СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Биология" 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), основной образовательной программы школы,за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010. Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования»);

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Биология" 9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), основной образовательной программы школы,за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010. Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования»);

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс . – М.: Дрофа, 2009 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 клас­сах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (68 часов в год). 

На основании примерных программ Минобразования РФ, содержащих требования к мини­мальному объему содержания учебного материала по биологии в 9 классах, в нем реализуется базисный уровень.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биоло­гии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» В. В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.

Принципы отбора материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными осо­бенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории..

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Главной целью основного общего образования является формирование у учащихся цело­стного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и спо­собах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллек­тивной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнооб­разия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержа­нии календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоя­щее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологиче­ской науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлек­сивной деятельности;

.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки выпускников: В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов Брянской области..

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (9 класс)
70 ч/год (2 ч/нед.)

Введение. Биология в системе наук (2 ч)

      Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. 
      Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Глава 1. Молекулярный уровень (6 часов).

Уровни организации живой материи. Биополимеры, их особенности строения, функции , роли в живых организмах, примеры биополимеров. Углеводы. Белки. Липиды. Биологические катализаторы. АТФ. Витамины. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.

Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи»



Глава 2. Клеточный уровень (13 часов)

           Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. 
      Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. 
      Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ, энергии в клетке. Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка». 
      

Лабораторные работы: 
«Рассматривание клеток расте­ний и живот­ных под микро­скопом»

«Расщепление пероксида водорода с помощью фер­ментов, содер­жащихся в жи­вых клетках»

Глава 3. Организменный уровень

(14 часов)

 Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Биогенетический закон. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. 
      Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

      Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. 
      Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. 
      Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. 
      Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. 
      Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. 

Демонстрации:

модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы: 
     
• Изучение изменчивости у растений и животных. 
      • Изучение фенотипов растений. 
      Практическая работа: 
     
• Решение генетических задач.

      Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. 
      Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. 

Глава 4. Популяционно-видовой уровень (3 час)

Вид. Критерии вида. Биологическая классификация. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.

Лабораторная работа № 5«Изучение морфологического критерия вида»

Глава 5. Экосистемный уровень (5 час)

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Глава 6. Биосферный уровень (5 час)
      Среды жизни. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живых организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России. 
      Практические работы: 
     
• Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе. 
      • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 
      • Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме. 
      • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы. 
      Экскурсия: 
      
• Среда жизни и ее обитатели.

Глава 7. Основы учения об эволюции (10 часов)

      Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. 
   Факторы эволюции и их характеристика. Движущие силы и результаты эволюции
      Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. 
      Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. 
      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. 
      Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. 
      Лабораторная работа: 
      
• Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

      Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. 
      Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 час)

      Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. 
      Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов. 
      Экскурсия: 
      
• История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).

Тематическое планирование 9 класс


урока

п/п

Наименование раздела,

тема урока

Ко-во

часов

Дата

п

ф


І. Введение

2



1

Биология как наука о жизни.

1



2

Методы исследования в биологии.

1



3

Сущность жизни и свойства живого.

1




ІІ. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень

6



1

Молекулярный уровень: общая характеристика. Лабораторная работа № 1. Устройство лупы и светового микроскопа и приёмы работы с ними

1



2

Углеводы. Липиды.

1



3

Состав и строение белков. Функции белков.

1



4

Нуклеиновые кислоты.

1



5

АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы.

1



6

Урок – лекция на тему: «Вирусы».

1




ІІІ. Клеточный уровень

13



1

Основные положения клеточной теории. Самостоятельная работа по теме: «молекулярный уровень».

1



2

Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана.

1



3

Строение ядра и функции.

1



4

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1



5

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1



6

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. №1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

1



7

Контрольная работа за І четверть по теме: «Молекулярный и клеточный уровни».

1



8

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.

1



9

Автотрофы, гетеротрофы. Питание клетки.

1



10

Фотосинтез и хемосинтез.

1



11

Синтез белков в клетке.

1



12

Общие понятия о делении клетки. Митоз. Мейоз.

1



13

Урок-семинар на тему: «Клеточный уровень».

1




IV. Организменный уровень

14



1

2

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.

2



3

Оплодотворение. Индивидуальное размножение организмов. Биогенетический закон.

1



4

Закономерности наследования признаков, установление Г. Менделем: моногибридное скрещивание.

1



5

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1



6

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1



7

Сцепленное наследование признаков Т. Моргана. Перекрест.

1



8

Взаимодействие генов.

1



9

Генетика пола. Сцепленное с полов наследование.

1



10

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. №2. Выявление изменчивости организмов

1



11

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

1



12

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

1



13

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1



14

Урок-зачет по теме: «Организменный уровень» или Контрольная работа за ІІ четверть.

1




V. Популяционно-видовой уровень

3



1

Вид и его критерии. Структура вида. №3. Изучение морфологического критерия вида

1



2

Популяция – форма существования вида.

1



3

Биологическая классификация.

1




VI. Экосистемный уровень

5



1

Сообщество, экосистема, биоценоз.

1



2

Состав и структура сообщества. Цепи питания.

1



3

Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе.

1



4

Продуктивность сообщества.

1



5

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия.

1




VII. Биосферный уровень

5



1

Биосфера и её структура, свойства, закономерности, среды жизни.

1



2

Средообразующая деятельность организмов.

1



3

Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

1



4

Урок-семинар по темам: «Экосистемный и биосферный уровни».

1



5

Контрольная работа за ІІІ четверть по темам: «Популяционно-видовой уровень».

1




VIII. Эволюция органического мира

10



1

Основные положения развития эволюционного учения Ч. Дарвина.

1



2

Движущие силы эволюции: изменчивость организмов.

1



3

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

1



4

Борьба за существование и естественный отбор.

2



5

Формы естественного отбора.

1



6

Изолирующие механизмы.

1



7

Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

1



8

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

1



9

Экскурсия а природу по теме: «Причины многообразия видов в природе».

1




IX. Возникновение и развитие жизни на Земле

10



1

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

2



2

Краткая история развития органического мира. Гипотеза Опарина-Холдейна.

1



3

Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

1



4

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.

1



5

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

1



6

Развитие жизни в мезозое. №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции

1



7

Развитие жизни в кайнозое.

1



8

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.

1



9

Контрольная итоговая работа за год.

1












I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год


Количество работ

Количество работ

Количество работ

Количество работ

Количество работ

Лабораторная работа

1

2

1

4

Контрольная работа

1

1

1

1

4

Экскурсия

1

1

Практическая работа