Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чернецовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Чернецовской СОШ Приказ от ______________№ _____ __________________Дмитриев А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(адаптированная с коррекционно – обучающей направленностью)
основное общее образование 7 класс
количество часов 170
учитель Курносова Наталья Николаевна
Программа составлена с использованием материалов ФГОС, на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект» (М.: Просвещение, 2011г.) и в соответствии с «Рабочей программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2011г.)
Планируемые результаты освоения программы
(личностные, предметные, познавательные, метапредметные )
Познавательные:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
Практические:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Межпредметные связи.
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм и т.д. связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.д.).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (контраст, изобразительное слово); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
III.Требования к уровню усвоения предмета.
I. Учащиеся должны знать:
- определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть умениями и навыками:
— производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
— составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
II.Содержание тем учебного курса.
1 Ведение. Русский язык как развивающееся явление
2. Повторение изученного в 5-6 классах
I. Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография.
II. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
3.Морфология и орфография. Культура речи
Причастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесенá, принесенó, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного виды и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Наречие
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Служебные части речи. Культура речи
Предлог I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и разделительные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
4. Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах
I.Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. синтаксис. Пунктуация.
II. Текст. Стили речи.
Формы организации учебного процесса по предмету.
Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Наряду с традиционным уроком применяются и другие формы учебных занятий: урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, тесты.
Основные виды учебной деятельности: -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных текстов и др.);
-создание собственных письменных текстов;
- составление опорных схем и таблиц;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Календарно-тематическое планирование ( 7 класс )
2017 – 2018 уч. год
№ | Дата |
Тема урока |
1 | 2 | 3 |
1 | | Русский язык как развивающееся явление |
2 |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (15 часов) Синтаксис и пунктуация |
3, 4 | | Синтаксис и пунктуация |
5 | | Лексика и фразеология |
6 | | Фонетика и орфография |
7 | | Фонетика и орфография |
8 | | Словообразование и орфография |
9 | | Словообразование и орфография |
10 | | Морфология и орфография |
11, 12 | | Морфология и орфография |
13 | | Входной контроль. Контрольный диктант |
14 | | Анализ контрольного диктанта |
15 | | Текст |
16 | | Стили литературного языка |
17 | | МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (138 часов) Причастие (31 час) Причастие как часть речи |
18 | | Публицистический стиль |
19 | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
20 | | Причастный оборот |
21 | | Выделение причастного оборота запятыми |
22 | | Описание внешности человека |
23 | | Действительные и страдательные причастия |
24 | | Краткие и полные страдательные причастия |
25 | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит.причастий наст.времени |
26 | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит.причастий наст.времени |
27, 28 | | Изложение |
29 | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател.причастий наст.времени |
30 | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател.причастий наст. времени |
31 | | Страдательные причастия прошедшего времени |
32 | | Гласные перед Н в полных и кратких страдател. причастиях |
33 | | Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател. |
34 | | Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател. |
35 | | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательн.причастий и в кратких отглагольных прилагател. |
36, 37 | | Выборочное изложение |
38 | | Морфологический разбор причастия |
39 | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
40 | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
41 | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. прич. прош.вр. |
42, 43 | | Сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы» |
44 | | Повторение и обобщение изученного о причастии |
45 | | Контрольный диктант по теме «Причастие» |
46 | | Анализ контрольного диктанта |
47 | | ДЕЕПРИЧАСТИЕ (12 часов) Деепричастие как часть речи |
48 | | Деепричаст.оборот. Запятые при деепричастном обороте |
49 | | Деепричаст. оборот. Запятые при деепричастном обороте |
50 | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями |
51 | | Деепричастия совершенного несовершен. вида |
52 | | Морфологический разбор деепричастия |
53, 54 | | Повторение и обобщение изученного о деепричастии |
55 56 | | Рассказ на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц |
57, 58 | | Повторение и обобщение изученного о деепричастии |
59 | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» |
60 | | Анализ контрольного диктанта |
61 | | НАРЕЧИЕ (35 часов) Наречие как часть речи |
62 | | Смысловые группы наречий |
63 | | Смысловые группы наречий |
64 | | Степени сравнения наречий |
65 | | Морфологический разбор наречия |
66, 67 | | Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» |
68 | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е |
69 | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е |
70 | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицател. наречий |
71 | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий |
72 | | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е |
73 | | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е |
74 | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий |
75 | | Промежуточный контроль. Контрольный диктант |
76 | | Буквы О и А на конце наречий |
77, 78 | | Изложение с элементами сочинения |
79 | | Дефис между частями слова в наречиях |
80, 81 | | Дефис между частями слова в наречиях |
82 | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован-ных от сущ-х и количеств.числительных |
83 | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-х и количеств.числительных |
84 | | Мягкий знак после шипящих |
85, 86 | | Описание действий человека |
87,88, 89 | | Повторение и обобщение изученного о наречии |
90 | | Контрольный диктант по теме «Наречие» |
91 | | Анализ контрольного диктанта |
92 | | КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (7 часов) Категория состояния как часть речи |
93 | | Категория состояния как часть речи |
94 | | Морфологический разбор категории состояния |
95, 96 | | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») |
97 | | Повторение и обобщение изученного о категории состояния |
98 | | Сочинение на лингвистическую тему |
99 | | СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Самостоятельные и служебные части речи |
100 | | ПРЕДЛОГ (12 часов) Предлог как часть речи |
101 | | Употребление предлогов |
102 | | Непроизводные и производные предлоги |
103 | | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога |
104, 105 | | Репортаж на основе увиденного на картине по данному началу |
106 | | Слитное и раздельное написание производных предлогов |
107, 108 | | Слитное и раздельное написание производных предлогов |
109, 110 | | Повторение и обобщение изученного о предлоге |
111 | | Контрольный диктант по теме «Предлог» |
112 | | Анализ контрольного диктанта |
113 | | СОЮЗ (16 часов) Союз как часть речи |
114 | | Простые и составные союзы |
115 | | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
116 | | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
117 | | Сочинительные союзы |
118 | | Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении |
119 | | Сочинительные союзы |
120 | | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза |
121, 122 | | Сочинение-рассуждение |
123 | | Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы |
124 | | Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы |
125 | | Повторение и обобщение изученного о союзе |
126, 127 | | Зачет по теме «Союз» |
128, 129 | | Контрольное изложение |
130 | | Итоговый контроль. Контрольный диктант |
131 | | ЧАСТИЦА (20 часов) Частица как часть речи |
132 | | Формообразующие частицы |
133 | | Смысловые частицы |
134, 135 | | Смысловые частицы |
136 | | Раздельное и дефисное написание частиц |
137 | | Морфологический разбор частицы |
138 | | Отрицательные частицы НЕ и НИ |
139 | | Отрицательные частицы НЕ и НИ |
140 | | Различение НЕ и НИ |
141 | | Различение НЕ и НИ |
142 | | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- |
143 | | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Чернецовской СОШ Головченко В.Г.___________ от____________2016 года Дата_____________________
№____ Руководитель МС:
__________/Головченко В.Г./