Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- ФГОС НОО утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15
- Приказ министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области» (с изменениями от 06.08.2015г. приказ № 01-21/1742)
Образовательная программа МОБУ «Подколкинская СОШ» (утверждёна приказом директора от 31.08.2015 № 116/2, с изменениями от 03.06.2016 приказ № 108, от 03.06.2016 № 109);
Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 31.08.2016 № 133);
Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от 31.08.2016 № 134);
Примерная программа по учебному предмету М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение». 2011 г. (учебно-методический комплект «Школа России»);
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией М.И.Моро, С.И.Волковой.
Состав УМК :
Учебник «Математика 3 класс» в 2-х частях
Рабочая тетрадь «Математика 3 класс» в 2-х частях
Электронное приложение к учебнику «Математика 3 класс»
Проверочные работы «Математика 3 класс»
Пособие «Контрольные работы 3 класс»
Пособие «Самостоятельные работы 3 класс»
Основными целями обучения предмета «Математика» в 3 классе являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Данная программа предусматривает обучение учащихся с ЗПР.
Описание места учебного предмета в учебном плане в 3 классе;
На обучение предмету «Математика»отводится 136 часов в год (4 часа в неделю).
Планируемые результаты учебного предмета
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся научатся:
- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений в 2–4 действия;
использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
определять время по часам с точностью до минуты;
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.)
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника;
понимать высказывания, содержащие логические связки (... и...; если...,то...;), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Обучение математике по программе «Школа России» представлено разделами:
1.«Числа и величины»,
2.«Арифметические действия»,
3.«Текстовые задачи»,
4.«Пространственные отношения.
5. «Геометрические фигуры»,
6.«Геометрические величины»,
7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
Содержание учебного предмета
3-й класс
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (продолжение) (8ч).
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел в пределах 100 (83ч).
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Числа от 1 до 1 000.
Нумерация (13ч)
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел (11ч).
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 1000 (13ч).
Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы алгебры.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи.
Тематическое планирование
Наименование раздела | Количество часов | Контрольных работ в разделе | Проектных работ в разделе | Виды деятельности |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 9 | 1 | | - учащиеся научаться выполнять сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток; - умение выполнять проверку сложения и вычитания на основе использования связи между компонентами и результатами этих действий; - читать и записывать простейшие числовые математические выражения; - читать и писать латинские буквы; - научаться решать уравнения; - сравнивать отрезки сначала на глаз, а затем – измерением; - обозначать фигуры буквами, решать задачи в два действия. |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 48 | 2 | 1 | - научаться решать простейшие задачи на умножения и деления (с использованием наглядности); - должны знать таблицу умножения и деления; - знать приемы умножения и деления с числом 10 и 1; |
Доли | 6 | 1 | | - научаться понимать связь между величинами: цена, количество и стоимость – и уметь решать простые задачи с этими величинами. |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 18 | 1 | | - научаться решать примеры на умножения и деления; - правила порядка действия в выражениях в два- три действиях ( со скобками и без них); |
Деление с остатком | 9 | 1 | | - решать задачи в одно- три действия; -делить с остатком. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация | 14 | 1 | | - использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду); |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 11 | 1 | | пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000; |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 17 | 1 | | осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 1000; осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений; использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений; |
График контрольных работ
№ | Тема | Дата план | Дата факт |
1 | Контрольная работа №1."Повторение: сложение и вычитание" | 13.09 | |
2 | Контрольная работа №2."Умножение и деление на 2 и 3" | 3.10 | |
3 | Контрольная работа №3."Табличное умножение и деление" | 26.10 | |
4 | Контрольная работа №4 (за полугодие) | 26.12 | |
5 | Контрольная работа №5."Решение уравнений" | 10.02 | |
6 | Контрольная работа №6."Деление с остатком" | 28.02 | |
7 | Контрольная работа №7."Нумерация в пределах 1000" | 21.03 | |
8 | Контрольная работа №8."Сложение и вычитание" | 19.04 | |
9 | Итоговая контрольная работа. | 29.05 | |