СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5 класс (Боголюбов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по обществознанию расчитана для учащихся 5 - ых классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5 класс (Боголюбов)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нурлатская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»


«Согласовано»


Руководитель ШМО

учителей естественных

и обществоведческих дисциплин


«Согласовано»


Заместитель

директора по УР МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»



«Утверждено»


Директор МБОУ

«Нурлатская СОШ ЗМР РТ»



______ /Валиуллина Р.А./


_______ /Бикбова И.М./


_______ /Зиннатуллин Р.Р./


Протокол №___


Приказ №___

«___» ___________ 20__ г.

«___» ___________ 20__ г.

«___» ___________ 20__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 5 а класса


Составила:

Абзалова Светлана Сергеевна,

учитель обществознания первой

квалификационной категории


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»

Протокол № ___

от «___» ___________ 20__ г.


2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основании:

- Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Закона «Об образовании РТ»

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897»;

- письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 19.08.2015 № исх-1055/15 «Методические рекомендации по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан»;

- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нурлатская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»;

- Учебного плана МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ» на 2017-2018 учебный год;

- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Положения о рабочей программе МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»; - Примерных программ, созданных на основе федерального государственного образовательного стандарта;

- Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных)

к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.



  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Обществознание".


Человек. Деятельность человека.

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

  • в модельных и реальных конкретными примерами группы потребностей человека;

  • приводить примеры основных видов деятельности человека;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • различать отдельные виды социальных норм;

  • характеризовать основные нормы морали;

  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • характеризовать специфику норм права;

  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

  • раскрывать сущность процесса социализации личности;

  • объяснять причины отклоняющегося поведения;

  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • различать уровни общего образования в России;

  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;

  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.


Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


  1. Содержание учебного предмета "Обществознание"

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Введение (1 ч)

1

Вводный урок.


Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроке и при подготовке домашнего задания.

Человек (5 ч)

2-3

Загадка человека.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Сравнивать свойства человека и животных.

4-5

Отрочество – особая пора жизни.

Описывать отрочество как особую пору жизни.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

6

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек»

Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создавать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков.

Семья (7 ч)

7-8

Семья и семейные отношения.

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

9-10

Семейное хозяйство.

Характеризовать совместный труд членов семьи.

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства.

11

Свободное время.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Характеризовать значимость здорового образа жизни.

12

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Семья»

Систематизировать и обобщить знания по теме «Семья». Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы. Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни.

Школа (7 ч)

13-14

Образование в жизни человека.

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования. Описывать систему школьного образования в нашей стране. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений.

15-16

Образование и самообразование.

Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

17-18

Одноклассники, сверстники, друзья.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

19

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Школа».

Систематизировать полученную в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Труд (5 ч)

20-21

Труд – основа жизни.

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

22-23

Труд и творчество.

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

24

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Труд».

Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества. Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров. Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи.

Родина (9 ч)

25-26

Наша Родина – Россия.

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Объяснять значение русского языка как государственного.

27-28

Государственные символы России.

Описывать основные гос. символы РФ. Знать текст гимна РФ.

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных гос. символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России

29-30

Гражданин России.

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

31-32

Мы – многонациональный народ.

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

33

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Родина».

Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения. Воспитывать уважение к государственным символам России, её государственному языку. Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определённой теме.

34

Повторительно-обобщающий урок по всему курсу.

Знать основные положения курса.

Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе.

Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности.

35

Итоговое повторение и итоговое обобщение.

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения. Способствовать к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году.













Календарно-тематическое планирование

Класс: 5а

Учитель: Абзалова С.С.

Количество часов: всего – 35, в неделю – 1

Плановых контрольных уроков – 1

Учебник: Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2015.


№ п/п

Тема

Количест во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Домаш-нее задание

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1.

Введение

1

Урок изучения нового материала

Понимает что такое общественные науки, обществознание, связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования

Уметь отличать общественные науки от других видов наук.

Различать способ и результат действия.

Контролировать действия партнера.

Усвоить назначение школьного предмета «Общес-твознание»

Стр. 5-8 учебника



Человек (5 ч)

2-3

Загадка человека.

2

Урок изучения нового материала





Комбини-рованный урок

Объяснять, как происходило развитие первобытного челове­ка в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окру­жающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.


Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интер­нета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство перво­бытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера.

Коммуникативные: допускают возмож­ность существования у людей различных

точек зрения, в том числе не совпадаю­щих с его собственной, и ориентируются

на позицию партнёра в общении и взаи­модействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; дейст­вуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Усвоить, что труд является основой развития человека, на­учиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процве­тания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлени­ям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жиз­ни и избегать вредных привычек

§ 1; задания рубрики «В классе и дома»,
с. 14–15, инд. задания.



4-5

Отрочество – особая пора жизни.

2

Урок изучения нового материала





Комбини-рованный урок

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Оценка своих учебных достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

Познавательные: воспроизводят по па­мяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует

знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существо­вание различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для реше­ния различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом воз­никших трудностей.

Отрочество - пора мечтаний. Самостоятельность- показатель взрослости.

§ 2; за­дания

рубрики

«В клас­се и до­ма»,

с. 21-22, инд. задания.




6

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок по разделу «Человек».

1

Урок –практи-кум

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении про­блемы.

Коммуникативные: проявляют актив­ность во взаимодействии для решения

коммуникативных и познавательных за­дач (задают вопросы, формулируют свои

затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и со­трудничество.

Воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду

Задания практи-кума, инд. задания.



Семья (7 ч)

7-8

Семья и семейные отношения.

2

Урок изучения нового материала





Комбини-рованный урок

Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовав­ших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конф­ликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя при­чины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; обменива­ются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выде­ляют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.

Воспитывать

любовь и уважение к старшему поколению, семье.

§ 3; за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», с. 32, инд. задания.



9-10

Семейное хозяйство.

2

Урок изучения нового материала





Комбини-рованный урок

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи се­мейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выпол­нять творческие задания по изученной теме

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники эконо­мии в домашнем хозяйстве, что дол­жен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяй­ства.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений:

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают дру­гое мнение и позицию, допускают суще­ствование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого материа­ла; принимают и сохраняют учебную задачу.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.


§ 4; за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



11

Свободное время.

1

Комбини-рованный урок

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губи­тельны для организма, а какие - по­лезны и ценны для развития и совер­шенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспи­тания и самоопределения.


Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Познавательные: устанавливают при­чинно- следственные связи и зависимости

между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменивают­ся мнениями, слушают друг друга, пони­мают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают дей­ствия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Воспитание умение правильно использовать свободное время.

§ 5; за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



12

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок по разделу «Семья».

1

Урок –практи-кум

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Составлять рассказы:

-учимся быть рачитель­ными хозяевами;

-учимся помогать семье;

-мы - семья, а это значит...

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении про­блемы.

Коммуникативные: проявляют актив­ность во взаимодействии для решения

коммуникативных и познавательных за­дач (задают вопросы, формулируют свои

затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и со­трудничество.

Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи

Задания практи-кума, инд. задания.



Школа (7 ч)

13-14

Образование в жизни человека.

2

Урок изучения нового материала




Комбини-рованный урок

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предо­ставляет образование

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется цен­ность и важность образования человека при приеме на рабо­ту, повышении в должности. Использовать элементы причинно следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и воз­можностью человека реализовать себя в профессии в буду­щем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Образование и самообразование. Учё­ба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться


§ 6; вопросы, за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



15-16

Образование и самообразо-вание

2

Урок изучения нового материала




Комбини-рованный урок

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­являть позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получа­емых в школе знаний

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Воспитание ответственности, умение учиться

§ 7; вопросы, за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



17-18

Однокласс-ники, сверстники, друзья.

2

Урок изучения нового материала




Комбини-рованный урок

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской под­держки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассника­ми и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо­

дели и схемы для решения познаватель­ных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои дейст­вия в соответствии с поставленной зада­чей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Воспитание дружеских отношений младших подростков с од­ноклассниками, сверстниками, друзьями.


§8; вопросы, за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



19

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок по разделу «Школа».

1

Урок –практи-кум

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Контроль и оценка

деятельности.

Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; проявляют

активность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных и познавательных

задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия


Воспитание ответственности, умение учиться

Задания практи-кума, инд. задания.



Труд (5 ч)

20-21

Труд – основа жизни.

2

Урок изучения нового материала




Комбини-рованный урок

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человек

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы реше­ния задач.

Коммуникативные: допускают возмож­ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на пози­цию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность проме­жуточных целей с учётом конечного ре­зультата; составляют план и последова­тельность действий.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде




§ 9; вопросы, за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



22-23

Труд и творчество.

2

Урок изучения нового материала




Комбини-рованный урок

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений из­вестных мастеров


Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера.

Познавательные: самостоятельно со­здают алгоритмы деятельности при ре­шении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации раз­личных позиций в сотрудничестве; фор­мулируют собственное мнение и пози­цию.

Регулятивные: учитывают установлен­ные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаго­вый контроль.

Творческий труд. Творчество в искусстве


§ 10; вопросы, за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



24

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок по разделу «Труд».

1

Урок –практи-кум

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проб-лемных заданий с использованием учеб. литературы.

Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллектив­ном обсуждении проблем; проявляют актив­ность во взаимодействии для решения ком­муникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

Задания практикума, инд. задания.



Родина (9 ч)

25-26

Наша Родина – Россия.

2

Урок изучения нового материала




Комбини-рованный урок

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.


Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кино­фильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — чле­нах своей семьи.

Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы реше­ния задач.

Коммуникативные: допускают возмож­ность существования у людей различных

точек зрения, в том числе не совпадаю­щих с его собственной, и ориентируются

на позицию партнёра в общении и взаи­модействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность проме­жуточных целей с учётом конечного ре­зультата; составляют план и последова­тельность действий.

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

§ 11; вопросы, за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



27-28

Государст

венные символы России.

Государст-венные символы Республики Татарстан

2

Урок изучения нового материала




Комбини-рованный урок

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ, РТ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими здания­ми он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные за­коны о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение сол­дат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных симво­лах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О националь­ном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государст­венного гимна России и Республики Татарстан. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнова­ний исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны.

Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; проявляют

активность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Воспитывать уважение к государственным символам Рос­сии, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

§ 12; вопросы, за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



29-30

Гражданин России.

2

Урок изучения нового материала




Комбини-рованный урок

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения граждан­ских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товари­щей, родителей и других людей.

Воспитывать уважение к своему народу и чувство едине­ния с ним, ощущать себя россиянином.

§ 13; вопросы, за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



31-32

Мы – многона-

циональ-ный народ.

2

Урок изучения нового материала




Комбини-рованный урок

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении про­блемы.

Коммуникативные: проявляют актив­ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных за­дач (задают вопросы, формулируют свои

затруднения; предлагают помощь и со­трудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Воспитывать толе­рантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

§ 14; вопросы, за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», инд. задания.



33

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок по разделу «Родина».

1

Урок –практи-кум

Характеризовать Россию как многонациональное государство.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям событиям, происходящим в нашей стране.


Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Воспитывать толе­рантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

Задания практикума, инд. задания.



34

Повторите-льно-обобщаю-щий урок по всему курсу.

1

Контроль

ный урок

Знать основные положения курса.

Уметь: - анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновы­вать известные; - работать с текстом учебни­ка, выделять главное.

Ис­пользовать ранее изученный материал для решения по­знавательных задач, тестовых вопросов.

Воспитание гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.

Инд. задания



35

Итоговое повторение и обобщение.

1

Урок повторе-

ния и обобще-

ния знаний.

Уметь: - анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновы­вать известные; - работать с текстом учебни­ка, выделять главное.

Ис­пользовать ранее изученный материал для решения по­знавательных задач.

Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Воспитание гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.

Инд. задания

























Приложение


Учебно-методическое, информационное обеспечение учебного процесса.

Учебник, дополнительная литература, электронные пособия, интернет-ресурсы.

УМК

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2015.

  2. Митькин А. С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. ФГОС К учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание 5 класс». - М.: Экзамен, 2015.

  3. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобраз. организаций. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

  1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2013.

  2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2014.

  3. Обществознание. 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. – Волгоград: Учитель, 2014.

  4. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2013.

  5. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.

  6. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Пчелов Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2009.

  8. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2010.


Оборудование и приборы:

  1. Таблицы по темам

  2. Компьютер, проектор

Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgosHYPERLINK "http://fgos.isiorao.ru/".isiorao.ru educom.ru

Образовательные сайты:

Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru

Рубрикон. http://www.rubricon.ru/

Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/

Lib.ru Библиотека Максима Мошкова

Цифровые образовательные ресурсы:

httpHYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"://HYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.rsnet.ru/".HYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"rsnetHYPERLINK "http://www.rsnet.ru/".HYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"ruHYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

httpHYPERLINK "http://www.president.kremlin.ru/"://HYPERLINK "http://www.president.kremlin.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.president.kremlin.ru/".HYPERLINK "http://www.president.kremlin.ru/"presidentHYPERLINK "http://www.president.kremlin.ru/".HYPERLINK "http://www.president.kremlin.ru/"kremlinHYPERLINK "http://www.president.kremlin.ru/".HYPERLINK "http://www.president.kremlin.ru/"ruHYPERLINK "http://www.president.kremlin.ru/"/ — Президент Российской Федерации.

httpHYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"://HYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.rsnet.ru/".HYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"rsnetHYPERLINK "http://www.rsnet.ru/".HYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"ruHYPERLINK "http://www.rsnet.ru/"/ — Судебная власть Российской Федерации.

httpHYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"://HYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"wwwHYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf".HYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"jurizdatHYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf".HYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"ruHYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"/HYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"editionsHYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"/HYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"officialHYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"/HYPERLINK "http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf"lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

httpHYPERLINK "http://www.socionet.ru/"://HYPERLINK "http://www.socionet.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.socionet.ru/".HYPERLINK "http://www.socionet.ru/"socionetHYPERLINK "http://www.socionet.ru/".HYPERLINK "http://www.socionet.ru/"ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

httpHYPERLINK "http://www.ifap.ru/"://HYPERLINK "http://www.ifap.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ifap.ru/".HYPERLINK "http://www.ifap.ru/"ifapHYPERLINK "http://www.ifap.ru/".HYPERLINK "http://www.ifap.ru/"ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом.

http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://www.fipi.ru - ФИПИ

http://school-collection.edu.ru/catalog/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предметам и классам– планирования, методические материалы, энциклопедия «Кругосвет»

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

http://rosolymp.ru/ - Всеросс. Олимпиада школьников

http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

http: //wwwHYPERLINK "http://www.gks.ru/".HYPERLINK "http://www.gks.ru/"gksHYPERLINK "http://www.gks.ru/".HYPERLINK "http://www.gks.ru/"ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

httpHYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"://HYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"wwwHYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm".HYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"allengHYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm".HYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"ruHYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"/HYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"eduHYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"/HYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"socialHYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"2.HYPERLINK "http://www.alleng.ru/edu/social2.htm"htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. httpHYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"://HYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"wwwHYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social".HYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"subscribeHYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social".HYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"ruHYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"/HYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"catalogHYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"/HYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"economicsHYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social".HYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"educationHYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social".HYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"eidosHYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"6HYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). httpHYPERLINK "http://www.lenta.ru/"://HYPERLINK "http://www.lenta.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.lenta.ru/".HYPERLINK "http://www.lenta.ru/"lentaHYPERLINK "http://www.lenta.ru/".HYPERLINK "http://www.lenta.ru/"ru — актуальные новости общественной жизни.

httpHYPERLINK "http://www.fom.ru/"://HYPERLINK "http://www.fom.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.fom.ru/".HYPERLINK "http://www.fom.ru/"fomHYPERLINK "http://www.fom.ru/".HYPERLINK "http://www.fom.ru/"ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).

httpHYPERLINK "http://www.ecsocman.edu.ru/"://HYPERLINK "http://www.ecsocman.edu.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ecsocman.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.ecsocman.edu.ru/"ecsocmanHYPERLINK "http://www.ecsocman.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.ecsocman.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://www.ecsocman.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.ecsocman.edu.ru/"ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. httpHYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"://HYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"wwwHYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html".HYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"ugHYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html".HYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"ruHYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"/HYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"ugHYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"_HYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"prilHYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"/HYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"gvHYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"_HYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"indexHYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html".HYPERLINK "http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html"html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

httpHYPERLINK "http://www.be.economicus.ru/"://HYPERLINK "http://www.be.economicus.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.be.economicus.ru/".HYPERLINK "http://www.be.economicus.ru/"beHYPERLINK "http://www.be.economicus.ru/".HYPERLINK "http://www.be.economicus.ru/"economicusHYPERLINK "http://www.be.economicus.ru/".HYPERLINK "http://www.be.economicus.ru/"ru — Основы экономики. Вводный курс.

http://wwwHYPERLINK "http://www.cebe.sib.ru/".HYPERLINK "http://www.cebe.sib.ru/"cebeHYPERLINK "http://www.cebe.sib.ru/".HYPERLINK "http://www.cebe.sib.ru/"sibHYPERLINK "http://www.cebe.sib.ru/".HYPERLINK "http://www.cebe.sib.ru/"ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. httpHYPERLINK "http://www.mba-start.ru/"://HYPERLINK "http://www.mba-start.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.mba-start.ru/".HYPERLINK "http://www.mba-start.ru/"mbaHYPERLINK "http://www.mba-start.ru/"-HYPERLINK "http://www.mba-start.ru/"startHYPERLINK "http://www.mba-start.ru/".HYPERLINK "http://www.mba-start.ru/"ruHYPERLINK "http://www.mba-start.ru/"/ — Бизнес-образование без границ.

httpHYPERLINK "http://www.businessvoc.ru/"://HYPERLINK "http://www.businessvoc.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.businessvoc.ru/".HYPERLINK "http://www.businessvoc.ru/"businessvocHYPERLINK "http://www.businessvoc.ru/".HYPERLINK "http://www.businessvoc.ru/"ru — Бизнес-словарь.

httpHYPERLINK "http://www.hpo.opg/"://HYPERLINK "http://www.hpo.opg/"wwwHYPERLINK "http://www.hpo.opg/".HYPERLINK "http://www.hpo.opg/"hpoHYPERLINK "http://www.hpo.opg/".HYPERLINK "http://www.hpo.opg/"opg — Права человека в России.

httpHYPERLINK "http://www.uznay-prezidenta.ru/"://HYPERLINK "http://www.uznay-prezidenta.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.uznay-prezidenta.ru/".HYPERLINK "http://www.uznay-prezidenta.ru/"uznayHYPERLINK "http://www.uznay-prezidenta.ru/"-HYPERLINK "http://www.uznay-prezidenta.ru/"prezidentaHYPERLINK "http://www.uznay-prezidenta.ru/".HYPERLINK "http://www.uznay-prezidenta.ru/"ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

httpHYPERLINK "http://www.mshr-ngo.ru/"://HYPERLINK "http://www.mshr-ngo.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.mshr-ngo.ru/".HYPERLINK "http://www.mshr-ngo.ru/"mshrHYPERLINK "http://www.mshr-ngo.ru/"-HYPERLINK "http://www.mshr-ngo.ru/"ngoHYPERLINK "http://www.mshr-ngo.ru/".HYPERLINK "http://www.mshr-ngo.ru/"ru — Московская школа прав человека.

httpHYPERLINK "http://www.ombudsman.gov.ru/"://HYPERLINK "http://www.ombudsman.gov.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ombudsman.gov.ru/".HYPERLINK "http://www.ombudsman.gov.ru/"ombudsmanHYPERLINK "http://www.ombudsman.gov.ru/".HYPERLINK "http://www.ombudsman.gov.ru/"govHYPERLINK "http://www.ombudsman.gov.ru/".HYPERLINK "http://www.ombudsman.gov.ru/"ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. httpHYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"://HYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"wwwHYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm".HYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"pedagogHYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"-HYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"clubHYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm".HYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"narodHYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm".HYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"ruHYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"/HYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"declarationHYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"2001.HYPERLINK "http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm"htm — Декларация прав школьника.

nttp://wwwHYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/".HYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/"schoolHYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/"-HYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/"sectorHYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/".HYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/"relarnHYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/".HYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/"ruHYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/"/HYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/"pravaHYPERLINK "http://www.school-sector.relarn.ru/prava/"/ — Права и дети в Интернете.

httpHYPERLINK "http://www.chelt.ru/"://HYPERLINK "http://www.chelt.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.chelt.ru/".HYPERLINK "http://www.chelt.ru/"cheltHYPERLINK "http://www.chelt.ru/".HYPERLINK "http://www.chelt.ru/"ru — журнал «Человек и труд».

httpHYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"://HYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"wwwHYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm".HYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"oragsHYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm".HYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"narodHYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm".HYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"ruHYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"/HYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"manualsHYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"/HYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"PfilHYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"_HYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"NikHYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"/23.HYPERLINK "http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm"htm — Духовная жизнь общества.

http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.

httpHYPERLINK "http://www.russianculture.ru/"://HYPERLINK "http://www.russianculture.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.russianculture.ru/".HYPERLINK "http://www.russianculture.ru/"russiancultureHYPERLINK "http://www.russianculture.ru/".HYPERLINK "http://www.russianculture.ru/"ruHYPERLINK "http://www.russianculture.ru/"/ — Культура России.

httpHYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml"://HYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml"wwwHYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml".HYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml"ecolifeHYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml".HYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml"ruHYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml"/HYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml"indexHYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml".HYPERLINK "http://www.ecolife.ru/index.shtml"shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал. httpHYPERLINK "http://www.ecosysterna.ru/"://HYPERLINK "http://www.ecosysterna.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ecosysterna.ru/".HYPERLINK "http://www.ecosysterna.ru/"ecosysternaHYPERLINK "http://www.ecosysterna.ru/".HYPERLINK "http://www.ecosysterna.ru/"ruHYPERLINK "http://www.ecosysterna.ru/"/ — Экологический центр «Экосистема».

httpHYPERLINK "http://www.priroda.ru/"://HYPERLINK "http://www.priroda.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.priroda.ru/".HYPERLINK "http://www.priroda.ru/"prirodaHYPERLINK "http://www.priroda.ru/".HYPERLINK "http://www.priroda.ru/"ruHYPERLINK "http://www.priroda.ru/"/ — Национальный портал «Природа России».

httpHYPERLINK "http://www.fw.ru/"://HYPERLINK "http://www.fw.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.fw.ru/".HYPERLINK "http://www.fw.ru/"fwHYPERLINK "http://www.fw.ru/".HYPERLINK "http://www.fw.ru/"ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

http: //wwwHYPERLINK "http://www.glossary.ru/".HYPERLINK "http://www.glossary.ru/"glossaryHYPERLINK "http://www.glossary.ru/".HYPERLINK "http://www.glossary.ru/"ruHYPERLINK "http://www.glossary.ru/"/ — Глоссарий по социальным наукам.

httpHYPERLINK "http://www.ihtik.lib/"://HYPERLINK "http://www.ihtik.lib/"wwwHYPERLINK "http://www.ihtik.lib/".HYPERLINK "http://www.ihtik.lib/"ihtikHYPERLINK "http://www.ihtik.lib/".HYPERLINK "http://www.ihtik.lib/"lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

http://lesson-history.narod.ru - Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова Научно-образовательные ресурсы Интернет.