущий, иллюстрирование | Формирование потребности в систематическом чтении. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; способности преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | ||||||
10. | 18.09 | Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешкa, пословицы. Дополнительное чтение. Заклички, небылицы, докучные сказки. | Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений | тест | Понимание роли чтения. Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Умение фиксировать (записывать) в цифровой форме изображения, звуки. | ||||||
11 | 19.09 | Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением (комплексная разноуровневая проверочная работа) | Тематический, текущая комплексная разноуровневая проверочная работа | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | ||||||
О детях и для детей (13 ч) | |||||||||||||
12 | 22.09 | Стихотворения о детях. А. Барто «Катя». Дополнительное чтение. Б. Заходер «Перемена». | Развитие устных читательских навыков, умение выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения | Текущий, работа с детскими книгами | Использование разных видов чтения (поисковое). | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. | ||||||
13 | 24.09 | Произведения для детей С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». Дополнительное чтение А. Рубинов «Ступенька»
| Развитие восприятия художественного произведения, умение работать с книгой, усвоение литературных понятий, нравственное воспитание | Текущий. фронтальный, индивидуальный | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | ||||||
14 | 25.09 | Рассказы о детях. С Баруздин «Как Алешке учиться надоело» | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; взаимооценка | Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | |||||||
15 | 26.09 | Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение (слушание) С. Михалков «Прогулка» | Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст | Текущий, самостоятельная работа, беседа | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Наличие мотивации к творческому труду. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. | ||||||
16 | 29.09 | Произведения о детях. Н. Носов «Заплатка». Дополнительное чтение. Н. Носов «На горке» П. Воронько «Мальчик помогай» | Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений; нравственно-эстетическое воспитание | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; самостоятельная работа, взаимооценка | Овладение техникой чтения вслух и про себя. | Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | ||||||
17 | 1.10 | Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. Дополнительное чтение. Нанайская народная сказка «Айога» | |||||||||||
18 | 2.10 | Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь». . | Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности | Текущий; самостоятельная работа, беседа | Использование разных видов чтения (выборочное). | Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | ||||||
19 | 3.10 | Литературное слушание. Рассказы о детях. М. Зощенко «Самое главное». Дополнительное чтение. Я. Аким. Жадина | Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану | Текущий, фронтальный, индивидуальный, опросы | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. | Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||||||
20 | 6.10 | Сказки о детях. В. Cyтeeв «Кто лучше?» Дополнительное чтение. В Осеева «Волшебная иголочка» | Развитие навыка чтения, чтение по ролям | Текущий, самостоятельная работа, самооценка | Формирование представлений о мире, российской истории и культуре. | Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Определение общей цели и путей ее достижения. | ||||||
21 | 8.10 | Произведения о детях и для детей. А. Миттa «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение. В Берестов «Прощание с другом» | Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | ||||||
22. | 9.10 | Сказки для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки». Дополнительное чтение. В. Катаев «Цветик – семицветик» | Развитие навыка чтения; формирование читательских умений, нравственное воспитание | Текущий; самостоятельная работа, взаимооценка | Использование разных видов чтения (изучающее). | Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||||||
23. | 10.10 | Литературное слушание. Произведения и книги о детях. В. Беспальков «Совушка». Рубрика «Книжная полка» | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | ||||||
24. | 13.10 | Произведения В. Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик». | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему) | Текущий; групповая работа, взаимооценка | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | ||||||
Мир сказок (6 ч) | |||||||||||||
25 26 | 15.10 16.10 | Народные сказки. Русская сказка «У страха глаза велики». Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, объяснять заголовок); нравственное воспитание | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | ||||||
27 | 17.10 | Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение. Братья Гримм «Три брата». | Развитие навыков чтения, умения отвечать на вопросы, пере- | Фронтальный опрос, работа в парах (взаимооценка) | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета. | ||||||
28 | 21.10 | Сказки Х.-К. Андерсена. Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине». | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; самостоятельная работа | Формирование успешности обучения по литературному чтению. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства для ее осуществления. | ||||||
29 | 22.10 | Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов». Дополнительное чтение. Б. Заходер «Серая Звездочка» | Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы) | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование потребности в систематическом чтении. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||||||
30 | 23.10 | Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | Проверка уровня начитанности учащихся, знание авторов, названий произведений, их героев | Тест, самооценка | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||||||
«Уж небо осенью дышало…» (6 ч) | |||||||||||||
31. | 24.10 | Произведения об осени ( о родной природе). А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Г. Скребицкий «Осень». Дополнительное чтение. М. Пришвин. «Осеннее утро» | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению) | Текущий, выразительное чтение. самостоятельная работа | Понимание роли чтения. | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | ||||||
32. | 28.10 | Произведения об осени. Э. Шим «Белка и ворон», Е. Tpyтнeва «Осень». | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение), творческая деятельность | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; | Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | ||||||
33. | 29.10 | Произведения об осени. А. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение. А. Твардовский «Начало осени». | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов) | Текущий; самостоятельная работа, взаимопроверка | Использование разных видов чтения (изучающее). | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. | ||||||
34. | 30.10 | Разножанровые произведения о природе. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...». Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы». | Развитие навыков чтения, творческой деятельности, развитие речи | Текущий; самостоятельная работа, самооценка | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. | ||||||
35 | 31.10 | Литературное слушание. Произведения о природе. Э. Шим «Храбрый опенок». К. Бальмонт «Осень» Дополнительное чтение. А. Майков «Осень». | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр) | Текущий; литературный диктант | Использование разных видов чтения (поисковое). | Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | ||||||
36 | 11.11 | Обобщение по разделу. Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности | Итоговый; контрольная работа в тетради, работа с детскими книгами | | | | ||||||
«Снежок порхает, кружится» (18 ч) | |||||||||||||
37 | 12.11 | Произведения о зиме. З. Александрова «Зима». Дополнительное чтение (слушание) К. Ушинский «Проказы старухи-зимы» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; самостоятельная работа | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. | ||||||
38 | 13.11 | Научно-познавательные и художественные произведения о природе. С. Иванов «Каким бывает снег». Дополнительное чтение. С. Есенин «Пороша». | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | самооценка | Овладение техникой чтения вслух и про себя. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | ||||||
39. | 14.11 | Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу». | Развитие навыков чтения, читательских умений | Текущий; самостоятельная работа, взаимооценка | Использование разных видов чтения (выборочное). | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении их проблем. | Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | ||||||
40 | 18 | Литературное слушание. Сказки о природе. Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен». | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | Текущий; работа в парах | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. | ||||||
41. | 19 | Народные сказки. Русская сказка «Дети Деда Мороза». Дополнительное чтение. Немецкая сказка «Бабушка Метелица» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | Текущий, фронтальный, индивидуальный | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Способность к самоорганизован-ности. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | ||||||
42. | 20 | Рассказы и сказки о природе. М. Пришвин «Деревья в лесу». Дополнительное чтение. Е. Пермяк «Четыре брата» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||||||
43. | 21 | Стихотворения о зиме. И. Суриков «Детство». | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое и авторское отношение к прочитанному) | Текущий, взаимопроверка | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно. | Определение общей цели и путей ее достижения. | ||||||
44 45 | 25, 26 | Литературное слушание. Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка». | Восприятие художественного произведения, читательских умений | Текущий, самостоятельная работа | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | ||||||
46 47 | 27, 28 | Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». Дополнительное чтение. Японская сказка «Журавлиные перья». | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр) | Текущий; Самостоятельная работа, взаимопроверка | Формирование потребности в систематическом чтении. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||||||
48 49 | 2, 3 | Произведения о детях. Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | Развитие навыков чтения, читательских умений | Текущий; работа в парах, взаимооценка | Использование разных видов чтения (изучающее). | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | ||||||
50 | 4 | Рассказы о животных. В. Чаплина «Как белочка зимует». | Развитие навыков чтения, читательских умений | Текущий; взаимопроверка | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем. | Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета. | ||||||
51 | 5 | Рассказы и стихотворения о природе. И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» | Развитие навыков чтения и слушания произведения, читательских умений (выразительности чтения) | Текущий, фронтальный, индивидуальный, опросы | Использование разных видов чтения (поисковое). | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления. | ||||||
52 | 9 | Литературное слушание. Произведения для детей. В. Одоевский «Мороз Иванович» (в хрестоматии) | Развитие навыков чтения и слушания произведения, читательских | Текущий; работа | | | | ||||||
53. | 10 | Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича». | | | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||||||
54 | 11 | Комплексная контрольная работа | | | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||||||
Здравствуй, праздник новогодний (10 ч) | |||||||||||||
55 | 12 | Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков «В снегу стояла елочка». | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | . Текущий; работа в парах, взаимооценка | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | ||||||
56 | 16 | Литературное слушание. Сказки Х. К. Андерсена. Х.К.Андерсен «Ель» | Развитие речи учащихся, определение уровня начитанности, умения работать с произведениями | | | | | ||||||
57 58 | 17, 18 | Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Елка в тайге». | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. | Формирование ценностей многонационального российского общества. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | ||||||
59 | 19 | Стихотворения о Новом годе. С. Маршак «Декабрь». | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему) | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Овладение техникой чтения вслух и про себя. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. | ||||||
60 | 23 | Произведения о Новом годе. С. Городецкий «Новогодние приметы» | Выразительное чтение | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||||||
61 | 24 | Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | Проверка начитанности | тест. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||||||
62 | 25 | Стихи о природе. (урок-конкурс) Рубрика «Книжная полка» | | | | | | ||||||
63 | 26 | Книги о Новом годе для детей | Урок-конкурс | | | | | ||||||
64 | 26 | Здравствуй, праздник новогодний! | Урок-утренник | | | | | ||||||
О братьях наших меньших (12 ч) | |||||||||||||
65. | | Произведения о животных. Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение. К. Коровин «Баран, заяц и еж» | Развитие навыков чтения, читательских умений | Текущий; взаимопроверка | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учи-телем. | Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуни-кации. | ||||||
66. | | Разножанровые произведения о животных. К. Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки). Е. Благинина. «Голоса леса» Дополнительное чтение М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» | Развитие навыков читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Владение коммуникативными умениями. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. | ||||||
67 | | Рассказы и стихотворения о животных. М. Пришвин «Старый гриб». Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | ||||||
68. | | Рассказы о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Олененок». Пословицы, загадки, скороговорки. Дополнительное чтение (слушание) Е. Чарушин «Перепелка» | Развитие навыков читательских умений | Текущий; взаимопроверка | Формирование успешности обучения литературному чтению. | Формирование духовно-нравственных ценностей многонационального российского общества. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | ||||||
69 | 20.01 | Произведения о животных. В. Бианки «Еж-спаситель». Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка» | Развитие навыков чтения, читательских умений | Текущий; взаимопроверка | Формирование потребности в систематическом чтении. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Способность к Самоорганизован-ности. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||||||
70 | 21.01 | Присказки и сказки. М. Дудин «Тары-бары...». Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты» | Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Понимание роли чтения. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно. | Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | ||||||
71 | 22.01 | Литературное слушание. Произведения о животных К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение К. Паустовский «Барсучий нос» | Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой | Текущий, самостоятельная работа | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | ||||||
72 | 23.01 | Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение Африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену». | Развитие навыков чтения, читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями. | Умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятель-ности. | ||||||
73 | 27 | Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Дополнительное чтение Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» | Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с тетрадью, развитие читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование потребности в систематическом чтении. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | ||||||
74 | 28 | Авторские сказки. Мамин- Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Дополнительное чтение Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». | Развитие навыков чтения, читательских умений, умения работать с текстом | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (изучающее). | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | ||||||
75 | 29 | Народные сказки. Русская народная сказка «Белые перышки». | Развитие навыков чтения, читательских умений | Текущий, литературный диктант | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета. | ||||||
76 | 30 | Сказки о животных. Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | | | | | | ||||||
Зарубежные сказки (13 ч) | |||||||||||||
77 78 | 3 4 | Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение. Французская сказка «Волк, улитка и осы». | Развитие читательских навыков, умения работать с текстом | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||||||
79 80 | 5 6 | Сказки народов мира. Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать». | Развитие навыков чтения и читательских умений, умения выполнять задание | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата. | ||||||
81 82 | 10 11 | Сказки народов мира. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бaмсе». Дополнительное чтение. Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг». | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (выборочное). | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | ||||||
83 84 | 12 13 | Литературное слушание. Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты». | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развития речи учащихся | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Осознание значимости чтения для личного развития. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки. | ||||||
85 86 | 17 18 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развития речи учащихся | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями. | Умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки. | ||||||
87 | 19 | Зарубежные сказки | Повторение изученных сказок Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развития речи учащихся | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | ||||||
88 | 20 | Дорогами сказок. Рубрика «Книжная полка» | | | | | | ||||||
89 | 24 | Проверка уровня обученности. Рубрика «Проверь себя» | Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений | Тематический тест | | | | ||||||
Семья и я (15 ч) | |||||||||||||
90. | 25 | Произведения о семье. Л. Толстой «Лучше всех». | Развитие навыков чтения, развитие речи учащихся и их творческих способностей | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, самооценка | Понимание роли чтения. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. Способность к самоорганизованности. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. | ||||||
91. | 26 | Произведения фольклора о семье: пословицы, колыбельная песня. | Развитие навыков чтения, развитие речи учащихся и их творческих способностей | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | ||||||
92. | 27 | Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный». | Развитие навыков чтения, развитие речи учащихся и их творческих способностей | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (изучающее). | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | ||||||
93. | 3.03 | Рассказы о детях. Е. Пермяк «Случай с кошельком». А. Аксаков «Моя сестра». . | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимооценка | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении их проблем. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | ||||||
94 | 4 | Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | | | | ||||||
95 | 5 | Авторская колыбельная песня. А. Майков «Колыбельная песня». | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | | | | ||||||
96 | 6 | Литературное слушание. Произведения о семье. Л. Толстой «Отец и сыновья», Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях». | Развитие навыков чтения и читательских умений, умения работать с произведением | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||||||
97 | 10 | Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев «Дедушка». Л. Воронкова «Катин подарок», | Развитие навыков чтения и читательских умений, умения работать с произведением | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, самооценка | Формирование успешности обучения литературному чтению. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | ||||||
98 | 11 | Стихотворения о семье. Ю. Коринец «Март». А. Плещеев «Песня матери». | Развитие навыков чтения и читательских умений, умения работать с произведением | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (изучающее). | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Определение общей цели и путей ее достижения. | ||||||
99 | 12 | Сказки народов России. Татарская народная сказка «Три сестры» Дополнительное чтение. Р.н.с. «Белая уточка» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | | | | ||||||
100 | 13 | Литературное слушание. Произведения о семье. С. Михалков «А что у вас?» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | ||||||
101 | 17 | Стихотворения о семье. В. Солоухин. «Деревья» Дополнительное чтение. Б. Заходер «Сморчки» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (поисковое). | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||||||
102 | 18 | Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Становление гуманистических ценностных ориентаций. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | ||||||
103 | 19 | Произведения ко Дню Победы. С. Баруздин «Салют» Литературное слушание К. Курашкевич «Бессмертие» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | ||||||
104 | 20 | Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | Определение уровня начитанности учащихся, формирование основ читательской самостоятельно- | Итоговый тест | | | | ||||||
«Весна, весна красная!.. » (24 ч) | |||||||||||||
105. | 1.04 | Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная!». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | Развитие навыков чтения и творческих способностей | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Овладение техникой чтения вслух и про себя. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||||||
106 | 2.04 | Произведения о весне. А. Чехов «Весной». А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» Г. Скребицкий «Весна-художник». | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (выборочное). | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе, работе в парах. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||||||
107. | 3.04 | Литературное слушание. Произведения о природе. Н. Сладков «Снег и ветер». Дополнительное чтение Н. Сладков «Проталина» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | ||||||
108. | 7.04 | Разножанровые произведения о весне. С. Маршак «Весенняя песенка». Э. Шим «Чем пахнет весна». | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование первоначальных этических представлений. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | ||||||
109 | 8.04 | Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна!». Дополнительное чтение В. Маяковский «Тучкины штучки» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Готовность использовать полученную подготовку при итоговой диагностике. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. | ||||||
110 | 9.04 | Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Дополнительное чтение. М. Пришвин «Лесная капель» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки. | ||||||
111 | 10.04 | Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец». | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (изучающее). | Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. | ||||||
112 | 14 | Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки». Дополнительное чтение. Н. Сладков «Весенний разговор» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. | ||||||
113 | 15 | Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель». Дополнительное чтение. Н. Сладков « Ивовый пир» из цикла «Лесные шорохи» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (поисковое). | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Способность к самоорганизованности. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | ||||||
114 115 | 16 17.04 | Литературное слушание. Произведения фольклора. Песенка-закличка, загадка. | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Осознание значимости чтения для личного развития. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | ||||||
116 | 21 | Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок». Дополнительное чтение. П. Воронько «Журавли» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. | ||||||
117 | 22 | Разножанровые произведения о природе. В. Жуковский «Жаворонок» Дополнительное чтение. В. Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | | | | ||||||
118 | 23 | Разножанровые произведения о природе. О. Высоцкая «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луч». | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование успешности обучения литературному чтению. | Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | ||||||
119 | 24.04 | Литературное слушание. Произведения о родной природе. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение. Э. Шим «Муравейник» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | ||||||
120 | 28 | Рассказы и стихотворения о природе. Н. Сладков «Весенний гам» А. Барто «Воробей». | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||||||
121 | 29 | Произведения для детей. М. Пришвин. «Ребята и утята». | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование потребности в систематическом чтении. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | ||||||
122 | 30 | Литературное слушание. Сказки о животных. Б. Заходер «Птичья школа». Дополнительное чтение. М. Горький «Воробьишко» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Понимание роли чтения. | Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | | ||||||
123 | 5.05 | Произведения о природе. К. Ушинский «Утренние лучи». | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Определение общей цели и путей ее достижения. | ||||||
124 | 7.05 | Стихотворения о природе. А. Барто «Весна, весна на улице». Дополнительное чтение. Р. Сеф «Чудо». | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (поисковое). | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | ||||||
125 | 6.05 | Комплексная контрольная работа. |
| | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность к самоорганизован-ности. | Определение цели проверочной работы и путей ее достижения. | ||||||
126 | 8.05 | Книги о родной природе | Библиотечный урок | | | | | ||||||
127 | 12 | Обобщение. Рубрика «Проверь себя» | Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений | Тематический; контрольная работа | | | | ||||||
Волшебные сказки (8 ч) | |||||||||||||
128. | 13 | Литературное слушание. Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо чудное, диво дивное». | Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступков героев) | Тематический, фронтальный, индивидуальный опросы | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | ||||||
129. | 14 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка». | Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступков героев) | Тематический, фронтальный, индивидуальный опросы | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | ||||||
130 131 | 15 19 | Сказки А.С. Пушкина. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Дополнительное чтение. Индийская сказка «Золотая рыба». | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | Тематический, фронтальный, индивидуальный опросы. | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | ||||||
132 133 | 20 21 | Литературное слушание. Волшебные сказки. Ш. Перро «Кот в сапогах». Дополнительное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | Тематический, фронтальный, индивидуальный опросы. | Формирование потребности в систематическом чтении. | Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства для ее осуществления. | ||||||
134. | 22 | Обобщение. Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности | Итоговый; диагностические тесты и задание | Понимание роли чтения. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||||||
135. | 26 | Литературное слушание. Мир сказок и чудес. Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес» Летнее чтение.
| Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||||||
136 | 27, 28 29 | Резерв | | | | | |
Учебно-методическое обеспечение.
Учебники:
Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: - М.: Вентана-Граф, 2012.
Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь; - М.: Вентана-Граф, 2013
Дополнительная литература:
Электронный образовательный ресурс 1-4 класс Литературное чтение - М.: Вентана-Граф, 2011
Планируемые результаты обучения по предмету
К концу обучения во 2 классе ученик достигнет следующих результатов.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55 – 60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать свое мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;
читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение и работа с информацией»
Ученик научится:
находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
определять тему и главную мысль текста;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героя;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.